Ренийские мученики

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

На трассе Бухарест—Одесса в Одесской области 25 сентября в паре километров один от другого обозначились два по-своему интернациональных конфликта. В первом — возле международного автомобильного пункта пропуска «Рени» водители большегрузных автомобилей TIR разных стран блокировали пост, поставленный местными властями.

Во втором — на улице Интернациональной города Рени группа жителей грозила перекрыть движение автотранспорта, живописуя корреспондентам центральных телеканалов мытарства своей жизни «на вулкане» и равнодушие к этому властей.

Для разъяснения причин возмущения горожан их представитель даже съездил к дальнобойщикам, блокирующим пост, и в очном обмене мнений выяснилось, что у обеих сторон есть общий противник: украинские чиновники...

«Это — узаконенный рэкет»

Остановленных местным постом возмутило препятствие, не предусмотренное правилами международных перевозок: помеха в виде перекрывшего проезжую часть шлагбаума, металлической будки и троицы «бойцов», избегавших каких-либо пояснений...

Пост возник 18 сентября. Оказывается, горисполком Рени принял решение устроить тут контроль веса проезжающих автомобилей TIR и взымать сбор: с каждого — по 50 грн.! Затею мэр Рени Евгений Маципудра назвал экспериментом, полагая, что международные перевозчики от умеренного побора не обеднеют. Но незатейливый по замыслу бизнес-план на практике сгубили, как водится, «детали»:

— на посту нет весовой и иных устройств для заявленного «контроля веса» автомобилей;

— в качестве «квитанции» вручают сомнительные бумажки без печатей;

— а главное — плату за пропуск водители вынуждены выкладывать из собственных кошельков.

Самовольный сбор Ренийской мэрии не был даже рассмотрен горсоветом и не попадает в перечень затрат перевозчиков. «Попадают» при его уплате водители лично. И они (независимо от государственной принадлежности) дружно ополчились против «художеств» в духе описанного Ильфом и Петровым побора «на ремонт Провала»...

Оставив автомобили — по обе стороны от шлагбаума — дальнобойщики окружили новоявленный пост, требуя освободить проезд и оспаривая правомерность почина мэрии.

— Что это за сбор? — негодовал Владимир Каш, солидных лет водитель из Молдовы. — Это — узаконенный рэкет! Так и скажите, что мы узаконили рэкет, ребята: платите и все...

Его бурно поддержали коллеги из России и осторожно — болгарин и турок. Однако все эти товарищи по несчастью подписали составленное тут же коллективное заявление в Службу безопасности Украины.

Водители автомобилей TIR обратились с коллективным заявлением в СБУ

Свою «ноту протеста» водители вручили (для передачи в СБУ) главе Ренийской районной госадминистрации Андрею Булгарову. Тот прибыл в сопровождении двух депутатов горсовета, узнав о появлении на месте событий съемочных групп телеканалов «Интер» и «1+1». После недолгого обмена мнениями и созвона по телефону Булгаков, учтя настрой «транзитеров», дал вахте «контрольно-весового поста» команду убрать шлагбаум.

Раздраженные многочасовым простоем дальнобойщики пяти стран, разойдясь по своим машинам, поехали дальше: выезжающие из Украины — к легальному таможенному посту на границе с Молдовой, въехавшие — на Рени, где против их проезда зрел другой заговор.

«Будем выходить, пока нас не услышат»

Конфликт на посту «контроля веса» уладили без потасовки и за пару часов. Иное дело — с протестами горожан против проезда по их улицам большегрузного автотранспорта. Для ренийцев поток таких фур вблизи домов стал техногенным бедствием, и чужаков-транзитеров многие считают вражьей силой. Причины — сугубо бытовые.

Во-первых, проезд этой тяжелой (хоть и не военной) техники вызывает сотрясение прилегающей территории — как при землетрясении силой в 3—4 балла по шкале Рихтера. Это официально зафиксировано в акте городской комиссии. И таких толчков в этой зоне искусственной сейсмичности жители испытывают более ста в сутки: ежедневно, без выходных, и утром, и ночью, причем в последние три года интенсивность перевозок росла, и эта тенденция пока не меняется...

Естественно, что сейсмоактивность создает психологический дискомфорт, вызывая стрессы и обострения хронических заболеваний. Особенно страдают от «трясучей» жизни пожилые люди и маленькие дети. В одной из семей трехлетняя девочка буквально дрожит от страха и прячется в угол, когда рядом с грохотом проезжает очередная фура: ребенок практически лишен возможности радоваться жизни...

Вторая опасность — ДТП. При проезде грузовиков по узким улочкам застроенного частными домами (усадебного типа) микрорайона Магала пешеходам мало места: фуры, разъезжаясь при встрече, нередко выезжают на тротуары. И жители стараются на улицу не выходить. Особенно боятся за детей и подростков, моля Бога, чтоб те не пострадали по дороге в школу и обратно.

Человеческих жертв пока удалось избежать, но неуклонно растет материальный ущерб. Кроме разрушения грузовиками дорожного полотна улиц, от тряски повреждаются частные домовладения: растрескиваются и рушатся жилые и хозяйственные постройки, включая бассейны для хранения привозной питьевой воды (водопровода здесь нет). Беспрерывные ремонты требуют дополнительных средств. Вредны и облака пыли от проезда фур: засоряют дворы, сады, огороды. И у терпящих беды от такой организации автомобильного движения горожан вызрел закономерный вопрос: почему они должны страдать, расплачиваясь за «побочный эффект» чужого бизнеса?

Как законопослушные граждане жители сотрясаемых фурами улиц обращались за помощью в горисполком, горсовет и «выше» — вплоть до Секретариата Президента. Но за год подобных исканий «по инстанциям» убедились: чиновникам мало дела до их бед, и прав классик: спасение — дело их самих...

Вот и сочли лучшим средством популярное ныне пикетирование дорог: дешево и сердито, в чем убедились в начале сентября, в День города. Стоило тогда на несколько часов перекрыть проезд автотранспорту TIR, как конфликт получил огласку: о пикете сообщили даже в официальном печатном органе ВР. Проявили интерес и тележурналисты...

И представителям власти пришлось волей-неволей вспоминать о жалобах ренийских мучеников. Ведь пикетчики упорно твердят: «Мы боимся за жизнь своих детей», «Будем выходить, пока нас не услышат»...

«Буксование» автодора в трансграничном коридоре

Вереница остановленных автомобилей TIR на автостраде А-290a

Первопричина конфликта — перемены маршрутов движения автотранспорта TIR. До 1991 г. он проезжал мимо Рени по специальной автостраде А-290. От международного пункта пропуска она подходит к городу с запада и, обходя его северную окраину, сворачивает на северо-восток: на г. Вулканешты в Молдове. Оттуда снова возвращается на территорию Украины через Болград — на Одессу. Но с появлением на украинско-молдавской границе таможенных постов дальнобойщики не хотят пересекать границу лишний раз (в этом случае — 2 раза) и едут через Рени до автострады Болград — Одесса окольными путями: по местным автодорогам, не готовым к подобным нагрузкам.

Вместо вулканештского участка автострады Одесский облавтодор планирует соорудить новый участок: от автострады у Рени — на юго-восток и по мостовому переходу через озеро Кагул — на Болград. План такой есть, в 2007 г. разрабатывалась проектно-сметная документация на строительство. Но в этом году работы не начали: объект не включен в проект Госбюджета на 2008 г. На 2009-й — «перспектива» та же...

Ведь в указе президента «О неотложных мерах по развитию юго-западной части Одесской области» (от 15 января с. г.) срок окончания реконструкции дороги Одесса— Рени приурочен к проведению «финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». А это — отступление от ранее принятой (Кабмином в 2004 г.) «Программы комплексного развития Украинского Придунавья на 2004 — 2010 годы»: там «объездной участок дороги г. Одесса — г. Рени» планировали соорудить до 2010-го...

В последние годы не раз Кабмин и Минтранс принимали решения о развитии сети дорог между Одессой и Рени. Но объявленное не выполнялось и вскоре забывалось. В области по этому поводу грустно шутят, что есть такая примета: если очередное правительство Украины заявит намерение обустроить «коридор» Одесса—Рени, значит, скоро его отправят в отставку. Словно некий рок мешает наладить сообщение между основной территорией («телом») Украины и ее юго-западным выступом (югом Бессарабии).

Местная дорога после недавнего ремонта ужe изрядно «убита» сверхэксплуатацией из-за отсутствия недостающего объездного участка. И эта проблема мешает, как в сердцах заметил глава Ренийского райсовета Владимир Чумаченко, будто «проклятие всего нашего государства».

У чиновников «хата — с краю»

От «железного потока» с автострады А-290 местные жители ищут помощи у местных органов власти. Тщетно: чиновникам важней, чтоб фуры не мешали лично им. Выяснилось, что для международной трассы горсовет Рени передал облавтодору дороги не Магалы, а центральных улиц, включая Комсомольскую. Но там стоит здание райгосадминистрации. И чиновники перенаправили транспорт от себя подальше.

Чиновничьи отписки заставили горожан пойти на крайние меры — перекрывать дороги. Об этом они в мае с. г. письменно предупреждали глав РГА, райсовета и мэра: «... обращаемся с жалобой и требованием о прекращении езды тяжелогрузных машин, а именно фур, которые днем и ночью проезжают по нашей улице... В случае непринятия мер мы примем... меры по перекрытию дороги ул. Интернациональной. Очень просим разобраться здесь на месте, дабы не пришлось обращаться к губернатору области или министру транспорта Украины».

«Разбор на месте» выявил бессилие городских властей. Горсовет 28 мая принял решение ограничить скорость движения по ул. Интернациональной до 20 км/час, а 30 июля — «О запрете проезда транзитного грузового транспорта по коммунальным дорогам города Рени, общий вес которых превышает 8 тонн». Но на практике это не выполняется, как и абсурдное распоряжение мэрии «О запрещении проведения несанкционированного перекрытия дорог жителям г. Рени», где требующим исправить маршрут движения транспорта горисполком рекомендовал... обратиться в горисполком: «для решения указанных вопросов (перекрытие дорог. — Авт.) в соответствии с законодательством».

Районные власти отсылают горожан искать решение проблемы в мэрии, хотя глава РГА обмолвился: после ремонта дорог на улицах Болградской, Пролетарской, Комсомольской «мы надеемся... пустить по этому маршруту автотранспорт». А пока — не пускают: мол, по причине отсутствия средств госбюджета на ремонт дороги (впрочем, и на Магале дороги не ремонтируют).

Областные власти от этой проблемы отстранились. А нынешний губернатор ни разу даже не посетил район: «автобан»-то не построен, а на полеты вертолетом тоже нет бюджетных средств.

Зато проблему брал «на контроль» (по жалобе жителя Рени) сам Секретариат Президента! И чиновников понудили явить 23 июля с. г. невиданную прыть: в течение дня исполком горсовета издал распоряжение о создании комиссии по обследованию домовладений в зоне проезда транспорта TIR. Комиссия собралась и подписала акт обследования, а глава Ренийской РГА г-н Булгаров отписал ответ с уведомлением о том. Но тем и кончилась помощь бедствующим магалянам. Поэтому они думают о новых протестных акциях. Международные инциденты не исключены.

В этом конфликте речь идет не только о судьбах мучимых искусственными землетрясениями малой мощности «маленьких украинцев», но и о имидже страны: юго-запад Одесчины граничит со страной Евросоюза. И каким «лицом» там предстает Украина? Не наведя в приграничье порядок, стыдно разглагольствовать о подготовке к Евро-2012 и тем более про «евроинтеграцию»...

Когда верстался номер:

На внеочередной сессии Ренийского горсовета был рассмотрен вопрос о строительстве объездной дороги вокруг райцентра. Депутаты решили обратиться к Президенту Украины Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко, министру транспорта и связи Иосифу Винскому, руководству облсовета и облгосадминистрации с требованием начать строительство полноценной объездной дороги. В случае отказа сессия оставляет за собой право с 9 ноября текущего года запретить движение большегрузного автотранспорта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пороги казнокрадства

Контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам...

Дотации «малой земле»

Если АФЗУ будет участвовать в распределении средств, то господдержка дойдет до тех,...

Фарватер на мели

Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге

Почем нынче украинский труд в Венгрии

Уже не знаем, чем заманить украинцев, сетует венгерское деловое издание Index и обиженно...

Нам нужен метановый Лос-Аламос

Газогидраты Черного моря смогут в перспективе обеспечить Украину природным газом...

Сухе червоне

Установи служби крові виготовляють тільки 4—5 найменувань компонентів крові з 18...

Загрузка...

В ожидании «Саши» и «Наташи»

Ежегодно из-за водяного ореха Киевское водохранилище недополучает 400 кг рыбы с гектара

Как обеспечить родных вкусным и полезным мясом

Даже начинающий птицевод способен быстро освоить главные премудрости индейководства

Рост без границ

 К началу сентября в Украине подешевели морковь (новая средняя цена — 7,9 грн./кг) и...

Какие сокращения ждут металлургию Украины

Украинские предприятия проигрывают европейцам в соотношении выпуска тонны продукции...

Полмиллиона тонн стали — достаточно 14 работников

На днях Bloomberg Businessweek — деловой журнал американского агентства Bloomberg (один из главных...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка