Дорожно-тендерные войны

№37 (874) 14 — 20 сентября 2018 г. 12 Сентября 2018 0

На последнем заседании правительства было принято решение уменьшить финансирование автодорожных проектов в Волынской, Житомирской, Ивано-Франковской, Киевской, Николаевской и Черновицкой обл. За счет этих денег ускорят ход работ в Винницкой, Днепропетровской и Черкасской.

Причинами переброски средств в Госслужбе автомобильных дорог Украины назвали несвоевременно подготовленную проектно-сметную документацию и экономию на тендерах. Подрядчики согласились провести ремонты дешевле, чем предлагали им сметчики тендеров.

Однако, как показывает практика, разница между ожидаемой и реальной стоимостью после проведения конкурса на те или иные виды дорожных работ составляет считанные проценты. Акций и распродаж здесь не бывает. Экономия имеет место в основном в западных областях. В остальных регионах дорожники не спешат снижать расценки на свои услуги.

Главной причиной затягивания дорожных работ и настоящим бичом тендеров «Укравтодора» по всей Украине стали попытки проигравших компаний опротестовать результаты проведенных конкурсов, из-за чего дорожники теряют самые благоприятные месяцы.

Происходит это по разным причинам. Организаторы конкурсов выставляют участникам обоснованные (и не очень) требования, такие как наличие собственного асфальтобетонного завода или небольшая удаленность его от фронта работ, уже выполненные дорожные тендеры в конкретном регионе, положительные отзывы балансодержателей и т. д.

Иногда это превращается в настоящий шантаж региональных филиалов «Укравтодора», когда одни и те же компании блокируют конкурсы в разных областях, рассчитывая выбить себе километры и миллионы, а если точнее — десятки и сотни миллионов гривен.

Больше других на ниве оспаривания тендеров прославилось ЧП «Полтавабудцентр» (Полтава), которое входит в сферу влияния скандально известного одесского предпринимателя Араика Амирханяна. Этот бизнесмен известен публичной ссорой в 2015 г. с экс-руководителем «Укравтодора» Андреем Батищевым, после которой на Амирханяна было заведено уголовное дело, а сам он объявлен в розыск.

На счету ЧП «Полтавабудцентр» только в нынешнем году более десятка заблокированных конкурсов в Николаевской, Одесской, Сумской и Львовской обл.

Вот и в последнем решении Кабмина забрать 300 млн. грн., выделенных на капитальный ремонт дороги национального значения Н-14 Александровка—Кропивницкий—Николаев (Николаевская обл.), и перенаправить их на дорогу Н-11 Днепр—Николаев, так что Николаевская обл. лишится почти 100 млн. грн., не обошлось без этого ЧП.

В нынешнем году служба автодорог в Николаевской обл. рассчитывала провести три тендера на капремонт различных участков трассы Н-14. Но успела провести только два.

В конце августа стало известно, что работы стоимостью 51,5 млн. грн. на этой дороге выполнит ОАО «Строительно-монтажный трест №8» холдинга «Белавтодор» (Республика Беларусь). Еще один тендер стоимостью 66,8 млн. грн. в начале сентября выиграло ООО «Дорожное строительство «Альтком».

А вот самый финансово емкий отрезок трассы Н-14 в Николаевской обл. ожидаемой стоимостью 165,7 млн. грн. пока остается без хозяина. Тендер должен был состояться 6 сентября. Заявки на участие в нем подали ООО «Ростдорстрой», ООО «Дорожное строительство «Альтком», ОАО «Строительно-монтажный трест №8», ООО «Казахдорстрой» и ЧП «Полтавабудцентр». Но у двух последних компаний тендерная комиссия не приняла документы.

Как следствие 1 сентября ЧП «Полтавабудцентр» подало жалобу на организаторов тендера в постоянно действующую административную комиссию АМКУ. С учетом решения о перераспределении средств, принятого Кабмином, в Антимонопольном комитете Украины теперь могут не спешить с ее рассмотрением, поскольку работы будут перенесены на следующий бюджетный период.

С ремонтом трассы Н-11 дела обстоят более благополучно. В середине июня Николаевский автодор подписал договор стоимостью более 97 млн. грн. с победителем тендера на ремонт участка этой трассы 224+660 км — 231+000 км — белорусским ОАО «Строительно-монтажный трест № 8».

На очереди крупнейший тендер на ремонт различных участков Н-11 в Днепропетровской обл. ожидаемой стоимостью 2,28 млрд. грн., который должен состояться 17 сентября.

Но и здесь может не обойтись без неожиданностей. Еще на подготовительном этапе к заказчику начали поступать претензии от строительных компаний, которые посчитали некоторые условия тендера дискриминационными.

В частности, участникам тендера организаторы выставили условие — иметь за прошлый год в активе не менее половины стоимости работ, на которые они претендуют.

За год, предшествующий конкурсу, претендент должен был положить не менее 100 тыс. т нижнего и/или выравнивающего покрытия из асфальтобетонных смесей, а также 400 тыс. кв. м верхнего покрытия дороги. Впоследствии эти требования были изъяты из тендерной документации и уменьшены.

Еще одно условие заказчика — ограничить время от приготовления асфальтобетонной смеси до ее доставки на место укладки тремя часами. Что предполагает наличие поблизости асфальтобетонного завода.

Само собой, это дает конкурентные преимущества местным компаниям. ЧП «Полтавабудцентр», у которого асфальтобетонный завод расположен в Херсонской обл., направило по этому поводу жалобу в АМКУ. Представители ЧП утверждают, что ограничения по времени доставки смеси не имеют смысла и связаны лишь с тем, что у кого-то из претендентов нет оборудования, позволяющего обеспечить температурный режим, необходимый для сохранения качества смеси дольше этого времени.

«Полтавабудцентр» предполагает перевозить смесь арендованными самосвалами с подогревом кузова и термостойким тентом и предлагает заказчику контролировать температуру укладываемого асфальта прямо на месте. На текущий момент жалоба еще не рассмотрена.

Помимо Николаевской обл., у которой забрали почти 100 млн. грн., заметно сократят ассигнования Черновицкой (68 млн. грн.) и Житомирской (61 млн. грн.) обл., а также Ивано-Франковской (48 млн. грн.) и Киевской (28 млн. грн.).

Отдельно правительство рассмотрело бюджетную программу «Улучшение состояния автомобильных дорог общего пользования по маршруту Львов—Тернополь—Умань, Белая Церковь—Одесса—Николаев—Херсон». В ней предусмотрено уменьшение расходов в Киевской обл. на 133,5 млн. грн. и в Одесской — на 198,2 млн. грн. и увеличено финансирование в Винницкой (на 231,92 млн. грн.) и Черкасской (на 99,79 млн. грн.).

В «Укравтодоре» утверждают, что такие переброски ассигнований не уменьшают их объема, ведут к более рациональному использованию ресурсов и даже ускоряют ход ведения работ.

В подтверждение чиновники ссылаются на недостатки в Николаевской обл., которая по состоянию на начало сентября смогла выполнить только 17% от запланированного объема работ. Тогда как в среднем в регионах на текущий момент выполняется около 70%, а в некоторых областях — 90—96%.

Тем не менее в дорожно-строительных кругах сейчас муссируются слухи о том, что в проекте госбюджета на 2019 г. не предусмотрено увеличение средств на содержание и ремонт дорог почти в полтора раза, как того требует целевая программа развития автодорог общего пользования на 2018—2022 гг., утвержденная правительством весной этого года.

Финансирование в следующем году якобы хотят сохранить на уровне текущего года. В этом случае дорожники получат 33 млрд. грн. вместо 45 млрд. грн. И многие дороги останутся невосстановленными.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Пред ликом светлым города родного

На протяжении всей своей истории Киев не единожды подвергался нашествиям варваров. Не...

Эвтаназии быть или не быть?

Мнение жителей областного центра по решению проблемы бездомных собак разделилось. 48,7%...

Антикоррупционерам — тюрьмы!

Сегодня в поисках интересных публикаций заглянем в СМИ Ровенской, Черкасской и...

Спецназ в белых халатах

В следующем году наши Вооруженные cилы действительно будут иметь собственный спецназ...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка