В начале было семя

№21(820) 26 мая -- 1 июня 2017 г. 24 Мая 2017 0

По каким причинам богатые украинские агрохолдинги предпочитают покупать западные посевные материалы, а отечественная селекция оказалась в сегменте эконом-класса, почему у нас отсутствует справедливая цена на семена зерновых и когда дачники получат качественную рассаду, рассказывает председатель совета ассоциации «Украинское семенное общество» Юлия ПРОХОДА.

Юлия Прохода: «Необходимо отдавать себе отчет в том, что отечественная селекция — основа продовольственной безопасности страны»

Для начала немного показательной статистики. В прошлом году экспорт семян зерновых культур из Украины составил в стоимостном выражении $17,2 млн., что на 50% выше показателя 2015 г. ($11,5 млн.). Потребителями стали не только постсоветские государства — Азербайджан, Беларусь, Грузия и Молдова, но и страны т. н. дальнего зарубежья: Австрия, Индия, Литва, Румыния, Турция и ЮАР. В основном из нашей страны вывозили кукурузу — ее доля в украинском экспорте зерновых составила 91,8% на сумму $15,8 млн.

По данным ГФС, наша страна в 2016 г. также значительно увеличила экспорт семян подсолнечника более чем вчетверо — до 196,58 тыс. т на сумму $75,62 млн. (в 2015 г. 47,65 тыс. т с выручкой $20,88 млн.). Основными покупателями отечественного подсолнечника были Нидерланды, Турция и Франция.

И это несмотря на то, что количество производителей семян и посадочного материала в Украине сократилось за последнюю пятилетку почти втрое. Так, в 2012 г. в Государственный реестр было занесено 1,4 тыс. специализированных предприятий. В прошлом году их насчитывалось 480. При этом эксперты с оптимизмом смотрят как на будущее предприятий семеноводства, так и на наращивание экспорта семян.

В условиях пустыни

— Юлия Леонидовна, как выглядит украинский рынок семян и посадочного материала? Кто его основные игроки, как между ними распределены доли? Какова роль отечественных производителей и крупных транснациональных компаний в нашей стране?

— На рынке присутствуют как отечественные производители, так и иностранные. Причем иностранными мы называем компании условно, так как практически все они имеют либо полноценное зарегистрированное в Украине предприятие, либо — представительство.

Доли на рынке сильно разнятся — в зависимости от культуры. Если взять пшеницу и ячмень, то традиционно максимальную долю — 80% — занимает отечественная селекция. Среди ведущих предприятий Мироновский институт пшеницы им. В. Н. Ремесла НААНУ (Киевская обл.), Институт зернового хозяйства НААНУ (Днепр), Селекционно-генетический институт и компания «Селена» (оба — Одесса).

Иностранцы высокой активности на отечественном рынке традиционных для нас культур пока что не проявляют. С чем это связано? За границей отличные от наших климатические условия. Сочетание суровой зимы (а значит — повышенные требования к морозоустойчивости семян) с экстремальной засухой (высокие запросы по жароустойчивости). Поэтому мы говорим пока лишь о попытках иностранцев закрепиться в данном сегменте рынка селекции.

При этом нужно понимать, что мы живем во времена постоянно ухудшающихся климатических условий. В Одесской области средняя норма осадков уже составляет 160 мм. Это уровень пустыни.

Хотя есть нюансы. Например, пивоваренный ячмень почти повсеместно импортируют. Данная ситуация несколько несправедлива, потому что образцы украинской селекции, которые могут использоваться для пивоварения, безусловно, существуют.

— Возможно, это связано с тем, что значительной долей украинского рынка массового пива владеют транснациональные корпорации?

— Абсолютно верно. Понятно, что они заинтересованы завозить в нашу страну свое сырье. Использовать украинские перерабатывающие мощности для развития собственного селекционного потенциала.

Что касается пропашных культур — кукурузы и подсолнечника, то ситуация кардинально иная. Этот сегмент оценивают по-разному. Официальные источники утверждают, что иностранной селекции принадлежит до 60% этого рынка. Но, по моим оценкам, на данный момент иностранцы занимают около 80%.

Почему так вышло? Я далека от мысли ругать транснациональные корпорации. Безусловно, у них есть научный потенциал и производственные мощности для того, чтобы давать качественный материал. Есть возможности инвестировать в строительство современных семенных заводов. Кроме того, у них имеется опыт. Если мы собственный рынок семян начали строить только в период независимости, они этот путь уже прошли не в одной стране до нас.

Международные компании имеют широкие возможности для агрессивного маркетинга. Как завоевывался украинский рынок? Например, можно было купить один мешок подсолнечника, а второй — в качестве бонуса — получить бесплатно. Это сумасшедшая экономия. При этом у клиентов вырабатывается привычка покупать семена у одного поставщика, с которым ему удобно работать. Ко мне приехал менеджер, показал красивые буклеты, доходчиво обо всем рассказал, мне приятно.

Что касается качества. Безусловно, есть иностранные сорта, которые превосходят по определенным показателям украинскую селекцию. Но есть и обратные примеры.

В чем плюсы и минусы импорта? Иностранные сорта и гибриды хороши для тех людей, у которых имеются деньги. Если в выращивание вложить максимум, давать стабильную дозу удобрений, делать все вовремя, приобрести хорошую технику, то вы получите высокие результаты.

Украинская селекция постепенно занимает нишу эконом-вариантов. Вот если у агрария ничего нет или ему сложно вести бизнес, например, в зоне рискового земледелия — в экстремально засушливых регионах (некоторые районы Николаевской, Одесской и Запорожской областей), тогда вспоминают об украинской селекции.

Если мы говорим о крупных игроках рынка, то из иностранцев я бы назвала KWS, Monsanto, DuPont Pioneer, MAЇ SADOUR Semences, RAGT. Среди украинцев — предприятия НААНУ, которые являлись селекционными центрами еще со времен СССР. Выделю фирму МАИС из Днепропетровской обл., которая начала выполнение собственной селекционной программы по кукурузе.

Их продукция пользуется огромным успехом в Беларуси, но в Украине привлекает недостаточно внимания. Нам присущ комплекс: «У сусіда краще». Нам почему-то кажется, что если что-то сделано отечественным производителем, то эта продукция обязательно проигрывает зарубежным аналогам. Но это не так.

Если говорить об озимой мягкой пшенице, то Украина входит в число мировых лидеров-селекционеров и по качеству, и по урожайности. А по засухо- и жароустойчивости равных нам вообще в мире нет. В этом сегменте украинцы составляют достойную конкуренцию лучшим мировым сортам. Например, в Турции два лидера на рынке селекции мягкой пшеницы — итальянский и украинский сорта.

Сладкие семечки

— Менялась ли ценовая динамика рынка на протяжении последних лет? И в какую сторону?

— К сожалению, цены на пшеницу падают от 5% ежегодно — как на товарную продукцию, так и на семена. Если предлагать нашему фермеру цену, которая установилась на мировом рынке, то он просто не купит семена и не будет сеять. Невыгодно.

На данный момент цена на семена пшеницы в Украине не является справедливой. За границей стоимость выше. Но за счет чего их рынок остается рентабельным? Исключительно благодаря государственной поддержке, уровень которой может колебаться от страны к стране в диапазоне 10—50%. Той самой поддержке, которой нет (и вряд ли скоро будет) в Украине.

Наши фермеры иногда получают ровно столько, сколько и вкладывают. Так какой смысл заниматься три четверти года с утра до ночи этим тяжелейшим трудом, если можно за эти же деньги купить квартиру, сдавать ее в аренду и получать пассивный доход?

Последние пять лет в Украине господдержка производства семян отсутствует. Предлагают же частичную компенсацию ставок по банковским кредитам. Однако объем ее невелик, к тому же очень мало кто может воспользоваться этими льготами.

Еще в прошлые годы предлагались компенсации на приобретение отечественной сельхозтехники. Но давайте смотреть правде в глаза — отечественные тракторы покупают редко и то — от безысходности. Если у фермера есть хоть какой-то выбор, он купит импортную технику.

— Сколько сейчас фальсификата на украинском рынке? Какой ущерб наносят фальсификаторы рынку?

— Это не только украинская, но и общемировая проблема. Что такое фальсификат? Продажа семян одного производителя под видом другого. Можно использовать, например, мешки известных производителей. И тут последствия могут быть такими: что-то посеял и что-то получил или не получил ничего. Семена просто могут оказаться непригодными для нашей климатической зоны, либо это вообще не семена, а товарное зерно и т. п.

Дело в том, что ценовая разница между разными семенами слишком велика. Так, наиболее дешевый сорт украинской кукурузы может стоить $15, а самый дорогой импортной — $250. Некоторым производителям тяжело бороться с соблазном не насыпать в мешок

из-под иностранной кукурузы свою культуру.

Долю фальсификата оценивают по-разному. От 30% до 70%. Но я склонна верить все-таки цифре 30%. Серый рынок победить нельзя, его можно только сдерживать. А для этого государство должно стимулировать развитие белого бизнеса.

У нас ведь от фальсификаторов страдают не только транснациональные компании, но и отечественные семзаводы, украинские компании — даже в лидерах по этой печальной статистике.

— А какова вообще емкость украинского рынка семян?

— Не все сегменты рынка можно корректно оценить. У нас проблема с госучетом. Официально сообщается, что, например, засеяли 100% площадей. А сколько это, где, чем они засеяны?

Можно приблизительно рассчитать, какие площади у нас занимает, допустим, яровой ячмень. (Берет калькулятор.) Итак, 3,5 млн. га засевают этой культурой. На один гектар расходуется примерно 200 кг семян, получается, 700 тыс. т необходимо семян ярового ячменя ежегодно.

Если говорить о подсолнечнике, то тут более впечатляющие цифры, ведь украинский рынок этой культуры считается одним из самых сладких в мире. Подсолнечник занимает у нас около 5 млн. га. На 1 га необходимо засеять 4 кг семян, следовательно — получаем 25 тыс. т.

Учтите, что тонна украинского элитного ячменя в прошлом году стоила 5,5 — 6,5 тыс. грн. А за семена подсолнечника отечественной селекции просили от 35 тыс. до 120 тыс. за тонну, за иностранные сорта — от 120 тыс. грн./т до 250 тыс. грн./т.

Неизвестный маркетинг

— Давайте поговорим о гибридах. Чем сегодня занята отечественная селекция? Заинтересованы ли украинские сельхозпредприятия в отечественных гибридах? Много ли потеряет наша страна, если украинские аграрии полностью перейдут на работу с западными гибридами?

— Можно несколько лет подряд сеять один и тот же сорт подсолнечника. Ничего страшного не произойдет, кроме того, что и урожайность, и качество будут становиться несколько хуже из года в год. Но теоретически это возможно.

Чем отличаются гибриды? Чтобы вырастить, например, семена гибридного подсолнечника, необходимо посадить две родительские формы — отцовскую и материнскую. Это можно сделать только один раз. Хотим мы или нет, но каждый год нам придется идти на рынок за такими семенами.

Почему, тем не менее, гибриды занимают большую долю по сравнению с сортами и в Украине, и в мире? Потому что по качеству они на данный момент лучше сортов.

Жизнь любого гибрида в принципе ограничена — и биологически, и коммерчески. Потому что рынок, и украинский не исключение, стремится к новинкам. И гибрид, который был выведен десять лет назад, может не соответствовать нынешним требованиям рынка по своим хозяйственным характеристикам.

У транснациональных корпораций есть набор гибридов, которые давно и хорошо опробованы на Западе. Когда они там постепенно теряют популярность, их плавно переносят в Украину. Поэтому на самом деле сейчас мы пользуемся далеко не новинками западной селекции. Я не говорю, что это плохо, но сам рынок подсказывает — это не лучший вариант.

Мы должны думать о продовольственной безопасности страны. Компания, которая поставляет сюда семена, вдруг завтра решит, что она более не производит таких гибридов, или ей вдруг стал неинтересен рынок Украины, или она решила продавать сюда другой вид гибридов — хотите — берите, хотите — нет. В результате мы оказываемся в ситуации, что семян нет вообще.

Я не говорю, что нужно поддерживать искусственный баланс между импортными и украинскими семенами, но отдавать себе отчет, что отечественная селекция является основой продовольственной безопасности страны, — необходимо.

Если говорить об успешности или неуспешности украинской селекции по сравнению с иностранной, то здесь не может быть средней температуры по больнице. Всегда что-то лучше удается кому-то одному.

В конце концов, несколько самых удачных гибридов были получены наугад. Один из самых известных сортовых гибридов итальянской озимой пшеницы (с высоким и постоянным содержанием белка) получен, по признанию его создателя, случайной комбинацией трех сортов, один из которых был известен ученому, второй — не известен, а на третьем было написано «USSR». Случайность? Провидение? Называйте как угодно.

Т.е. успехи есть как у наших ученых, так и у иностранных коллег. Но чего мы точно не умеем делать, так это продвигать и продавать. Это факт! В мире полно информресурсов и площадок — выставки, форумы, семинары и т.п. Ассоциация убеждает наших селекционеров рассказывать о себе в мире. Но все сводится к сентенции: я сейчас потрачу деньги, а сработает ли это — неизвестно.

Госпредприятиям вообще проблематично заниматься такой деятельностью. У них же в принципе нет таких бюджетных статей расходов. И они могут рассчитывать только на частного партнера, который возьмется финансировать продвижение их продукции. Наша главная проблема — маркетинг, а не селекция и семеноводство.

Национальные селекционные компании развиваются прежде всего благодаря энтузиазму. В нашей компании работает сотрудник, которому 89 лет, и он до сих пор выходит в поле.

Как правило, отечественные селекционеры проходят следующий путь: компания начинает с перепродажи семян. Постепенно приходит понимание того, что производить семена выгодней. Во-первых, качество продукции контролируемо. Во-вторых, клиентская база нарабатывается только для себя. Ведь дистрибьюторов полно.

Когда ты занимаешься селекцией, то должен понимать не только то, что ты выращиваешь сейчас, но и чем будешь заниматься в будущем. Любое растение похоже на человека, оно никогда не остается статичным. Как раз в этот момент и приходит мысль о собственной селекционной программе.

Этот путь долог. По канонам классической селекции срок создания сорта — 20 лет. Сегодня все процессы идут быстрее, поэтому этот период ужался до 10 лет. А если использовать все современные средства селекции (к примеру — радиационное облучение семян), то на формирование сорта уйдет пять лет. Потом еще нужно потратить три года на сортоиспытания и еще два — на то, чтобы сорт показал себя с лучшей стороны и стал узнаваемым на рынке.

Однако RD (англ. Research and Development — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) во всем мире занимает не менее 20% бюджета любой компании. Мы обязаны принять для себя эту аксиому и понять необходимость вкладывать средства в науку. Может, мы десять лет, пока будем создавать успешный сорт, проживем с трудом, зато потом это окупится сторицей.

Средняя по размеру западная фирма, сравнимая по объемам выпуска и продаж семян с отечественным производителем, вкладывает в RD столько денег, сколько составляет весь годовой бюджет украинской компании.

— Исторически сложилось, что Украина — страна дачников и приусадебных участков. Как урегулированы вопросы реализации семян овощных культур населению? Какие риски при этом несут покупатели?

— Вот если что в Украине и является полностью неконтролируемым, то именно рынок семян овощных культур. Население покупает семена в лучшем случае в магазинах типа «Дачник», а в основном — в супермаркетах. Но, ориентируясь на красочные упаковки с огурцами, помидорами, баклажанами и пр., понять, кто производитель этих семян и какой сорт той или иной культуры — невозможно.

Теоретически семена овощей должны проходить сертификацию. Но практически выполнять по отношению к этим культурам такие же требования, как и к зерновым (контроль этикеток, получение этикетки с уникальным номером и т.п.) — невозможно. Я просто не представляю, как на каждую

10-граммовую упаковку с семенами огурцов повесить такую же этикетку, как и на мешок кукурузы.

Поэтому практически все семена овощных культур на украинском рынке сомнительного происхождения. Что делать нашим дачникам? Можно, конечно, ориентировать на известных производителей, но нужно понимать, что им пока не интересно работать с розницей.

Все крупные овощные компании представлены транснациональными корпорациями. С этим направлением в нашей стране гораздо хуже, чем с селекцией полевых культур. Иностранцам наш рынок интересен, и они сделают все возможное, чтобы создать максимально бесконтрольную возможность поставок своих семян к нам. И если овощные корпорации зайдут в нашу страну в промышленных масштабах, то следующим этапом их деятельности станет создание у нас розничных сетей. Это только вопрос времени.

К сожалению, не уверена, что на рынке селекции овощных культур Украина сможет себя еще как-то проявить.

— Ежегодно ваша ассоциация планирует какие-то изменения во взаимоотношениях рынка с государством. Чего удалось достичь, а чего нет и почему?

— Последние годы посвятили работе над законом «О семенах и посадочном материале», который был принят в новой редакции 31 декабря 2015 г. Этот новогодний подарок от депутатов получился несовершенным, так как было слишком много заинтересованных игроков и не нашлось арбитра, который бы уравновесил запросы сторон.

Процесс законотворчества в нашей стране тянется долго. Так, в тексте закона просто перепутали слова. Но эта техническая ошибка очень усложнила жизнь компаниям, которые завозят образцы семян для научно-исследовательских целей. А чтобы исправить данную ошибку, необходимо подождать минимум полтора года. Ведь этот законопроект не относится к категории «срочный».

Впрочем, удалось упростить процедуру приобретения статуса субъекта семеноводства (с этого, собственно, и начинается работа производителя семян). Сейчас внесение в госреестр субъектов семеноводства и питомничества происходит по заявочному принципу. Тебе не нужно ничего обосновывать в документах, достаточно указать, сколько и каких семян планируешь произвести. Я считаю такой подход правильным — старт работы должен быть максимально легким.

К сожалению, пока не удалось довести до конца процесс сертификации семян, альтернативной госсистеме. Планировали предоставить право на сертификацию репродукционных (не высоких категорий) семян субъектам любой формы собственности.

Но ни одна частная лаборатория так и не появилась. Хотя желающие пройти аттестацию имеются. Почему? Весь прошлый год правительство пыталось лихорадочно создать новую госсистему сертификации, и все усилия были направлены на это.

Но госмашина разворачивается слишком медленно. Например, есть возможность аттестовать частных аудиторов, которые могли бы сейчас выполнять работы по полевой апробации посевов сертифицированных семян. Но комиссию для приема экзаменов у соискателей так и не создали.

Очень хотелось прописать выполнение части функций государства саморегулирующимися организациями, например, отраслевыми ассоциациями. Так, во многих странах сбор роялти — платежей за использование сорта — контролируется ассоциациями. Но данное предложение сочли преждевременным. Сказали, давайте примем закон «О саморегулирующихся организациях», а потом, мол, посмотрим. Но соответствующий законопроект мы разработали и подали еще в 2011 г. Он до сих пор пылится в чиновничьих кабинетах!

Справка «2000». Юлия Прохода — председатель совета Ассоциации «Украинское семенное общество». Родилась в Киеве, по образованию юрист. С 1997 г. занимается правовой охраной интеллектуальной собственности, патентный поверенный Украины. В сфере семеноводства работает с 2001 г., председатель наблюдательного совета одной из первых украинских селекционно-семеноводческих фирм — ЧАО «Селена» (Одесская обл.).

Ассоциация «Украинское семенное общество» 03022, Киев, ул. Васильковская, 37, тел.: (050) 357-1605, (050) 353-7571, unt.org.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Отравленные водоемы

В последнее время участились случаи гибели водных живых ресурсов в разных уголках...

Пешком по Днепру

Нет смысла лечить Днепр, при этом забывая о малых реках

Кому нужны водохранилища

Доказательством негативного влияния водохранилищ является гибель малых рек

Кризис. Торможение землей

Украина достигла точки структурного экономического банкротства — торгуем почвой...

Красная рыба из Красной книги

Ничего плохого в подкрашенном лососе нет. Краситель полностью безвреден

Дешево, быстро, крупным покупателям — скидки

Приватизируя госпредприятие, покупатель оптом получает землю в аренду на полстолетия

Опасное шоу

Призываем правительство немедленно прекратить работы, связанные с дноуглублением...

Резиновый лебедь

Израсходованные автомобильные покрышки стали антисимволом наших городов. Они всюду:...

Смертельная рыба

В Украине снова участились случаи заболевания ботулизмом. Государственная служба...

Исчезающая улыбка моря

В Международный день дельфинов–пленников, который отмечается в июле,  по всему...

Реликтовое растение убивает отечественные водоемы

Вред каскаду Днепровских водохранилищ наносят не только браконьерство, незаконная...

От «аграрной супердержавы» до «аграрной...

Правительство имитирует поддержку АПК, а сельское хозяйство имитирует бурное...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка