Резиновый лебедь

25 Июля 2020 0

Израсходованные автомобильные покрышки стали антисимволом наших городов. Они всюду: из них выкладывают клумбы, заборчики детских площадок, умельцы – вырезают причудливые скульптуры. Мало того, что этот вид вульгарен, так еще и закопанные в землю покрышки наносят огромный вред природной среде. 

Ведь отработанные автомобильные покрышки (ОАП) не зря являются отходом четвертого класса опасности. При долгом воздействии на окружающую среду, они наносят колоссальный вред.

А входящие в их состав более 120 химических веществ, в т.ч. сильных канцерогенных губительно сказываются на здоровье человека. Самые опасные среди них – с онкологической точки зрения – N-нитрозамины, которые при разложении отработанных шин выделяются в воздух.

При контакте с водой происходит вымывание ряда токсичных органических соединений: метилфенил, этанон, азулен, бензотиазол,  метилбензотиазол, диметилпропил, метилбензамин, бутилированный гидрокситолуол, диэтилфталат, метилтио, бензотиазол, дифениламин, дибутилфталат, фенантрен.

Понятно, что утилизация каждого колеса стоит денег – сейчас, наверное, больше 30 грн., и владельцы АТП не могут найти средства на утилизацию своих же израсходованных покрышек, поэтому им проще за откат коммунальщикам привезти пару самосвалов колес, чтобы дворники затем закопали по жилому двору эти страшнейшие отходы. Вот и пестрят наши дворы старыми умершими колесами...

– Я сегодня во время прогулки насчитала более 300 покрышек на очень небольшой площадке во дворе, причем были и огромные тракторные и грузовые колеса, которые наиболее опасны в плане экологии, – говорит жительница столичного Отрадного Оксана Митрохина. – Я, к примеру, сама не хочу дышать этой гадостью, а уж тем более против, чтобы моя малышка травилась. И меня очень волнует вопрос: как с этим бороться?

Наши областные центры разрослись до неузнаваемости. К сожалению, их границы не позволяют городам расти вширь, и они уплотняются. При этом катастрофически не хватает места для прокладки удобных, широких автострад. Вот и вынуждены жители часами стоять в пробках, вдыхая ядовитый смог. Этот яд от выхлопов машин просачивается везде – в квартиры, офисы, покрывает в виде осадков дороги и тротуары.

По мнению медиков, автомобильные выхлопы уже сегодня отнимают у горожан от четырех до пяти лет жизни, и если ситуацию не взять под контроль, вскоре эта цифра увеличится на два–три года.

Не меньший вред человеческой жизни – во всяком случае, если говорить об онкологических заболеваниях – несут автомобильные шины.

– Еще 20 лет назад Международное агентство по изучению раковых заболеваний опубликовало монографию, в которой конкретными цифрами и фактами было доказано, что технологические процессы производства шин «поставляют» в окружающую среду, а значит, и в организмы работающих в этой отрасли большие дозы канцерогенных веществ. Дальнейшие исследования привели к еще более ошеломляющему выводу: серьезной угрозой, – подчеркивает  доктор технических наук Олег Третьяков.

Первый канал канцерогенных выбросов связан с периодически закачиваемым в шины воздухом, ведь наружу он выходит – и это для многих откровение – «обогащенный» рядом вреднейших химических веществ. Опасные летучие вещества выделяются тем интенсивнее, чем горячее шины. К тому же этот газ тяжелее воздуха, а потому не «улетает» в высокие слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей человека.

Второй – обусловлен шинной пылью (частицами размером от единиц до нескольких десятков микрон), в которую в процессе износа превращается 20–25% всей массы автопокрышек. Микрочастицы постоянно отрываются от поверхности шин при движении. И ладно, если бы они сразу оседали на землю (что тоже, конечно, вредно – в частности, для почвы, растительности). Но все дело в том, что турбулентные потоки от мчащихся автомобилей вздымают подобную взвесь, и ветер относит ее в сторону от автотрасс. А всего в одном кубическом сантиметре, как показали последние исследования, содержится от четырех до семи тысяч частиц шинной пыли, 60% которых способны проникать в легкие. Они «засасываются» через опущенные стекла в салоны автомобилей, пассажирских автобусов, через открытые окна – в стоящие вдоль дорог здания.

В шинной пыли присутствует не менее вредный, чем N-нитрозамины,  «твердый» канцероген – бензопирен. А он, между прочим, обладает абсорбционными свойствами, т.е. весьма «прилипчив. Кроме того, в момент отрыва частиц шины от ее поверхности в результате трения с дорогой происходит активное выделение и газообразных n-нитрозаминов.

Т.о. шины вредят здоровью не меньше, чем выхлопные газы, а если говорить об онкологических заболеваниях, то даже больший, так как на них приходится, 70% объема всех выбросов канцерогенов от автомобилей. К слову: по статистике некоторых медицинских учреждений, число больных раком среди людей, проживающих в городах и поселках вблизи оживленных автотрасс, превышает норму в два-три раза.

Отслужившие свое шины опасны для детей. Между тем детские площадки, а то и песочницы принято обрамлять выкрашенными в различные цвета покрышками. На жарком солнце краска лопается, резина нагревается, и  канцерогены испаряются…

А есть и огромные свалки, где шины попросту сжигают, и вреднейшие вещества попадают в атмосферу.

Автомобильный транспорт имеет важнейшее значение для функционирования общественного производства и жизни людей. Однако при этом он является главным глобальным источником загрязнения окружающей среды. На его долю приходится до 60–80 % загрязнения окружающей среды, а в районах наибольшего сосредоточения людей (густонаселённых районах, курортных городах, вдоль автомагистралей и т. д.) – до 90–95 %. Во время эксплуатации транспортных средств образуется огромное количество отходов, наибольшую опасность среди которых представляют собой изношенные автомобильные шины (а их сложно собирать и утилизировать). По статистике ВОЗ риск возникновения рака у рабочих, занятых на производстве шин, превышает риск онкозаболеваний у рядового жителя современного города в 8 раз.

Высокая экологическая опасность изношенных шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами материалов, из которых они изготовлены, с другой – свойствами более ста химических веществ, выделяемых в окружающую среду во время эксплуатации, обслуживания, ремонта и хранения шин. В наибольших количествах выделяются продукты разложения каучуков (мономеры), реакционные и токсичные химические соединения (ароматические углеводороды – бензол, ксилол, стирол, толуол), предшественники канцерогенов (алифатические амины), канцерогены (сероуглерод, формальдегид, фенолы). В воздух также поступают соединения хлора, серы и азота, оксиды металлов.

В июле 2016 года Еврокомиссия обратилась в Европейское химическое агентство, с тем чтобы исследовать соединения, высвобождающие формальдегид, и их использование. Целью обращения была подготовка предложения на ограничение использования формальдегида, который в соответствии с согласованной классификацией и маркировкой, является веществом, токсичным при проглатывании, при контакте с кожей (вызывает серьёзные ожоги кожи и повреждения глаз), а также токсичен при вдыхании, может вызвать кожную аллергическую реакцию, рак и, предположительно, приводит к генетическим дефектам. В марте 2016 г. Еврокомиссия и страны–участницы Европейского Союза подняли вопрос оценки рисков для здоровья человека от использования резиновой крошки.

Мономеры и полимеры, которые производятся при производстве шин, очень токсичны. Например, изопрен оказывает мягкое токсическое воздействие при вдыхании, кроме того, он вступает в реакцию с воздухом и озоном, образуя опасные пероксиды. Евросоюз признал его веществом, которое может вызвать рак, приводит к генетическим дефектам и является токсичным для водной флоры и фауны с долгосрочными последствиями.

Бутадиен – опасный канцероген, имеет тератогенное действие, вызывает повреждение центральной нервной системы. Вдыхание высоких концентраций бутадиена может привести к потере сознания и смерти. Системное воздействие на организм человека при вдыхании приводит к постоянному кашлю и появлению галлюцинаций.

По данным Европейского химического агентства, в результате длительного воздействия стирол вызывает повреждение органов, предположительно вызывает рак, негативно сказывается на фертильности и является токсичным для нерождённого ребёнка. Стирол является ядовитым при приёме внутрь и вдыхании, систематическое воздействие стирола приводит к раздражению глаз и нарушению обоняния. Бутадиен-стирольный сополимер вызывает раздражение глаз и предположительно – рак.

– Автомобильные шины представляют собой серьёзную экологическую проблему, вещества, которые используются при производстве, переработке и утилизации шин, крайне токсичны для человека и окружающей среды, – говорит начальник департамента Госэкоинспекции Украины Вадим Литвиненко. Огромный риск сопряжен с химическим составом шин. Различные сырьевые материалы, используемые в производстве шин, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Основные материалы, используемые в полимерном производстве резины (бутадиен, стирол, многие добавки к полимерам) могут вызывать системные токсические эффекты. Токсины, которые освобождаются при разложении шин, намеренном сжигании или случайных пожарах загрязняют воду, воздух и почву. Даже несмотря на то, что вроде бы вопрос с утилизацией отработанных автомобильных шин на законодательном уровне, а также различными нормативными документами урегулирован (даже выделены специальные места для складирования отработанных шин), однако незаконный сброс по-прежнему продолжается.

Еще раз вернемся в нашу «песочницу»: полноценных детских площадок не хватает, поэтому местные умельцы компенсируют это, создавая из отработанных шин детские развлекательные уголки. Может, создатели и не догадываются, сколь опасен их подарок.

Удивляет, что за этим явным безобразием нет никакого контроля со стороны государственных контролирующих структур. Вот и получается, что с молчаливого согласия чиновников и полного незнания родителей наши дети травятся прямо у нас на глазах, получая лошадиные дозы отравляющих веществ.

– Ряд общественных природоохранных организаций обратились в Кабмин и профильный комитет Верховной Рады с требованием забрать с детских площадок, дворов и палисадников жилищного сектора отработанные автомобильные шины. Виновных привлечь к ответственности, а шины утилизировать, как и предусмотрено законодательством, – сообщают в Национальном экологическом совете.

В Украине крайне мало специализированных предприятий, которые  занимались бы утилизацией отработанных автомобильных шин. Основным способом обращения с изношенными шинами является их сжигание. Значительно меньшую часть шин перерабатывают пиролизом или механической обработкой, что требует больших затрат. На специальном оборудовании разрезают покрышку, отделяя металлический корд от «резины». После этого резину в барабанах измельчают. В дальнейшем пускают эту крошку на переработку.

Второй способ избавиться от старых шин менее гуманен для природы – их сжигают. Наиболее распространённым методом пиролиза является вращающаяся печь, в которой отходы должны находиться в течение 20 минут или более. При этом происходит выброс целого букета отравляющих веществ в атмосферу.

В большинстве случаев сжигают покрышки несанкционированно. А предприятия, которые сжигают отработанные шины легально, часто не имеют надлежащих ресурсов для обеспечения необходимых уровней очистки газовых выбросов.

В результате горения изношенных автомобильных шин образуются вещества первого-третьего классов опасности: бензопирен, бифенил, свинец, полициклические ароматические углеводороды, бутадиен, стирол, диоксин, фуран, антрацен, флуорентан, пирен и другие. Бифенил и бензопирен являются, в очередной раз подчеркнем, сильнейшими канцерогенами.

В июне 2016 года Европейское химическое агентство добавило бензопирен в список особо опасных веществ – ввиду его канцерогенности, мутагенности, токсичности для репродуктивной системы, устойчивости, биоаккумуляции и токсичности, а также очень высокой устойчивости.

– Мы сами себе создаем проблемы со здоровьем. Ведь использование автомобильных шин приводит к крайне негативному воздействию на здоровье человека и окружающую среду, – говорит глава Госэкоинспекции Украины Андрей Малеваный. – Оградите ваших детей от контакта со смертельно опасными канцерогенами. Сделайте  у себя во дворе субботник. Выкопайте все изношенные покрышки, заставьте коммунальщиков сдать их в утилизацию. А на их место посадите цветы, деревья. Живите среди живой природы. Не устраивайте себе добровольную газовую камеру.

Если последовать этому совету, эффект не заставит себя долго ждать: вы и ваши родные перестанете так часто болеть, иммунитет повысится, а на детских щечках появится здоровый румянец. Все в наших руках! Помните об этом.

Отравленные водоемы

В последнее время участились случаи гибели водных живых ресурсов в разных уголках...

Пешком по Днепру

Нет смысла лечить Днепр, при этом забывая о малых реках

Кому нужны водохранилища

Доказательством негативного влияния водохранилищ является гибель малых рек

Кризис. Торможение землей

Украина достигла точки структурного экономического банкротства — торгуем почвой...

Красная рыба из Красной книги

Ничего плохого в подкрашенном лососе нет. Краситель полностью безвреден

Дешево, быстро, крупным покупателям — скидки

Приватизируя госпредприятие, покупатель оптом получает землю в аренду на полстолетия

Опасное шоу

Призываем правительство немедленно прекратить работы, связанные с дноуглублением...

Смертельная рыба

В Украине снова участились случаи заболевания ботулизмом. Государственная служба...

Исчезающая улыбка моря

В Международный день дельфинов–пленников, который отмечается в июле,  по всему...

Реликтовое растение убивает отечественные водоемы

Вред каскаду Днепровских водохранилищ наносят не только браконьерство, незаконная...

От «аграрной супердержавы» до «аграрной...

Правительство имитирует поддержку АПК, а сельское хозяйство имитирует бурное...

Тіньові поля

Від 60 до 70 мільярдів гривень щороку втрачає держава від тіньового обробітку с/г...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка