Бюджетно-избирательный роман

№40(836) 6—12 октября 2017 г. 04 Октября 2017 5

Логика выживания диктует нынешней власти заботу о сильных в ущерб слабым и необеспеченным

До очередных президентских выборов остается полтора года. И уже в следующем году основные политические силы начнут вовсю окучивать предвыборные грядки, склоняя избирателей к выбору той или иной фигуры.

Для окружения Петра Порошенко желание удержать власть и не допустить радикализации политической обстановки — это вопрос выживания. И хотя действующий президент еще прямо не высказался о своих намерениях, тема его переизбрания активно муссируется в околопрезидентских кругах.

Источники в его окружении говорят о плане «Переизбрание», которым занимается давний соратник президента — народный депутат Игорь Грынив.

Основным тезисом предвыборной кампании Петра Порошенко якобы станет подача Украиной заявки на членство в ЕС во время его второго президентства. Для этого необходимо проводить взвешенные политические и экономические реформы. Говорится также о возможной передаче парламенту не самых важных полномочий, например, утверждения глав обладминистраций и реформа ВР, которая из нынешней однопалатной может стать двухпалатной. В верхней будут заседать 150 сенаторов-мажоритарщиков, в нижней — 300 конгрессменов, избранных по партийным спискам. Силовой же блок будет полностью контролироваться президентом.

Чтобы иметь реальные шансы быть избранным, команда Порошенко должна в следующем году сохранить контроль над силовыми структурами и армией и продемонстрировать хотя бы небольшое улучшение жизни украинцев после экономического провала последних лет. Проект госбюджета на 2018 г., представленный правительством в ВР на прошлой неделе, является одним из основных инструментов решения этой задачи.

Долги обгоняют налоги

По уточненным данным Мин-экономразвития, рост ВВП по итогам 2017 г. составит 1,8%, а номинальный показатель ВВП — 2 трлн. 846 млрд. грн.

По итогам нынешнего года рост потребительских цен достигнет 11,2%. Хотя невооруженным глазом видно, что за год цены на основные продовольственные товары — мясо, молочные изделия, овощи и фрукты — выросли более чем на 20%.

В следующем году авторы проекта госбюджета выбрали умеренно-оптимистический сценарий развития экономики, который предполагает рост ВВП на 3% до 3 трлн. 248 млрд. грн. и замедление темпов инфляции до 7%.

Доходы бюджета, по сравнению с нынешним годом, должны увеличиться на 15% — до 1,119 трлн. грн., расходы — до 1,198 трлн. грн. Дефицит бюджета составит 79,2 млрд. грн., или 2,4% ВВП.

Проект бюджета предполагает рост реальной зарплаты в стране на 10,9% и потребительских расходов — на 3,2%, а также снижение уровня безработицы с 9,3% до 9,1% к концу 2018 г.

Обеспечить такие показатели вряд ли удастся без хорошей конъюнктуры на внешних рынках на товары украинского экспорта. Авторы проекта бюджета полагают, что в следующем году экспорт увеличится на 7,3%, импорт — на 8%. Причем существенная доля импорта пойдет в обновление основных фондов, т. е. будет иметь не потребительский, а инвестиционный характер.

При этом основной растущей (а точнее восстанавливающей) свой потенциал отраслью будет машиностроение, в т. ч. энергетическое, и оборонно-промышленный комплекс.

Подкреплять экономический рост будет девальвация гривни. Средний курс доллара США, по которому просчитывали параметры бюджета-2018, — 29,3 грн./$, а к концу года расчетный курс составит — 30,1 грн./$. Тогда как в бюджет т. г. закладывался среднегодовой курс — 27,2 грн./$.

В следующем году объем внешних и внутренних заимствований (232 млрд. грн.) превзойдет традиционный главный источник доходов госбюджета — налог на доходы физических лиц (226 млрд. грн.). Вместе эти параметры дадут почти половину доходов украинской казны.

Однако 76% привлеченных средств придется отдать на погашение старых долгов. На эти цели из казны потратят почти 176 млрд. грн. Т. о. выплаты по госдолгу в сравнении с 2017 г. вырастут более чем на четверть.

По данным Минфина, к концу 2018 г. общий объем госдолга в национальной валюте вплотную приблизится к отметке 2 трлн. грн., т. е. составит почти два годовых бюджета. А государственный и гарантированный долг Украины вместе — 2,7 трлн., т. е. 84,6% ВВП.

При этом более двух третей этого долга необходимо погашать валютой. При условии дальнейшей девальвации гривни это еще больше увеличивает нагрузку на казну.

Работающим — почет, о пенсионерах забыли

Раз уж расходы госбюджета увеличены на вполне приличные 15%, то мы могли бы предполагать как минимум такое же увеличение социальных выплат.

Но если по планам правительства минимальная заработная плата к концу следующего года вырастет с нынешних 3200 грн. до 3723 грн. (+16,3%), то надежды пенсионеров на увеличение прожиточного минимума до размера минимальной зарплаты пока что не оправдались. В следующем году этот показатель планируют оставить на отметке 1700 грн. по сравнению с 1600 грн., действующими в настоящее время.

Расходы Пенсионного фонда составят 141,3 млрд. Это даже меньше, чем было запланировано в бюджете т. г. Т. о. пересчет пенсий с 1 октября, с учетом увеличения стоимости одного года трудового стажа до коэффициента 1,35, претензии к которому предъявил Международный валютный фонд, наверняка будет отложен до лучших времен.

Не определена и точная цифра субсидирования жилищно-коммунальных услуг. В проекте бюджета под это заложено 55,1 млрд. грн. Но министр соцполитики Андрей Рева недавно сообщил, что это ориентировочная цифра.

Расходы на здравоохранение на следующий год заложены в размере 114 млрд. грн. Это на 13% больше, чем в т. г. Но такое увеличение расходов делается в расчете на реформу системы здравоохранения. В 2018 г. должен быть завершен проект «Улучшение здравоохранения на службе людей» в восьми областях (Волынская, Винницкая, Днепропетровская, Запорожская, Закарпатская, Полтавская, Ровенская и Львовская), который власти реализуют совместно с Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

В следующем году указанные регионы получат 2 млрд. кредитных денег МБРР и помощи от ряда организаций. Они должны быть использованы для выравнивания технических возможностей различных клиник, а также на проведение информационных кампаний для профилактики неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых и онкологических).

Большая часть кредитных средств поступает прямо в регионы в виде субвенции из госбюджета. Местные власти ежемесячно отчитываются перед представителями банка о том, как были потрачены средства.

Однако — хотя много говорится о новых стандартах медицины — электронные очереди во многих клиниках еще остаются мифом, а реформа, очевидно, будет сведена к оптимизации инфраструктуры, что будет сопровождаться сокращением медперсонала.

На цели образования в проекте бюджета-2018 заложено более 209 млрд. грн. Большая часть этих средств будет освоена дошкольными учредждениями и местными органами власти, их содержащими.

Главной же новацией следующего года станет передача областным бюджетам на содержание местных техникумов и колледжей. Передаются в общей сложности 402 учебных заведения I—II уровней аккредитации. Местные власти не в восторге от того, что их придется финансировать. А это в перспективе будет означать оптимизацию этого звена образования.

Блеск и нищета госбюджета

Анализ расходной части проекта бюджета-2018 показывает, что наибольшие выгоды от увеличения затрат, как и в прошлом году, извлекут силовые структуры, а социальные выплаты возрастут весьма незначительно.

Так, к примеру, на содержание Верховной Рады в 2018 г. собираются выделить 1,67 млрд. грн. (на 40% больше, чем в 2016—2017 гг.). Еще дороже (2,4 млрд. грн.) обойдется налогоплательщикам Госуправление делами президента, которое за два года увеличило свои расходы почти на 60%.

Ни в чем себе, по бюджетным меркам, не отказывает и секретариат Кабинета Министров, которому в следующем году понадобится «на жизнь» 1,5 млрд. грн. по сравнению с 322 млн. грн. и 436 млн. грн. в 2016—2017 гг. Рост затрат за два года в 4,6 раза!

Но если затратность содержания этих органов отчасти оправдывают многочисленные зарубежные поездки, финансировать которые необходимо в валюте, то увеличение содержания судебной власти в 2,5 раза с 2016 г. рациональному объяснению поддается едва ли. В следующем году только на зарплату судей из бюджета планируют выделить 8,4 млрд. грн.

Экономический эксперт Даниил Монин подсчитал, что один судья обходится налогоплательщикам в 1,5 млн. И это вполне соответствует действительности. Ведь согласно принятому недавно закону о судоустройстве и статусе судей, с 2018 г. оклады судей районных судов будут составлять 30 прожиточных минимумов, апелляционных — 50, а судов высших инстанций — 75. В пересчете на действующую базу судья низшей инстанции будет получать ежемесячно 22 тыс. грн., а его помощник — 15 тыс. грн. Оклад судьи областного апелляционного суда составит 36,5 тыс. грн., а главных судебных инстанций — 110 тыс. грн. Прибавьте к этому различные надбавки за выслугу лет, ученую степень и допуск к секретной информации, и на выходе получатся более внушительные суммы — до 315 тыс. грн. включительно. Ежегодно зарплаты судей будут компенсироваться согласно индексу инфляции.

Авторы судебной реформы полагают, что высокие оклады должны удержать служителей Фемиды от коррупционных соблазнов. Однако существующая в судебной системе негласная такса за решение деликатных вопросов намного превышает возросшие оклады.

Пример тому — недавний арест председателя Кировского райсуда Днепра Геннадия Подберезного и бывшей судьи этого же учреждения — Натальи Овчаренко при передаче взятки руководителю Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назару Холодницкому.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности за выявленный факт получения взятки Натальей Овчаренко, днепровские судьи предлагали Холодницкому $300 тыс. и привезли на встречу первый транш оговоренной суммы — $50 тыс. При этом фигурантка дела находилась под домашним арестом и приехала в САП с электронным браслетом.

Среди органов власти, заметно увеличивших содержание при Петре Порошенко, — Генпрокуратура. Ведомство Юрия Луценко в 2018-м намерено получить из казны около 6,8 млрд. грн., что более чем в два раза превышает финансирование 2016 г.

Еще один баловень действующей власти — Мининформполитики. Это ведомство ежегодно удваивает дотации на свое содержание и в нынешнем проекте бюджета претендует на 522 млн. грн.

Финансирование МВД в следующем году увеличится на 40% до 64 млрд. грн., а Минобороны получит на 30% больше средств (83,3 млрд. грн.).

Столь существенное увеличение финансирования силовых структур, прокуратуры и судебной власти (фактически в разы) в ущерб социальным выплатам или мероприятиям по поддержке отдельных отраслей экономики недвусмысленно говорит о том, что власть готова покупать лояльность силовых структур, судебной и обвинительной системы, оправдывая любые свои действия массированной пропагандой, а выступления против действующей власти будут и дальше подавляться.

Следует также сказать, что проект госбюджета впервые за последние годы был внесен в Раду своевременно. У законодателей будет время его изучить и внести правки. Однако документ вряд ли претерпит существенные изменения. Квинтэссенцией нынешней бюджетной кампании станет старт президентских выборов и желание президента Порошенко удержаться в этом кресле как минимум еще на одну каденцию.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

К дискуссии по статье И.М. Трахтенберга и И.А. Тарабана

О месте, значении медицинской науки в преобразовании медицины в нашей стране

В продолжение открытого разговора

Еще к мнению коллег о медреформе и не только

Хватит реформировать, давайте строить

Для начала реформаторам нужно понять, что подлежит изменению не система Семашко, а...

Хроника желтого унитаза

Чтобы два раза не вставать, давайте отменим машины. От желтого светофора гибнут...

Военно-морская бездомность

Из 184 казарм улучшенной планировки, которые в этом году построят в Украине, почти...

Международный терминал «Борисполя» — под офисы

Транспортный парк Национальной полиции в Николаевской обл. пополнился патрульным...

Загрузка...

Под знаком Ольги

Тенденции прошлых лет, как то монументальность, идеологичность, гигантомания, за что...

Cумеете убедить жену — сможете завоевать рынок

Заготовка лекарственных трав и лесных ягод, из которых можно приготовить ароматные и...

Можно ли реформировать медицину без общественной...

Общее впечатление от первых дней начала реформы — сумбур. А еще —...

В Запорожье заманили птиц. Скворечниками

В областном центре прошел фестиваль скворечников, участники которого построили для...

Ликвидация рудиментов или контрреволюционная...

На рынке пассажирских перевозок может наступить хаос, поскольку участники конкурсов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка