Безвольно опавшие крылья

№11 (857) 16—22 марта 2018 г. 14 Марта 2018 4.5

Самолет Ан-124 «Руслан», созданный в 1982 г., — основной источник доходов ГП «Антонов»

Я не знаю ни одной успешной страны, которая строила бы свою экономику только на сельском хозяйстве. Экономическое развитие в современном мире обеспечивается прежде всего технологиями и человеческим капиталом.

Украине в наследство от СССР досталась мощная авиационная отрасль, которая строила до 250 самолетов (Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-124, Ан-225, Ту-134, Ан-72, Ан-74 и их модификации) ежегодно. В трудные 1990-е авиационная отрасль была сохранена и получила дальнейшее развитие: созданы самолеты Ан-74-300, Ан-38, Ан-70, Ан-140, Ан-148, проведена сертификация и глубокая модернизация самолетов Ан-124-100 и Ан-225, широко внедрены цифровые технологии, композиционные материалы на основе углеволокна и многое другое.

Мнение скептика об истории разрушения авиастроительной отрасли Украины

Деградация отрасли, по моему мнению, началась в 2005 г., когда генеральный конструктор Петр Балабуев, не согласный с предложенным правительством реформированием отрасли, подал в отставку. Новое руководство ГП «Антонов», концерна «Антонов» и Харьковского авиазавода (ХГАПП) ничего не предпринимало, чтобы модернизировать самолеты Ан-74 и Ан-140, создать рамповую версию Ан-140 и сохранить ХГАПП. В результате чего этот завод производил по одному самолету Ан-74 в год, а в 2015-м прекратил производство и стал банкротом с миллиардными долгами.

Вместо реального строительства самолетов в Украине шла колоссальная дезинформация о возобновлении производства самолета Ан-124, строительстве самолета Ан-70 и др. А ГП «Антонов» (АНТК им. О. Антонова со своим мощным производством в 2009 г. объединили с Киевским авиазаводом) было превращено в мастерскую по штучному (1—2 в год) изготовлению региональных самолетов для имитации «достижений».

Многоразовая авиационно-космическая система (МАКС)

Для сравнения: ведущие производители Boeing и Airbus производят и продают ежегодно на десятки миллиардов долларов около 700 больших магистральных самолетов каждый и имеют заказы на 6700—7200 новых самолетов на десятилетие вперед. Даже Россия и Китай, которые до 2005 г. не создавали и не производили новые самолеты, в последнее десятилетие разрабатывают и строят новые пассажирские и военно-транспортные самолеты, истребители-невидимки и др. до 100 шт. в год!

В последнее десятилетие многие страны (США, Европа, Китай, Россия, Бразилия, Канада, Япония и др.) стремительными темпами развивают авиа- и двигателестроение, создают и продают (рынок $10 млрд. в 2017 г. и стремительно растет) различные беспилотные летательные аппараты, внедряют новые технологии и материалы, электронику, электрические и гибридные летательные аппараты. Даже Иран, который купил в Украине в конце 1990-х лицензию на производство простенького регионального самолета Ан-140 и все это время находился под санкциями, создал в конце концов современный истребитель-невидимку, производит среди прочего ударные беспилотники! А в Украине после 2005 г. произошла деградация этой некогда выдающейся высокотехнологичной отрасли.

После многочисленной смены топ-менеджеров в нынешнем составе высшего руководства ГП «Антонов», по моему мнению, нет ни одного человека, который был бы профессионалом в области создания и серийного производства самолетов.

В Украине на протяжении последних 12 лет были построены только т. н. самолеты-демонстраторы Ан-178 и Ан-132D. По характеристикам они уступают современным зарубежным аналогам КС-390, C-130J и С-295W, С-27J, которые серийно производятся и продаются во всем мире, включая некоторые страны СНГ.

А поскольку традиционные рынки, в особенности Россия, для самолетов ГП «Антонов» утрачены, то найти новые рынки не удается.

Фейковые меморандумы

Коротко остановлюсь на двух прожектах, на которых руководство ГП «Антонов» пиарится уже несколько лет.

В мае 2015 г. между ГП «Антонов» и азербайджанской Silk Way Airlines заключен контракт на сборку в Украине и поставку азербайджанской компании 10 транспортных Ан-178. Поставка первых двух самолетов, согласно условиям контракта, должна быть обеспечена к концу 2018 г., еще восьми машин — по согласованию сторон.

Давно понятно, что Азербайджану эти самолеты не нужны. Пока что есть один самолет-демонстратор, который больше стоит, чем летает, и получит ли он в ближайшие 5 лет хотя бы сертификацию — неизвестно.

Компания два года рассказывала, как будут строить с Саудовской Аравией 80 самолетов Ан-132. Но в 2017 г. после выставок Ля Бурже и в Дубае выяснилось, что саудиты не собираются покупать, а тем более строить эти аппараты.

Ведь фактически данный проект — новый макияж на дедушке Ан-32, который в свою очередь является модернизацией древнего, созданного еще в 1959 г.(!) Ан-24.

Современные самолеты не делаются по принципу «я его слепила из того что было». Это понимает любой мало-мальски разбирающийся в авиастроении специалист. Еще до начала проектирования маркетологи анализируют рынок, проводят консультации и согласовывают технико-экономические показатели с потенциальными заказчиками и участниками, а затем заключают контракты. И только после этого начинается разработка самолета. Это знают даже первокурсники авиационного и экономического вузов. Так, на самолет Boeing 787 Dreamliner уже на начальной стадии было 900 заказов, на Airbus A350 — 700, на Airbus A400M — 180 и т. д.

Самолет Ан-178 разрабатывают с 2010 г., Ан-132 — с 2014-го, а твердых заказов как не было, так и нет. Ресурсы, которые потрачены и продолжают тратиться на самолеты-демонстраторы Ан-178 и Ан-132, еще глубже загоняют ГП «Антонов» в небытие.

А посмотрите, что происходит с самолетом Ан-70. Первый опытный образец потерпел катастрофу еще в 1995 г. Второй опытный экземпляр самолета, построенный в 1997 г., в 2001 г. под Омском сломался пополам и был с большими трудностями отремонтирован.

Госкорпорация вместо требуемых военными возврата долга 164,3 млн. грн. за непостроенные два самолета Ан-70, спихнула это б/у на баланс МО Украины! Сейчас хотят на этом 20-летнем, никому не нужном опытном б/у за счет бюджетных средств заменить российское оборудование западным. Зачем? Этот самолет никому не нужен, его конкурент А-400М давно строится серийно, уже поставлено 50 экземпляров для стран НАТО. И даже Япония, которая после Второй мировой войны вообще не строила самолеты такого класса, создала самолет Кавасаки С-2 и начала поставки вооруженным силам.

Подводя итоги 2017 г., для ГП «Антонов» можно констатировать — они катастрофические. Ни на выставке в Ля Бурже, ни на выставке в Дубае и вообще за весь год не подписано ни одного реального контракта на покупку самолетов Ан-178, Ан-132, Ан-148, Ан-158 и др., как и за два предыдущих года руководства новых менеджеров. Это при том, что ведущие производители самолетов заключили в Дубае контракты на поставки 900 магистральных самолетов на десятки миллиардов долларов!

Единственное, что мы реально подписали на выставке в Дубае, — это договор на техническое обслуживание одного самолета Ан-124-100 а/к Maximus Air. Так для этого не надо было гнать самолеты Ан-70 и Ан-132D в Дубай и тратить сотни тысяч долларов — достаточно послать одного специалиста среднего звена или подписать этот договор по е-mail.

Под вопросом — будет ли Казахстан проводить дальнейшие работы по достройке одного самолета Ан-74Т-200А, за которые еще в 2015 г. заплачен аванс $15 млн., т. к. Украина показала себя ненадежным партнером.

И вот свежая новость от законодателей: Верховная Рада продлила льготный период ввоза иностранных региональных самолетов в Украину до 2023 г. А ведь льготный период для региональных самолетов с весом от 10 до 30 т и вместимостью от 44 до 110 пассажиров должны были отменить с 1 января 2018 г. — с целью стимулировать авиакомпании закупать региональные авиалайнеры Ан-140, Ан-148 и Ан-158 украинского производства. Обосновали решение тем, что это приведет к повышению цен на билеты и что украинские самолеты не одобрены Европейским агентством по авиационной безопасности, не выпускаются серийно, не имеют надлежащей сервисной поддержки и современной развитой сети центров обучения для подготовки экипажа.

Фактически это констатация полной несостоятельности нынешних руководителей авиапрома.

Но, может быть, у нас и не было никаких шансов удержать отрасль?

В США частная фирма создает систему Stratolaunch для запуска ракет на космическую орбиту с самолета-носителя Roc. Подобная система МАКС с самолетом-носителем Ан-225 разрабатывалась в конце 1980-х — начале 1990-х гг. сначала в СССР, а затем РФ совместно с Украиной. Также в Украине в 1990-х гг. АНТК им. О. Антонова и КБ «Южное» проработали ракетно-космическую систему «Свитязь» с использованием модернизированной ракеты «Зенит», но из-за отсутствия финансирования оба проекта были прекращены.

Руководство ГП «Антонов» так и не удосужилось предложить Ан-225 для создаваемой системы Stratolaunch! Ведь этот самолет создавался именно для этих целей — транспортировки и запуска различных космических объектов.

Шансы у нас были, но никто даже не попытался их реализовать.

*Ведущий конструктор в службе самолета Ан-70 1982—1985 гг., руководитель службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 1985—1989 гг., зам. главного конструктора по самолетам Ан-225, Ан-325 и авиационно-космическим системам 1989—1991 гг., зам. главного конструктора по самолету Ан-218 1991—1994 гг., зам. главного конструктора по самолетам Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификациям, а также авиационно-космическим системам 1994—2008 гг., канд. техн. наук.

**Почему Украина не воспользовалась сказочным шансом — предложить свой самолет Ан-225 для американского проекта Stratolaunch

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Как запорожец выиграл «Волгу»

На стадионе «Славутич Арена» прошел первый запорожский автомобильный фестиваль...

Дорожно-тендерные войны

По результатам мониторинга выполнения дорожных работ «Укравтодора» Кабмин...

Украина твердо станет на... пуантах

От веры в светлое будущее до полной безнадеги — эмоциональная траектория...

Коммунальный фронт — правительство пошло в атаку

Не нужно было быть аналитиком, чтобы три года назад предугадать, как поведет себя...

Малыш и Рева

С 1 сентября каждая молодая мама при выписке из роддома должна получить «пакет...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка