Потолочные начисления

№50(800) 16 – 22 декабря 2016 г. 14 Декабря 2016 4.9

Правительство не смогло решить проблему начисления платежей за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных средствами учета теплоэнергии.

Тушение пожара

Кабмин 30 ноября принял постановление № 865 «Об особенностях начисления платы за предоставленную услугу по централизованному отоплению населению в случае отсутствия в квартире (доме усадебного типа) и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии в отопительный сезон 2016/17 года».

Постановлением, в частности, установлено, что при отсутствии в квартире и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии требования пунктов 21, 40—48 «Правил предоставления услуг по централизованному отоплению...» (утвержденных постановлением КМ от 21.07.2005 г. №630) при начислении платы за оказанную услугу по централизованному отоплению для населения не применяются.

Начисление же платы осуществляется на основании средневзвешенных для соответствующего населенного пункта показателей потребления теплоэнергии текущего расчетного периода, выставленных потребителям согласно показаниям домовых средств учета тепловой энергии. При этом средневзвешенное для соответствующего данного пункта потребление тепловой энергии на отопление 1 кв. м отапливаемой площади определяется как соотношение общего объема потребления тепловой энергии домовыми средствами учета теплоэнергии и соответствующей общей отапливаемой площади квартир, расположенных в многоквартирном доме, оборудованном домовыми средствами учета теплоэнергии.

Кроме того, установлено, что при отсутствии ранее установленных домовых средств учета тепловой энергии, а также их неисправности плата за оказанную услугу по централизованному отоплению насчитывается согласно среднемесячным показателям домовых средств учета за предыдущий отопительный период.

Согласно постановлению, особенности начисления платы за оказанную услугу по централизованному отоплению населению в случае отсутствия в квартире и на вводах в многоквартирный дом средств учета теплоэнергии применяются в тех населенных пунктах, где показатель оснащенности жилого фонда средствами учета теплоэнергии — не менее 50%.

При этом в населенных пунктах с уровнем оснащенности жилого фонда приборами учета менее 50% при отсутствии в квартире и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии начисление платы за предоставленные услуги по централизованному отоплению будет осуществляться в соответствии с вышеуказанными «Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению...» с безусловным соблюдением требований пунктов 40—48 «Правил». В частности, при расчете фактической расчетной нормы расхода теплоэнергии на отопление 1 кв. м отапливаемой площади жилых домов будет и далее применяться средняя расчетная температура наружного воздуха для определенного населенного пункта, которая учтена в установленных тарифах на услугу по централизованному отоплению в соответствующем месяце, и средняя фактическая температура наружного воздуха расчетного периода для этого населенного пункта в данном месяце.

Премьер-министр Владимир Гройсман, открывая заседание Кабмина 30 ноября, анонсировал принятие вышеуказанного постановления. «Что мы видим: там, где есть счетчики, — там платят честно, — сказал он. — Но там, где нет счетчиков, могут быть дельцы, которые нагревают руки грязные на начислениях. И сегодня мы принимаем решение: для всех городов начислять оплату по счетчикам. Для всех. Если в домах нет счетчиков, то, пожалуйста, в городе есть счетчики? Берите среднее по этим счетчикам на квадратный метр и начисляйте тем домам, в которых нет счетчиков. Это будет означать единственное — что средние начисления будут абсолютно объективными».

Вечером в эфире телеканала «112 Украина» премьер-министр прокомментировал решение КМ о новом алгоритме формирования счетов за отопление в домах без счетчиков следующим образом: «Это не позволит никому злоупотреблять, так как с потолка по норме начислять — это всегда огромная проблема. Поэтому мы здесь поставили преграду, которую будет трудно обойти. Сейчас мы защитили тех, у кого нет счетчиков, чтобы им не завышали по норме».

Поиск виновных

В середине ноября значительная часть граждан получила платежки за услуги централизованного отопления, суммы которых повергли их в шок. Особенно с учетом того, что речь шла о потреблении теплоэнергии всего лишь за две последние недели октября. Об этом, в частности, свидетельствует письмо нашего читателя Александра Опанасчика, опубликованное в №48 (798) от 2—8.12.2016 г. («Возмущению действиями власти нет предела»).

Отголоски народного гнева докатились до правительственных кабинетов, и 16 ноября на заседании Кабмина начался поиск виновных.

Первым на заседании правительства тему поднял премьер-министр: «В Киеве жители получили платежки за отопление с какими-то баснословными цифрами. Я поручил вице-премьеру Кистиону разобраться, что произошло».

«Какая-то очень странная ошибка, когда кое-кто пытается расшатать ситуацию и нагнать истерию, появляются платежки с удвоенными цифрами... Будем считать, что это была ошибка, и я бы просил, чтобы таких ошибок со стороны поставщиков услуг по отношению к украинским гражданам не было. Считаю, нужно принести извинения, и предупреждаю, что если мы будем видеть, что где-то в регионах такие вещи происходят, мы будем очень жестко наказывать штрафными санкциями. И я думаю, здесь может быть вопрос уголовной ответственности за выставление счетов по неадекватным ценам... Не нужно играться», — предупредил Владимир Гройсман.

В свою очередь вице-премьер-министр Владимир Кистион пообещал, что все платежки, которые уже получили жители Киева, будут пересмотрены, а в те, которые еще не успели разослать потребителям, будут внесены коррективы.

Несмотря на это, министр внутренних дел Арсен Аваков настоял, чтобы его ведомству были направлены материалы о сложившейся ситуации для проведения специального расследования. «Пусть вице-премьер направит к нам материалы, а мы проверим, действительно ли это ошибка», — заявил он.

Министр информационной политики Юрий Стець прокомментировал сложившуюся ситуацию в своем обычном ключе, заявив, что такие «ошибки» угрожают государственности Украины. «Согласно тому сценарию, о котором говорилось, после получения платежек люди должны были выйти на улицу. Поэтому это не ошибка, нужно провести расследование», потребовал он.

Резюмировал обсуждение премьер-министр: «Работы у нас много. Можем каждому «шатуну» предложить сделать что-то полезное для страны».

Виновных нет?

В ПАО «Киевэнерго» объяснили астрономичность сумм в платежках киевлян за часть октября тем, что по сравнению с прошлым годом тариф на отопление поднялся в 2 раза. Кроме того, для домов без средств учета теплоэнергии добавился коэффициент в соответствии с методикой, принятой Кабмином, по которой тариф для каждого месяца рассчитывается с привязкой к среднемесячной температуре наружного воздуха и количеству дней отопительного периода.

Коммерческий директор компании Евгений Бушма прокомментировал ситуацию следующим образом: «Есть особенность, связанная с постановлением Кабмина от 19 декабря прошлого года. Это постановление учитывает два ключевых фактора: количество дней, когда было отопление в месяце, и температуру окружающего воздуха по отношению к температуре, заложенной в тарифе. Однако мы и так выставили киевлянам, проживающим в домах без счетчиков, счета ниже норматива. Так, во второй половине октября температура воздуха на улице составляла +3,6 градуса. При этом в тариф уже был заложен температурный показатель +8,1. Если бы граждане платили за отопление при температуре +3,6, они бы заплатили гораздо больше. Поэтому, чтобы уменьшить сумму, мы посчитали по среднемесячной октябрьской температуре +6,5 градуса». «Более того, в тарифе на октябрь заложено 15 дней, с учетом того, что мы начали отопительный период до 15-го числа, количество дней отопления в некоторых случаях выше тарифного. Это тоже по этой формуле увеличивает начисления. Никакой ошибки или некорректности нет», — подчеркнул он.

В соответствии с поручением Кабмина Киевгоргосадминистрация провела проверку начислений за отопление и пришла к выводу, что суммы в платежках «Киевэнерго» были указаны правильно. «Городская власть совместно с представителями Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), провели тщательную проверку начислений, в том числе методики, которая базируется на количестве отопительных дней и температуре наружного воздуха. По выводам проверки, начисления по методике были осуществлены корректно и оснований для перерасчета нет», — сообщается на сайте КГГА.

Откуда ноги растут

«Вопрос, сколько насчитывают, — это вопрос местной власти или местных предприятий ТКЭ (теплокоммунэнерго. — Авт.). Правительство не имеет прямого отношения к начислениям. Более того, меня удивляет, почему по многим городам нет счетчиков. А что выходит? Кто имел счетчики, они получили справедливые начисления, а другим начисляли по формуле, которую использовали не всегда верно. Сейчас регулятор с этим разбирается. И это не вопрос министерства, парламента или правительства. Это вопрос конкретного мэра и ТКЭ. Мы разберемся и поставим на место тех, кто ведет себя недобросовестно. Но вопрос в том, как можно так относиться к людям, которые вас выбирают?» — заявил Владимир Гройсман 30 ноября.

Однако правительство имеет прямое отношение к октябрьским «шок-платежкам» за отопление.

В астрономических суммах явно просматриваются «две ноги»: тарифы на теплоэнергию и методика начислений, к которым Кабмин имеет непосредственное отношение.

Так, именно правительство Гройсмана постановлением №315 от 27.04.2016 г. повысило цену природного газа для предприятий теплокоммунэнерго, оказывающих услуги населению по отоплению и поставкам горячей воды, с 2994,30 грн. до 4942 грн. за 1 тыс. куб. м (без учета транспортировки и НДС). Как следствие НКРЭКУ 9 июня приняла решение о повышении с 1 июля почти в два раза средневзвешенного тарифа на теплоэнергию для населения — с 534 грн. до 1043 грн. за 1 Гкал.

Всего же почти за три года тарифы на отопление выросли в 5—6 раз (см. табл.). Основная причина столь резкого повышения — поднятие правительством цены на газ для предприятий ТКЭ, в себестоимости производства теплоэнергии которых он занимает до 80%, за этот период с 1309,2 грн. до 4942 грн. за 1 тыс. куб. м.

Вторая «нога» — Методика начислений платы за отопление для домов, не оборудованных средствами учета теплоэнергии, принятая Кабмином постановлением №1037 от 30.10.2015 г. «Об утверждении пересчета стоимости услуг по централизованному отоплению в зависимости от температуры внешнего воздуха». Отметим, что именно этим постановлением были внесены существенные изменения в вышеупомянутые пункты 21, 40—48 постановления КМ № 630 от 21.07.2005 г. «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора по предоставлению услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотводу».

В Украине из-за крайне низкого уровня обеспечения жилого фонда средствами учета теплоэнергии действуют две системы начисления оплаты за отопление — для зданий с домовыми счетчиками и без них. Именно поэтому НКРЭКУ устанавливает два тарифа (см. табл.):

— жители домов, в которых установлены счетчики, оплачивают фактически используемые объемы теплоэнергии по показаниям домового прибора ее учета;

— в тех же домах, где счетчики не установлены, квитанции за отопление формируются согласно тарифу за кв. м отапливаемой площади квартиры.

Мы неоднократно писали, что исчислять объемы потребленной теплоэнергии не в калориях, а по кв. м — еще большая несуразица, чем к примеру, продавать колбасу не в кг, а в метрах. Однако при неизменных тарифах данная система хоть не давала поставщикам теплоэнергии явных основ для манипуляций.

И вот в конце прошлого года «младореформаторы» Кабмина вместо решения кричащей проблемы оснащения жилого фонда средствами учета теплоэнергии решили «усовершенствовать» архаичную систему начисления платы за отопление.

В результате «усовершенствования» пункт 40 «Правил» принял следующий вид: «Размер ежемесячной платы за услугу по централизованному отоплению для населения в случае отсутствия в квартире и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии за расчетный период в течение отопительного сезона определяется исполнителем по формуле...»

Мы не будем приводить здесь очень уж громоздкую формулу (желающие могут найти ее в постановлении КМ № 1037 от 30.10.2015 г.), а поясним ее суть.

Простор для манипуляций

По новой методике, в домах, где счетчики не установлены, квитанции формируются по нормативу с учетом температуры наружного воздуха и количества суток предоставления услуги. Чтобы рассчитать сумму оплаты за отопление за конкретный месяц, исполнитель услуг умножает площадь квартиры на тариф, а полученный результат еще раз умножает на коэффициенты, включающие среднемесячную температуру воздуха (по сравнению с заложенной в тарифе) и фактическое количество дней предоставления услуги по отоплению (по сравнению с плановым).

Методика предоставила владельцам теплокоммунэнерго необъятный простор для манипуляций. К примеру, отопительный сезон в населенном пункте официально стартовал 13 октября, а отопление в конкретный дом подали только 20-го. В этом случае счетчик зафиксирует определенный объем потребленной теплоэнергии, а в доме без средств учета счет выставят с коэффициентом не за фактические 11 дней отопления, а за нормативные 19. Или, скажем, средняя температура наружного воздуха в октябре снизилась на 2 градуса по сравнению с температурой, заложенной в тарифе. Значит ли это, что теплокоммунэнерго значительно увеличило объемы подачи теплоэнергии? Ведь, как образно выразился наш читатель, батареи не стали горячее.

Кроме того, формула содержит методологическую ошибку, позволяющую исполнителям дважды применять температурные и суточные коэффициенты.

При этом в НКРЭКУ отрицают наличие в формуле ошибок: «Применение положений, указанных в постановлении Кабмина от 30.10.2015 г. №1037, не приводит к каким-либо удвоениям начислений платежей, не несет в себе никаких методологических ошибок и даст возможность потребителям, у которых отсутствуют приборы учета тепловой энергии, и в этом отопительном сезоне приблизить выставленные начисления к фактическим значениям (потребленной тепловой энергии. — Авт.)».

О степени «приближения выставленных начислений к фактическим значениям потребленной теплоэнергии» свидетельствуют сравнительные данные нашего анализа.

Мы нашли практически однотипную с указанной в письме Александра Опанасчика трехкомнатную квартиру площадью 61 кв. м в обычном девятиэтажном доме на том же Сырце в Киеве. Отличие лишь в том, что дом оборудован счетчиком теплоэнергии.

Итак, в квартире площадью 61 кв. м потребление теплоэнергии за вторую половину октября 2015 г. составило 0,4434 Гкал при тарифе 657,24 грн./Гкал на сумму 291,42 грн. (4,78 грн. за 1 кв. м), а за вторую половину октября 2016 г. — 0,2166 Гкал при тарифе 1416,96 грн./Гкал на сумму 306,91 грн. (5,03 грн. за 1 кв. м).

У читателя же счет за квартиру площадью 58 кв. м за половину октября 2015 г. составлял 346 грн. 12 коп. (5,96 грн. за 1 кв. м), а за половину октября 2016 г. — 1428 грн. 64 коп. (24,63 грн. за 1 кв. м).

Данные показывают, что счетчик теплоэнергии, как и градусник, не лечит болезнь (высокие тарифы), однако он четко фиксирует степень заболеваемости.

Так, несмотря на то что отопительный сезон в столице начался раньше планового, а средняя температура наружного воздуха в октябре была значительно ниже заложенной в тарифе, объем потребленной теплоэнергии за вторую половину октября 2016 г. оказался в два раза меньше, чем за вторую половину октября 2015 г. (0,2166 Гкал и 0,4434 Гкал). В результате даже при росте тарифа более чем в два раза суммы платежек оказались практически идентичными (291,42 грн. в 2015 г. и 306,91 грн. в 2016 г.)

Совершенно иная картина в доме, не оборудованном средством учета, где расчет осуществлялся с применением вышеописанной формулы постановления Кабмина от 30.10.2015 г. №1037, — сумма платежа по сравнению с прошлым годом выросла более чем в четыре раза (1428,64 грн.: 346,12 грн.).

Очевидно, что со вступлением в силу постановления № 865 Александр Опанасчик имеет полное право требовать от «Киевэнерго» пересчитать платежи за половину октября — вместо 24,63 грн. за 1 кв. м. по 5,03 грн. за 1 кв. м.

Источник пожара не потушен

К сожалению, принятым постановлением Кабмина проблема решена лишь частично.

Ведь несмотря на то что по состоянию на 1 ноября т. г., по данным НКРЭКУ, средний показатель оснащенности тепловыми счетчиками многоквартирных домов по стране составляет 61%, в Житомире, Луцке, Кременчуге, Тернополе, Южноукраинске и Калуше, к примеру, он крайне низок — от 1% до 31,3%.

Поэтому премьер-министр явно лукавил (или не читал постановление?), заявив на заседании правительства 30 ноября: «И сегодня мы принимаем решение: для всех городов начислять оплату по счетчикам. Для всех...»

Однако постановление № 865 будет действовать только для тех городов, где уровень оснащенности домов приборами учета теплоэнергии превысил 50%. И таких, кроме Киева, всего еще несколько областных центров.

А воз и ныне там

В подавляющем же большинстве городов домовых счетчиков теплоэнергии нет. И там граждане уже в ближайшие дни получат очередные космические платежки за отопление за ноябрь (средняя температура наружного воздуха которого оказалась ниже, чем в прошлом году), поскольку они будут рассчитываться по проанализированной выше манипуляционной формуле.

Примечательно, что в правительстве только с началом отопительного сезона 2016/2017 «с удивлением» обнаружили провальность выполнения программы оснащенности многоквартирного жилого фонда средствами учета теплоэнергии (вспомним фразу премьер-министра «...меня удивляет, почему по многим городам нет счетчиков»).

Вице-премьер-министр Павел Розенко, ответственный за социальную политику, 23 ноября в эфире телеканала «112 Украина» говорил более конкретно: «Я могу сказать, что планы, которые были предоставлены местным органам власти и предприятиям теплокоммунэнерго по установке счетчиков в каждом доме, провалены. Местные органы власти и теплокоммунэнерго провалили программу установки счетчиков в каждом доме. На сегодня около 60% домов в Украине оборудованы тепловыми счетчиками».

В то же время НКРЭКУ в соответствии с актами правительства при утверждении тарифов уже два года включает в инвестиционные программы лицензиатов по производству теплоэнергии мероприятия по установке в многоквартирном жилом фонде тепловых счетчиков для достижения 100%-ной обеспеченности ими и соответственно 100%-ного учета потребления теплоэнергии.

Другими словами, все граждане уже как минимум два года оплачивают постоянно растущими тарифами за отопление установку счетчиков теплоэнергии, а воз и ныне там. Именно по этой причине в городах практически без средств учета теплоэнергии тариф значительно выше среднего по стране (см. табл.). К примеру, в Малине он больше 40 грн. за кв. м, а в Нежине — более 50 грн. за кв. м.

Поэтому Владимир Гройсман может каждому «шатуну» предложить сделать что-то полезное для страны, а именно потребовать у председателя НКРЭКУ Дмитрия Вовка ответа, почему уровень оснащенности жилого фонда средствами учета составляет не 100%, а только 61%, и на какие цели каждым теплокоммунэнерго потрачены значительные средства потребителей, заложенные в тарифах на отопление. Да и в Кабмине наверняка есть высокопоставленный чиновник, ответственный за данный участок деятельности.

Пока же тем, кто проживает в домах без счетчиков теплоэнергии, придется подождать выполнения очередного обещания Павла Розенко («Есть еще время, полтора месяца, если за полтора месяца радикально ситуация не изменится, я обещаю, что правительство с НКРЭКУ должным образом отреагирует на эту ситуацию».)

Да еще надеяться на благоразумие правительства, которое проявит здравый смысл и отменит постановление Кабмина №1037 от 30.10.2015 г., позволяющее предприятиям теплокоммунэнерго вследствие заложенной в нем формулы «корректно» манипулировать тарифами.

Только вышеуказанные меры позволят притушить тлеющий пожар.

А то, что он тлеет, свидетельствует ситуация с оплатой жилищно-коммунальных услуг, которая с началом отопительного сезона обретает угрожающий характер. Так, задолженность населения по оплате централизованного отопления и горячего водоснабжения, по данным Госслужбы статистики, в октябре по сравнению с показателем на конец сентября увеличилась на 21,3% и составила 6,1 млрд. грн. Всего в октябре украинцы уплатили за жилищно-коммунальные услуги 3,6 млрд. грн., т. е. только 56,9% начисленных за этот период сумм.

Да по-другому и быть не могло: ведь впервые в истории независимой Украины доходы большинства граждан сравнялись с суммами за жилищно-коммунальные услуги.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Дешево, быстро, крупным покупателям — скидки

Приватизируя госпредприятие, покупатель оптом получает землю в аренду на полстолетия

Опасное шоу

Призываем правительство немедленно прекратить работы, связанные с дноуглублением...

Резиновый лебедь

Израсходованные автомобильные покрышки стали антисимволом наших городов. Они всюду:...

Смертельная рыба

В Украине снова участились случаи заболевания ботулизмом. Государственная служба...

Исчезающая улыбка моря

В Международный день дельфинов–пленников, который отмечается в июле,  по всему...

Реликтовое растение убивает отечественные водоемы

Вред каскаду Днепровских водохранилищ наносят не только браконьерство, незаконная...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка