В ожидании чуда

№14 (553) 8 - 14 апреля 2011 г. 07 Апреля 2011 0
Фото Виталия СИЧНЯ

30 марта Кабмин и Национальный банк издали совместное постановление, согласно которому вкладчики «Родовид банка» смогут получить доступ к «замороженным» счетам не позже 1 мая с. г. Для этой цели правительство решило увеличить уставной капитал «Родовида» на 4 млрд. грн. Еще 604 млн. грн. казенных средств (в довесок к депозитам и активам «Родовид банка») получит «Ощадний банк», который и займется выплатой денег вкладчикам.

Тем временем «Родовид» полностью остановил расчеты с клиентами и передал «предварительный» реестр вкладчиков в «Ощадбанк». Специалисты последнего обещают начать выплаты уже через две недели. Однако (по неофициальной информации) выбором отделений «Ощадбанка», в которых вкладчики «Родовид банка» смогут получить свои кровные, занимается... компьютер. И это создает дополнительные препятствия для возврата средств. К тому же получить информацию о «своем» отделении намного сложнее, чем об этом отчитываются банкиры.

День объявлений

Решением о выплате депозитов вкладчикам «Родовид банка» правительство и НБУ попытались повысить градус позитива в унылом и тревожном отечественном информпространстве. На первый взгляд, им это удалось. Совместные заявления чиновников, громкие пресс-релизы, видеообращения «к народу» — все это сыграло свою роль в успокоении клиентов «Родовида» и критиков от оппозиции.

Впрочем, следует различать взгляд обывателя, который лишь понаслышке знаком с проблемами «Родовид банка», и чаяния вкладчиков этого проблемного финучреждения. Вкладчики два года пытались вернуть свои деньги, днями, а иногда неделями простаивая в очередях к банкоматам, чтобы снять «суточные» 150 грн. И если оценить действия монетарной и исполнительной власти с этой точки зрения, то все не так радужно, как могло показаться.

Чтобы почувствовать себя обнадеженным вкладчиком «Родовида», которому вот-вот выплатят причитающееся, автор решила посетить главный офис банка, что в Киеве, на ул. Сагайдачного, 17. К моему глубокому удивлению, выйдя из метро, я не обнаружила у здания банка очереди. Изумление длилось недолго, удивительный факт имел элементарное объяснение: над банкоматом, слева от ведущей в банк двери, красовалось объявление — «Банкомат не работает» (ранее именно этот банкомат собирал вокруг себя большую толпу вкладчиков, которые в порядке живой очереди снимали деньги). Чуть ниже — еще одно объявление, гласящее о том, что все депозитные, расчетные и карточные счета клиентов «Родовид банка» заморожены. Любопытно, что «месседж» о закрытии счетов был растиражирован сразу на нескольких листах бумаги, небрежно прилепленных скотчем к двери и стенам банка.

Нужно отдать должное авторам этой импровизированной «доски объявлений». Они предугадали вопросы вкладчиков о причинах замораживания выплат и ответ вывесили в виде обращения к клиентам «Родовида» от администрации банка. Согласно этому опусу остановка расчетов связана, мол, с совместным постановлением Кабмина и НБУ и необходима «для подготовки выплат... и передачи реестра вкладчиков в «Ощадний банк». Возобновление выплат будет осуществляться через сеть государственного «Ощадбанка».

Особое внимание обратил на себя предпоследний абзац объявления: получается, что о времени и дате возвращения вкладов каждый вкладчик будет лично проинформирован «Ощадбанком»(!). Если вспомнить, что речь идет о 240 тысячах вкладчиков, саркастическая улыбка на лице автора будет понятна.

Вне зоны доступа

Это же объявление заканчивалось призывом обращаться за более детальной информацией в колл-центры, которые с 4 апреля работают при «Родовиде» и «Ощадбанке». Телефон одного из таких центров был указан — 0-800-210-800 (бумажки размером со спичечный коробок с этим же номером и сочувствующим взглядом тут же раздавал всем желающим охранник «Родовид банка»).

Вместе с еще одной вкладчицей «Родовид банка» мы принялись по очереди вызванивать консультантов. Попытки успехом не увенчались — на мои звонки в мобильном слышалось сухое «вибачте, напрямок перевантажений», а на звонки подруги по несчастью — «цей абонент не обслуговується».

Забегая вперед, скажу, что в течение дня автор пыталась несколько раз дозвониться по указанному номеру, и лишь ближе к 18.00 ей это удалось. Впрочем, разговор с консультантом не состоялся: почти 5 минут милый женский голос автоответчика пересказывал содержание описанных выше объявлений и просил подождать, пока появится свободный оператор.

Свободный оператор так и не появился. Что и неудивительно. Как сообщили источники в «Ощадбанке» (а именно при этом банке организован упомянутый колл-центр), на звонки вкладчиков «Родовид банка» отвечают всего 20—25 консультантов. Обслужить всех желающих (даже если таковых меньше трети — из 240 тыс. это 80 тыс. человек) при таком подходе — на грани фантастики: по 3200 клиентов на одного консультанта!

Попытать счастья было решено в отделении «Ощадбанка». Однако и здесь (а именно: в филиале Печерского отделения банка на Пушкинской, 45) ждало разочарование — явно скучающая сотрудница на вопрос о возврате средств «Родовида» вальяжно указала рукой на одну из колонн помещения. На двух листах мелким шрифтом там размещались обращения к вкладчикам «Родовид банка» администрации «Ощадбанка» и лично его председателя правления Сергея Подрезова.

Те же обороты, тот же номер телефона, те же обещания и призыв к пониманию. Дескать, непросто враз обслужить всех желающих.

Топографический кретинизм?

Из доброго десятка знакомых вкладчиков «Родовид банка» дозвониться в колл-центр удалось только одной коллеге, киевлянке Елене. Разговор с консультантом заставил ее обрадоваться и огорчиться одновременно.

По словам Елены, сотрудник колл-центра заверил ее, что забрать свой вклад она сможет раньше, чем сказано в правительственном постановлении. Он записал все ее необходимые данные и посоветовал перезвонить еще раз через 2 недели. Якобы уже на следующий день после звонка можно будет приехать в банк и забрать деньги.

Вот только ехать Елене, которая живет на Печерске, придется в одно из отделений на... Троещине. На вопрос, почему, если ближайший филиал «Ощадбанка» находится в доме проживания вкладчицы, был получен не совсем внятный ответ вроде «не мы определяем порядок, время и место получения вкладов, это делает компьютер». Сколько вкладчиков пострадают от такого «топографического кретинизма» — остается только догадываться.

Справедливости ради стоит отметить, что в НБУ такое несовпадение объяснили не «ошибкой машины», а возможной неграмотностью консультанта или невнимательностью вкладчицы. Скорее всего, вкладчица прописана на Троещине, или договор заключался в одном из отделений этого района.

К слову, на сайте «Ощадбанка» можно попытаться в онлайн-режиме узнать, в каком отделении будет организовано ваше обслуживание после перевода вкладов: достаточно ввести паспортные данные и номер договора. Спору нет, идея хороша, но что делать пенсионерам, для которых интернет по-прежнему остается непонятным чужеземным словом?

Уголовно-праздничные мотивы

Несмотря на недоработки и ляпы, работа «Ощадбанка» и НБУ заслуживает удовлетворительной оценки. Ведь по сути процесс передачи реестра вкладчиков из «Родовид банка» подходит к концу (источники в банке рассказали, что уже передан так называемый «предварительный реестр», и идет сверка документов). Так что есть основания ожидать выплат ранее оговоренного в правительственном постановлении срока.

Вселяет надежду на своевременность и оперативность выплат также тот факт, что процесс в руках новой, относительно молодой команды. И для главы НБУ Сергея Арбузова, и для председателя правления «Ощадбанка» Сергея Подрезова организация выплаты денег вкладчикам «Родовид банка» если не дело чести, то как минимум проверка на профпригодность. И если что-то пойдет не так, церемониться с виноватыми вряд ли будут.

А в качестве напоминания всем ответственным вполне может послужить «дело Щербины» (бывший временный администратор «Родовид банка» Сергей Щербина был арестован весной 2010 г. по подозрению в хищении свыше 42 млн. грн. государственных средств), которому «светит» до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Любопытно, что обнародование информации о том, что по этому делу закончилось досудебное следствие, аккурат совпало с днем рождения Сергея Арбузова (24 марта). И вряд ли это было простой случайностью. Как не был случайностью и тогда же проведенный под стенами НБУ митинг вкладчиков «Родовид банка» и ряда обанкротившихся банков, которые до сих пор ищут правды в судах, требуя возврата своих денег. Источники в окружении Сергея Арбузова говорят, что акция протеста нескольких сотен обездоленных (а иногда и откровенно разъяренных) вкладчиков произвела должное впечатление на молодого главу Нацбанка.

Что ж, остается надеяться, что руководители НБУ и «Ощадбанка» проявят должный профессионализм, здравое суеверие и сделают нужные выводы.

P.S. Узнать подробности возврата вкладов, а также следить за новостями этого «проекта года» вы можете на официальных сайтах «Родовид банка», «Ощадбанка» и НБУ (bank.gov.ua/). Кроме этого, по улице Институтской, 12, комната 24 с 10.00 до 13.00 в будние дни работает общественная приемная НБУ. Также при «Ощадбанке» функционирует (и, как заверили в Нацбанке, постоянно совершенствуется) упомянутая «горячая линия» — тел. 0-800-210-800.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Днепр — в болото, а Херсонскую область — в пустыню

Только в 2018 г. была зафиксирована массовая гибель рыбы от химикатов в 1200 отечественных...

Травить дельфинов и рыб – украинская забава?

Последствия президентского решения: почувствовав вседозволенность и...

Финансовый кукиш для украинского фермера

Одним из важнейших решений парламента нового созыва может стать запуск рынка земли...

Декорации для эмбарго

Основными поставщиками в Украину фосфатов и суперфосфатов в прошлом году были Польша,...

Химический труп остывает

Старое ярмо непрозрачных схем делает невозможной нормальную экономическую игру в...

Загрузка...

Катастрофа не за горами?

В Украине не решена проблема утилизации отходов животного происхождения

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

На фоне роста обеспокоенности по поводу перспектив экономического роста и мировой...

Купюрное производство

В июне Нацбанк отменил обязательную продажу валютных поступлений, объявил о новых...

Министерство цифровой экономики

Вместо преобразования МЭРТ в министерство цифровой экономики разумнее возродить...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка