Городок с футбольной начинкой

№28 (661) 12 – 18 июля 2013 г. 11 Июля 2013 1
Андрей Дружченко

В город Ворожба Белопольского р-на, расположенный в 55 км от Сум, я приехал, чтобы познакомиться с его мэром — Андреем ДРУЖЧЕНКО. Впервые он занял этот пост в 2006 г., когда ему исполнилось 27 лет. Тогда за него проголосовало 73,2% жителей. Через четыре года еще больше — 87,7%. Чем же можно объяснить такое единодушие?

Справка «2000»

Андрей Викторович Дружченко — председатель горсовета г. Ворожба Белопольского р-на Сумской обл.

Родился в 1979 г. в Ворожбе, отец работал машинистом тепловоза в локомотивном депо, мать — на лесокомбинате. В 1996 г. после окончания школы поступил в Сумской государственный педуниверситет им. Макаренко на факультет иностранных языков, который окончил в 2002-м.

41811, ул. Ворошилова, 8, тел. 05443-97468, еmail: vorogba@mail.ru.

— До 2006 г. у нас было газифицировано только треть домов, — рассказывает Андрей Викторович. — Буквально за полтора года городским властям вместе с кооперативами удалось кардинально изменить ситуацию: к последнему дому газ подвели в октябре 2007-го. Всего проложили 38 км труб.

Начали заниматься и уличным освещением. Сегодня из 64 улиц освещено 42. Построили мини-футбольную площадку, подремонтировали дороги. Правда, в нынешнем году особо похвастать нечем. И связано это прежде всего с отменой техосмотра. Решение вроде бы и правильное. Но все дело в том, что сборы за ТО раньше поступали в местные бюджеты, и эти средства можно было расходовать на ремонт дорожного покрытия.

Теперь нам выделяют субвенцию.

Казалось бы, ничего не изменилось. Ворожба, например, получает за год 75 тыс. грн. плюс 35 тыс. на ямочный ремонт. На балансе за нами числится 7 км дорог с твердым покрытием и 56 км — с грунтовым. Много ли можно сделать за эти деньги, если асфальтирование 1 км стоит 1 млн. 100 тыс. грн.? Кроме того, субвенция поступает равными частями ежемесячно в течение года, то есть всю сумму мы соберем только в декабре. Но кто зимой дороги ремонтирует? И это не только наша проблема, а всех населенных пунктов страны.

Еще я считаю, что нужно пересмотреть схему перечисления акцизного сбора за продаваемый бензин, — деньги должны поступать не в госбюджет с последующим перераспределением по регионам, а непосредственно на счета органов местного самоуправления. Мы подсчитали, что если акцизный сбор с 1 л топлива будет составлять 1 грн. — а в Ворожбе 500 владельцев транспортных средств ежедневно заправляют по 10 л, — то за год поступления в горбюджет составят 1—1,5 млн. грн. Согласитесь, эта сумма разительно отличается от размера субвенции, которую мы получаем...

«Железный прогресс»

— Ворожба — город железнодорожников, — объясняет Андрей Дружченко. — У нас насчитывалось 12 железнодорожных предприятий, в том числе узловая станция, вагонное и локомотивное депо, дистанции пути, энергоснабжения и сигнализации и связи. Недаром же на гербе города был изображен паровоз. Традиционно многие жители работали на «железке», никаких проблем с трудоустройством не было. Они начались после того, как «Укрзалізниця» объявила об оптимизации. Вначале взялись за саму станцию — из внеклассной сделали станцией 3-го класса. Собирались перевести в 4-й, но нам вместе с профсоюзом железнодорожников удалось доказать железнодорожному руководству, что она имеет потенциал и способна принимать составы. И все же сортировка грузовых поездов по направлениям была закрыта.

Раньше вагонное депо было самостоятельным, сейчас имеет статус мастерской вагонного депо ст. Конотоп. Как до революции.

До 1991 г. население, включая пенсионеров, лечилось в железнодорожной больнице, строить другую не имело смысла. Сегодня она стала поликлиническим отделением больницы ст. Конотоп, от 30 круглосуточных койко-мест осталось 15, причем только дневных. А принимают в ней лишь сотрудников железной дороги.

Железнодорожный вокзал был построен в 1882 г. по проекту немецкого архитектора Юргенца // ФОТО АВТОРА

Как будут дальше развиваться события, неизвестно. «Укрзалізниця» по поводу дальнейшей оптимизации и возможной приватизации хранит молчание, никто не знает, сколько людей останется на станции. На работу принимают только через Киев. Но в то же время в 2010 г. было обновлено здание вокзала и электрифицирована линия Ворожба—Конотоп. Теперь у нас ходит прямая электричка на Киев.

Тревожит не только ситуация с железной дорогой. У нас пока стабильно работают мясокомбинат, хлебная база и комбинат хлебопродуктов. А вот машиностроительный завод, выпускающий металлоконструкции, сейчас проходит процедуру банкротства.

Вот и получается, что если до 1991 г. в Ворожбе проживало 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. имели работу, то сейчас население не превышает 8 тыс., из них трудоустроены только 850.

Фокусы экономической классификации

— Оптимизация образования вас не затронула? Во многих селах школы вообще позакрывали и теперь возят детей на автобусах.

— За последние 5 лет рождаемость в городе улучшилась: если раньше ежегодно появлялось на свет до 28 детей, то теперь — 55—60. У нас только два детских сада, и в них уже выстроилась очередь. За последние годы за счет горбюджета и спонсорской помощи местных предприятий садики были отремонтированы, купили игрушки, постельное белье и бытовую технику. Считаю, что в ближайшие годы количество школьников уменьшаться не будет.

Действуют три школы: две I—III ступеней и одна — I—II. Их общая вместимость — 1000 человек, а учится 600. Но в норму мы укладываемся, и школы закрывать никто не собирается.

— Вы сказали, что в железнодорожной больнице местных жителей не принимают. Где же люди лечатся?

— В городе действует пункт скорой помощи от Центральной районной больницы Белополья, работают фельдшер, диспетчер и водитель. К слову, фельдшеры у нас опытные, могут поставить точный диагноз. Ну а когда случаются неотложные вызовы — инфаркты, инсульты, роды и т. д., то людей отвозят в ЦРБ, она в 10 км от нас.

— А что с финансами? Какова структура городского бюджета?

— 60% — собственные поступления, и 40% — дотации. К сожалению, в следующем году может получиться 50 на 50. Основные источники поступления денег в городскую казну — плата за землю и подоходный налог. Если с землей все понятно, то с подоходным налогом складывается весьма странная ситуация, на которую мы никак не можем повлиять.

Дело в том, что из 12 железнодорожных предприятий 2 зарегистрированы по ст. Конотоп, именно там и оседает подоходный налог, хотя эти люди живут в Ворожбе, их дети посещают школы и детсады, содержащиеся за счет нашего бюджета. Считаю, что бюджетную политику нужно менять — предприятия должны платить налоги не по месту регистрации, а по своему месторасположению.

Коли речь зашла о бюджетной политике, не могу не спросить народных депутатов: знают ли они что-нибудь о том, как в нынешних условиях выживают малые города и села? По моему глубокому убеждению, бюджетное законодательство требует изменений. Что имеется в виду? Существуют так называемые коды экономической классификации расходов бюджета — перечень расходов, осуществляемых из бюджетов сел, поселков и городов районного значения. Бюджет расписывается по этим кодам помесячно на весь год.

Получается следующая картина. Приходит ко мне, к примеру, в августе пожилой человек и просит заменить сгоревшую лампочку на столбе. У нас на счету 236 тыс. грн. Я достаю бюджетное расписание и вижу, что расходы на освещение прописаны только в мае и в октябре. Во всех остальных месяцах — прочерк. Говорю посетителю: дескать, извините, но придется подождать до октября. Естественно, он возмутился — кого интересуют какие-то коды. И его можно понять.

Предлагаю изменить бюджетное законодательство таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли работать более эффективно и оперативнее реагировали на изменение ситуации. Нужно оставить в бюджетном расписании только защищенные статьи, такие, например, как зарплата, энергоносители, детсады, питание, медикаменты и пр., а все остальные изъять и предоставить органам самоуправления самим решать, на какие цели тратить имеющиеся на счету деньги. Естественно, решением сессии городского или сельского советов.

— Насколько мне известно, вас называют спортивным мэром. В городе даже есть футбольная команда горсовета.

— Футболом увлекаюсь с детства. Со мной в одной команде играют мой заместитель, депутаты и священник. А вообще в городе 10 команд, возраст спортсменов — от 14 до 64 лет. На территории школы №1 мы построили футбольную площадку с искусственным покрытием, там и соревнования проводим, и дети тренируются.

Андрей Дружченко (второй справа в верхнем ряду) — спортивный мэр

Вот вы спрашивали, почему я решил возглавить горсовет. Я бы мог уехать в Сумы или в Киев, но если все так поступят, то кто останется в маленьких городках? Власть должна создавать такие условия, чтобы людям было удобно в них жить. Новый год, например, мы празднуем не сидя у телевизоров, а на улицах — с полпервого до четырех часов. Были опасения, что молодежь поведет себя не совсем культурно, но нет — все в порядке.

Празднуем мы и 23 февраля, и День влюбленных, и 8 Марта. Приезжайте к нам 9 Мая — увидите, как красиво можно отмечать эту памятную для всей страны дату. Утром в центре города парад с участниками минувшей войны, потом школьники идут от железнодорожного вокзала возлагать цветы к памятнику погибшим воинам, вечером — факельное шествие, салют и концерт. Это мероприятие мы проводим третий год подряд, и я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь был недоволен.

— А как обстоят дела на семейном фронте?

— Женился в 2006 г. Марина подарила двух чудесных сыновей, Артему — 5 лет, Архипу — 2 года.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пред ликом светлым города родного

На протяжении всей своей истории Киев не единожды подвергался нашествиям варваров. Не...

Эвтаназии быть или не быть?

Мнение жителей областного центра по решению проблемы бездомных собак разделилось. 48,7%...

Антикоррупционерам — тюрьмы!

Сегодня в поисках интересных публикаций заглянем в СМИ Ровенской, Черкасской и...

Спецназ в белых халатах

В следующем году наши Вооруженные cилы действительно будут иметь собственный спецназ...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

Загрузка...

В облаках витать или аэропорты строить

У жителей Днепра появилась возможность проверить, реальна ли транспортная стратегия...

В Запорожье «оживляют» череп древней женщины

«Вернуть лицо» древней женщине, останки которой были найдены на Мамай-Горе (под...

Хозяин в магазин, собака — в камеру

Железнодорожный экспресс из Киева в аэропорт «Борисполь» будут обслуживать...

Как запорожец выиграл «Волгу»

На стадионе «Славутич Арена» прошел первый запорожский автомобильный фестиваль...

Дорожно-тендерные войны

По результатам мониторинга выполнения дорожных работ «Укравтодора» Кабмин...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка