Хватит реформировать, давайте строить

17 Мая 2018 2 4.2

Игорь Дмитриевич Шкробанец

К дискуссии по статье Исаака Трахтенберга и Игоря  Тарабана

Много лет реформируется здравоохранение в Украине, а воз и ныне там. Сегодня стать активными реформаторами здравоохранения пытаются политики всех мастей и уровней, менеджеры из разных стран.

И это похвальное желание, поскольку сегодняшнее состояние системы здравоохранения не может удовлетворить потребности общества — демографическая ситуация ухудшается, как и объективные показатели здоровья населения, нация вымирает. Не удовлетворяет эта система и медиков ввиду невозможности профессиональной самореализации, в том числе и финансовой. Не удовлетворяет качеством и доступностью медицинской помощи и услуг пациентов, коими мы все есть или будем.

Но желание стать реформатором без знаний, понимания и реального патриотизма может быть вредоносным. «Разрушить до основанья» — уже в нашей истории было. Для начала, я хотел бы поговорить о первом ошибочном устремлении (лозунге) «реформаторов» — реформируем устарелую систему Семашко. Чтобы что-то изменить (реформировать), надо знать систему, которую надо изменить, каковы ее недостатки и преимущества, определить цели и планы изменений…

Я говорю о программно-целевом методе управления. Термин «программно-целевое управление» обязан своему появлению такому понятию, как программно-целевой метод -- научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей, исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Впервые программно-целевой метод был введен, как ни странно, в частном секторе. Идея принадлежала собственнику автомобилестроительной компании «Форд» Линдону Джонсону, который в то время был президентом США.

В 1960-х годах министр обороны США Роберт Макнамара использовал этот подход в министерстве, которое он возглавлял. Со временем было принято решение об использовании этого метода во всех министерствах США.

Практика применения программно-целевого метода составления бюджета проявилась достаточно эффективно. Теперь большинство стран с рыночной экономикой используют элементы этого метода в бюджетном процессе. Большинство стран ЕС помогают другим странам в форме программ, направленных на достижение конкретных результатов.

К сожалению, нет четко сформулированных ни плана, ни программы реформирования здравоохранения страны. Для начала господам, которые имею целью «реформирование системы Семашко», нужно почитать классика. Николай Семашко положил в основу предложенной модели здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения. Что из этих принципов вредоносно и требует забвения?

Для начала реформаторам нужно понять, что подлежит изменению не система Семашко, а планово-бюджетная советская модель здравоохранения. Проблемой здравоохранения в Украине, как и в СССР, было и есть хроническое недофинансирование, неэффективное использование имеющихся ресурсов. А это общая характеристика социалистического хозяйствования.

Сегодня у нас нет единой системы здравоохранения, она распалась на части. Платная — для богатых граждан, а другая, бесплатная, государственная — для бедных. А очень богатые лечатся за границей. Финансовая бедность бюджетных больниц привела к дискредитации государственной системы здравоохранения. А следовательно и государства. Но Николай Семашко здесь ни при чем. Советская система здравоохранения не может функционировать в государстве с рыночной системой.

Для построения новой системы не обязательно быть изобретателем или рационализатором. Для начала нужно понять, что в основе классификации систем здравоохранения разных стран лежит принцип финансирования: обязательное медицинское страхование по системе Бисмарка основано на взносах работников и работодателей. В Германии в 1883 году правительство Бисмарка ввело систему обязательного страхования по болезни, в 1884-м — от несчастных случаев на производстве, в 1885-м — по инвалидности и старости. Многие европейские страны последовали этому примеру.

В настоящее время в Европейском Союзе система обязательного медицинского страхования, кроме Германии, действует в Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Один из главных недостатков этой системы — она очень диверсифицирована и гетерогенна, как и организация ее финансирования. Она защищает, но не обеспечивает равенства.

Системы Уильяма Бевериджа и планово-бюджетная советская базируются на бюджетном финансировании здравоохранения, хотя и существенно отличаются своим внутренним строением. Система бюджетного финансирования здравоохранения действует в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии. В Великобритании с 1911-го до 1948 гг. существовала система страхования здоровья рабочих, охватывавшая около трети населения. Эта система была введена премьер-министром Великобритании либералом Дэвидом Ллойд-Джорджем. Основной принцип, который был положен в основу английской страховой системы, предусматривал, что деньги следуют за пациентом. Пациенты в этом случае имеют возможность отчасти регулировать спрос по законам свободного рынка, так как обладают правом свободного выбора врача.

Однако страхование не обеспечивало медицинской помощью всех подданных королевства и не гарантировало равенства. И в разных слоях общества возникло стремление преодолеть эту несправедливость.

Кроме того, британское общество искало пути предотвращения социальных катастроф, подобных кризису 1930-х. В 1942 году известный экономист, либерал и член умеренно социалистического Фабианского общества Уильям Беверидж представил парламенту доклад, в котором предложил реформу всей социальной сферы, в том числе здравоохранения, которую пришлось осуществлять уже послевоенному лейбористскому правительству. Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Но, как заметил Александр Линденбратен, Беверидж подготовил свой доклад после того, как внимательно изучил все труды Семашко.

Идея реформы заключалась в том, чтобы солидарность, проявленную гражданами Великобритании во время войны, направить на обеспечение благополучия граждан, положив в основу новой системы здравоохранения более справедливое и дешевое бюджетное финансирование, для управления которым предполагалось создать соответствующее ведомство.

В основе как обязательного медицинского страхования, так и бюджетного финансирования медицины лежат два принципа, которые стали основополагающими для современного социального государства: справедливость и солидарность. Справедливость в данном случае означает, что равное право на медицинское обслуживание, гарантируемое государством, имеют все его граждане -- вне зависимости от их доходов. Солидарность — что более богатые граждане поддерживают более бедных за счет перераспределения части своих доходов через систему прогрессивного налогообложения или страховые взносы. Богатый платит за бедного, здоровый — за больного.

Американская система здравоохранения основывается на добровольном медицинском страховании. Перспектива реформы президента Обамы, предусматривающая переход на обязательное страхование, зависит от политики нынешнего президента Трампа.

Потребность властей США, несмотря на высочайшее качество и возможности медицины в стране, в реформировании системы здравоохранения весьма объективна. В стране функционируют тысячи страхователей, тысячи больниц, сотни страховых компаний; большой процент страховых денег уходит на содержание страховых компаний и на транзакционные издержки банков; большое количество незастрахованных граждан. Как результат — огромные и недостаточно эффективные расходы на здравоохранение.

Мировой опыт показывает, что применение рыночных критериев к медицинским услугам оказалось не просто несправедливым, но и нерациональным в силу особой специфики медицинских услуг: чем больше делается для развития здравоохранения, тем дальше идеал, от полного достижения которого вынуждены отказываться даже самые развитые страны из-за все возрастающей его цены. Потому что, чем лучше развита медицина, чем больше болезней она способна излечить, тем дороже это стоит.

Таким образом, возвращаясь к желанию и потребности реформировать: давайте все-таки, на государственном уровне создадим, на основе мирового и национального опыта ПРОГРАММУ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, системы, в основе которой будут принципы Семашко, но реализовываться они будут не посредством дискредитированного социалистического метода хозяйствования, а на базе современной экономический модели.

Построим систему, в которой:
 

  • медицина не социальная-гуманитарно-виноватая сфера, а отрасль производства, которая производит на принципах доказательной медицины продукт (медицинскую помощь и услугу), определенного государством качества, по государственным стандартам;
  • закупает продукт медицинской отрасли, а не содержит нужные и ненужные ФАП-ы, палаты, больницы;
  • финансовый ресурс формируется на принципах справедливости и солидарности;
  • у пациента есть права и обязанности, а у медика -- ответственность и право на достойную жизнь, гарантированные государством.

     Хватит реформировать, давайте строить!

Игорь Шкробанец, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный работник здравоохранения Украины


Загрузка...
Загрузка...

Эвтаназии быть или не быть?

Мнение жителей областного центра по решению проблемы бездомных собак разделилось. 48,7%...

Антикоррупционерам — тюрьмы!

Сегодня в поисках интересных публикаций заглянем в СМИ Ровенской, Черкасской и...

Спецназ в белых халатах

В следующем году наши Вооруженные cилы действительно будут иметь собственный спецназ...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

В облаках витать или аэропорты строить

У жителей Днепра появилась возможность проверить, реальна ли транспортная стратегия...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Марина Стенько
12 Сентября 2018, Марина Стенько

Менять отношение украинцев к медицине определенно надо, у нас еще какой-то совково-глупое отношение к врачам. Только все равно некоторые процедуры будут только "для буржуев". Ту же пластику груди себе не каждая женщина позволит - стоит это немало. Хотя есть и демократичные цены. Пластическая хирургия в Киеве по более-менее адекватным ценам есть тут medikom.ua/stacionar/plasticheskaya_hirurgiya_kiev Сюда обращалась, чтоб подправили жуткий шрам после кесарева. Полностью, конечно, не убрали (я и не надеялась, что такой кошмар вообще убрать можно), но сделали почти незаметным. Результат обалденный!))))

- 0 +
pgrm

Отлично написано. Только при чем здесь Украина? Нынешним властям не интересно строить - интересно осваивать кредиты в свой карман.

- 2 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка