Тарифы без «желтых жилетов»

№4 (892) 25 — 31 января 2019 г. 23 Января 2019 4.8

Нам пишут

На днях министр социальной политики Андрей Рева не исключил, что 1 мая цена на газ может повыситься на 20%, однако «все будет зависеть от многих факторов». Между тем с 1 января 2019 г. в связи с ростом стоимости газа тарифы на отопление увеличились в среднем на 16,6%. Неужели непонятно, что такой тарифный геноцид приведет к тому, что люди вообще не смогут оплачивать услуги ЖКХ! Что думают по этому поводу эксперты?

Валентина ПРИХОДЬКО, Харьков

Нынешний год действительно принесет украинцам сплошные огорчения. Цена на газ для населения выросла на 22,87% и составила 8548,92 грн. за 1 тыс. куб. м. С 1 мая она автоматически возрастет до 9851,66 грн., а с 1 января 2020-го сравняется с ценой для промышленных предприятий — 12 313,85 грн. Тарифы на тепло (в зависимости от региона) уже увеличены на 12—24%, а на горячую воду — на 15,5%. По прогнозу Министерства экономического развития и торговли, тарифы на электроэнергию в 2019-м увеличатся на 20,5%, в 2020-м — на 19,5%, в 2021 г. — на 20%.

Кроме того, 20 мая вступит в силу закон «О жилищно-коммунальных услугах», который предусматривает пеню (штраф) в размере 0,01% долга за каждый день просрочки в оплате коммунальных услуг. Жильцы будут обязаны впускать в квартиры коммунальщиков, а те получат право отключать должников от услуг.

Стандарт жизни

Валентин Землянский

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский обращает внимание на то, что Кабмин, принявший 1 ноября 2018 г. решение об изменении тарифов на газ (спустя 15 дней после старта отопительного сезона), поступил вопреки здравому смыслу и действующей нормативно-правовой базе. Тем более что изменения вступили в силу 1 января 2019 г. Менять тарифы в середине отопительного сезона абсурдно, и это может привести к его срыву — со всеми вытекающими негативными последствиями.

Алексей Кучеренко

Бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко заявляет, что небедные люди свои особняки утеплили и установили экономичные котлы, за счет которых могут регулировать потребление газа. Сельские жители также имеют возможность сокращать потребление газа — вырубают посадки на дрова. Хуже всего городским жителям, чьи многоквартирные дома подключены к центральному отоплению (ЦО). Суть в том, что согласно новому закону услуги ЦО нет, существует только подача тепла, никто не берет на себя обязательство держать в квартирах температуру по нормативам. В то же время в Киеве приборами учета тепла оборудовано 88% домов, в остальных городах эта цифра не превышает 35% (Житомир), а, например, в Тернополе — только 20%.

Но если нет учета тепла, то отсутствует и возможность регулирования этой услуги. В этом колоссальная проблема. Предприятия теплокоммунэнерго закладывают в тарифы все потери в сетях, несвоевременные ремонты, неэффективные котлы и т. д. Такая система привела к безудержному росту тарифов по затратному принципу. В некоторых городах от ЦО уже отказываются бюджетные предприятия, а это может привести к тому, что котельные порежут на металлолом. Но выдержат ли электросети нагрузку — вопрос риторический.

С ним согласен и эксперт по политическим и экономическим вопросам Всеволод Степанюк.

Всеволод Степанюк

— Я в таких случаях привожу в пример двор дома, где живет моя мама, — говорит он. — Коммунальщики в течение трех месяцев пять раз раскапывали одну и ту же яму, а потом засыпали ее и асфальтировали. Я уж не говорю о теплотрассах, где при температуре в минус 20 градусов не лежит снег. Все эти потери ложатся на плечи населения, хотя их должны оплачивать собственники коммунальных предприятий, в противном случае они никогда не будут заниматься модернизацией оборудования и тепловых сетей.

Г-н Степанюк подчеркивает, что обеспечение коммунальными услугами — это стандарт жизни. По данным европейских экспертов, в прошлом году в среднем 39% доходов украинцев уходило на услуги ЖКХ (украинский Госстат называет другую цифру — 17%), в то время как в РФ эта цифра составляет 16%, в Беларуси — 12%, в Польше — 22%, в Литве — 19%, в Чехии — 26%. Это те страны, куда в основном эмигрируют украинцы. Люди уезжают из страны не из-за маленьких зарплат, а из-за низких социальных стандартов. И возвращаться они не собираются хотя бы по той причине, что по сравнению с 2008 г. цены на газ в Украине увеличились в 26 раз, а если брать за точку отсчета 2014 г., то в 11,7 раза.

Александр Охрименко

Его поддерживает и экономист Александр Охрименко, который полагает, что в нынешнем году следует ожидать роста инфляции. Если принять во внимание среднюю зарплату, отнять налоги и взять среднюю платежку, то получается, что за год украинцы тратят на оплату ЖКХ до 40% доходов. Это ненормально. Власть думает, что у украинца где-то спрятаны деньги, он их достанет и заплатит. Текущая система способствует накоплению долгов. Но если мы хотим реформ, цена на газ должна отвечать реальной зарплате украинцев.

Многие отечественные эксперты считают, что в Украине отсутствует рынок коммунальных услуг, а в определении цены на газ и тепло Антимонопольный комитет никакого участия не принимает, и совершенно непонятно, зачем он в таком случае нужен. Высокая стоимость коммунальных услуг — это дополнительный налог на всех граждан страны. По различным оценкам, на руках населения имеется $40—60 млрд. Одна из целей повышения стоимости коммунальных услуг — выжимание валюты из наличных сбережений.

Объясняется это тем, что в отличие от США, где на кредитах сидит едва ли не все население, в Украине кредитование не достигло таких масштабов. Кроме того, если в Европе только 35% граждан имеют собственное жилье, а остальные его арендуют, то в Украине ситуация другая, после распада Союза многие украинцы приватизировали свои квартиры. Чтобы сделать украинцев более сговорчивыми, послушными и управляемыми, нужно изъять у них накопления и вогнать их в кредиты, а заодно и освободить страну от излишнего населения путем массовой эмиграции.

Игорь Гарбарук

Однако существует официальная точка зрения относительно высоких коммунальных тарифов — таково требование МВФ. Экономист Игорь Гарбарук утверждает, что это не соответствует действительности. Для украинского правительства МВФ — это своеобразная «бабайка», которой оно пугает население. С одной стороны, фонд в рамках программы stand by arrangement, рассчитанной на 14 месяцев, выделит Украине $3,9 млрд., но при условии оздоровления бюджета и уменьшения инфляции. По словам премьера Гройсмана, МВФ требовал от правительства полностью отменить энергетические субсидии, что вызвало бы повышение цены на газ для домохозяйств на 60%, но, мол, пошел на компромисс, согласившись на повышение на 23,5%.

Однако вовсе не МВФ выбирал в Украине главу государства, премьер-министра и членов правительства, и фонд не несет никакой ответственности за принимаемые ими решения. Не следует забывать, что резко подорожали не только коммунальные услуги, но и цены на топливо, транспорт, продукты питания, алкоголь и т. д. В этом тоже фонд виноват? К тому же транши МВФ будут перечислены в золотовалютные резервы, а не в госбюджет Украины. Они будут направлены на погашение долга нашей страны перед фондом, т. е. пройдут транзитом.

К слову, некоторые кандидаты в президенты выдвигают вполне здравые идеи. Можно, например, снизить цену на газ собственной добычи или заключать долгосрочные прямые контракты (не спотовые, как сегодня) с европейскими компаниями. В ноябре прошлого года Украина покупала газ в ЕС по цене $339 за 1 тыс. кубометров, тогда как европейские компании приобретали его у «Газпрома» по $250.

Профанация и пропаганда

Отдельный вопрос — субсидии и их монетизация, что, по мнению правительства, должно облегчить жизнь украинцам. Однако ситуация выглядит не столь радужно.

Андрей Павловский

— В госбюджете 2019 г. на субсидии предусмотрено 58 млрд. грн., а в 2018-м эта сумма составляла 71 млрд., — говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. — Откуда взялось такое уменьшение суммы? За счет заробитчан и безработных. Министр соцполитики Андрей Рева прямо заявил: «если человек проживает более 60 дней за границей и при этом не платит единый социальный взнос, налог на доходы физических лиц в Украине, то такой семье может быть отказано в назначении субсидии». Между тем на заработках за рубежом, по разным оценкам, находится от 7 до 8 миллионов украинцев.

Что касается монетизации, то, считает эксперт, это больше похоже на профанацию и пропаганду. С 1 января право на монетизацию получили семьи, которые впервые обратились за оформлением субсидий. По оценкам Кабмина, таких домохозяйств не большее 150 тыс. А полная монетизация начнется с 1 октября этого года, после президентских и парламентских выборов. Т. е. нынешнее правительство переложило эту задачу на плечи сменщиков. Так что сэкономить на отоплении украинцам не удастся.

Александр Сергиенко

Аналогичное мнение высказывает и директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко: количество субсидий ограничивается административными мерами. К примеру, если муж и жена проживают или прописаны по разным адресам, то заработки каждого засчитываются в общий доход семьи. Он привел в пример журналиста, который живет и работает в Киеве, а его мать проживает в провинции. Его заработки засчитывают в ее доход — в субсидии отказано.

Г-н Гарбарук подчеркивает, что реальные механизмы монетизации отсутствуют, а потому остается только уменьшать количество людей, которым положены дотации. Субсидии имеют смысл, если это краткосрочный механизм, когда экономика действительно разгоняется. Это позволяет поддерживать часть населения, которое по мере возрастания доходов постепенно отказывается от льгот. А когда цены на газ, тепло, воду и электроэнергию постоянно растут, то количество субсидиантов только увеличивается, заодно растут и долги за услуги ЖКХ, которые в течение прошлого года оставались на уровне 40 млрд. грн. Например, в марте 2018-го эта сумма составляла 40,6 млрд. грн., а в сентябре 38,2 млрд. Но уже в ноябре долги увеличились на 7,8 млрд. грн. В 2019-м ситуация только ухудшится.

В заключение остается отметить, что ни один эксперт не дает однозначного совета, что делать украинцам в эпоху тотального роста цен, включая коммунальные услуги, зато они выражают уверенность, что собственные «желтые жилеты», как во Франции, у нас вряд ли появятся. Общий вывод — нужна полная смена власти, при нынешней ждать улучшения ситуации не приходится.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Как взнуздать море?

Думаю, не ошибусь, назвав главной достопримечательностью Нижнего Поднепровья...

Зернопровод Херсон — Гданьск

В начале февраля в Киеве состоялась встреча высокопоставленных...

Кого бы поставить на счетчик

При наличии у потребителя долга за газ более чем за два месяца стоимость счетчика не...

Морехозяйственный комплекс — есть ли выход из тупика?

Наша страна в недалеком прошлом была одиннадцатой судоходной морской державой в мире,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка