Виражи мотозаводов

№46 (438) 14 - 20 ноября 2008 г. 14 Ноября 2008 0

Хотелось бы, чтобы «2000» в будущем продолжали публиковать материалы о Беларуси, о разных сторонах ее жизни. Мы всей семьей с удовольствием читаем их.

Я живу в районном центре, и до недавнего времени у нас сохранялся большой спрос на продукцию Минского мотоциклетного завода. Китайских мотоциклов у нас с каждым годом становится все больше. А что же знаменитые мотоциклы «Минск»? Где они? Как обстоят дела у завода? Интересно узнать об этом.

Николай Ефименко,
Изюм Харьковской обл.

На выставке «Мотобайк», проходившей в Киеве весной этого года, мне довелось дважды испытать шок. Вначале был потрясен обилием и разнообразием моделей двухколесной техники, способной удовлетворить любые запросы. Затем меня сразил стенд Минского мотоциклетного завода. Если бы на мотоциклах-красавцах не стоял логотип предприятия, я решил бы, что эта техника из Японии или Европы.

Обрисую один из кроссовых экспонатов. Мощность его двигателя 9 кВт. Если быть совсем точным, то данный мотоцикл принадлежит к классу эндуро — гоночный, но предназначенный для города, поскольку шины у него гладкие, а не шипованные. Если кого-то смущает сравнительно малая мощность, замечу, что силовой агрегат «двухколесной лошадки» имеет объем всего 50 куб. см. То есть при объеме двигателя мопедов он по мощности втрое превосходит их. По дизайну, качеству и техническому воплощению он тоже не уступает лучшим европейским образцам. Данный двигатель имеет водяное охлаждение — одно это для специалиста говорит о многом.

Естественно, на стенде были представлены и более мощные мотоциклы Минского завода, продукция которого издавна заслуживает самой высокой оценки.

Спасение производства

Но как же Минскому мотоциклетному заводу удалось остаться на плаву в течение рыночных преобразований, сотрясающих страны СНГ вот уже 17 лет? История эта очень непростая и поучительна, особенно для Украины, располагающей уникальным Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ).

Минский мотоциклетный завод, он же и велосипедный, создан в ноябре 1945 г. В 1999-м предприятие преобразовано в ОАО «Мотовело», в котором 100% акций принадлежало трудовому коллективу. Компания выпускала различные модели велосипедов, мотоциклы дорожные, спортивные, грузовые мототележки, а также велоприцепы, инвалидные коляски и запчасти к перечисленной технике.

К качеству производимой продукции претензий не было, а вот с ее сбытом, особенно когда были утрачены рынки на территории бывшего СССР, начались проблемы. Этому способствовало открытие границ, что повлекло наплыв продукции конкурентов — производителей аналогичной техники со всего мира, особенно из азиатского региона.

Увы, акционеры Минского мотоциклетного завода не смогли вовремя перестроиться, с каждым годом увеличивая задолженность перед государством, выдающим ссуды, в том числе и на зарплату.

Однако бесконечно так продолжаться не могло.

В 2006 г. указом президента Беларуси Александра Лукашенко провели реструктуризацию задолженности предприятия перед республиканским и местным бюджетами — для этих целей были выделены бюджетные субсидии. Также была осуществлена эмиссия акций для погашения задолженности за потребленные энергоресурсы.

Условием реструктуризации было восстановление госсобственности. То есть предприятие из акционерного вновь превратилось в государственное.

Но и предпринятые меры оказались недостаточными. По итогам 2006-го заводу так и не удалось выйти на запланированные объемы производства, а значит, обеспечить себе стабильное будущее.

Чтобы не дать погибнуть огромному производству, правительству страны вновь пришлось идти на неординарные меры. Мотоциклетный завод продают австрийской компании ATEC Holding GmbH. В августе 2007 г. государственный комитет по имуществу Беларуси и данная фирма заключают договор купли-продажи акций ОАО «Мотовело».

Согласно договору ATEC Holding GmbH приобрела 99,72% акций предприятия. Однако контрактом было оговорено несколько условий. В соответствии с соглашением австрийская компания приняла на себя обязательства по сохранению торговой марки завода и специализации производства на выпуске мотовелотехники. Более того, Александр Лукашенко распорядился внести в инвестиционное соглашение с ATEC обязательство иностранной компании инвестировать в 2007—2012 гг. в развитие ОАО «Мотовело» 20 млн. долл. Помимо этого, согласно контракту, компания ATEC стала правопреемником не только минской марки, но и долгов ОАО «Мотовело» перед республиканским бюджетом. В частности, речь идет о бюджетном займе в объеме 18,3 млрд. бел. руб. под 3% годовых, полученном акционерами еще в 2005 г. Так что нынешним владельцам завода придется не только восстанавливать былую славу, но и покрывать долги обанкротившегося акционерного общества — этого в прошлом своеобразного промышленного колхоза, когда все вроде бы общее и в то же время ничье.

Разумеется, белорусские власти пошли на продажу завода не от хорошей жизни, мера вынужденная — невозможно постоянно дотировать затратное производство. Будь завод процветающим и приноси он прибыль акционерам и государству, никто не стал бы прибегать к подобным действиям.

Но что же получилось в итоге череды преобразований с последующей продажей? Первое: государство возвратило расходы, в свое время понесенные при поддержке ОАО «Мотовело». Второе: остались рабочие места, а значит, не ухудшилось материальное положение членов трудового коллектива. Помимо того, производство будет расширяться — инвестиции внесены в обязательства при продаже завода. Третье, пожалуй, самое главное: сохранилась марка завода, этот своеобразный капитал, который нарабатывался прежними поколениями заводчан.

Украинский расклад

Надеюсь, редакция ответила на читательский вопрос, приведенный выше. Теперь уместно обратиться к Киевскому мотоциклетному заводу, судьба которого во многом напоминает судьбу Минского. В свое время КМЗ тоже славился своей продукцией, особенно в послевоенные годы, когда освоил выпуск тяжелого мотоцикла М-72 по техдокументации и на оборудовании саксонского концерна Wanderer GmbH, вывезенном из Германии. В 1958 г. появился, теперь с полным правом можно сказать, легендарный К-750 с мощностью мотора 26 л. с. В 1977-м на конвейер поставили МТ-12, который, к сожалению, по причине своей ненадежности не сыскал народной любви, как это было с его предшественниками.

С тех пор прошло тридцать лет. Завод располагал и располагает уникальными конкурентными возможностями: ближайшие производства по выпуску тяжелых мотоциклов находятся за тысячи километров от него — в Германии и на российском Урале, то есть потенциальный рынок потребителей практически неограничен. Но данным обстоятельством на КМЗ не воспользовались. Принципиально новые модели не создавались.

Производство же освоенной техники с каждым годом сокращалось, что вполне естественно, ведь она морально отстала от выпускаемой сегодня в мире на полвека. Достаточно сказать, что расход топлива у нынешних киевских мотоциклов почти вдвое выше, чем у современных автомобилей-малолитражек с двигателями, вдвое превышающими двигатели данных мотоциклов и по объему, и по мощности.

Сравнение явно не в пользу украинского производителя.

Сейчас завод держится на плаву благодаря выпуску запчастей к ранее произведенным мотоциклам. Также на нем изготавливают примитивные грузовые прицепы для легковушек, которые по силам собрать в любой деревенской мастерской. Помимо того на КМЗ освоен выпуск... декоративно-художественного стекла. Так что если вскоре наладят производство спичек или бумажных салфеток, то, похоже, этому никто не удивится.

В итоге отечественный производитель живет (точнее — прозябает) своей жизнью, а украинский потребитель своей — он давно пересел на иностранные мотоциклы. Минских нового поколения пока еще очень мало, но нет сомнений, что с каждым годом их на украинских дорогах будет становиться все больше.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Поможет ли нам заграница убирать мусор

На Украине была создана современная научно-техническая и производственная база,...

Куриная слепота

У европейских птицеводов не получится доказать незаконность украинского экспорта...

Обратим отходы в пользу

Примерно 40% произведенного продовольствия человечество выбрасывает на свалки

Да не смотрите вы на карту!

Чтобы не ломать традиционный фермерский уклад, но повысить эффективность...

Беларусь готовится к пуску атомного сердца

Реактор Белорусской АЭС находится внутри специального здания, которого не было ни в...

Загрузка...

Кто зарабатывает на безопасности АЭС

Атомные энергоблоки работают на изношенном оборудовании в режимах сверхнагрузок,...

В пяти шагах от дома

В нашей стране четыре категории граждан имеют право на доступное жилье от государства

Баррель преткновения

Государство наверняка попытается извлечь выгоду из очередного всплеска цен на...

Владимир Бублей: «Уничтожить рынок металлолома можно...

Что не поделили металлурги и заготовители лома? Почему производители постоянно...

Аграрии не ощутили поддержки

За три месяца до окончания календарного года аграрии констатировали неэффективность...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка