СЭЗ как примитивный политтехнологический трюк

30 Октября 2020

Тема создания свободной экономической зоны (СЭЗ) на Донбассе, которую власть вынесла на всеукраинский опрос одновременно с местными выборами, является весьма показательным примером. Примером того, как серьезный социально-экономический инструмент государственной политики можно превратить в одноразовый политтехнологический прием.

При этом команда действующего президента Владимира Зеленского не является автором идеи СЭЗ для восточных областей страны. Данную фишку нынешняя власть позаимствовала у экс-президента и «великого комбинатора» Петра Порошенко.

Создать партийное преимущество

Согласно результатам опроса, большинство респондентов поддержали четыре из пяти вопросов от президента, которые были вынесены на всеукраинский опрос 25 октября. Исключением стал только вопрос о создании свободной экономической зоны на территории Донецкой и Луганской областей.

По этому пункту зафиксирован практически равноценный паритет сторонников и противников. 46,7% респондентов высказались за создание СЭЗ на территории восточных областей Украины, а 46,48% выступили против.

Вполне возможно, что данная инициатива получила бы большую поддержку среди респондентов, если бы в вопросе было уточнение, что речь идет о создании свободной экономической зоны только на подконтрольной Киеву части Луганской и Донецкой областей. Такая формулировка снизила бы процент «зради» в вопросе, который представители обобщенной «партии войны» автоматически зачислили к «уступкам Кремлю».

Все официальные лица, комментирующие эту инициативу, включая президента, отмечали, что речь идет о СЭЗ на контролируемых территориях Донбасса. Однако отсутствие этого уточнения в самом вопросе оставляло для каждого голосовавшего возможность по-своему интерпретировать суть заявленной темы.

Важно также отметить, что тема СЭЗ — весьма специфическая и достаточно сложная, а составление более обстоятельного представления о ней нуждается в дополнительном изучении вопроса с технической точки зрения. Власть же нарочно давала минимум расшифровок, комментируя этот пункт опроса, сводя все пояснения к простейшим шаблонам об «экономическом росте» и «инвестиционных стимулах» для Донбасса путем создания СЭЗ.

Для вынесения данного вопроса на некое подобие референдума как минимум нужно было определиться и указать базовые характеристики и свойства, которыми должна обладать гипотетическая свободная экономическая зона. Это дало бы респондентам больше понимания того, зачем вообще нужна СЭЗ на Донбассе и чего стоит ожидать от ее создания.

Вопрос теперь заключается в том, как эти данные будут использоваться властью. Вполне вероятно, что, ссылаясь на неоднозначность результата, которая свидетельствует, что этот вопрос «раскалывает общество», власть попытается обосновать этим отказ от каких бы то ни было подвижек в рамках социально-экономической реинтеграции неподконтрольных территорий, прописанных в Минских соглашениях.

Грубо говоря, это может стать аргументом для сохранения существующего режима экономической блокады ОРДЛО, без каких-либо предложений смягчать его до выполнения политических пунктов мирного плана. Учитывая откровенно «карманный» характер всеукраинского опроса, власти не составило бы труда представить больше 50% сторонников создания СЭЗ на Донбассе.

Это было бы возможно, если бы данный вопрос имел практическое значение в планах властной команды по созданию реальных подвижек в процессе мирного урегулирования. Но, к сожалению, эта тема, как и все «5 вопросов Зеленского», изначально рассматривалась всего лишь как предвыборная технология. Об электоральных бонусах опроса, который дал правящей партии политическое преимущество во время голосования, заявили в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

«(Опрос. — Ред.)... касался соответствующих инициатив, которые сейчас вводит его Офис, создавал неправомерное политическое преимущество, а также размывал непосредственно границы между государством и политической партией»,— заявил руководитель миссии наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ Ингибьерг Сольрун Гисладоттир.

Увы, но сложный и до конца малопонятный для рядового избирателя вопрос о СЭЗ на Донбассе был упрощен властью до уровня банальной политической уловки.

Контрольное напутствие электорату

Президент 22 октября заявил, что свободная экономическая зона на Донбассе — это важный элемент окончания войны. «Введение свободной экономической зоны на Донбассе будет способствовать привлечению инвестиций в регион и завершению войны», — передавала месседж Зеленского пресс-служба Офиса президента. Примечательно, что этот тезис прозвучал в интервью «Осень-2020: победы и вызовы», которое гарант дал четырем украинским телеканалам.

Вынесенный в заглавие сообщения тезис «СЭЗ — это мир на Донбассе» являлся финальным предвыборным разъяснением для избирателей. Зеленский разжевал один из политических сигналов, которыми нашпиговали «опросник» к выборам. Суть послания: президент и его партия остаются приверженцами мирного урегулирования и главной миротворческой силой в стране.

В дальнейшей «расшифровке» темы Зеленский специально сделал оговорки, чтобы чрезмерно не раздражать миротворчеством обобщенный ура-патриотический лагерь. Во-первых, СЭЗ на Донбассе будет играть роль некой витрины и «выставки народных достижений», вызывающих что-то вроде зависти у жителей неподконтрольных территорий.

«У меня есть ощущение, что придут туда большие деньги, которые смогут сделать все, чтобы Донбасс рос. И это будет большое влияние на людей, которые живут на временно оккупированных территориях. Они будут видеть, что жить в свободной Украине лучше», — подчеркнул глава государства.

Во-вторых, Зеленский отдельно уточнил, что гипотетическая СЭЗ не будет распространяться на временно неподконтрольные территории Донецкой и Луганской областей. Мол, сначала — присяга флагу и исполнение гимна, а потом — разговоры об экономике.

«Ввести свободную экономическую зону на оккупированной территории сейчас невозможно. Никто не будет это делать. Это будет тогда, когда произойдет деоккупация, мы будем контролировать границу, это будет полностью наша территория, когда там будут выведены все войска», — отметил гарант.

Структура месседжа Зеленского о вопросе СЭЗ в формате «тезис + оговорки» была полностью выстроена под существующее общественное мнение. Киевский международный институт социологии 20 октября опубликовал результаты опроса, согласно которому, 45,3% украинцев не поддерживают предоставление свободной экономической зоны Донецкой и Луганской областям. 35% высказались в поддержку такой инициативы.

Численность сторонников идеи создания СЭЗ ожидаемо растет с запада на восток страны, отражая во всей красе сущность политизации данной темы. Но интереснее всего посмотреть на соотношение сторонников и противников идеи в разрезе партийных предпочтений избирателей.

Поддерживающих создание СЭЗ на Донбассе в лагере избирателей «Слуг народа» оказалось крайне мало — всего 19,8% (меньше только среди сторонников «Европейской солидарности» — 11,3%). Однако за свободную экономическую зону выступают 15,3% тех, кто еще не определился с выбором, и 38,3% тех, кто не собирался голосовать.

Данные соцопроса наглядно подчеркивают его простой политтехнологический характер. Тезис о СЭЗ был направлен на привлечение на сторону партии власти неопределившихся и мотивацию прийти на участки пассивных избирателей. А многочисленные «оговорки» нацелены на то, чтобы не расстроить свое электоральное ядро, большинство которого против свободной экономической зоны.

К сожалению, сделав тему введения СЭЗ на Донбассе частью президентского опроса, власть превратила ее в декорацию политтехнологического шоу, обесценивая практическое значение свободной экономической зоны как социально-экономического инструмента государственной политики.

Впрочем, Зеленский в данном случае пользуется «методичкой» своего предшественника.

Копипаст Порошенко

Лозунг о создании СЭЗ на Донбассе использовал экс-президент. Впервые об этом Порошенко заявил еще в ноябре 2014 г., а развитие тема получила после подписания вторых Минских соглашений.

Более того, Петр Алексеевич даже обещал, что свободная экономическая зона создаст возможности особых взаимоотношений Донбасса с Россией. «Мы даже готовы предложить им специальный статус свободной экономической зоны со специальным режимом (отношений) с Евросоюзом и Россией», — заявлял экс-гарант в интервью телеканалу France 24 в январе 2015 г.

Конечно, Петр Алексеевич уточнил, что это станет возможным только после проведения на неподконтрольных территориях выборов по украинскому законодательству. Тем не менее хотя бы на словах, но Порошенко тогда был готов пойти на некие уступки по вопросу СЭЗ на востоке Украины, отмечая возможность предоставления спецрежима с РФ. Зеленский не делает даже теоретических оговорок о таком функциональном свойстве свободной экономической зоны.

Подхватив эту тему, команда Зеленского еще больше понизила статус и обесценила ее практическое значение, превратив ее в плоский политтехнологический трюк одноразового использования.

Функциональные возможности

В целом создание СЭЗ имеет смысл только в случае охвата всей территории Донбасса, поскольку создание СЭЗ только на подконтрольных Киеву территориях не имеет особого смысла. Учитывая фактор «прифронтовой полосы», инвесторами в таких СЭЗ могут быть только мародеры или контрабандисты.

Не рассматривая Донбасс как общую свободную экономическую зону, власть дает понять, что у нее отсутствует целостная картина экономической интеграции ОРДЛО и сшивания востока в целом. Это же прослеживается и в словах власти, что возможность ОРДЛО влиться в пространство СЭЗ будет решаться с местной властью после выборов на неподконтрольных территориях. Мир наступает тогда, когда есть понимание послевоенного мироустройства. Формулировка в стиле «потом это обсудим» — явный признак тумана в голове властной команды.

Статус Донбасса как свободной экономической зоны де-факто является возможностью запустить экономическую часть Минских соглашений, согласно которым ОРДЛО должны обладать особым торгово-экономическим режимом с Россией. Таким образом решается вопрос собственно реинтеграции и развития Донбасса как целостного социально-экономического региона, а также выстраивания взаимоотношений Украины и России (через «окно» СЭЗ востока Украины).

Но, как оказалось, отсутствие представления картины реинтеграции неподконтрольных территорий власть трансформировала в одномерный политтехнологический прием.

Если еще два-три года назад в Украине с дрожью в голосе рассуждали о превращении Донбасса в Приднестровье-2, то на данном этапе это уже чуть ли не самый оптимистический вариант на ближайшую перспективу. Сохранив взаимоотношения с Тирасполем на уровне экономических связей, Кишинев оставил открытой дверь для перспектив реализации политической реинтеграции.

Создание свободных экономических зон на территории всего Донбасса может послужить важнейшим инструментом восстановления экономических связей согласно пункту №8 и примечаниям к пункту №11 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений».

Единение офшором

В рамках информационной кампании против идеи создания СЭЗ очень любопытный комментарий по теме прозвучал от бывшего замминистра экономики Павла Кухты. Представитель «храма современной экономической мысли» — Киевской школы экономики (КШЭ) отметил, что создание СЭЗ на Донбассе может привести к появлению внутреннего офшора. Кухта сослался на опыт действовавшей в восточных регионах свободной экономической зоны в период 1998—2005 гг.

«Было больше проблем, чем эффекта. Это фактически создало внутренний офшор, было огромное уклонение от налогов. Причем с оттенком криминала. Были неравные условия для бизнеса, а реальных дополнительных инвестиций это не принесло», — отметил представитель КШЭ.

Сам того не желая, Кухта высказал центральный тезис в рамках начала процесса реинтеграции, хотя он и говорил о создании СЭЗ только на подконтрольных территориях. Возвращение ОРДЛО в единое экономическое пространство Украины предусматривает в т.ч. и возврат в единое коррупционное пространство страны.

Большой внутренний офшор на Донбассе, как бы это парадоксально ни звучало, может стать самым действенным инструментом, который способен создать почву для постепенного сшивания единого, большого, украинского Донбасса.

Рыбья математика

Эксперты считают, что украинские рыбоводы могли бы выращивать около 100—150 тыс. т рыбы...

Аерокосмічний екоконтроль

Державні природоохоронні органи фіксують істотне збільшення порушень...

Борщевик можно побороть

Еженедельник «2000» в статье «Сбежавший экспонат» 9 июня 2020 г. рассказал о...

Мирному атому корпоративное управление

Нужно пристальнее присмотреться к пулу иностранных компаний, которые изъявляют...

Костры из опавших листьев

Пришла осень. Страну окутал дым костров из опавших листьев. Национальный...

Зеленое чудо

Уничтожение леса — это угроза национальной безопасности государства Наше...

Вулканы Камчатки ожили

Вулкан Карымский на Камчатке 30 октября выбросил столб пепла на шесть километров над...

Путь к уважению природы

Законопроект №3091 перезагрузит всю систему экологического контроля в Украине

«Зеленые» долги пакуют в облигации

Инвесторы в сектор ВИЭ готовят групповые иски в международные суды против Украины

Атомно-станционная дилемма

Запуск Белорусской АЭС меняет энергетический ландшафт Восточной Европы

Возрождение славной реки

В Украине насчитывается 63 тыс. рек, 40 тыс. озер, 1100 водохранилищ, 400 тыс. прудов, в общей...

Агроэкологическая революция Семена Антонца*

При ЧП «Агроэкология» действует Центр органического земледелия, который хорошо...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка