Город превращается в поселок

№05(939) 31 января - 6 февраля 2020 г. 29 Января 2020 5

Очаковско-Березанский маяк

Реформирование административно-территориального устройства Украины может принести весьма неожиданные плоды. И хотя реформу активно обсуждают скорее в контексте местных выборов и возможных экономических последствий, возможны и «мелкие» статусные изменения.

Между тем последние на местном уровне способны привести к не менее серьезным последствиям.

К таким размышлениям приводит проект закона «Об основах административно-территориального устройства Украины» (регистр. №2804), поданный Кабинетом Министров. В аппарате парламента он зарегистрирован 24 января, однако по состоянию на полдень 28 января на сайте Верховной Рады его текст отсутствует. Однако некоторые положения стали известны задолго до передачи его в парламент — из презентации, подготовленной Министерством развития общин и территорий.

Предполагается три уровня административно-территориального устройства: региональный (АР Крым и области), субрегиональный (районы) и базовый (общины). На этом уровне в первую очередь обращает на себя внимание сохранение понятия «район». Как известно, поданный в конце прошлого года президентом проект закона «О внесении изменений в Конституцию (относительно децентрализации власти)» предусматривал фактическое замещение районов округами. Которых должно было стать около 100 — вместо почти 500 районов, существующих в настоящий момент. Изначально предполагалось, что на уровне округов не будет представительных органов местного самоуправления. Но это было исправлено в дальнейших предложениях — с учетом многочисленных критических замечаний к инициативе президента.

Тема существования «района», являющегося «пространственной основой для организации и деятельности местных органов исполнительной власти, территориальных органов министерств и других органов центральной исполнительной власти, органов местного самоуправления для осуществления ими определенных законом полномочий», является на самом деле одной из ключевых для децентрализации. Ведь одним из доводов в пользу форсированного создания объединенных общин было то, что они смогут напрямую взаимодействовать с областным центром, таким образом уравниваясь в правах с районами и городами областного подчинения. Формально этот принцип не опровергался — и какое место в действительности, в практике осуществления власти на местах будет занимать район, пока неясно.

Новых районов, как и округов, также будет значительно меньше, чем районов существующих. Данную административно-территориальную единицу субрегионального уровня можно формировать лишь при численности населения не менее 150 тыс. Исключение (в 100 тыс. человек) сделано для горной местности и малонаселенных территорий, поскольку предполагается, что районы должны быть примерно равны не только по населению, но и по территории.

Остается ждать полного текста законопроекта, чтобы лучше понять роль района. Иначе административно-территориальная реформа в контексте децентрализации может свестись к удалению необходимых учреждений (к примеру, регистрационных и медицинских услуг) от населения. И об этом оппоненты правительственной политики в данном вопросе говорили едва ли не с 2014 г.

Не регулируемым законом, однако вызывающим немалое опасение является вопрос снижения «статуса» провинциальных поселков и городов, ранее обладавших статусом районного центра, а теперь его теряющего. Говоря о социально-экономических последствиях такого шага, в первую очередь приходит на ум сокращение аппарата районных государственных администраций и районных советов.

Утверждение, что содержание многочисленного управленческого аппарата на местах является в значительной степени формой непрямого субсидирования депрессивных местностей, стало уже общим местом. Однако теперь проблемы с оплатой труда госслужащих на местах наблюдаются на практике, и реформа может положить конец подобной «социальной» практике. С точки зрения теоретической эффективности это может (при грамотной реализации) иметь положительные последствия. Но остается вопрос, как предлагается компенсировать социальные последствия.

Есть и другое, не менее важное следствие — падение привлекательности данных населенных пунктов для проживания. Разница между «поселком городского типа» и «райцентром» не может быть проведена с точки зрения формальной логики (ведь это описание разных характеристик), но ощущается практически. И опасения, что потеря статуса районного центра приведет к деградации и без того проблемных населенных пунктов, вполне понятны.

Однако законопроект №2804 предлагает еще одну новацию, согласно которой многие украинские города могут оказаться поселками. Право называться городом получат лишь населенные пункты, где проживают не менее 20 тыс. человек. Характер застройки и хозяйствующих субъектов (что также прописано в критериях) от «разжалования» не спасет. И подобная судьба может ожидать около 250 малых городов страны!

Негативные опасения на местах начинают получать оформление в виде решений местного самоуправления. 24 января, как раз в день передачи законопроекта №2804 в Верховную Раду, сессия Очаковского городского совета (Николаевская обл.) приняла обращение к президенту Владмимиру Зеленскому, премьер-министру Алексею Гончаруку и спикеру Дмитрию Разумкову. Население Очакова составляет около 14 тыс. человек. Однако ранее сомнений в его статусе города (каковым он считается с конца XV в.) не возникало. Более того, Очаков является одним из пяти городов областного подчинения Николаевщины. В силу своей военно-стратегической значимости, наличия промышленных предприятий, рекреационного потенциала и богатой истории.

«Если этот проект обретет статус закона, то наш город Очаков может превратиться в поселок. Это неприемлемо как для жителей Очакова, так и для тех, чья судьба связана с городом. Уверены, что смена статуса Очакова несет непоправимые изменения», — говорится в решении горсовета.

По предложению мэра Очакова Сергей Бычкова, депутаты отметили, что подобная проблема может быть актуальной далеко не только для их города.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Иерархия городов Украины 2017

Завершается процесс локализации городов востока страны, замыкание их внутри себя. В...

Музей как атрибут «имперского» города

Новейшая современная империя постепенно сосредотачивает в своих городах, в том числе...

Загрузка...

Коронавирус «блокируют» протестами

Некоторые регионы нашей страны на минувшей неделе нешуточно лихорадило из-за......

Таблетка для памяти

Обалдевший электорат окончательно отстал от рыночно-либеральных трендов, когда...

Вузы затягивают пояса. И учатся «конвертировать»...

О том, чем живут сейчас региональные университеты, — узнаем из публикаций изданий...

Сон разума рождает «активистов»

Не за горами местные выборы. И избиратель обязательно даст оценку работе местных...

Меркель обещает 50—100 тыс. Каждому

Искать достойной жизни в волнах трудовой миграции или достойно зарабатывать, будучи...

Шарий vs Сенкевич: конец (?) истории

История с мусорной свалкой в центре Николаева получила, возможно, промежуточное, но...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка