Бюджет города — зеркало его развития

№24 (910) 14 — 20 июня 2019 г. 12 Июня 2019 4

Что такое идеальный город? Город с большими возможностями и малыми угрозами для его жителей. Это и уровень доходов, и наличие системы социальных лифтов, и возможность приобрести достойное жилье, и состояние социальной и коммунальной сферы. Безусловно, это и круг партнеров, и, конечно, уровень безопасности.

В США в поисках такого места ежегодно из одного города в другой переезжают более 40 млн. человек, в странах Европы — около 30 млн. Этому все нарастающему процессу активно способствуют власти многих городов, ведущих конкурентную борьбу между собой за право иметь достойное будущее.

И тут главным ресурсом становится не славное прошлое, не географическое положение, не наличие моря, гор или транспортных путей, а креативность и профессионализм горожан, их энергия, самоорганизация.

Если оценивать по вышеприведенным критериям историю Одессы, то можно уверенно констатировать, что со дня основания до своего 100-летнего юбилея она была идеальным (по тем временам) местом для проживания. Свободный, богатый, быстро растущий и развивающийся город, дающий стране и миру замечательных, талантливых людей во всех сферах жизнедеятельности. Это был город больших возможностей.

Сегодня его положительные качества сократились до минимума. Сколько бы мы ни гордились и ни говорили о достижениях наших великих предков, толку не будет без правдивого и объективного позиционирования нынешнего состояния города, его экономического развития в сравнении с другими городами. И прежде всего — в сравнении с его финансовыми возможностями.

Бога та ли Одесса?

Оценочных критериев богатства города достаточно много: можно оценить среду обитания, жизненный уровень горожан, перспективу и возможность найти высокооплачиваемую работу, приобрести жилье. Определить наличие объектов и учреждений социально-культурного, просветительского и научного направления и, безусловно, экологическое и демографическое положение.

Именно этими критериями должно руководствоваться большинство людей, решая вопрос — связывать ли свою судьбу с тем или иным городом.

К сожалению, на уровне городов и страны в целом подобная статистика в полном объеме не ведется, не говоря уже о систематизации. Так, ликвидирована статистика учета квартирной очереди на всех уровнях, плотности застройки селитебных территорий, площадей зеленых насаждений в населенных пунктах, уровня потребления продуктов питания. О статистике по демографическому и экологическому состоянию лучше и не вспоминать.

Эти жизненно важные данные можно получить, изучив бюджет страны или конкретного города.

Государство как орган управления обществом мобилизует часть стоимости произведенного общественного продукта, направляет его в виде денежных потоков на содержание социальной, просветительской, научной и культурной сфер, аппарата управления министерств и ведомств, на обеспечение обороноспособности и поддержание правопорядка и т. д.

Именно поэтому плановая смета доходов и расходов ежегодно принимается как закон Украины. Закон о бюджете и есть концентрированное выражение экономической политики в стране на текущий год. Госбюджет и бюджеты местного самоуправления составляют сводный (консолидируемый) бюджет страны. Все они обязательны к выполнению — как по доходной, так и по расходной части. Городской бюджет является неотъемлемой частью сводного госбюджета, формируется и утверждается из суммы собственных средств (общего и специального фондов) и межбюджетных трансфертов (субвенций, дотаций и т. д.).

Попытаемся ответить на вопрос — богата ли Одесса по сравнению, скажем, с городами Львов и Днепр, взяв за критерий оценки собственные доходы города на одного жителя в год.

Так, в 2018 г. в Одессе они составляли 7,1 тыс. грн., во Львове — 8,1 тыс., в Днепре — 8,4 тыс. грн. Отставание Одессы растет: за последние три года оно увеличилось с 300 грн. до 1,2 тыс. грн.

Та же тенденция и со средней заработной платой. Если по Украине на конец 2018 г. она составила 10 573 грн., то в Одессе — всего 8600 грн.

Мне могут возразить, что здесь что-то не так, ведь по отчетам городских властей доходная часть бюджета растет из года в год. И это действительно так.

Но, во-первых, это номинальные доходы, т. е. без учета уровня инфляции. Напомню, что индекс потребительских цен составил: в 2016 г.— 112,4%, в 2017-м — 113,7%, в 2018-м — 109,8%.

Во-вторых (и это главное), нужно учитывать, за счет чего обеспечивается рост доходной части бюджета.

В структуру доходной части городского бюджета входит общий фонд, который аккумулирует основную долю всех доходов, и в 2018 г. он занимал 60,3%. Поступления в этот фонд имеют динамику роста, хоть и небольшую. Он формируется за счет отчислений более 40 налогов и местных сборов.

Львиную же долю всех поступлений обеспечивает налог на доходы физлиц — 56,3% (в 2018 г.) при темпе роста 123,4%. Поступления от подоходного налога — основной источник незначительного роста всей доходной части бюджета.

Вырисовывается сюрреалистическая картина. Одесса, центр транспортной инфраструктуры страны, имеет отвечающий всем мировым стандартам торговый морской порт, промышленные предприятия, крупные туристические ресурсы, живет в основном за счет отчислений от доходов горожан.

Структура поступлений от этого налога такова: 35,2% — поступления от налогообложения занятых в бюджетной сфере, 10,3% — работников промышленности, 3,2% — строителей, 11,4% — работников торговли, 10,2%, — предпринимателей и других категорий занятых.

Т. е. сумма отчислений работников бюджетной сферы в доходную часть общего фонда доходов городского бюджета больше, чем от занятых в промышленности, строительстве, торговле и предпринимательстве вместе взятых.

Эти данные подводят к неутешительному выводу: город теряет экономический потенциал, высокооплачиваемые рабочие места не создаются, развитие предпринимательской деятельности и становление малого бизнеса — в эмбриональном состоянии.

И подобное положение дел — со всеми источниками наполнения доходной части бюджета.

Возьмем туристический (курортный) сбор. Он собирается администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, санаторно-курортных учреждений, а также квартирно-посредническими организациями. Количество этих структур с каждым годом растет: официально зарегистрированы 525, которые уплачивают туристический сбор в городскую казну.

Растет и стоимость проживания: по официальной информации от 2,3 тыс. до 8,2 тыс. грн. в сутки. Из данной суммы уплачивается 1% туристического сбора. Общая сумма этих поступлений в 2018 г. — 7,3 млн. грн., это меньше на 0,1% суммы доходов бюджета города.

С учетом того, что в прошлом году наш город посетили около 3,2 млн. человек, получается, что каждый турист в среднем уплатил 2 грн. туристического сбора (в предыдущем году 5 грн.). Финансово-бюджетное зазеркалье, иначе не назовешь!

И это при том, что власти города в различных стратегиях и планах его развития позиционируют Одессу как самый значимый курортный центр страны, рассматривая это направление в ее развитии как одно из приоритетнейших, важнейших факторов в градообразующей политике.

Однако, бездарно растрачивая городские ресурсы, не пополняя казну города, о социально-экономическом развитии можно только говорить.

Навар от яиц

Стабильный рост доходной части городского бюджета за счет отчислений от доходов граждан обеспечить невозможно. Главными источниками наполнения бюджета, безусловно, должны быть: рост эффективной работы всех структур, которые занимаются экономической деятельностью и расположены на территории города, рациональное и эффективное использование городских ресурсов, прибыльная работа коммунальных предприятий.

Для этого местным властям необходимо осознать и адекватно реагировать на ряд необратимых процессов в системе управления городским хозяйством.

Первое. Ранее действующая государственная модель, основанная на централизованных капиталовложениях из госбюджета на развитие городов, ушла в прошлое. Надеяться, что т.н. бюджетная децентрализация даст дополнительные ассигнования, то же самое, что ждать манны небесной. Выделяемые из госбюджета дополнительные средства (трансферты) в виде субвенций и дотаций даются городу под дополнительные полномочия, ранее финансируемые из госбюджета.

Второе. Если раньше городские власти преимущественно отвечали за решение основных производственных задач, выполняемых госструктурами в городе, то сегодня основные их задачи — социально-экономическое развитие территории, обеспечение роста доходов населения, его социальная защита и безопасность. Город рассматривается как среда обитания человека, место предпринимательской деятельности.

И третье. Для решения всего комплекса указанных вопросов и проблем город должен самостоятельно зарабатывать деньги. Трансформироваться из объекта управления в активный субъект рыночных отношений. Его активы — это совокупность природных и производственных, кадровых и организационных, земельных и финансовых ресурсов. Эффективное управление ими и обеспечивает наполнение городской казны.

Собственный производственный потенциал Одессы состоит из 39 коммунальных предприятий. Сто процентов налога на прибыль от их деятельности и часть чистой прибыли (по решению горсовета) поступают в городской бюджет.

К сожалению, в перечне этих коммунальных предприятий уже нет эффективно работающего «Горремстройпроекта», имеющего в своей структуре 10 ремонтно-строительных управлений; дорожно-строительного треста и гостиничного хозяйства, в состав которого входило 9 гостиниц с одновременной вместимостью 1900 чел.; из 19 колхозных рынков в коммунальной собственности остался один.

В недалеком прошлом эти предприятия были собственностью города, достаточно эффективно работали и приносили до 10% доходов в городскую казну. Подчеркну, все они были рентабельными, и ни одно не было убыточным или планово-убыточным. За их деятельностью был установлен жесткий контроль.

Об «эффективности» работы нынешних муниципальных предприятий можно судить по таким данным: 30% из них работают убыточно или с нулевой прибылью, поступления от их деятельности в собственные средства городского бюджета составили около 0,4% его общего фонда. Из 22,4 млн. грн. налога на прибыль от коммунальных предприятий только два — «Международный аэропорт Одесса» и «Теплоснабжение города Одессы» — перечислили 19,5 млн. грн.

Смотришь на результаты работы этих предприятий и диву даешься. Как можно допустить, чтобы город был, в полном смысле слова, нафарширован рекламой, плата за размещение которой должна поступать в бюджет города, а от КП «Одессреклама» за три последние года не поступило ни копейки!

Безусловно, причина такого положения — отсутствие контроля за их деятельностью, безответственность и неумение организовать эффективную и прибыльную работу коммунальных предприятий.

Но, возможно, это и продолжение «экономической политики» предшествующих руководителей города, которые распродавали или сдавали в аренду производственную коммунальную собственность для перехода к т. н. подрядной модели управления. Когда услуги по обеспечению жизнедеятельности города закупаются у специализированных компаний или арендаторов.

Такая модель возможна, но не в наших экономических условиях, когда все градообразующие отрасли города в затяжном кризисном состоянии, а доходы от сдачи в аренду или от продажи коммунальных предприятий по стоимости можно отнести к понятию «навар от яиц».

Как уже упоминалось, в коммунальной собственности города было 19 рынков. Сегодня городские власти избавились от них за якобы большие деньги, остался один — КП «Малиновский рынок». По итогам работы в 2017—2018 гг. он перечислил в городской бюджет 907,1 тыс. грн. налога на прибыль плюс 75% его чистой прибыли, а это 3 млн. 164 тыс. грн.

В то же время бывшее коммунальное предприятие «Новый рынок», имеющее торговых мест в разы больше, чем КП «Малиновский рынок», было продано. Теперь это концерн «Веселка», частная собственность. По итогам работы в 2017—2018 гг. концерн получил около пяти миллионов прибыли, а город остался с «наваром от яиц». Объемы утраченных поступлений, которые бюджет города потерял безвозвратно, можете подсчитать сами.

Бывшие коммунальные предприятия, а теперь ПП «Рынок Южный», товарищество «Рынок Северный» и ряд других рынков стали частными. В 2017—2018 гг. они были убыточными, и никаких платежей ни в государственный, ни в областной, ни тем более в городской бюджеты от налогообложения их прибыли не поступало.

Еще пример — рынок «Привоз», самый известный и наиболее посещаемый горожанами и приезжими. Кормилец «Привоз»... Для его нормального функционирования, расширения торговых и рекреационных площадей за городские деньги в конце 80-х годов прошлого столетия было отселено 2,5 тыс. семей, проживающих в аварийном жилье по ул. Привозной и Малой Арнаутской.

И вот новые времена, новая модель хозяйствования... Земля, торговые корпуса и рабочие торговые места распродали, разорвали на части крупнейший торговый центр сельхозпродукции, превратив его громадные площади в место хаотичной, без соблюдения санитарных и противопожарных норм застройки. Не «Привоз», а «Хаос»... Данных о хозяйственной деятельности ТОВ «Торговый центр Привоз», ТОВ «ТД Привоз ЛТД» и ряда других частных фирм и фирмочек, расположенных на территории бывшего рынка «Привоз», нет. Ни в налоговых органах Одессы, ни в Киеве. А в документах короткая запись: «Не звітує з 2013 р.» или «з 2016 р.».

Распродать, а порой и разворовать, сдать в аренду муниципальную собственность, приносящую стабильный доход, — путь к обнищанию города, его финансовому прозябанию. Этот процесс, начатый в середине 90-х, к сожалению, имеет место и в сегодняшней практике хозяйствования.

Около трети хозяйственных структур муниципальной собственности сегодня работают в убыток. Практически никакие меры по налаживанию их эффективной и прибыльной работы не предпринимаются. Создаются условия для их полного банкротства и дальнейшей ликвидации?

КП «Одесскоммунтранс», в недалеком прошлом эффективно работавшее и стабильно приносящее немалые поступления в городской бюджет, обеспечивало уборку территории, вывоз бытового мусора и жидких отходов. Имело на балансе 450 спецавтомобилей. Тарифы на эти услуги для населения были на порядок ниже, чем нынешние. Сегодня это предприятие практически банкрот.

На рынке этих высокоприбыльных, постоянно растущих и бесконечных услуг безраздельно господствуют частные предприятия ООО «Союз», ООО «ЕКО-РЕНЕСАНС», ООО «ЕКО Лідер», ООО «ТВ-СЕРРУС», которые в 2018 г. получили 3 млн. 500 тыс. грн. чистой прибыли. А коммунальное предприятие «Одесскоммунтранс» — 63,5 тыс. грн. убытка.

Так на какие деньги городские власти рассчитывают строить мусоросжигательные заводы? За деньги частных компаний, сидящих на таких денежных потоках, или иностранных инвесторов, которых ищут и не могут найти уже 25 лет?

О строительстве детских площадок

Формирование доходной части бюджета — это многоплановый, сложный финансово-экономический процесс, результатом которого должно быть решение триединой задачи: нахождение консенсуса между интересами объектов экономической деятельности, города и его жителей.

Процесс формирования расходной части бюджета усложняется извечным противоречием между быстро растущими потребностями и имеющимися возможностями.

Из личного опыта формирования и утверждения госбюджета знаю, что поправок к увеличению доходной части вносятся десятки, а к формированию расходной части — тысячи. Такая же картина и с утверждением городского бюджета.

Выход из данной коллизии один — городской бюджет должен быть бюджетом развития: выделяемые средства должны способствовать экономическому росту — решать вопросы создания высокооплачиваемых рабочих мест, строительства инфраструктурных объектов, делая его конкурентоспособным по сравнению с другими городами.

Анализируя с этой точки зрения выполнение бюджетов города за последние три года, можно уверенно сделать вывод, что это бюджеты не развития, а проедания и прозябания.

Так, в 2018 г. расходы на содержание органов городского управления выросли на 45,4%, а на строительство и региональное развитие — уменьшились на 1,1%. Та же картина и по статье «Программы, связанные с экономической деятельностью», — 99,2%. Это по сравнению с 2017 г. Напомню, доходная часть бюджета в основном росла за счет отчислений от доходов (зарплаты) физических, а не юридических лиц. Львиная доля всех расходов пошла на содержание и поддержку управленческого аппарата, здравоохранение и образование, что является одной из важнейших функций городского бюджета. Но это не развитие...

Безусловно, можно возразить, что за эти годы значительно выросли средства бюджета развития города. Действительно, рост есть, и значительный. Но это типичный случай, когда рост есть, а какого-либо развития нет.

Бюджет развития формируется в составе специального фонда городского бюджета из средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности; от приватизации имущества коммунальной собственности; поступлений средств от долевого участия в развитии инфраструктуры города от застройщиков; дивидендов, начисленных на акции хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть коммунальная собственность, а также субвенций из городского бюджета.

В результате непродуманной и неэффективной работы (а если и прибыльной, то не для города) поступление средств в бюджет развития от первых трех вышеперечисленных источников из года в год по сути не растет (250—260 млн. грн.). Четвертый источник дает в среднем 4—5 млн. грн. Основной источник поступлений — субвенции из общего фонда городского бюджета за счет сокращения финансирования социальной сферы. Так, в 2018 г. сумма субвенций в бюджет развития составила 1 млрд. 817 млн. грн. И так из года в год.

Теперь о том, как расходуются эти средства.

При громадном количестве проблем — по реконструкции и строительству новых объектов инженерной инфраструктуры, капиталоемким работам при подготовке новых территорий под жилищное и социальное строительство, созданию условий развития экономической деятельности — средства бюджета развития власти города обязаны были в первую очередь направить именно на решение этих задач.

Но они пошли на затыкание сиюминутных дыр. 90% средств бюджета развития потрачены на: ремонт и строительство новых детских и спортивных площадок, ремонт и замену окон в жилых домах, поддержание в должном санитарном состоянии придомовых территорий, объектов социального назначения и дорог, строительство велодорожек. И это необходимо делать каждодневно и систематически. Однако это не развитие, а проедание, создание своеобразной картинки-декорации, демонстрирующей якобы успешное развитие.

А если к этому добавить, что 62 млн. грн. потрачены на финансирование депутатского фонда Одесского горсовета из того же бюджета развития и практически опять-таки на ремонты окон и строительство детских площадок (с той разницей, что персонифицированы под определенную группу депутатов), то это уже не только ширма, но и предвыборный пиар, «подпитка» конкретных избирателей за счет бюджетных средств.

Сложившаяся система использования бюджета развития усугубляется и тем, что средства распределяются среди многочисленных департаментов и структур горсовета. В 2018 г. их было около 30.

В итоге, потратив 2 млрд. 82 млн. грн. бюджета развития, власти города не выделили ни одной гривни на решение острейших проблем, от которых зависит дальнейшее развитие Одессы. Это и рекультивация полей орошения, и отселение семей из аварийного и ветхого жилья, и строительство городской магистрали север—юг, и берегоукрепительные работы, и противооползневые мероприятия, и строительство мусоросжигательного завода, и ряд других.

Реперные точки решения проблемы

Опытом многих стран выработаны показатели, которым должны соответствовать их бюджеты: сбалансированность доходов и расходов, прозрачность всех его статей и определение основной целевой направленности — бюджет идет на развитие или проедание, либо это бюджет накопления для социально-гуманитарного и социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных единиц.

Объективные показатели бюджета делают данный документ своеобразным финансово-экономическим паспортом страны, ее территориальных и административных единиц. В мировой практике бюджеты всех уровней ассоциируются с концентрированным выражением экономической политики на утвержденный период.

Именно такими положениями мы должны руководствоваться, управляя бюджетным процессом в городе на всех его этапах: от составления, утверждения, реализации до отчета о выполнении. И это должна быть коллективная власть города, а не финансовый департамент, даже с высокопрофессиональными кадрами. Недопустимо превращать городской бюджет в бухгалтерскую книгу учета приходов и расходов денежных средств.

Власть должна адекватно реагировать на необратимый процесс трансформации города из объекта в субъект рыночной экономики. Город должен научиться зарабатывать финансовые ресурсы на обеспечение своей жизнедеятельности и развитие. Ждать вливаний из центра — это, как говорят у нас в Одессе, ждать у моря погоды. В объеме трансфертов из госбюджета всего 1—1,5% предусмотрено на социально-экономическое развитие.

Распоряжаясь городскими ресурсами, надо помнить, что они не безграничны. Особенно это касается земельных ресурсов — территорий, зафиксированных границами города. Их продажу необходимо строго регламентировать, максимально уменьшить растущие из года в год площади продаж. Пересмотреть и радикально уменьшить льготы по земельному налогу, которые даются Одесским горсоветом. Так, только за 2018 г. бюджет города недополучил 344,3 млн. грн. доходов по земельному налогу.

Работая над составлением доходной части городского бюджета, необходимо четко понимать, что это не простое скирдование сумм налогов, сборов и платежей, предусмотренных Бюджетным кодексом. Это творческая, профессиональная, с четко выраженными экономическими приоритетами и направлениями работа.

Основными источниками наполнения должны стать отчисления от экономической деятельности субъектов предпринимательства. В наших экономических реалиях — это муниципальные предприятия. Они должны быть во всех сферах хозяйственной деятельности города, работать прибыльно и эффективно. Блиц-анализ их деятельности показал, что при минимальном внимании к ним и при организационно-финансовой помощи уже в следующем году они могли бы увеличить свой вклад в городскую казну минимум в три раза.

Теперь о расходной части бюджета. Существующий принцип распределения финансовых ресурсов — «всем сестрам по серьгам» и затыкание дыр — должны навсегда уйти в прошлое.

Основным должен стать программно-целевой метод планирования и использования денежных средств. Программы должны быть межведомственные с четко указанной целью решения конкретной проблемы развития, а основной критерий их выполнения — результативность. Финансирование программ — как правило, из бюджета развития города, их выполнение поставить под неусыпный контроль общественности и городских властей.

Что касается ныне действующих 35 городских программ, то они не выдерживают никакой профессиональной критики. В первую очередь потому, что в подавляющем большинстве нет конкретной цели, ради которой существует та или иная программа. Кроме того, результаты выполнения оцениваются только по сумме затраченных средств городского бюджета.

Возьмем для примера программу, которая, судя по названию, должна была привести к росту инвестиций («Программа поддержки инвестиционной деятельности на территории г. Одессы на 2016—2018 гг.»). Из городского бюджета на ее реализацию затрачено 19,5 млн. грн. Результат: инвестиций как был мизер, так и остался. На что потрачены миллионы бюджетных средств, можно только догадываться.

Основным оценочным критерием бюджета должна стать его прозрачность на всех этапах бюджетного процесса. Это обеспечивает участие всех горожан в бюджетном процессе, контроле за исполнением принятого бюджета, ведь они связывают решение своих жизненных проблем с развитием города. Руководителям тех или иных городских ведомств помогает ориентироваться в финансово-экономических процессах, принимать соответствующие решения.

Мне приятно, что на официальном сайте нашего города можно прочитать: «Одесса в тройке лидеров рейтинга прозрачности формирования бюджета 2018 г.». Правда, неясно, кто и как составлял такой рейтинг.

Но попробуйте разобраться в том массиве цифр, которые приведены на сайте. Без тех, кто их разместил, не разберетесь. Значит, бюджет должен быть прозрачным не только для финансистов, но и для простых граждан, не говоря уже о руководстве города. Сайт должен быть читабельным и доступным для всех. В ряде городов созданы и успешно функционируют экспертно-информационные общественные советы при горисполкомах, которые помогают решить эту проблему. Думаю, что и в Одессе необходимо создать такой совет.

Подытоживая сказанное о бюджетной политике в нашем городе, приведу высказывание Рональда Рейгана: «Составлять сбалансированный бюджет — все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить нет». Добавлю: если ты руководитель — то прежде всего самому себе. Ну и, конечно, ближайшему окружению.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

День в Одесском облсовете: пикеты, драки, обыск

Для Одесского областного совета день 16 августа оказался очень горячим

Под Одессой сорвался концерт MARUV: певица и...

В последнюю минуту певица отменила концерт и заявила, что организаторы не учли пункты...

Дипломатия канонерок: США и союзники помогают Украине...

В июне Пентагон анонсировал выделение Украине дополнительной военной помощи на $250...

Зеленский эконом-классом прилетел в Одессу на концерт...

Президент Украины Владимир Зеленский в пятницу, 26 июля, пришел на концерт...

«Вы считаете, что я идиот?»: Зеленский в Одессе...

Причина, по словам президента, в том, что Александр Власов не исполнил распоряжение...

Загрузка...

Стыдно за такую Дерибасовскую

В преддверии бархатного сезона мысли многих связаны с югом и морем. Наша рубрика —...

В палатке у моря на пару с прибоем

В Украине немало автолюбителей, предпочитающих отдыхать у Черного моря в палатках, да...

Крестьянам — деньги, землю — иностранцам?

Введение рынка земли в предлагаемом виде — катастрофа для Украины

За Крым заплатили газом

К освоению украинских недр хотят привлечь американских инвесторов

Скорбный туризм

Корреспондент The Independent Оливия Алабастер отправилась в Украину в поисках ответа на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка