Добровольно-принудительное объединение

№42(926) 18 — 24 октября 2019 г. 16 Октября 2019 5

Кабинет Министров хочет ускорить процесс создания объединенных территориальных громад (ОТГ). Населенные пункты, которые не определились с вхождением в ту или иную ОТГ, будут объединять принудительно, согласно ранее разработанным планам.

В команде Зеленского спешат завершить процедуру формирования ОТГ, чтобы на новой административной основе провести местные выборы и дать ход созданию земельного рынка.

Ускорить процедуру должен законопроект об изменениях в закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» (об упрощении процедуры утверждения перспективных планов формирования территорий общин Автономной Республики Крым, областей), зарегистрированный недавно на сайте ВР.

«В случае принятия этого законопроекта объединенные общины будут создаваться исключительно по перспективному плану, который, как и теперь, разрабатывается областной государственной администрацией и утверждается Кабинетом Министров. Но процедура больше не предусматривает этапа одобрения перспективных планов областными советами», — указано на сайте Министерства развития громад и территорий.

Облсоветы «назначены» крайними за низкие, по мнению столичных чиновников, темпы создания ОТГ и повсеместное нарушение методики их организации. По состоянию на сентябрь текущего года перспективными планами покрыто 87,6% территории Украины. В некоторых регионах процедура объединения блокируется основательно. Так, Закарпатская область не имеет перспективного плана формирования ОТГ, в Одесской области таким планом покрыто 40% территории, в Киевской — 54%, в Черкасской — менее 75%, а в Винницкой — 76%.

Как утверждает замминистра развития общин и территорий Вячеслав Негода, за пять лет добровольного объединения далеко не все регионы справились с задачей создания перспективных планов, которые покрывали бы всю территорию областей, а предложенные громады соответствовали бы критерию «способность», т. е. возможности самостоятельно содержать существующую инфраструктуру. И даже там, где власти регионов справились, к некоторым уже созданным или создаваемым ОТГ есть вопросы.

«Продолжать ожидать прагматичные решения со стороны местных политиков уже нет возможности. Уже и так тысячи общин были лишены права на развитие, как другие ОТГ, через разные формы блокирования местных политиков. Настало время принимать решения», — считает Негода.

Отсюда следует, что тормозить админреформу, а тем более пересматривать ее целесообразность в команде Зеленского не намерены. Но и говорить откровенно о проблемах новосозданных ОТГ еще не готовы.

Говоря о «способности» ОТГ себя содержать и об ошибках в их формировании, замминистра развития территорий не упомянул о планах правительства лишить местные бюджеты части акцизного сбора от продажи топлива. В рамках бюджетной децентрализации с 2017 г. 13,44% акциза за горючее начали зачислять в местные бюджеты, в т. ч. ОТГ. Эти деньги местные власти тратили на развитие собственной инфраструктуры. По данным Ассоциации городов Украины, после того как общины лишатся этого сбора, местные бюджеты потеряют порядка 7,7 млрд. грн.

Многие ОТГ и сейчас дотационны, а тем, что держатся на плаву, после отмены акцизных поступлений потребуются дополнительные вложения, которые власти вынуждены будут взять из государственной казны либо, что более вероятно, забирать у состоятельных общин с помощью т. н. горизонтального выравнивания.

В настоящее время основным источником наполнения бюджетов ОТГ является 60% налога на доходы физических лиц. Однако большинство населенных пунктов, расположенных вблизи крупных городов, его недополучает, поскольку жители ездят на работу в мегаполисы и платят налог по месту работы, а не проживания. Т. о. небольшие поселки и села создают дополнительный доход и без того состоятельным городским общинам.

При этом даже специалисты, осуществляющие админреформу на местах, в частных беседах не скрывают, что новое территориальное устройство является вторичным в отношении финансовых возможностей государства по содержанию инфраструктуры.

Понимая, что государство не имеет больше средств на содержание и восстановление инфраструктуры, доставшейся Украине от СССР, киевские чиновники не захотели уничтожать ее своими руками, чтобы не вызвать недовольство на местах. Вместо этого ответственность переложили на территориальные общины, выделив им часть денег в рамках широко разрекламированной децентрализации.

Еще одним ключевым фактором админреформы является земельный вопрос. В настоящее время из-за не установленных границ между населенными пунктами «гуляют» большие массивы не учтенных в кадастре сельхозземель, многие из которых находятся в обработке. В масштабах Украины их объем оценивается более чем в 10 млн. га.

Одной из задач создания ОТГ как раз и является учет таких земель. Деньги на это должны изыскивать сами территориальные общины с последующей передачей в аренду или продажей земельных «излишков» новым владельцам.

Нынешние владельцы, естественно, стараются максимально оттянуть этот процесс либо же получить гарантии дальнейшего контроля над земельными ресурсами посредством выгодной для себя нарезки границ между громадами.

Именно поэтому страсти на тему создания ОТГ или вхождения в уже существующие кипят не только на Закарпатье, но и в таких регионах, как Днепропетровская обл. — один из лидеров в Украине по темпам создания ОТГ.

К примеру, более 3 тыс. жителей села Спасское (Днепропетровская обл.) до сих пор находятся в неведении, в какую ОТГ попадет их населенный пункт. Процесс «сватания» длился три года и фактически завершился в пользу присоединения к Подгороднянской ОТГ с центром в г. Подгородное, который является спутником г. Днепр, что, в общем-то, вполне логично. От Спасского до Подгородного менее 10 км, а до границ Днепра — 15 км.

После присоединения к Подгороднянской (Подгородное) ОТГ и нового районного деления Спасское окажется в границах Днепровского района (сейчас населенный пункт относится к Новомосковскому району). Многие жители села считают это положительным фактом, поскольку надеются на дальнейшее развитие инфраструктуры пригородов Днепра и хотят быть еще более привязанными к областному центру.

Однако когда процесс присоединения к Подгороднянской ОТГ выходит на финишную прямую, депутаты сельсовета начинают проявлять упорство и отказываются ставить вопрос на голосование.

В ход идут аргументы о различиях ментальности жителей Спасского и Подгородного (первое ранее считалось вольным казацким поселением), а также слухи о лишении сельских преференций. В сельский местности жителям под застройку отводится 25 соток земли, а в городской — 10 соток и т. д.

Впрочем, сельский голова не скрывает, что пассивное поведение части депутатского корпуса простимулировано владельцем местного агропредприятия — АПК «Спасское». Его заинтересованность в срыве голосования связана с тем, что после запуска механизма принудительного создания ОТГ — согласно существующему перспективному плану — Спасское попадает в состав другой ОТГ, создаваемой на базе не намного большего поселка Губиниха, к тому же расположенного в 36 км от Спасского и в 55 км от Днепра.

Многих местных жителей это приводит в ужас. Ведь они понимают, что перспективы развития их края на периферии сельской ОТГ будут минимальны, а для решения многих административных вопросов потребуется гораздо больше сил и времени.

Примечательно, что именно в Губинихе расположены основные активы бывшего депутата ВР от Партии регионов, а затем Блока Петра Порошенко — Вадима Нестеренко: «Агроальянс» и Орельский объединенный элеватор. И судя по картографическим материалам, доступным на сайте ВР, региональные агробароны Днепровской области задумали создание мегагромады на базе более чем десятка сел. И уже скоро это станет реальностью.

Но будут ли в этом процессе учтены интересы жителей таких сел, как Спасское, или команда Зеленского пойдет на поводу у региональных агробаронов, пока совсем непонятно.

С одной стороны, нынешнюю попытку Минразвития территорий ускорить процесс создания ОТГ можно считать реакцией на шантаж аграрных баронов и их политических лоббистов на местах. С другой — без учета особенностей каждого населенного пункта и желания его жителей результат от ускорения может оказаться плачевным.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Трампискация европейских правых

Власть делает все, что может, но практически ничего не может

Как увеличить доходную часть бюджета

При распаде СССР Украина по уровню своего развития входила в число десяти...

Децентрализация: ЗЕ-эпиграф к magnum opus Порошенко

Новая власть унаследовала от предшественников внушительный багаж реформаторских...

В сказку о счастливой жизни в Евросоюзе многие...

Несмотря на многочисленные проблемы, большинство граждан Украины остаются...

Загрузка...

Есть ли жизнь без центрального отопления?

Актуальные проблемы и оригинальные идеи находим в публикациях изданий Львовской,...

В Донбассе голосуют за Нью-Йорк

В Мариуполе электроэнергию отныне добывают из бытовых отходов. Такая возможность...

43 артиста остались без Украины

В аэропорту «Борисполь» пограничники отправили обратно российскую актрису,...

Кисельные берега без молочных рек

2019 г. стал самым черным периодом для отечественных производителей молока и молочной...

Ракам в реке не место?

Не так давно в Сумской области в реке Сейм массово погибла рыба. Лабораторные...

Шаг к уничтожению рыбоводства

Ассоциация рыболовов Украины выразила возмущение по поводу приказа Госагентства...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка