«Циклон» меняет прописку

№11(811) 17 -- 23 марта 2017 г. 15 Марта 2017 3.7

Украинская ракета-носитель, не подошедшая Бразилии, переезжает в Канаду.

14 марта частная канадская аэрокосмическая компания Maritime Launch Services (MLS) объявила об окончательном выборе места для строительства стартовой площадки, предназначенной для запусков украинской ракеты-носителя «Циклон-4М».

Обследовав в прошлом году 14 потенциальных мест, с которых можно было бы выводить на орбиту коммерческие спутники, MLS остановила свой выбор на атлантическом побережье Кансо-Хэйзел Хилл в округе Гайсборо (провинция Новая Шотландия) неподалеку от границы с США.

Эти места вошли в историю тем, что в 1880 г. здесь был проложен подводный кабель, связавший Европу и Северную Америку. Таким образом, местные жители раньше других на континенте узнали о катастрофе «Титаника» и окончании Первой мировой войны.

Для строительства космопорта важны малая заселенность территории при наличии инфраструктуры, близость к мультимодальным перевозкам и то, что полет ракеты и падение отработавших ступеней будет проходить над океаном. Территориальная община Гайсборо и власти провинции также позитивно восприняли идею строительства на их землях первого в Канаде космодрома.

Для этого в течение ближайшего года неподалеку от побережья Атлантики должно начаться возведение стартовой площадки и корпуса для подготовки ракет и интеграции полезной нагрузки. Стоимость сооружения всего комплекса в прошлом году в MLS оценили примерно в $100 млн. Стартовые услуги по выводу на низкие орбиты до 600 км космических аппаратов массой до 5 т или на солнечно-синхронную орбиту высотой 600—800 км — спутников до 3350 кг обойдутся заказчикам в $45 млн.

В MLS не называют источники финансирования этого проекта. Однако учредителями будущего оператора пусковых услуг являются три компании из США, в том числе United Paradyne Corporation, имеющая в настоящее время 15-летний контракт с Космическим центром имени Дж. Кеннеди по подготовке ракетного топлива. Ранее компания заявляла о намерениях расширить свою деятельность за счет космических услуг. Судя по всему, президент United Paradyne Джо Хасай и будет искать деньги на эти цели.

А учитывая, что у Канады нет собственного космодрома (для запуска спутников Канадское космическое агентство прибегает к услугам США, России, Франции, Японии или Индии), строительство даже коммерческого космопорта может приобрести очертания национального проекта. А некоторую часть необходимых средств MLS получит на Kickstarter или других платформах взаимного финансирования.

От разработчика ракеты-носителя «Циклон-4» — КБ «Южное» также потребуются определенные усилия. Как утверждает главный исполнительный директор MLS Джон Айселл, вместо носителя, разработанного для Бразилии, КБ «Южное» готовит для Канады модернизированный вариант ракеты с первой ступенью на керосиновом горючем и жидком кислороде в качестве окислителя (LOX-RP) на замену токсичным гептилу и амилу.

По словам г-на Айселла, помимо поставки готовых ракет, КБ «Южное» возьмет на себя еще несколько задач, таких как проектирование отдельных систем на стартовой площадке, производство оборудования, в том числе транспортного, и интеграция миссий.

В КБ «Южное» пока не комментируют новость о выборе площадки для будущего космопорта в Канаде. Хотя в прошлом году пресс-центр предприятия публиковал информацию о возможности перебазирования бразильского проекта в Северную Америку.

Об этом же недавно в интервью «Интерфаксу» сообщил и. о. главы Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Юрий Радченко. По его словам, после односторонней денонсации Бразилией соглашения о создании бинациональной компании Alcantara Cyclone Space (ACS) стороны занимаются утверждением разделительного баланса, которое, скорее всего, будет завершено в первом полугодии 2017 г. Этот процесс подразумевает подсчет и раздел затрат и проведенных работ по проекту.

«На сегодняшний день степень готовности ракеты-носителя порядка 75% (по другим данным — 80%. — Авт.). Она находится на «Южмаше». Заказанное и изготовленное украинской стороной оборудование находится частично на складах заводов-изготовителей, частично на складах промежуточного хранения. После того как разделительный баланс будет согласован, есть перспектива, что это оборудование станет нашей собственностью», — утверждает г-н Радченко. Когда баланс будет утвержден, оборудование и элементы инфраструктуры, изготовленные для ACS, могут быть поставлены новому заказчику.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Большие надежды

23 августа 2021 года на киевском саммите официально начнётся деятельность Крымской...

Українство й український націоналізм. Думки старого...

Мені вже багато років, але я намагаюся перебувати в течії подій. Уважно читаю...

Колониальная аналитика

В отношениях Украины с НАТО как военно-политическим блоком и США как лидером Альянса и...

Национально-патриотическое воспитание от Кабмина

Вследствие реализации социальной госпрограммы национально-патриотического...

Фоновая напряженность

Офис президента постепенно дрейфует в сторону большего сближения с ПЦУ – но...

Пенсионное обеспечение в смартфоне

Коллективный Запад пускает украинские пенсионные накопления на укрепление своих...

Нет правовой помощи – нет и протокола

Штрафы можно не платить, если полицейский не обеспечил правовую помощь

Украина – мать морских держав

Министр Криклий ушел, очередной мавр сделал свое дело

Живучесть украинцев – залог «экономической...

Отрадно, что в дружном неолиберальном экспертном отряде есть «предатели» в лице...

«Мотор Сич» взята русским «пляжным десантом»

 Турция была последним потенциальным партнером, с которым можно было осуществить...

Украина и танки

Танки впервые применили 15 сентября 1916 г. у деревни Флер на реке Сомме. Уже больше...

Управление «колониальной инфраструктурой»

Частные операторы приберут к рукам портовые мощности, которые необходимы в рамках...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка