Из Украины в Антарктиду стартует 21-я экспедиция

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 24 Марта 2016 5

с киевскими барьерами на дистанции подготовки и финансирования

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» на острове Галиндез

Приблизилась к завершению подготовка к старту 21-й украинской антарктической экспедиции. В среду, 30 марта, в Киеве состоится традиционная церемония проводов, а на следующий день — 31 марта — 12 участников предстоящей зимовки отправятся в дорогу.

Цель путешествия — находящийся в Западной Антарктике остров Галиндез, где на станции «Академик Вернадский» работают зимовщики 20-й экспедиции, а также несколько специалистов, ведущих там различные сезонные исследования.

В один из недавних дней заключительной стадии подготовки 21-й экспедиции корреспондент «2000» взял эксклюзивное интервью у директора Национального антарктического научного центра (НАНЦ), лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники Валерия ЛИТВИНОВА.

Юбилейный праздник и исследовательские будни

— Прежде чем рассказывать о подготовке 21-й экспедиции и об ее участниках, — говорит Валерий Аркадьевич, — хотел бы вкратце остановиться на близящейся к завершению на острове Галиндез 20-й (2015—2016 гг.) экспедиции, зимовщики которой во главе с начальником станции — научным сотрудником НАНЦ геофизиком-сейсмологом Виктором Лукьященко, продолжая свои разнообразные работы, готовятся к прибытию смены.

— Во время этой экспедиции, — продолжает Литвинов, — отмечался юбилей, дата которого — 6 февраля 2016 г. — стала праздником для всех отечественных исследователей Антарктики — и тех, кто сейчас находится в разных областях Украины, и для работающих ныне на острове Галиндез и в его окрестностях. Ведь 20 лет назад именно в этот день, 6 февраля 1996-го, на «Фарадее» — одной из британских антарктических баз — с флагштока спустили «Юнион Джек» — флаг Великобритании и подняли желто-голубое знамя нашего государства, а станцию «Фарадей», переданную британцами Украине, переименовали в «Академик Вернадский».

Празднику был посвящен и организованный с помощью современных средств связи телекоммуникационный «мост» (по скайпу) между антарктической станцией «Академик Вернадский», в одном из помещений которой собрались украинские полярники, и Киевом, где в студию одного из отечественных телевизионных каналов на Крещатике пришли ведущие ученые, стоявшие у истоков обретения Украиной своего научного форпоста в Антарктике, и большая группа специалистов различного профиля, в разные годы зимовавших на нашей станции и по-прежнему верных нерушимому антарктическому братству. А в Национальном музее истории Украины была открыта выставка с экспозицией, посвященной 20-летию украинских исследований в Антарктиде.

— Кроме 12 зимовщиков 20-й экспедиции, — рассказывает директор НАНЦ, — сейчас на нашей станции находятся еще и шестеро участников сезонных работ, попавших туда в начале нынешнего года на борту одного из курсирующих в тех краях суден, осуществляющих круизы с туристами — любителями антарктической экзотики. Напомню, в те месяцы, когда у нас, в Северном полушарии планеты, зима, в Южном полушарии — лето и наоборот.

Среди этих сезонников — ученые-биологи из Харькова и Киева, исследующие флору и фауну того региона Западной Антарктики (причем не только на суше, но и в окружающих тамошние острова акваториях — под водой), и специалисты из Института электросварки им. Е. Патона Национальной академии наук Украины, отправившиеся в сезонном отряде на остров Галиндез, чтобы тщательно проверить нынешнее состояние стальных стенок и сварных швов большого топливного бака, смонтированного несколько лет назад на станции «Академик Вернадский» взамен двух старых британских баков.

— В той же группе сезонников, — добавляет Валерий Литвинов, — находится на Галиндезе и главный инженер Национального антарктического научного центра Игорь Мороз, который в предстоящие апрельские дни будет координировать на острове операции пересменки 20-й и 21-й экспедиций, процессы перекачки дизельного топлива из танков (резервуаров) судна в бак на станции и разгрузку всего привезенного для предстоящей годичной зимовки (2016—2017) — продуктов питания, научного и технического оборудования, запасных частей для ремонтных работ и т. д.

Опыт бывалых зимовщиков поможет дебютантам Галиндеза

Комментируя по моей просьбе список 12 украинских полярников, которым предстоит зимовать на острове Галиндез в 21-й экспедиции, директор НАНЦ представил эту «антарктическую дюжину» и поведал об их подготовке и направлениях различных работ.

— 12 человек, — говорит Валерий Аркадьевич, — были отобраны нами из числа претендовавших на участие в 21-й зимовке с учетом их профессиональной квалификации и функций, необходимых для обеспечения деятельности различных систем станции и выполнения заданий по направлениям (геокосмическому, гидрометеорологическому, геолого-геофизическому, биологическому и другим), предусмотренным Государственной целевой научно-технической программой исследований Украины в Антарктике на 2011—2020 гг., реализуемой сотрудниками НАНЦ совместно с коллегами из разных академических и отраслевых институтов и вузов страны. Планы фундаментальных и прикладных исследований, которые будут осуществляться в том регионе в ходе предстоящей зимовки 2016—2017 гг., рассмотрены и утверждены научно-техническим советом «Антарктика», возглавляемым академиком Петром Гожиком— директором Института геологических наук НАНУ. В 90-е гг. XX в. Петр Федосеевич был одним из энтузиастов, инициировавших создание в Украине Центра антарктических исследований (так тогда назывался нынешний НАНЦ), и его первым руководителем.

Естественно, большое внимание уделяется состоянию здоровья кандидатов в зимовщики: все они прошли в Киеве комплексное обследование в Институте медицины труда Национальной академии медицинских наук Украины. А затем, — продолжает Литвинов, — состоялся подготовительно-тренировочный сбор 12 участников 21-й экспедиции, проведенный на базе расположенного близ Макарова (в Киевской обл.) Главного центра специального контроля Государственного космического агентства Украины. Кстати, во время этого сбора, помимо прочего, проводилось и тестирование на психологическую совместимость участников зимовки: ведь им придется в течение года жить и трудиться в довольно ограниченном пространстве, находиться в окружении одних и тех же людей, а потому надо сделать все, чтобы избежать конфликтов.

Николай Старинец готовится к своему восьмому антарктическому путешествию

Начальником станции «Академик Вернадский» в грядущей зимовке утвержден опытнейший специалист — механик и дизелист Николай Старинец из Черкасс. В его активе — несколько лет работы в Арктике, а главное — он семь(!) раз по году зимовал в Антарктиде (во 2-й, 5-й, 8-й, 10-й, 12-й, 14-й и 17-й экспедициях) — больше, чем кто-либо из украинских полярников. Так что зимовка-2016—2017 станет для него восьмой, и несмотря на солидный 62-летний возраст, к здоровью Николая Поликарповича у медиков, проводивших обследование, претензий нет. А на антарктической станции Старинец досконально знает все, особенно ее энергетическое сердце — дизельное хозяйство.

В пятый раз будет зимовать на станции 44-летний геофизик — харьковчанин Олег Буданов, которому в 21-й экспедиции поручены геокосмические исследования (до этого он работал на «Академике Вернадском» в 6-й, 9-й, 16-й и 18-й экспедициях).

Гидрометеорологическими и океанографическими исследованиями на острове Галиндез и в окрестных акваториях займутся трое специалистов-метеорологов. Один из них — киевлянин Александр Полудень, который в 21-й экспедиции отметит (в июне) свой 30-летний юбилей, отправляется в Антарктиду в третий раз (ранее он зимовал там в 17-й и 19-й экспедициях). Для двух его 23-летних (с разницей в несколько месяцев) коллег по профессии — Бориса Безнощенко из Киева и одессита Андрея Захарова (самого молодого в предстоящей экспедиции) зимовка станет антарктическим дебютом.

Биологические исследования будут вести в ходе зимовки двое ученых — харьковчанин Дмитрий Луценко (ему в апреле исполнится 42 года) и 50-летний киевлянин Александр Савицкий, причем оба они впервые попадут на станцию «Академик Вернадский».

Еще один антарктический дебютант — 28-летний львовянин Евгений Бриллинг займется в своей первой зимовке геолого-геофизическими исследованиями.

Во второй раз отправится в Антарктиду 57-летний системный механик Владимир Храпач из Черкасс: в 21-й экспедиции он, как и несколько лет назад в 17-й, будет обеспечивать бесперебойную работу разнообразного технического оборудования станции, а если потребуется, то и его ремонт.

Третьей станет зимовка-2016—2017 для 43-летнего врача — харьковчанина Константина Даниленко. Он на станции повседневные заботы о здоровье полярников будет совмещать с медико-физиологическими исследованиями, объектами которых станут зимовщики (аналогичные задачи решались им ранее в 12-й и 15-й экспедициях).

Впервые предстоит зимовать в Антарктиде системному администратору действующих на станции средств связи 29-летнему Роману Шкуро — сотруднику Центральной геофизической обсерватории в Киеве и 32-летнему повару из Черкасс Александру Дзюблику, в чьи функции будут входить хлопоты по приготовлению вкусной, сытной и разнообразной еды для персонала «Академика Вернадского».

Таким образом, из 12 полярников 21-й экспедиции пятеро уже имеют антарктический опыт работы на станции, а для семерых предстоящая зимовка будет дебютной.

Пингвины не боятся людей

Маршрут сверхдальнего путешествия — и пересменка

— Для 12 полярников 21-й экспедиции, — рассказывает Валерий Литвинов, — заказаны на 31 марта авиабилеты на рейс Киев—Рим и далее из столицы Италии — до Буэнос-Айреса, куда украинские зимовщики прибудут 1 апреля. В тот же день они переедут из международного аэропорта столицы Аргентины в находящийся в черте города аэропорт внутренних авиалиний, откуда отправятся на крайний юг Южной Америки в Ушуая — портовый город, являющийся центром островной аргентинской провинции Огненная Земля, отделенной от материка Магеллановым проливом.

2 апреля в порт Ушуая должно зайти аргентинское судно «Ушуая», выполняющее туристические круизы по акваториям Западной Антарктики. На судно, с которого сойдут на берег туристы (оно зафрахтовано фирмой — партнером нашего Национального антарктического научного центра для перевозки экспедиций), поднимутся участники 21-й зимовки, а в трюмы будет погружено необходимое для станции и ее персонала на год работы. Если все будет идти как намечено (ведь может вмешаться непогода, которая в акваториях Южного океана, учитывая наступившую там осень, может быть весьма суровой), то в этот же день, 2 апреля, «Ушуая» с нашей экспедицией выйдет из порта и возьмет курс на юг.

— Кстати, — говорит директор НАНЦ, — в порту Ушуая к украинской экспедиции должны присоединиться турецкие коллеги — 14 ученых (гидробиологи и гидрогеологи), которые за свой счет оплачивают компании, зафрахтовавшей судно «Ушуая», путешествие из Южной Америки до антарктической станции «Академик Вернадский» и обратно. Дело в том, что у Турции нет собственной станции в Антарктиде, но есть желание вести в том регионе научно-исследовательские работы, а потому турецкие ученые позитивно откликнулись на предложение о сотрудничестве. Они хотят не только ознакомиться с украинской станцией, но и оперативно — во время пересменки экспедиций — провести в тех краях сбор геологических образцов и представителей водной фауны.

За трое суток судну предстоит преодолеть очень широкий (свыше тысячи километров) и необычайно бурный (слывущий самым штормовым районом в Мировом океане) пролив Дрейка, отделяющий южную оконечность Южной Америки от Антарктиды, а затем — и морские акватории Южного океана, омывающие берега Антарктического полуострова и архипелаги островов Западной Антарктики. Ориентировочно 5—6 апреля ожидается подход судна к острову Галиндез, где оно станет на якорь и дополнительно будет закреплено на месте с помощью нескольких канатов-растяжек, соединяющих «Ушуая» с береговыми опорными точками. После этого на судно заведут специальный длинный шланг, по которому из емкостей «Ушуая» в береговой бак перекачают 150 т дизтоплива. Оно вместе с остающимся в баке резервным топливным запасом будет в течение года обеспечивать функционирование трех поочередно работающих дизелей «Вольво», которые вкупе с генераторами дают станции необходимую электроэнергию.

Одновременно с перекачкой топлива участники обеих экспедиций — прибывшей 21-й и отзимовавшей 20-й — начнут погрузочно-разгрузочные работы, с помощью моторных лодок-«зодиаков» доставляя с «Ушуая» на остров Галиндез привезенные грузы, а в обратном направлении — надежно упакованные твердые отходы годичной деятельности станции, которые по строгим международным правилам требуется вывозить из Антарктиды для утилизации.

Среди доставляемого в этот раз будет и пополнение «малого флота» станции «Академик Вернадский» — три новенькие надувные моторные лодки, которые станут хорошим подспорьем для наших полярников в их путешествиях по местным акваториям между островами и на континент — к Антарктическому полуострову. Дело в том, что эксплуатируемые на станции несколько аналогичных «зодиаков» уже довольно старые, в ходе длительной работы не раз получали повреждения и ремонтировались — латались-клеились. Причем новые моторные лодки достались Национальному антарктическому научному центру бесплатно: три отечественные фирмы, выпускающие водную технику, предоставили в НАНЦ по одной такой лодке для их сравнительных испытаний в суровых условиях Антарктики.

Надувные моторные лодки-«зодиаки» используются исследователями Атантарктики в зaчacтyю непростых природных условиях

— На пересменку, в ходе которой ученые и другие специалисты, участвовавшие в зимовке 20-й украинской экспедиции, передадут своим преемникам из 21-й лаборатории научную аппаратуру, технические системы и оборудование, отводится примерно трое суток, — говорит Валерий Литвинов. — Так что 8 апреля — после того, как на острове у флагштока пройдет традиционный митинг, а начальники станции Виктор Лукьященко (20-я экспедиция) и Николай Старинец (21-я) подпишут акт сдачи-приемки «Академика Вернадского», «Ушуая» примет на борт 32 пассажиров, в том числе 18 украинских исследователей Антарктики — 12 зимовщиков 20-й экспедиции и 6 сезонников, а также 14 их турецких коллег.

Судно отправится в обратный путь — снова через пролив Дрейка, но уже не в порт Ушуая, откуда вышло в плавание к берегам Антарктиды, а просторами Атлантического океана на северо-восток — к портовому городу Мар-дель-Плата.

Там украинские полярники сойдут на берег и в автобусе 15 апреля преодолеют около 350 км до аргентинской столицы, а оттуда совершат дальний перелет в Турцию рейсом Буэнос-Айрес—Стамбул, куда прибудут 16 апреля. На следующий день они вылетят из Стамбула в Киев, так что 17 апреля, — говорит директор НАНЦ, — мы будем встречать наших полярников з аэропорту «Борисполь».

«Тормоза» в киевских ведомственных кабинетах

К сожалению, беседа с директором Национального антарктического научного центра не обошлась без довольно грустных, а порой и горьких мотивов. И при этом речь шла не только о скромных, мягко говоря, объемах ассигнований на антарктические исследования из госбюджета Украины на 2016 г., впрочем, как и в ряде предыдущих лет. (Напомним, НАНЦ — организация с госбюджетным финансированием, входящая в систему Министерства образования и науки. — Ред.)

Однако дело, пожалуй, даже не столько в явно недостаточных размерах такого финансирования, сколько в гораздо более поздних, чем надо было бы, сроках поступления госбюджетных ассигнований и в изрядных многозвенных бюрократических торможениях и инерции на путях продвижения документов о выделении средств — как на разных уровнях в МОН — министерстве, которому подведомственен НАНЦ, так и в других согласующих и утверждающих инстанциях — в Минфине, Комитете ВР по вопросам науки и образования, в Кабмине и т. д.

Вообще-то, учитывая, что в Южном полушарии лето — это декабрь, январь и февраль, проводить пересменки экспедиций в Антарктиде лучше всего было бы, конечно, в январе или феврале. Увы, в наших реалиях об этом нечего и мечтать: все знают, в каких муках и когда (в конце декабря) в парламенте с подачи правительства утверждали в страшной спешке госбюджет на предстоящий год. А потом проходит еще немало времени, пока «нарисованные» в госбюджете цифры ассигнований превратятся в реальные деньги. АНЦ, как правило, удается получить финансирование на текущий год не раньше февраля—марта.

Не нужно забывать и о том, что ассигнования из госбюджета выделяются, естественно, в гривнях. А ведь в расходах НАНЦ подавляющее большинство слагаемых затрат (примерно 88%) приходится на логистику, т. е. в данном случае на весь комплекс того, что связано с транспортировкой экспедиций в оба конца (фрахт судна, авиабилеты и т. д.), закупкой для станции топлива, большинства продуктов питания и много другого. Причем почти все эти затраты по вполне понятным причинам осуществляются за границей — и оплачиваются в свободно конвертируемой валюте (чаще всего — в долларах США). А потому на полученные Национальным антарктическим научным центром (как государственной организацией) из госбюджета (через МОН) гривни необходимо приобрести доллары — и эти операции тоже осуществляются не быстро.

Все упомянутое приводит к существенным потерям времени. И, судя по происходящему, не во всех ведомствах осознают, что поскольку никакие силы не могут задержать движение планеты по ее орбите вокруг Солнца и приостановить смену времен года, то в марте (а тем более в апреле) в Антарктику уже приходит суровая осень. И чем позже отправляется экспедиция из Киева и, соответственно, позже попадает к своей цели, тем хуже там погодные и прочие природные условия: это и все более сильные штормы в и без того бурном проливе Дрейка и в морях Южного океана, и усложняющаяся ледовая обстановка в проливах между островами в Западной Антарктике на пути к станции «Академик Вернадский» и на обратном маршруте возвращения.

— Но и это отнюдь не все наши проблемы, — говорит директор НАНЦ. — Ведь когда в законе о госбюджете «рисуют» ту или иную цифру ассигнований, курс гривни по отношению к доллару, устанавливаемый Нацбанком Украины, находится на каком-то одном уровне, а когда НАНЦ спустя некоторое время получает реальные гривни госбюджетного финансирования, валютный курс уже совсем другой — и, понятно, он изменяется не в лучшую сторону. Поэтому даже в случаях, когда, как в госбюджете-2016, на антарктические исследования были выделены ассигнования в немного большем объеме, чем в госбюджете-2015, из-за ощутимого ухудшения курса гривни реальные суммы полученных средств при покупке на межбанке свободно конвертируемой валюты оказываются заметно меньшими. К тому же рыночные цены и тарифы на логистические расходы по пересменке экспедиций и приобретению всего необходимого для обеспечения станции в нынешнем году существенно выше, чем в предыдущем, что также усложняет ситуацию.

Хорошо еще, что компания, являющаяся зарубежным партнером НАНЦ в этой сфере логистики, соглашается часть платежей временно осуществить из собственных средств (иначе судьба украинских антарктических экспедиций вообще оказалась бы под угрозой срыва), но, разумеется, с последующей, желательно оперативной, компенсацией потраченного. Однако, право же, нельзя раз за разом эксплуатировать основанные на доверии деловые взаимоотношения партнеров: финансовые обязательства должны выполняться точно и в оговоренные сроки. А то получается, что НАНЦ, отнюдь не по собственной вине, может из-за долгов испортить свой имидж. Причем в глазах не только деловых партнеров, но и ряда международных организаций антарктической сферы, членом которых является Украина, — это Секретариат Договора об Антарктике, Научный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR), Совет управляющих национальными антарктическими программами (COMNAP), Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR). У Украины уже есть трехлетняя задолженность по членским взносам в эти организации, составляющая в общей сложности более 100 тыс. долл., что также негативно сказывается на нашей репутации. Не стоит доводить дело до того, что нас в этих международных структурах могут за долги лишить права голоса.

А ведь помимо экспедиционной логистики и международного сотрудничества, есть и расходы на функционирование НАНЦ — на зарплату сотрудникам центра и коммунальные платежи (где тарифы в Украине, как известно, неустанно существенно возрастают).

Ко всем таким бедам добавляется и то, что в течение многих лет украинские исследователи Антарктики не имеют собственного экспедиционного суда. Из-за этого они вынуждены приспосабливаться к графикам фрахтуемых в Южной Америке суден, которые осуществляют круизы с туристами в приантарктических океанских акваториях и могут приступать к перевозкам экспедиций только после завершения туристического сезона в тех краях, т. е. либо в конце марта, либо еще позднее — в первой половине апреля, повторимся, поздней тамошней осенью со всеми ее «прелестями». Кроме того, — продолжает директор НАНЦ, — мы, не имея своего судна, лишены возможностей вести морские экспедиционные исследования в акваториях Антарктики.

— А еще, — сказал в заключение Валерий Литвинов, — уже несколько лет парламент никак не может принять закон «Об антарктической деятельности Украины», что также весьма осложняет нашу работу в том регионе. Подготовленный и согласованный с различными заинтересованными министерствами и ведомствами проект закона до сих пор, насколько нам известно, лежит в Комитете по вопросам науки и образования ВР — и неизвестно, когда же он попадет в сессионный зал...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Всем пчелам грозит гибель

Следовое содержание пестицидов/инсектицидов выявлено в 75% из 198 образцов меда,...

Полный пенсион

День 3 октября в социальных сетях назвали одним из самых реформаторских дней Украины

Бюджетно-избирательный роман

Один судья обходится налогоплательщикам в 1,5 млн. грн.

Стукнуло 60? Иди в уборщицы

81% работодателей при найме сотрудников обращают внимание на их возраст

Сержант Остальцев с пиццей ветеранов

«Мені подобаються ті емоції, які дарує мені мій проект. І я не розумію, як можна...

Братья во холсте

Это сегодня скансенами — этнографическими комплексами — никого не удивишь, а...

Загрузка...

Гончарный круг

В 1992 г., когда днепровский керамист Сергей Горбань решил заняться гончарным делом, оно...

Глубоко скрытый потенциал Украины

Cорокамиллионная страна таит значительный потенциал, только нужно его использовать

Кабаньи услуги

Интернет становится все более популярной площадкой для поиска работы в Украине....

Эхо из Мьянмы докатилось до Украины

На Театральной площади Черновцов в рамках фестиваля «Мастерская города»...

Диетолог и психолог Татьяна Годард о нераскрученном...

Тема халяльной еды в Украине пока не раскрыта, и, кроме живущих у нас мусульман, мало...

Время проката

Пункты проката самых разных предметов обихода возвращают свою популярность.  

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка