Смертельное Чернобыльское шоу

24 Июня 2020

Ремонтное черпание на р. Припять безопасно для окружающей среды, – об этом сказал первый замминистра инфраструктуры Дмитрий Абрамович.

«Результаты исследования проб на содержание радионуклидов в донных отложениях на реке Припять свидетельствуют, что ремонтное черпание, которое во исполнение договоренностей между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом Беларуси Александром Лукашенко проведет украинская сторона, не несет опасности для окружающей среды», – сообщает 23.06.2020 «Интерфакс-Украина», ссылаясь на пресс-службу Министерства инфраструктуры Украины.

Мининфраструктуры отмечает, что ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) уже провело тендер на текущее ремонтное черпание на украинском участке р. Припять с обеспечением глубин на судовом ходу.

«Река Припять является важной частью судоходной сети Украины, которая соединяет наше государство с Республикой Беларусь и может превратиться в важное звено международных мультимодальных перевозок из стран Европы через р. Днепр в порты Черного моря. Речные перевозки – не только самый дешевый способ доставки грузов, но один из самых экологичных», – приводит слова Абрамовича пресс-служба.

На пороге катастрофы

Когда слушаешь речи и смотришь на действия наших чиновников-самородков, удивление, смех, гнев уступают место единственному вопросу: «Откуда пришли эти инопланетяне; в каком мире жили и в каком мире собираются жить после своей должности?» Ведь создается впечатление, что все их поступки идут в разрез с интересами нашей страны. И это касается абсолютно всех сфер и направлений, к которым прикасаются их руки.

Когда услышал новость о Припяти, хотел написать тысячи осуждающих строк, но от переизбытка чувств буквально впал в ступор – чувствовал себя как выброшенная на песок рыба.

Тем не менее, отбросив – насколько это возможно – эмоции в сторону, попробую кратко сформулировать свои мысли по поводу произошедшего.

Вначале напомню, что такое этот водный путь Е-40.

Двести лет назад была создана водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.

Сейчас этот водный путь судоходен только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест – Варшава судоходства нет. Его предложили сделать пригодным для судов большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков которых составляет почти 100 млн. человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 т заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было  Чернобыльской зоны.

К данному проекту у экологов масса вопросов.

Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.

Обсуждение возможности постройки водного пути Е-40 началось еще в  правительстве Гройсмана.

Крайне удивляет подковерность, закрытость этих планов: вопрос ни разу не выносился на общественное обсуждение, да и в СМИ он фактически не поднимался.

Сначала складывалось впечатление, что постройку водного пути через Чернобыльскую зону затеяли в угоду европейским партнерам и в надежде  «отщипнуть» от выделенного европейского транша на решение данной проблемы. А когда не получилось, и средства прошли мимо Украины, чиновники охладели к этой водной магистрали, и положили проект под сукно.

Но не тут-то было! Оказывается, решением этого смертельно опасного для нашей страны вопроса занимались все это время, но тихо, не привлекая к нему внимания.

Сначала всплыл некий международный меморандум, подписанный тремя странами – участницами проекта: Польшей, Беларусью и Украиной, на уровне министров транспорта, где они выказывают готовность в содействии созданию данного водного маршрута.

Затем министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что в министерстве готовятся к запуску туристического маршрута водным транспортом Киев–Мозырь–Киев. Первое судно собирались запустить уже в конце апреля этого года.

А вчера на пресс конференции Дмитрия Абрамовича выясняется, что между украинским и белорусским президентами существует некая договоренность по этому поводу.

Ясно, что Лукашенко, чтобы добиться для своей страны выхода к морю, готов пойти на любые жертвы, в т.ч. экологические, переступив через заповедное Полесье. Но как мог Зеленский, зная о смертельной угрозе, нависшей над всей страной в случае осуществления дноуглубительных работ на Припяти, согласиться на это!

Впрочем, экологи не удивляются этому решению, ведь ему предшествовало другое решение – после выхода фильма «Чернобыль» открыть Чернобыльскую зону для туризма. Чернобыльскую трагедию превратили в развлекательное шоу.

Между тем неуемное желание пиариться на всем может сыграть весьма опасную шутку со страной: зараженная территория, принявшая на себя основной удар при взрыве 4-го энергоблока, никуда не делась, и радиация там будет сохраняться еще минимум тысячу лет.

Чернобыльская катастрофа страшна тем, что не было полноценного взрыва, уничтожающего все, а был выброс гигантской массы радиационного материала, от которого пострадала зона, река Припять и Киевское водохранилище.

Если сейчас фон несколько ослаб, это вовсе не значит, что там стало безопасно. Просто со временем травяной покров, а на Припяти – донные отложения прикрыли собой тяжелые металлы. И если сейчас начать работы по дноуглублению русла реки Припять, весь этот радиоактивный коктейль пойдет вниз по течению в Киевское водохранилище и дальше по каскаду Днепровских водохранилищ, вплоть до Черного моря.  

И еще один серьезный вопрос: по договоренности президентов украинская сторона берет на себя обязательства по проведению всех дноуглубительных работ на Припяти в пределах обоих государств. И это предложили сделать нам белорусы. Т.о. в случае экологической катастрофы нам останется пенять только на себя. Иными словами, нам предлагают собственными руками разворошить радиоактивные отложения, которые разойдутся по всей стране.

Неужели не понимают этих элементарных вещей отечественные чиновники? Или осознание того, что они пришли на небольшой срок, вкупе с желанием не перечить президенту, застит им глаза на тот ужас, к которому это может привести?

В не зависимости от того, каковы мотивы принятия положительного решения в осуществлении водного маршрута по Припяти, это является преступлением, ведь территория всей страны может превратиться в один большой Чернобыль, при этом загрязнив не только Днепр, но и Черное море.

Если экологическая ситуация в Украине европейцев, собственно, тревожит мало, то загрязнение Черного моря приведет к международному скандалу. Вряд ли даже чиновники-однодневки этого не понимают.

– В данном проекте несколько составляющих: экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивный ил будет потревожен, и он двинется вниз по Днепру, это может грозить потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения. Нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей. Ветер может перенести радиоактивное загрязнение на многие километры. Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, популистскими решениями превратить всю страну в «Чернобыль»… – говорят экологи. – В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня из Днепровского бассейна пьет воду две трети населения Украины.

Проект Е-40 международный. Принимают участие три страны: Польша, Беларусь и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление проекта немалые средства – 2 млрд. долл. Но!  Из них на расчистку рек – Польше 1,5 млрд., Беларуси – 400 млн., Украине примерно 35 млн. долл.

– Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше: она не только расчистит свою реку и сделает ее берегоукрепление, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую, заросшую, умирающую реку, – подчеркивают в Национальном экологическом Совете Украины.

Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно.

На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк «Припятский», десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что водный путь Е-40 – это смерть для Полесья. Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?! Ведь убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий. Да, свежа еще память о глобальных планах советского правительства повернуть реки вспять. Результаты такой работы мы пожинаем до сих пор…

Но правительство Беларуси для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять. Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Беларуси – это их территория, и им с этим жить. Нужно начинать думать в первую очередь о себе: что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски.

– Акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от  катастрофы на ЧАЭС. Это касается и белорусской, и украинской сторон. За прошедшие годы донные отложения 60-80-сантиметровым слоем закрыли радиоактивный ил. Нарушать это нельзя, чтобы не довести ситуацию до «второго Чернобыля», – предупреждают специалисты НЭСУ.

И наши соседи, конечно же, знают об этой проблеме. И какой европейский капитан поведет свое судно через Чернобыльскую зону? Ведь это до сих пор зона. И все машины, которые выезжают из нее, проверяют на радиоактивное загрязнение, в обязательном порядке обмывают специализированными растворами.

Наши братья белорусы прекрасно знают об угрозах и последствиях, к которым могут привести работы на загрязненных акваториях реки Припять. Но в то же время можно услышать: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же ... » Т.е. мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы. И устранять ее последствия придется нам.

Что нужно делать

– Путей для выхода не так уж и много, – считают в Национальном экологическом совете Украины. – Но, действовать надо быстро. Нужно немедленно обращаться в институты НАНУ, чтобы ученые просчитали возможные последствия и предложили пути выхода из сложившейся ситуации.

Но и без фундаментальных исследовательских работ можно определить несколько вариантов решения проблемы.

Первый. Следует воспользоваться опытом устранения последствий аварии на ЧАЭС путем создания искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища: рыть котлованы, борозды, в которых и будет собираться загрязненный ил, – в надежде, что его со временем затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, уменьшит масштабы их распространиться по всей акватории Днепра. Впрочем, преувеличивать эффективность этой меры не стоит.

Еще один выход – и он кажется самым действенным, но при этом он и наиболее затратный – вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и, возможно, Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо, в строительстве подобных каналов накоплен богатый зарубежный опыт (к примеру, вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами). Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.

Конечно, существует и самый худший вариант – ничего не делать и позволить  загрязнить Днепр на веки вечные...

Почему-то кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники.

Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для всей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать…

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то мы навсегда потеряем нашу главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница, а так же «радиоактивное» подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.

– Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень, подключая к его решению мировое сообщество – требуют экологи.

Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «чернобыль», то выгода от построения водного пути, соединяющего Черное и Балтийское море, несомненно, велика. Но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.

Нашей стране в первую очередь нужно обратить внимание в этом проекте на акваторию реки Днепр от Киева до Херсона. Но, только после того, как обезопасить себя от попадания загрязненного ила в главную артерию страны – Днепр.

– Днепр экстренно нуждается в дноуглублении. Но, не так, как это происходит сегодня ... Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, и разрывают реку на части. Они добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке – говорят в Национальном экологическом совете Украины – Давно необходимо создать Государственную Программу по восстановлению Днепра, в том числе и его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река это единый водный организм – это утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра – деньги, выброшенные на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление и не только судоходной части, а всей акватории.

Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру, а только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты. А Днепром нужно заниматься немедленно!

Рыбья математика

Эксперты считают, что украинские рыбоводы могли бы выращивать около 100—150 тыс. т рыбы...

Аерокосмічний екоконтроль

Державні природоохоронні органи фіксують істотне збільшення порушень...

Борщевик можно побороть

Еженедельник «2000» в статье «Сбежавший экспонат» 9 июня 2020 г. рассказал о...

Мирному атому корпоративное управление

Нужно пристальнее присмотреться к пулу иностранных компаний, которые изъявляют...

Костры из опавших листьев

Пришла осень. Страну окутал дым костров из опавших листьев. Национальный...

Зеленое чудо

Уничтожение леса — это угроза национальной безопасности государства Наше...

Вулканы Камчатки ожили

Вулкан Карымский на Камчатке 30 октября выбросил столб пепла на шесть километров над...

Путь к уважению природы

Законопроект №3091 перезагрузит всю систему экологического контроля в Украине

СЭЗ как примитивный политтехнологический трюк

Мир наступает тогда, когда есть понимание послевоенного мироустройства

«Зеленые» долги пакуют в облигации

Инвесторы в сектор ВИЭ готовят групповые иски в международные суды против Украины

Атомно-станционная дилемма

Запуск Белорусской АЭС меняет энергетический ландшафт Восточной Европы

Возрождение славной реки

В Украине насчитывается 63 тыс. рек, 40 тыс. озер, 1100 водохранилищ, 400 тыс. прудов, в общей...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка