За маяки не заплывать

№20(819) 19 -- 25 мая 2017 г. 17 Мая 2017 1 4.3

Продолжение сотрудничества Украины с МВФ все больше напоминает не хождение по воде, а греблю на байдарке «аки по суху»

После 2015 г., когда Украина получила от международных доноров в общей сложности $11 млрд. кредитов и технической помощи, в том числе $6,52 млрд. от Международного валютного фонда, нынешний год также может стать вполне «урожайным».

Так, помимо полученного в начале апреля от МВФ четвертого транша расширенного финансирования в объеме около $1 млрд. и 600 млн. евро помощи от Еврокомиссии, в НБУ ожидают до конца года еще три транша МВФ на общую сумму около $4,5 млрд.

«Получение всех четырех траншей (от МВФ. — Авт.) на протяжении текущего года является критичным условием роста международных резервов приблизительно до $21 млрд.», — значится в заявлении НБУ.

В проявлении такой щедрости МВФ можно, конечно, усомниться. Согласно изначально утвержденному графику выделения средств, в этом году Украине действительно полагается три транша — в мае, августе и ноябре, в эквиваленте соответственно $1,9 млрд. и дважды по $1,28 млрд., а выделенные в апреле средства являются результатом отставания от графика.

Получить апрельский миллиард украинские власти должны были еще в середине ноября 2016 г. Однако представители МВФ оказались весьма скептично настроены на предмет приверженности реформам президента, правительства и Верховной Рады и отложили предоставление кредита на 4,5 месяца.

При этом каждому траншу МВФ предшествует пересмотр структурных маяков и критериев эффективности, по достижении которых должник фонда может претендовать на следующую порцию кредитной программы.

Согласно графику для Украины, после апрельского (а фактически ноябрьского 2016 г.) транша должно пройти полгода до следующего кредита. И еще по три месяца дается на преодоление очередных этапов программы финансирования.

Таким образом, логично предположить, что ожидания НБУ сильно преувеличены и в нынешнем году МВФ выделит Украине еще один, максимум два транша. Если, конечно, наши переговорщики не убедят совет директоров фонда в необходимости изменения выделения двух, а то и трех порций финансирования — одним пакетом. На что, конечно же, рассчитывать не стоит.

Хотя и такое развитие событий для украинских сторонников продолжения сотрудничества с МВФ стало бы лучшим результатом, чем $1 млрд., который власти выпросили в 2016 г.

Впрочем, судя по опубликованным в апреле документам, дальнейшее кредитование со стороны фонда потребует от властей серьезных законодательных изменений, которые наверняка натолкнутся на сопротивление как самих депутатов, так и общественных сил, чьи интересы окажутся ущемлены подобными новациями.

В процессе получения последнего транша программы расширенного финансирования власти подписали дополнение к последней версии Меморандума о технической и финансовой политике сотрудничества с МВФ, в котором зафиксировали ряд условий для продолжения финансирования. Но и там некоторые положения еще требуют согласования с представителями фонда.

Прежде всего это касается т. н. структурных маяков — законодательных мероприятий, которые являются обязательным условием для поэтапного кредитования страны МВФ.

Главное —

фискальная стойкость

В письме о намерениях директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард, подписанном президентом Петром Порошенко, премьер-министром Владимиром Гройсманом, министром финансов Александром Данилюком и главой НБУ Валерией Гонтаревой, помимо перечисления заслуг по стабилизации экономики, говорится о том, что в 2016 г. украинские власти выполнили все установленные ранее индикативные показатели, кроме возмещения НДС предприятиям. Но вместе с тем придерживались только 3 из 11 структурных маяков, поскольку правительство и НБУ были сосредоточены на мерах по обеспечению фискальной стойкости и финансовой стабильности.

Среди выполненных условий: своевременное принятие бюджета на 2017 г. с дефицитом 3,1% ВВП, «урегулирование», а фактически — ликвидация 88 банков, не способных соблюсти нормы капитализации, национализация «ПриватБанка», обязательное декларирование имущества чиновников и депутатов, корректировка полугодовых тарифов для коммунального сектора в зависимости от стоимости газа, снижение норм потребления энергоносителей для индивидуального жилья и централизованного отопления.

Реализацию остальных структурных маяков украинские власти попросили переустановить или модифицировать, а кроме того, предложили ряд новых. (Детально — см. таблицу.)

Отдельного маяка в новой редакции взаимоотношений Украины и МВФ удостоился национализированный «ПриватБанк». По-видимому, на его примере переговорщики из команды Петра Порошенко развивали тему противодействия олигархов проводимым в стране реформам. В итоге им удалось вынести на международный уровень проблему возврата бывшими владельцами банка кредитов, выданных структурам, которые, как считают в НБУ, связаны с Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым.

Пенсионный вопрос

Остальные новые маяки, предложенные властями как отправные точки для продолжения финансирования МВФ, также затрагивают интересы большинства украинских граждан или влиятельных общественных групп.

Прежде всего это касается пенсионной реформы. В настоящее время дефицит Пенсионного фонда достигает 140 млрд. грн. (6% ВВП). И учитывая нынешний уровень доходов большинства трудо-способных украинцев, тенденцию к увеличению трудовой миграции и постепенное старение населения, нынешняя солидарная система уже перестала быть жизнеспособной.

Власти пообещали международным кредиторам сократить дефицит ПФУ вдвое в долгосрочной перспективе за счет реализации комплексной пенсионной реформы. Она будет включать расширение базы единого социального взноса (ЕСВ) и «новый набор вариантов выхода на пенсию, с более широким диапазоном пенсионного возраста».

Очевидно, что в таком завуалированном виде авторы дополнения к Меморандуму о сотрудничестве с МВФ представляют кредиторам свои планы по увеличению пенсионного возраста, а украинским гражданам пытаются подать реформу как дополнительные возможности, связанные со стимулированием выплат для более позднего выхода на пенсию.

Как недавно заявил директор европейского департамента МВФ Пол Томсен, повышение эффективного пенсионного возраста критически важно для продолжения сотрудничества Украины и МВФ. Ведь этот инструмент — существенный элемент сокращения дефицита ПФУ, являющегося вторым по размеру в мире по отношению к ВВП страны,

Поэтому пересмотр пенсий, утративших свою стоимость в связи с высоким уровнем инфляции в последние годы, будет проходить параллельно с изменениями в пенсионной системе, позволяющими восстановить ее жизнеспособность.

Как указано в дополнении к меморандуму, «новая система на общем уровне должна гарантировать пенсионное обеспечение, адекватное уплаченным взносам. Для отдельных специальностей, связанных с повышенной опасностью, предложены дополнительные ставки ЕСВ, которые накапливаются на персонифицированных счетах и используются как промежуточное финансирование между досрочным выходом на пенсию и достижением общего пенсионного возраста».

Тем не менее законопроект о комплексной пенсионной реформе пока отсутствует на сайтах Минсоцполитики и Верховной Рады. По оценке экспертов, он не предполагает внедрение многоуровневой системы с элементами накопительной. Государственное пенсионное обеспечение останется солидарным, а заботиться о собственной обеспеченной старости граждане по-прежнему будут самостоятельно.

Выделение социалки проверят

Помимо этого, власти обещали до конца сентября ввести в действие постановление Кабмина №758, предполагающее отделение платы за газ как товар от платы за поставку и распределение — абонентскую плату или плату за присоединенную мощность.

Внесли в перечень мероприятий возобновление действия постановления КМ №217, предусматривающего отмену адресного использования доходов теплокоммунэнерго на оперативные расходы.

Система коммунальных субсидий должна быть откорректирована в сторону их ограничения в текущем году не более чем до 47 млрд. грн. Домохозяйства, не получающие субсидию, будут лишены возможности платить за жилкомуслуги в рассрочку.

Согласно документам, подписанным при согласовании последнего транша, Минфин до конца года должен запустить единую базу данных о получателях социальной помощи, а Верховная Рада — до конца июня принять закон, позволяющий осуществлять проверку доходов ее получателей на основе доходов домохозяйств и их активов. Тем, кто не соответствует критериям выделения социалки, помощь будет прекращена.

Антикоррупционные новации

Среди новых (точнее — обновленных) маяков сотрудничества с МВФ оказались антикоррупционные суды, которые будут рассматривать коррупционные деяния высших должностных лиц. Формировать их кадрами собираются по итогам отбора с участием Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Общественного совета добропорядочности. Процедура предусматривает экзамены на знание и практическую реализацию антикоррупционного законодательства, включая проведение экспертиз, принятых в других государствах.

Кроме того, Минфин получит под свое крыло службу финансовых расследований, которая возьмет на себя обязанности нынешней налоговой милиции. А НАБУ получит еще большие полномочия, позволяющие обходиться без санкции и ресурсов СБУ и Генпрокуратуры и, таким образом, защитить информацию о проводимых мероприятиях.

Рынок земель

Главным же условием продолжения сотрудничества с МВФ является, безусловно, земельная реформа. Законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» под авторством депутатов из Блока Петра Порошенко — Алексея Мушака, Сергея Хланя, Павла Ризаненко, Ольги Бельковой, представителя «Народного фронта» Виктора Романюка и внефракционного Виктора Чумака был зарегистрирован в ВР в середине декабря 2016 г. и сейчас изучается комитетами.

В первоначальной версии документ предполагает отмену моратория на продажу земель сельхозназначения и возможность ее передачи в собственность или пользование иностранцам или лицам без гражданства для ведения личного или товарного фермерского хозяйства.

Наряду с этим из действующего законодательства исключаются нормы, запрещающие вносить паи в уставные фонды юридических лиц, дававшие возможность получить в собственность участки за давностью пользования (более 15 лет), о бесплатных ветеранских 2 га и т. д.

Очевидно, что по мере ратификации проект претерпит немалые изменения. Возможно, Кабмин предложит собственную версию закона, регулирующего оборот сельхозземель.

Тем не менее в нынешнем виде основные положения земельной реформы не устраивают фермеров, которые опасаются, что запуск рынка земель уничтожит их как класс.

При ожидаемой рыночной стоимости плодородных украинских черноземов $10 тыс. и более за гектар (на уровне современной Польши) ни у одного фермера не найдется наличных для выкупа обрабатываемых им наделов. А поскольку законодательство не предусматривает какого-либо переходного периода или поэтапной приватизации, фермеры опасаются, что аграрное производство в Украине будет формироваться по образцу крупнотоварных производств или южноамериканских латифундий, когда один владелец обрабатывает сотни тысяч гектаров.

В феврале отечественные фермеры уже вышли на первые протесты, которые по мере приближения срока отмены моратория на продажу сельхозземель будут усиливаться.

Нельзя забывать, что для определенной части депутатского корпуса и политических сил земельный вопрос может стать обманкой для реализации собственных интересов. Для дальнейшего сотрудничества с МВФ парламентариям придется подписать ряд законов, развязывающих руки недавно созданному НАБУ, будущим антикоррупционным судам и другим органам, которые в перспективе займутся расследованиями финансовых злоупотреблений в отношении действующих высокопоставленных чиновников и их предшественников.

Судя по имущественным декларациям нынешнего состава ВР и чиновников, предъявленным общественности в минувшем году, даже в этом созыве парламента, заточенном на реформы, желающих принимать «самоубийственные» законы найдется немного.

Однако действующему президенту полномасштабное возобновление сотрудничества с МВФ выгодно по нескольким причинам. Его холдинг «Укрпроминвест-Агро» (в настоящее время он им не управляет) владеет земельным банком более 120 тыс. га и выращивает не только свеклу для последующей переработки в сахар для кондитерских изделий, но и пшеницу, сою, подсолнечник и другие культуры. Легализация рынка земли «Укрпроминвесту» выгодна по определению.

Далее, реализация программы расширенного финансирования МВФ, которая изначально должна была завершиться в ноябре 2018 г. — за полгода до следующих президентских выборов, а с учетом задержки растянется до мая 2019 г., а то и позже, позволит Петру Порошенко поддерживать в стране финансовую стабильность и иметь большие шансы быть избранным на второй срок.

Поэтому президент и его команда будут и далее прилагать усилия для продолжения сотрудничества с фондом. Для этого потребуется имплементировать все необходимые законодательные изменения и иметь послушное большинство в ВР. Задача хоть и непростая, но в общем выполнимая. Решается как отдельными кулуарными договоренностями, так и вполне осязаемыми угрозами, если речь идет о потенциально опасных политических конкурентах.

К примеру, недавно НАБУ вплотную взялось за одного из главных спонсоров «Народного фронта», экс-нардепа Николая Мартыненко. Официально политика обвиняют в закупках уранового концентрата на государственном Восточном ГОКе через австрийскую прокладку Steuermann во время «революции достоинства», т. е. фактически при Викторе Януковиче.

Однако в контексте развития сотрудничества с МВФ и необходимости принятия весьма спорных и местами сырых законов о рынке земли, пенсионной реформе и т. д. арест «серого кардинала» «Народного фронта» можно рассматривать и как предложение лидерам НФ и депутатам от этой политической силы обеспечить совместную деятельность реформаторских сил в ВР или попросту не делать глупостей и быть посговорчивей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пороги казнокрадства

Контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам...

Дотации «малой земле»

Если АФЗУ будет участвовать в распределении средств, то господдержка дойдет до тех,...

Фарватер на мели

Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге

Почем нынче украинский труд в Венгрии

Уже не знаем, чем заманить украинцев, сетует венгерское деловое издание Index и обиженно...

Нам нужен метановый Лос-Аламос

Газогидраты Черного моря смогут в перспективе обеспечить Украину природным газом...

Сухе червоне

Установи служби крові виготовляють тільки 4—5 найменувань компонентів крові з 18...

Загрузка...

В ожидании «Саши» и «Наташи»

Ежегодно из-за водяного ореха Киевское водохранилище недополучает 400 кг рыбы с гектара

Как обеспечить родных вкусным и полезным мясом

Даже начинающий птицевод способен быстро освоить главные премудрости индейководства

Рост без границ

 К началу сентября в Украине подешевели морковь (новая средняя цена — 7,9 грн./кг) и...

Какие сокращения ждут металлургию Украины

Украинские предприятия проигрывают европейцам в соотношении выпуска тонны продукции...

Полмиллиона тонн стали — достаточно 14 работников

На днях Bloomberg Businessweek — деловой журнал американского агентства Bloomberg (один из главных...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
18 Мая 2017, Валерий

Как много и в который уже раз рассказывается о сотрудничестве с МВФ . Старая и давно надоевшая тема . Определённое количество миллиардов получено , автор не мог бы
рассказать , что в результате сделано ? Экономика страны постоянно уходит в минус ,значит
все эти миллиарды бездарно потрачены или уворованы . Третьего не дано .

- 4 +

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка