Слишком польские условия

№12(812) 24 -- 30 марта 2017 г. 22 Марта 2017 4.6

Отечественные производители обвиняют «Укрзалізницю» в лоббировании импорта

Крюковский вагоностроительный завод, крупнейшее предприятие в своей нише, вступил в острый конфликт с руководством «Укрзалізниці» — по причине, как считают машиностроители, несправедливых тендерных требований госмонополии.

Украинские машиностроители утверждают, что тендерные условия «Укрзалізниці» словно под копирку списаны с характеристик этого польского дизель-поезда

Так, 7 марта в системе ProZorro была опубликована информация о процедуре закупки шести дизельных трехвагонных поездов для региональных перевозок. Крюковский вагоностроительный завод (ПАО КВСЗ) решил принять участие в тендере. Но технические требования к предмету закупки составлены таким образом, что им соответствует исключительно дизель-поезд конкретного производителя — Акционерного общества PESA (Польша). Руководителем «Укрзалізниці», напомним, является польский предприниматель Войцех Балчун.

Удивительные совпадения

В технических условиях тендера количество силовых (дизельных) установок прямо соответствует существующей конструкции дизель-поездов мод. 730М и 730 МL, которые изготавливает PESA. Хотя единственным требованием к силовым установкам, которое не имело бы дискриминационного характера, должна выступать суммарная мощность силовых блоков!

Существует версия, что столь очевидная игра украинского монополиста на польскую корпорацию может быть не столько инициативой Войцеха Балчуна, сколько сюжетом, в котором он служит жертвенной пешкой своего окружения

Среди других нарушений — что в тендерной документации указано точное расположение мест по классам вагонов, как в польских поездах. Хотя заказчик с целью избежать дискриминации должен был указать только общее количество мест в поезде. То же самое касается устройства для посадки-высадки пассажиров в инвалидных колясках. Не просто определено его наличие, а указана конкретная конструкция, как у PESA.

Крюковский вагоностроительный завод обжаловал также положение тендерной документации, по которому допускается поставка дизель-поездов без сертификата соответствия. Это противоречит закону «О железнодорожном транспорте». Выходит, УЗ заранее намеренно нарушает требования законодательства к безопасности движения на железнодорожном транспорте. И тем самым предоставляет PESA, продукция которой вообще не сертифицирована в Украине, преференции.

И еще один очень важный момент: согласно срокам объявления «Укрзалізницею» тендера на закупку дизель-поездов, заключение договора возможно не ранее второй половины мая 2017 г. За семь месяцев (до конца 2017-го) ни один производитель не изготовит шесть поездов, так как срок производства только дизельных установок для поезда составляет 10—11 месяцев.

Напрашивается вывод, что выполнение обязательств по поставке шести поездов до 31 декабря 2017 г. возможно только при заранее согласованных действиях (сговоре!) производителя и заказчика, с предоставленной до проведения тендера гарантией заключения договора или гарантией продления сроков поставки с переходом на 2018 г. без выставления штрафных санкций.

Таким образом, говорится в жалобе КВСЗ, тендер запланирован и проводится с целью победы в нем конкретного участника. Это нарушение закона «О публичных закупках», в котором четко указаны совсем другие требования: добросовестная конкуренция участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, недискриминация участников, объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений.

Лучше — не надо!

Как сообщил Владимир ПРИХОДЬКО, член Национального комитета по промышленному развитию, академик Транспортной академии, лауреат Государственной премии Украины, председатель наблюдательного совета ПАО КВСЗ, у этого тендера богатая дискриминационная история.

Начало ее положено еще при создании Программы обновления подвижного состава ПАО «Укрзалізниця» на период до 2021 г. В ноябре 2016 г. и в январе 2017-го на заседаниях Научно-технического совета УЗ (НТС) представители Национального комитета обращали внимание правления УЗ на то, что предложения Департамента пригородных пассажирских перевозок в докладах НТС прямо ссылаются на модели польского производителя рельсовых автобусов, указывая их характеристики. И это несмотря на то, что на Львовской железной дороге уже 17 месяцев успешно эксплуатируется отечественный трехвагонный дизель-поезд ДПКр-2.

Развитие ситуации по такому сценарию вынуждало предполагать, что указание ориентироваться при подготовке тендерной документации на польского производителя было дано «сверху».

Крюковский завод в январе направил свои предложения «Укрзалізниці» по техническим характеристикам и планировкам салонов отечественного дизель-поезда в региональном исполнении на базе существующего поезда ДПКр-2. Реализация этих предложений давала бы возможность обеспечить изготовление и поставку отечественных дизель-поездов в 2017 г., при условии объявления тендера на их закупку в январе текущего года.

Но несмотря на прошлогоднее поручение премьер-министра по обеспечению сроков проведения тендеров в декабре—январе, в т. ч. и на закупку дизель-поездов, УЗ и в феврале по непонятным причинам тендер не объявила.

Решения по предложениям КВСЗ «Укрзалізниця» предоставила при официальном объявлении тендера 7 марта — со всем набором дискриминационных требований.

Крюковский завод как национальный производитель 10 марта обратился в тендерный комитет с жалобой касательно дискриминационных требований тендерной документации на закупку дизель-поездов. Тендерный комитет предоставил официальный ответ 14 марта: основные дискриминационные условия тендера не изменены.

Владимир Приходько: «Во время моей личной встречи 10 февраля с председателем правления ПАО УЗ Войцехом Балчуном обсуждался вопрос дискриминационных предложений в планируемый тендер по дизель-поездам. Председатель сделал заявление о недопустимости такой ситуации и обещал свое вмешательство в этот вопрос. Реакции не последовало.

После того как обращения завода остались без ответа, Национальный комитет по промышленному развитию 20 февраля официально обратился к четырем членам правления «Укрзалізниці» (Балчуну, Бужору, Михальчуку и Василевскому) с просьбой внести в проект тендерной документации на закупку дизель-поездов условия, которые не дискриминируют отечественного производителя, ставят его в равные условия с другим участником.

Ответа «Укрзалізницею» не было предоставлено ни Нацкомитету, ни на совещании 2 марта у вице-премьера Владимира Кистиона.

На что закрывает глаза руководство «Укрзалізниці»?

На то, что технико-экономические характеристики отечественного поезда значительно лучше предъявляемых требований в объявленном тендере!»

Как утверждают эксплуатационники, в течение полутора лет использования, со среднегодовым пробегом более 182 тыс. км, отечественный дизель-поезд ДПКр-2 ни разу не сорвал расписания движения по техническим причинам.

Среднегодовой же пробег рельсовых автобусов производства PESA мод. 620М составляет менее 80 тыс. км (из имеющихся 11 единиц отстранено от эксплуатации 5), мод. 630М — менее 100 тыс. км (из 2 единиц работает только одна). Неисправных рельсовых автобусов PESA из имеющегося парка в Украине 46%. Главной причиной этого является отсутствие системы сервисного обслуживания продукции PESA в нашей стране.

В то же время у «крюковцев» имеется эффективная сервисная база с центрами в крупных украинских городах, которые являются пунктами оборота поездов.

Безработные выбирают импорт

Как утверждает руководство Крюковского вагоностроительного, предприятие совместно с Национальным комитетом по промышленному развитию в своих обращениях к УЗ настаивало на необходимости включения в тендерную документацию критериев оценки предложений в соответствии со статьей 28 закона «О публичных закупках» — на основе стоимости жизненного цикла, цены пассажироместа; передачи технологии, в т. ч. удельной стоимости выполняемых по ней работ; наличия производственной и сервисной базы на территории Украины. Но и этого «Укрзалізницею» сделано не было.

Крюковский завод настаивает, что характеристики этих украинских дизель-поездов не только превосходят характеристики польских конкурентов, но и лучше требований, предъявляемых в тендере

Отечественные машиностроители предупреждают, что если УЗ удастся реализовать с компанией PESA предполагаемый сценарий, то это приведет к прямому импорту и невозможности участия отечественного производителя в Программе обновления подвижного состава ПАО «Укрзалізниця» на период до 2021 г. (которой предусмотрена закупка 26 дизель-поездов).

Это может повлечь сокращение рабочих мест более чем на 60 предприятиях, задействованных по кооперации в изготовлении отечественного дизель-поезда.

Теперь жалобу машиностроителей должен рассмотреть Антимонопольный комитет.

Но это, увы, не единственная претензия украинских вагоностроителей к тендерам «Укрзалізниці». Самая скандальная история, возможно, развернется вокруг грандиозной закупки 3000 полувагонов. Ни один из восемнадцати(!) украинских производителей полувагонов не принял в тендере участия — из-за того, что предложенная цена не перекрывала прямых затрат в себестоимости, не говоря о безубыточности или тем более прибыльности заказа. Какая схема стояла за такими странными условиями — еще предстоит выяснить.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кризис. Торможение землей

Украина достигла точки структурного экономического банкротства — торгуем почвой...

Красная рыба из Красной книги

Ничего плохого в подкрашенном лососе нет. Краситель полностью безвреден

Дешево, быстро, крупным покупателям — скидки

Приватизируя госпредприятие, покупатель оптом получает землю в аренду на полстолетия

Опасное шоу

Призываем правительство немедленно прекратить работы, связанные с дноуглублением...

Резиновый лебедь

Израсходованные автомобильные покрышки стали антисимволом наших городов. Они всюду:...

Смертельная рыба

В Украине снова участились случаи заболевания ботулизмом. Государственная служба...

Исчезающая улыбка моря

В Международный день дельфинов–пленников, который отмечается в июле,  по всему...

Реликтовое растение убивает отечественные водоемы

Вред каскаду Днепровских водохранилищ наносят не только браконьерство, незаконная...

От «аграрной супердержавы» до «аграрной...

Правительство имитирует поддержку АПК, а сельское хозяйство имитирует бурное...

Тіньові поля

Від 60 до 70 мільярдів гривень щороку втрачає держава від тіньового обробітку с/г...

Мир без пластика

Экологи бьют тревогу: пластиковые отходы буквально заполонили всю планету. Без...

Александр Чистяков: «Рыбалка – это общение с...

«Радует, что в последнее время все больше ширится движение «поймал –...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка