ХАЗ: попытка взлета не удалась

№37 (476) 11 - 17 сентября 2009 г. 31 Августа 2009 0

Осенью прошлого года на Харьковском государственном авиационно-производственном предприятии был собран первый за последние три года самолет — Ан-74ТК-300. Завод, находящийся в последние годы на грани банкротства, тогда попытался выбраться из финансово-экономической трясины.

В конце 2008 г. «2000» поднимали тему состояния и перспектив главного авиапредприятия страны (см. «Подрезанные крылья ХАЗа», № 42 (434) от 17.10.08 и «ХАЗ: попытка взлета с подрезанными крыльями», № 50 (442) от 12.12.08).

Напомним: после «оранжевых перемен» гендиректором ХАЗа стал Павел Науменко. Авиапредприятие под его руководством постепенно погружалось в пучину кризиса, в 2007 г. фактически достигло «дна» в экономическом падении. После ухода г-на Науменко в мае 2007 года со своего поста и почти что годового скитания завода с руководителем, имеющим приставку и. о., весной 2008-го под давлением рабочих Кабмин решился вернуть в руководящее кресло представителя «старой гвардии» — Анатолия Мялицу.

Именно с его именем связывали возможное возрождение авиазавода. Однако кризис в отечественном авиастроении имел более глубокие политико-экономические причины. И одной сменой руководителя, даже имеющего семь пядей во лбу, проблема не решалась. Об этом в упомянутых материалах как раз и предупреждали «2000». Насколько изменилась ситуация с тех пор и подтвердились ли наши прогнозы — тема нынешней публикации.

«Утешительная» статистика для чиновников

Экономика Харьковской области по результатам первого полугодия 2009-го не изменила тренд. Радикального улучшения ситуации не наблюдается. Падение объемов производства составляет 27%. По сравнению с соседними промышленными областями Харьковщина выглядит немного лучше. В Днепропетровской, Луганской, Донецкой и Запорожской падение достигает 40—42%.

Но причина тому — неуспешная антикризисная деятельность чиновников. Харьковщина просто менее представлена металлургической и угольной отраслями, по которым ощутимее ударил кризис. Местное же машиностроение пребывало в депрессивном состоянии задолго до разразившегося мирового кризиса. К примеру, Харьковскому авиазаводу в кризис падать было уже просто некуда!

В кольце долгов

Общая задолженность по зарплате в области по результатам первого полугодия составляет 81,6 млн грн. Причем больше половины (45 млн.) своим работникам не выплатили госпредприятия. В должниках и коммунальные предприятия Харькова: «Жилкомсервис» (1,3 млн грн.), «Харьковгорлифт» (около 1 млн.) и «Горэлектротранс» (около 700 тыс. грн.).

Но наихудшая ситуация на ХАЗе. Предприятие задолжало сотрудникам не менее 12 млн. грн. За ним следуют Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко — 6,2 млн., Изюмский тепловозоремонтный завод — 4,3 млн., «Метрострой» — 3,7 млн. и Харьковский электромеханический завод — 2,5 млн. грн.

— К сожалению, мы опосредованно влияем на эти предприятия, поскольку все они находятся в госсобственности под управлением соответствующих министерств, — комментирует ситуацию вице-губернатор области Игорь Терехов. — Но без четкого плана развития данных предприятий, большинство из которых являются бюджетообразующими, любой транш правительства будет уходить как вода в песок.

Предыдущий зарплатный долг ХАЗа в 30 млн. погасили за счет денег, выделенных Кабмином. Но несмотря на господдержку авиазавод с проблемами не справляется. Только банкам ХАЗ задолжал около 800 млн. грн.

При этом предприятие перманентно ощущает катастрофическую нехватку оборотных средств. На заводе есть несколько недостроенных самолетов. Для них нужно купить недостающие комплектующие, но денег (283 млн. грн.) на это нет.

По данным начальника облуправления промышленности, транспорта и связи Владлена Вавилова, до конца 2009 г. с аэродрома авиазавода должны взлететь 6 новых самолетов. От их реализации планируется выручить $212 млн. И таким образом восстановить нормальное существование предприятия, увеличить количество сотрудников, и главное — обеспечить завод заказами еще на 10—15 лет.

Новые убытки

К сожалению, этим планам может помешать ежемесячно сужающееся кольцо долгов вокруг «хазовской шеи». Только из-за разницы в курсах валют во время финансовых операций в этом году ХАЗ потерял около 2 млн. грн.

В начале июля часть предприятия осталась без света: промышленный гигант задолжал «Харьковоблэнерго» около миллиона гривен. Из-за вынужденного безделья ХАЗ тогда потерпел убытки почти в полмиллиона долларов!

В конце того же месяца хазовцев ожидал новый форс-мажор: счета предприятия заблокировали и арестовали самолет Ан-140 стоимостью в 10 млн. долл. «Мегабанк», в котором авиапредприятие взяло кредит, но не смогло его вернуть, арестовал один из счетов ХАЗа. В общем, под арестом оказалось более 100 млн. хазовских гривен. Другие банки оказались более лояльными. («Мегабанк» — не единственный, у кого ХАЗ брал кредит).

Есть и противоположный пример. Корпорация «ФЭД» отгружает продукцию Харьковскому авиазаводу в долг, хотя ХАЗ с этим предприятием до сих пор не расплатился по долгам четырехлетней давности. По информации председателя правления ОАО «ФЭД» Василия Попова, контракт на сумму 5 млн грн. заключен с ХАЗом на этот год. Он предусматривает поставку агрегатов для самолетов Ан-74 и Ан-140. Прежние долги Харьковского авиапредприятия «ФЭДу» на сегодняшний день составляют около 1 млн. грн. Однако это не испугало администрацию «ФЭДа».

К сожалению, примеров подобной товарищеской помощи у ХАЗа больше нет.

Антикризисная программа правительства

Процедура выхода Харьковского авиазавода из кольца долгов, в том числе и коммерческим банкам, была разработана чиновниками сразу же после эксцесса с «Мегабанком». Было принято решение о выпуске облигаций Харьковским авиазаводом на сумму 1 млрд. 620 млн. грн.

Поскольку такой суммы у правительства нет, была разработана специальная схема: Кабмин дает ХАЗу 160 млн. (по частям), завод достраивает три самолета, и за счет денег, полученных от заказчиков, возвращает средства государству. Возвращенные ХАЗом деньги правительство снова перечисляет заводу на достройку еще трех самолетов.

По словам губернатора области Арсена Авакова, кредитные обязательства ХАЗа будут замещены государственными обязательствами в виде облигаций и переданы банкам-кредиторам. Последние под эти облигации смогут получить рефинансирование в Нацбанке и таким образом перевести Харьковский авиазавод из ключевой функции «борьба с банками» в функцию «строительство и сдача самолетов».

По мнению губернатора, эта процедура позволит стабилизировать финансовую ситуацию на заводе в течение 2—3 месяцев и полностью рассчитаться с долгами по зарплате.

Впереди — падение

В июле этого года на заводе произошел невероятный рывок в нужном направлении. За этот месяц долг предприятия, по данным замначальника главного управления труда и соцзащиты населения Харьковской обладминистрации Аэлиты Доброштан, уменьшился на 20,3 млн. грн. Администрация авиазавода опять заговорила о возможности взлета ХАЗа.

Три года — именно столько, по мнению гендиректора Анатолия Мялицы, необходимо Харьковскому авиазаводу, чтобы выйти из кризиса. Но только при условии помощи государства. Однако будет ли последнее проявлять такую заботу о предприятии после окончания президентских выборов?

Как показывает анализ финансового состояния ХАЗа, он постоянно сталкивается с нехваткой оборотных средств. Чтобы решить эту проблему, руководство авиазавода делает новые долги, надеясь, что со временем выросшую задолженность удастся погасить за счет сверхприбыли от продажи своей продукции. Но проблема в том, что в долг предприятию не дают всей необходимой суммы — таких денег нет.

Результат получается противоположный — долги растут как снежный ком. Из-за проблем с оборотными средствами предприятию приходится задерживать выполнение имеющихся контрактов. А из-за этого ломаются все предыдущие экономические расчеты: приходит время платить по счетам (возвращать долги), а взять деньги неоткуда. Выходит заколдованный круг.

«Расколдовать» его удается только на время с помощью финансовых вливаний со стороны государства. Но сколько это будет продолжаться? Только для пополнения уставного фонда авиапредприятия необходимо почти 600 млн. грн. Если говорить о кредитной задолженности, то там более 250 млн. долга только по процентам.

Уже в следующем году ХАЗ должен начать погашать правительственный заем. Речь идет, в частности, о кредите авиазаводу в 160 млн. грн., выделенном из Стабфонда на достройку самолетов в рамках действующих контрактов. Уже с 2010 г. предприятие должно вернуть государству 200 тыс. грн., в 2011 г. — 1 млн., в 2012 г. — 4,9 млн., в 2013 г. — 27,5 млн., в 2015 г. — 126,4 млн. грн. Такой порядок прописан в дополнении к распоряжению главы правительства № 640D00.

А теперь — подсчитаем. ХАЗ задолжал различным финансовым учреждениям около 800 млн. грн. При этом он остро нуждался в оборотных средствах для завершения строительства шести самолетов. Эти деньги в виде кредита (160 млн. грн.) получил у государства. В итоге долг увеличился до 960 млн. Если удастся достроить крылатые машины в этом году, от их реализации планируется выручить $212 млн. Заметьте: речь идет не о чистой прибыли, а всего лишь о выручке. Отминусуйте на производство самолетов и что? Очевидно, что оставшаяся сумма пойдет на погашение долгов.

В итоге ХАЗ окажется в том же состоянии, как перед началом предыдущего производственного цикла. А именно — нехватка оборотных средств и острая необходимость в новых финансовых вливаниях. Кредитная удавка, как видим, никуда не девается!

Кстати, помимо вышеуказанного правительственного кредита, в апреле 2009 г. Кабмин начал поэтапно выделять средства ХАЗу на погашение задолженностей. Эти деньги предприятие имело право потратить только на погашение долгов по зарплате и взносам в Пенсионный фонд — таково условие Киева.

Как видим, загоняя предприятие в еще большую долговую яму, Кабмин решает в первую очередь предвыборные задачи. Что будет после них, чиновников, похоже, не интересует.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пред ликом светлым города родного

На протяжении всей своей истории Киев не единожды подвергался нашествиям варваров. Не...

Эвтаназии быть или не быть?

Мнение жителей областного центра по решению проблемы бездомных собак разделилось. 48,7%...

Антикоррупционерам — тюрьмы!

Сегодня в поисках интересных публикаций заглянем в СМИ Ровенской, Черкасской и...

Спецназ в белых халатах

В следующем году наши Вооруженные cилы действительно будут иметь собственный спецназ...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

Загрузка...

В облаках витать или аэропорты строить

У жителей Днепра появилась возможность проверить, реальна ли транспортная стратегия...

В Запорожье «оживляют» череп древней женщины

«Вернуть лицо» древней женщине, останки которой были найдены на Мамай-Горе (под...

Хозяин в магазин, собака — в камеру

Железнодорожный экспресс из Киева в аэропорт «Борисполь» будут обслуживать...

Как запорожец выиграл «Волгу»

На стадионе «Славутич Арена» прошел первый запорожский автомобильный фестиваль...

Дорожно-тендерные войны

По результатам мониторинга выполнения дорожных работ «Укравтодора» Кабмин...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка