Халяльного аппетита

24 Августа 2017 5

На фото курятина

Чтобы прорваться на рынки Азии и, отчасти, Европы украинские производители курятины начали выпуск продукции, сертифицированной по канонам ислама. Уже сегодня «халяльное» мясо продается и в украинских супермаркетах. Правда, пока без особой символики.

#В исламской традиции «халяль» называется все разрешенное и допустимое по религиозному канону, в отличие от запрещенного - «харама». Наиболее часто халяльной называют правильно приготовленную пищу, не содержащую запрещенных компонентов.

И как сообщает islam.in.ua со ссылкой на Центр сертификации халяль «Альраид», на украинском рынке уже доступна халяльная продукция четырех производителей курятины.

В этот перечень вошли ТМ «Наша Ряба» (компания «Мироновский хлебопродукт»), ТМ «Пан Курчак» (птицекомплекс «Губин»), ТМ «Знатна Курка» (Никопольская птицефабрика) и ТМ «Золотко» (ООО «Агроовен»).

Пока что производители курятины стесняются наносить на свою продукцию специальную маркировку «халяль», якобы из-за предубеждения владельцев торговых сетей. Поэтому в случае с наиболее распространенной в Украине ТМ «Наша Ряба», покупателям, соблюдающим каноны ислама, приходится внимательно изучать упаковку. Фабрики «Мироновского хлебопродукта» в Степанке и Ладыжине полностью переведены на выпуск продукции «халяль».

Тем не менее, Центром сертификации «Альраид» ведутся переговоры с торговыми сетями и, скорее всего, халяльная курятина на прилавках уже скоро будет должным образом промаркирована.       

Переход украинских фабрик на выпуск продукции по канонам ислама связан с освоением новых рынков сбыта и предпочтениями новых потребителей украинской курятины, проживающих в странах Азии, Африки и отчасти в Европе.

По данным, Госуправления статистики, в первом полугодии нынешнего года экспорт свежего, охлажденного и замороженного птичьего мяса и субпродуктов, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличился почти в полтора раза и составил более 147 тыс. тонн на сумму почти $196 млн.

Географически экспорт курятины из Украины почти в равных пропорциях распределен между Европой ($ 59 млн.), Азией ($ 56 млн.) и Африкой ($ 55,4 млн.).

Из африканских стран порядка 80% украинской курятины за отчетный период пошло в Египет (32,7 тыс. тонн на $44,3 млн.). В Азии ее крупнейшими потребителями стали Ирак (9,5 тыс. т. на $ 11,6 млн.), Объединенные Арабские Эмираты (7,5 тыс. т. на $ 10,2 млн.) и Саудовская Аравия (5,4 тыс. т. на $ 8,1 млн.). В Европе – Нидерланды (19 тыс. тонн на $ 36 млн.) и Германия (5,1 тыс. тонн на $ 11 млн.).

Как видим, основные зарубежные потребители украинского мяса, на сегодняшний день, проживают в традиционно мусульманских странах. Да и в Европе их немало. К тому же на европейском и других региональных рынках сегодня отчетливо наблюдается тенденция, когда халяльную продукцию покупают не только из религиозных соображений, но и просто, считая ее более здоровой и качественной.

В качестве иллюстрации этого примера обычно приводят Великобританию, где продается в три раза больше продуктов, чем проживающих там мусульман – 2 млн. Хотя это может свидетельствовать также об уровне нелегальной миграции.

Как бы то ни было, мировой рынок халяльных продуктов считается одним из наиболее динамично растущих. По данным доклада о глобальной исламской экономике, подготовленного Thomson Reuters и консалтинговой компанией DinarStandard по заказу правительства эмирата Дубай, в ближайшие годы этот рынок будет расти в среднем на 6,5% в год и к 2020 году достигнет $ 2,6 трлн.

Порядка 60% этого рынка на $ 1,585 трлн. придется именно на пищевую продукцию. Уже через несколько лет халяльные продукты в стоимостном выражении составят более 20% всего мирового пищепрома.

Крупнейшими рынками пищевой продукции, сертифицированной по канонам ислама, по данным на 2014 год, были рынки Индонезии ($ 158 млрд.), Турции ($ 110 млрд.), Пакистана ($ 100,5 млрд.)  и Египта ($ 75,5 млрд.).

Для сравнения, ВВП Украины в 2016 году составил $ 93,3 млрд.

А поскольку главные перспективы экономического роста Украины сейчас связывают с развитием агропереработки на экспорт, ни власти, ни производители не могут игнорировать мировые тенденции.  

В случае с производством халяльной курятины, речь идет о том, что птица должна быть предназначена строго на заклание, а не умерла природной смертью. Для этого проводится специальный ритуал и читается особая молитва. Как это происходит в забойных цехах: в присутствии муллы или молитва ретранслируется по радио, сказать трудно?

Но поскольку, по исламскому канону запрещается употребление крови и субпродуктов из крови животных, тушка после забоя должна быть тщательно обескровлена. 

В этом правила ислама перекликаются с требованиями кашрута в иудаизме, где животные не только обескровливаются, но и должны быть забиты сертифицированным мясником (шойхетом).

Поскольку большинство жителей Украины являются атеистами, по мировоззрению, либо не придерживаются строгих требований какой-либо религии, можно предположить, что появление на наших прилавках куриной продукции, произведенной с участием мусульманских священников, и маркированных символикой халяль, вряд ли существенно отразится на популярности и потреблении тех или иных продуктов. В нашем случае, гораздо большее значение будет иметь цена на такого рода товары. 

Украина как водородная «ячейка» европейского...

Наша страна может извлечь выгоду из проектов перевода европейской промышленности и...

Заложник глобальной схватки

Европейский и американский рынки ревностно защищают собственных производителей, и...

Хаос и полумеры: украинские школы открыли двери

Из Фонда борьбы с COVID-19 для общеобразовательных средних школ не выделено ни копейки

Маленькие заботы о минимальной зарплате

Решение о повышении МЗП не может поколебать макроэкономическую стабильность, но имеет...

Не работаешь — не рожай

Если одинокая мать не работает и не состоит на учете в центре занятости, то скатертью...

Патриот в сознании столичной молодежи

Накануне Дня Независимости центр социологических исследований «Социс 2000»...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка