Есть ли будущее у нашей страны

№ 6 (894) 8 — 14 февраля 2019 г. 06 Февраля 2019 4.4

Украина переживает сложные времена. И они тянутся уже четверть столетия. Но сегодня особенный дух разочарования и недоверия к тем, кого мы выбираем во власть. Украина находится в состоянии ментальной трансформации. Вопрос стоит так: мы действительно хотим выжить как самостоятельное государство и как состоявшаяся нация, или со всем этим распрощаемся навсегда?
Власть в Украине олигархическая, отстаивает интересы коррумпированных самых богатых кланов страны.

Она сознательно сдает Украину за займы и возможность еще «поуправлять». Стране грозит потеря государственности, окончательное превращение ее в сырьевую колонию.

Есть ли рецепты спасения Украины как государства? В первую очередь необходимо изменить систему власти, разорвать порочную связь между властью и бизнесом (а в украинской реальности они заодно с криминалом). Конституции надо придерживаться всем. Без конституционного порядка государство существовать не может.

Как восстановить экономику? В 1776 г. шотландский экономист Адам Смит опубликовал трактат «Исследование о природе и причинах богатства народов» — вероятно, важнейший в истории экономический манифест. Смит сформулировал принципиально новую идею: «Когда землевладелец, ткач или сапожник зарабатывает больше, чем считает необходимым для содержания своей семьи, избыток он использует на то, чтобы нанять работников и таким образом еще более увеличить свой доход. Чем более растут его доходы, тем больше он нанимает работников. Отсюда следует, что увеличение доходов частных предпринимателей есть источник роста общего богатства и процветания».

Мысль Смита — эгоистическое преследование частной выгоды служит источником общего богатства — была одной из самых революционных в человеческой истории идей. Революционной не только в экономическом, но и в моральном и политическом отношении. Собственно, Смит заявил, что алчность — благо, что, обогащаясь, я приношу пользу всем, а не только себе.

Эгоизм — высшая форма альтруизма

Смит приучил людей смотреть на экономику как на взаимовыгодную ситуацию: выгодно мне — выгодно и тебе. Мало того что мы оба можем одновременно получить кусок пирога побольше — так еще и твой кусок увеличивается по мере того, как растет мой. Если я беден, бедняком останешься и ты, потому что я не смогу купить твои товары и услуги. Если я разбогатею, разбогатеешь и ты, потому что сможешь мне что-нибудь продать.

Смит отверг традиционное противоречие между богатством и моралью и раскрыл врата Небес и перед богачами. Быть богатым — этично. По мнению Смита, люди богатели, не грабя ближних (у нас — наоборот, те, кто у власти, грабят все, что только можно ограбить, в том числе и собственный народ — поголовно), а увеличивая размеры общего пирога — и когда пирог растет, выигрывают все. Значит, богачи — самые полезные люди, благодетели общества, ведь они способствуют росту ради всеобщего процветания. Только одна оговорка: важно, чтобы богатые тратили прибыль на новые фабрики, нанимали рабочих, а не изводили доход на непродуктивные удовольствия.

Современная капиталистическая экономика несла с собой новую этику: доходы следует вкладывать в расширение производства. Производство приносит доход, доход вновь инвестируется в производство, благодаря чему доход еще более растет, и так далее, до бесконечности. Инвестиции могут быть разного рода: в покупку оборудования, в научные исследования, в новый продукт, но так или иначе они способствуют увеличению производства и приносят большую прибыль. Первая, наисвятейшая заповедь новой капиталистической веры: «Доходы от производства следует вкладывать в расширение производства». (А у нас? Доходы от грабежа прячутся в иностранных банках или в офшорах.)

Потому капитализм и называется «капитализмом»: «капитал» отличается от богатства. Капитал — это деньги, имущество и ресурсы, которые вкладываются в производство. Богатство же зарывается в землю или тратится непродуктивно. Трудящийся день напролет фабричный рабочий, который вкладывает часть заработка в акции, — уже капиталист. Вопрос: а где наши акции-ваучеры?

Государство, по Смиту, старается направить налоги на производство, чтобы в будущем получить прибыль. Например, если построить новый порт, заводы смогут экспортировать свою продукцию, будут получать больше облагаемого налогом дохода и тем самым увеличатся доходы государства. Или же государство предпочтет направить средства на образование: образованные граждане развивают высокотехнологичные отрасли, которые платят немалые налоги, тогда и порт строить не придется.

Капитализм начался с теории функционирования экономики. Теория оказалась не только описывающей, но и предписывающей — она объясняла, как работают деньги, и продвигала идею инвестировать доходы в производство ради ускоренного экономического роста. Но постепенно капитализм превратился в нечто большее, чем экономическая доктрина. Теперь он предлагает собственную этику — набор правил, как людям следует вести себя, как учить детей и даже как думать. Основная идея — экономический рост и есть высшее благо, во всяком случае путь к высшему благу, потому что справедливость, свобода и даже счастье зависят от экономического роста.

Спросите капиталиста, как внедрить справедливость и политическую свободу в Зимбабве или Афганистане, и, скорее всего, услышите о том, что для появления стабильных демократических институтов необходимы экономическое благосостояние и устойчивый средний класс, и как важно привить афганским племенам такие ценности, как свобода предпринимательства, трудолюбие и частная инициатива.

Историю же капитализма невозможно понять вне истории науки.

Капитализм стоит на вере в постоянный экономический рост

Капитал и политика влияют друг на друга до такой степени, что их отношения вызывают яростные дебаты экономистов, политиков и представителей общественности. Ревностные капиталисты опасаются, как бы экономическая политика не страдала от политических интересов: это приводит к неразумным инвестициям и замедлению роста. Например, правительство может обложить промышленников высоким налогом, чтобы обеспечить пособием всех безработных. Такие меры приносят голоса избирателей, но, с точки зрения многих бизнесменов, было бы куда лучше, если бы правительство оставило все деньги им. Они откроют новые заводы, и безработным найдется занятие.

С этой точки зрения, самая разумная экономическая политика — развести экономику и политику подальше друг от друга, до минимума сократить налоги и государственное регулирование и предоставить силам рынка свободно проявить себя. Частные инвесторы, не обремененные политическими интересами, будут вкладывать деньги туда, где светит наибольшая прибыль, а значит, правительство лучше всего поспособствует экономическому росту (на благо всем: и предпринимателям, и рабочим), если не будет вмешиваться. Доктрина свободного рынка — ныне самая распространенная и влиятельная версия капиталистической религии.

В своей крайней форме вера в свободный рынок столь же наивна, как вера в Санта-Клауса. Не существует такой вещи, как рынок, свободный от влияния политики. Важнейший экономический ресурс — доверие к будущему, и на этот ресурс то и дело покушаются воры и шарлатаны. (Вот тут как тут — наши воры и шарлатаны, которые игнорируют все экономические законы развития экономики, занимаясь решением собственных выгод).

Рынок сам по себе не гарантирует защиты от мошенничества, воровства и насилия. Это обязанность политической системы — укреплять доверие, вводя законодательные санкции против обмана, создать и содержать полицию, тюрьмы и суды, обеспечивающие соблюдение закона. (Насколько наше государство правовое — всем известно. А об этом записано в Конституции в ст. 1.)

В теории — безукоризненно, однако бронежилет теории не выдерживает обстрела реальностью. На абсолютно свободном рынке, не контролируемом ни королями, ни священниками, алчные капиталисты могут создавать монополии и вступать в сговор. Если все обувные фабрики страны сосредоточены в руках единой корпорации или владельцы всех фабрик договорились одновременно сократить зарплату, рабочие не смогут решить эту проблему, просто перейдя от плохого хозяина к хорошему. Вот тут и нужен жесткий контроль государства, которого у нас фактически нет.

В Украине практически окончательно обесценился человеческий капитал. А это — стратегическая угроза существованию любого государства.

Политика оказывает сильное прогрессивное или реакционное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Недооценка активных политических действий обычно ведет к усилению стихийных процессов, к пассивному ожиданию. Адам Смит писал: «Великие нации никогда не беднели из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти».

Это как раз про нас! Проблема потери элементарных критериев добра и зла в нашем обществе у нас ни на каких уровнях даже не упоминается. Без создания образов добра и зла, достойного и морального поведения ни о каком справедливом обществе говорить не приходится.

Оценка человеческих поступков с нравственных позиций — не рудимент тоталитарного прошлого. Она является признаком целостности и здоровья нации, сохранности ее духовных основ, заложенных в заповедях Евангелия и в многовековой православной традиции бытовой морали. Критерии добра и зла не требуют специального навязывания: они живы в обществе и более актуальны сегодня, чем десятилетия назад, о них нужно лишь напомнить как о естественных, само собой разумеющихся отправных точках. Они должны стать естественным путеводителем поведения.

Эрозия нравственных основ общества, вызванная не имеющим аналогов в мире социальным расслоением, разрушением традиционной системы нравственных координат, кризисом системы образования и воспитания, разрушением традиционной культуры и семейных устоев, привела к резкому ухудшению качества человеческого капитала на фоне резкого снижения численности населения страны.

Мы получили либерального «нового человека», воспитанного до животного примитива потребительским суррогатом. Этот «новый человек» начисто лишен как элементарного гражданского сознания, так и каких-либо цивилизационных отличительных признаков. Ему свойственны тяга к стяжательству при полном равнодушии даже к будущему своего потомства, не говоря уже об общенациональных задачах. Бытовой цинизм с глухим равнодушием к бедствующему соседу и соотечественнику, к труду поколения, отстоявшего независимость и целостность страны. Тяга к постоянному удовлетворению примитивных, по существу животных, потребностей при отсутствии мотивации к совершенствованию себя и окружающей действительности.

Если нравственная деградация интеллекта и воли достигнет критической массы, мы будем иметь атомизированную деморализованную массу капитулянтов и разложенцев, лишенных веры, идеалов, традиционных представлений о добре и зле, ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, не способную к приобретению знаний и созидательному труду, то Украина имеет все предпосылки в недалеком будущем «испустить дух» как государство и нация.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В январе существенно снизились доходы Госбюджета

Доходы общего фонда снизились по сравнению с прошлым годом на 10,9%, или на 5,4 млрд...

Порошенко задекларировал почти 20 миллионов гривен...

Президент Украины Петр Порошенко увеличил свой доход за счет дивидендов и полученных...

Гройсман спрогнозировал уровень средней зарплаты в...

По расчетам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, средняя зарплата в стране...

С 1 декабря в Украине повысили минимальную пенсию

С 1 декабря 2018 г. прожиточный минимум для людей, утративших трудоспособность, увеличен...

В Баварии детям запретили писать письма Санта-Клаусу

В немецком городе Рот власти отменили давнюю традицию, когда дети вывешивали на...

Загрузка...

Детский сад — это адская работа

Я пенсионерка с пенсией 1452 грн., которую заработала за 40 лет непрерывного стажа,...

Спасение Полтавы по-шотландски

Полтава получила из Шотландии три пожарно-спасательных автомобиля, полностью...

Авто министра в хорошие руки

Низкие цены на авто, эксплуатировавшиеся правительственными чиновниками, говорят...

Деньги за погоны

В 2019 г. существенно улучшится денежное обеспечение военнослужащих Вооруженных сил...

Ивано-Франковск презентуют в Нью-Йорке

Агентство регионального развития Ивано-Франковской обл. примет участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка