Ликвидация рудиментов или контрреволюционная революция?

№15 (861) 13 — 19 апреля 2018 г. 11 Апреля 2018 4.3

Недавние постановления Кабмина «О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» и «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования» наделали много шума и вызвали бурю эмоций у чиновников и транспортников.

Неограниченный круг полномочий

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян назвал эти документы «революцией в сфере автобусных перевозок» и выразил уверенность, что «прозрачная и честная конкуренция приведет к тому, что миллионы людей в Украине будут пользоваться не морально и физически изношенными маршрутками, часто нелегально переделанными из грузовых микроавтобусов, а современными комфортными и безопасными автобусами».

— Впервые за последние 10 лет мы отходим от устаревших рудиментов и внедряем нормы, которые в первую очередь направлены на улучшение безопасности и качества перевозок, а также создание условий для людей с инвалидностью, — написал г-н Омелян на своей странице в Фейсбуке.

По его словам, на межобластные автобусные маршруты будут проводиться конкурсы по заявительному принципу. Преимущество получат перевозчики, предлагающие низкопольные автобусы, электробусы, автобусы с категорией Евро-3 и Евро-6. Вводится требование об обязательном наличии на городских и пригородных маршрутах автобусов, приспособленных для перевозки лиц с инвалидностью (35% общего числа автобусов к концу 2019 г., а с 2020-го — 50%).

Перевозчику, работающему на маршруте без нарушений, будет предоставлено право продлить разрешение еще на пять лет при условии инвестирования в обновление автопарка. Предусмотрены упрощение процедуры проведения конкурса на внутриобластные, пригородные, городские автобусные маршруты за счет уменьшения количества документов, которые подаются на участие в конкурсе, и постепенный переход на электронную систему подачи документов.

Также будут упрощены процедуры открытия новых автостанций и урегулирования давно существующей проблемы взаимоотношений перевозчиков и автостанций.

Министр предупредил, что это только первый этап реформирования сферы автомобильных пассажирских перевозок. На очереди изменения, которые дадут возможность адаптировать маршрутную сеть и автостанции к потребностям граждан и создать общедоступный реестр автобусных сообщений по всей Украине.

Сами транспортники восторг г-на Омеляна не разделяют и считают, что пресловутые постановления Кабмина нужно отменить, поскольку они полностью уничтожат отечественного перевозчика.

Так, постановление Кабмина «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования» принималось с целью «создания прозрачных и конкурентных условий на рынке автомобильных перевозок». Между тем, по мнению перевозчиков, ни о конкуренции, ни о прозрачности говорить не приходится.

Раньше решение принимал конкурсный комитет: в его состав входили представители общественных и профильных организаций, которые разбираются в транспорте не понаслышке, а изнутри, поскольку на нем работают. В комитет также входили представители госорганов. Таким образом поддерживался паритетный баланс, и можно было утверждать, что конкурс будет объективным. Сегодня решение сосредоточено в руках чиновника — так в чем же «конкуренция и прозрачность»?

Также «отменяется чрезмерное административное вмешательство». Между тем согласно внесенным изменениям чиновник Мининфаструктуры становится монополистом в принятии решений.

Александр Вишневый: «Перевозчик потерял возможность планировать свой бизнес»

По словам адвоката Александра Вишневого, в соответствии с принятыми изменениями конкурсы переходят из ведения Укртрансбезопасности в Министерство инфраструктуры.

— Если раньше у Мининфраструктуры не было влияния на проведение конкурсов, то сегодня в связи с внесенными изменениями чиновники сами начали их проводить, — утверждает г-н Вишневый. — Они получили монополию на принятие решений по тендерам. Могут не допускать перевозчиков на любом этапе, имеют право признать или не признать решение конкурсного комитета, которое ранее было обязательным к исполнению.

Таким образом, комитет становится совещательным органом, он может только рекомендовать организатору определить того или иного перевозчика. Министерство становится монополистом при принятии решения о перевозчиках и маршрутах. Причем такие решения невозможно будет обжаловать в суде.

Согласно документам Кабмина, у чиновника теперь нет обязанностей, у него есть только права. Он самостоятельно решает, воспользоваться ими или нет. Его нельзя привлечь к ответственности за бездействие, так как у него нет обязанностей, а есть только его субъективное право. Если раньше было четко регламентировано, что и в какой срок чиновник должен был выполнить, то теперь этого нет. Получается, что чиновник Мининфаструктуры наделяется неограниченным кругом полномочий.

На фоне лозунгов о «дерегуляции», «прозрачности» и «конкурентоспособности» идет жесткий захват власти и концентрация ее в одних руках. Будет, скорее всего, распределение рынка перевозок в ручном режиме. Понравится чиновнику какой-нибудь перевозчик — он будет работать на маршруте. Пройдет время, придется по душе другой — поставят его, а первого выгонят.

По словам г-на Вишневого, все это происходит на фоне того, что Минюст уже заявил — постановление по конкурсу противоречит закону об автомобильном транспорте, который, без сомнения, имеет юридический приоритет.

Можно предположить, что целью принятия изменений было не создание условий, при которых перевозчикам было бы комфортно работать на рынке, а какие-то другие мотивы.

Организатор в случае обнаружения каких-либо нарушений может отменить решение конкурсного комитета и даже свой вердикт, поэтому нет гарантий, что данное право не будет использовано с умыслом получения неправомерной выгоды, считает г-н Вишневый. А такие условия, как количество официально трудоустроенных в штате предприятия работников, сертификат соответствия, справка о работающих механиках и медиках, исключаются из перечня обязательных.

Таким образом, перевозчик потерял возможность планировать свой бизнес. Он не может теперь откладывать деньги на покупку новых транспортных средств, на предоставление отпуска своим работникам, решение их социальных вопросов и многое другое. Теперь ему все это ни к чему, т. к. его вынудили жить только сегодняшним днем.

— Также надо отметить, что все нормативные документы должны были принимать только после общественного обсуждения, — считает г-н Вишневый. — Но в данном случае была осуществлена процедура, на которую пригласили людей, не имеющих никакого отношения к транспортной отрасли. Поэтому на выходе получили документ не во благо перевозчика, а сугубо для чиновника.

Богдан Хмельницкий: «Сельские дороги за короткий промежуток времени превратятся в заброшенные грунтовки»

Адвокат Богдан Хмельницкий указывает на то, что постановление Кабмина по конкурсу может привести к хаосу на рынке пассажирских перевозок, поскольку участники конкурсов будут подавать заявки только на прибыльные маршруты.

— Сегодня многие перевозчики берут на себя социальные обязательства по бесплатному провозу детей, инвалидов, а также обслуживание дальних сел, на которые никто не хочет тратить деньги, — говорит г-н Хмельницкий. — Если придут крупные иностранные компании, маршрутами в маленькие деревеньки и льготными перевозками они заниматься не будут, их интересуют только высокорентабельные маршруты.

Поэтому наши села либо останутся без доступа к транспорту, либо в них будут ездить перевозчики, имеющие в парках устаревшую технику, поскольку на новые автобусы у них нет денег. Эти перевозки едва покрывают расходы самих перевозчиков, поэтому более чем вероятно, что их будут осуществлять незаконные «черные бомбилы». В этом случае окончательно пропадет интерес к ремонту сельских дорог, которые и так не в лучшем состоянии, а за короткий промежуток времени превратятся в заброшенные грунтовки.

Этого нельзя допустить. В аграрной стране село — основа государства. Не стоит также забывать, что переезд сельского жителя в город стоит как минимум полмиллиона гривен, а вот горожанина в село — 50 тыс.

Прежде чем принимать такие важные для транспортной отрасли решения, необходимо было все досконально взвесить и заранее просчитать экономический и социальный эффект. Нельзя ориентироваться только на свое убеждение, оно может быть ошибочно и принесет в результате много бед. Чтобы избежать таких разрушительных ошибок, в аппарате Мининфраструктуры и был создан аналитический департамент.

Раньше среди перевозчиков была хоть какая-то конкуренция. Во время проведения конкурса более привлекательным выглядело предприятие, имеющее сертифицированный транспорт, базу, ремонтную мастерскую, врача, от 200 до 400 работников. Сейчас этого вообще не будет.

Прежние правила были не совсем совершенны, но понятны как для перевозчика, так и для организатора конкурса. Если перевозчик знал, что получит право на осуществление пассажирских перевозок, у него была мотивация повышать конкурентную способность предприятия. А это означало, что в штате не менее чем 150 человек, которые официально трудоустроены, есть сертификат соответствия и многое другое. Все эти условия в принятом постановлении полностью отменены.

Предлагается введение так называемой «драки за время». Что это такое? Это когда несколько транспортных компаний получат право обслуживать один и тот же маршрут. Общеизвестно, что в час пик перевозчику выгодно работать, так как у него автобус полон пассажиров. Но есть утренние и поздние вечерние часы, когда маршрут полупустой. Как распределить эти золотые часы и время простоя среди нескольких компаний? Это нормативно не урегулировано, и решение таких спорных вопросов может превратиться в «махновщину».

Предчувствие коллапса

Пресловутые постановления Кабмина не только вызвали ожесточенные споры, но и привели к акции протеста, которую транспортники во второй половине марта провели у здания правительства. В ней приняли участие 50 транспортных предприятий, было задействовано 150 автобусов и свыше 500 человек. Не обошлось и без эксцессов. Полиция жестко воспрепятствовала установлению палатки, задержала семерых активистов, которые получили травмы различной степени тяжести.

Протестующие потребовали отменить постановления Кабмина и объявили о подготовке ко всеукраинской забастовке пассажирских перевозчиков. Люди хотят привлечь внимание властей и общественности к тому, что вследствие политики Мининфраструктуры все ездят на разбитых автобусах по сплошному бездорожью. В сфере общественного транспорта много неурегулированных вопросов, которые приводят к жалобам населения, не имеющего элементарного комфорта при проезде.

Отрасль умирает и пока еще остается на плаву благодаря невероятным усилиям самих транспортников. Транспортные предприятия, а это в основном частные малые и средние фирмы, закрываются. Если так пойдет и дальше, то вскоре сферу транспортных перевозок накроет коллапс.

Виктор Гербеда: «Отчаявшись в развитии отечественной транспортной отрасли, украинские водители работают во многих странах Европы»

По словам первого зампредседателя cовета Всеукраинского независимого профсоюза работников транспорта Виктора Гербеды, профсоюз постоянно заключает с Мининфраструктуры отраслевые соглашения, в которых четко прописаны двусторонние условия. Однако они не выполняются. Получается дорога с односторонним движением. Обращения профсоюза в ВР и правительство остаются без ответа.

В соответствии со ст. 5 закона об автотранспорте «государственный контроль и регулирование в сфере автомобильного транспорта направлен на защиту национального рынка автотранспортных услуг, а также создание равных условий среди всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта, ограничение монополизма и развитие конкуренции».

Однако на деле чиновники эту норму законодательства игнорируют. Никто не заботится о развитии отечественного автомобильного транспорта, в частности перевозчика. Надо законодательно урегулировать, чтобы были установлены равные условия для украинских компаний в добросовестной конкуренции с транснациональными крупными корпорациями.

Сегодня есть реальная угроза, что на отечественный рынок зайдут крупные иностранные компании, а отечественных перевозчиков просто не допустят к конкурсам. Украинские водители будут вынуждены работать за копейки на иностранцев, при этом стоимость перевозок возрастет в разы как на внутренних, так и на междугородних рейсах.

Профсоюз работников транспорта неоднократно обращался к правительству с требованием разработать государственную программу развития автомобильного транспорта Украины. При четко выписанных правилах предприятия транспорта смогут значительно улучшить предоставление услуг пассажирам, не будут бояться за завтрашний день и начнут вкладывать деньги в обновление подвижного состава, расширять зону обслуживания, открывать новые маршруты.

А государство в свою очередь должно гарантировать льготное кредитование на закупку автотранспорта. За основу надо взять европейскую лизинговую систему. В Европе очень сильна поддержка перевозчиков со стороны государства. А у нас, чтобы закупить необходимое количество автобусов и получить право быть допущенным к конкурсу при распределении маршрутов, украинский предприниматель вынужден закладывать всю свою недвижимость для получения кредита в банке. О какой конкуренции может идти речь, если в самом начале украинский и европейский перевозчик будут поставлены в неравные условия?

Также есть серьезные опасения, что иностранные компании окажутся на нашем рынке монополистами и станут делать все что им заблагорассудится. Вся страна будет поставлена на колени и не сможет оплачивать поездки.

— Если вы наняли работника, который должен развивать вашу компанию, а он вместо этого начал за ваши средства развивать вашего конкурента, то вы его уволите, — говорит Виктор Гербеда. — Между тем Мининфраструктуры дает преференции и льготы иностранным транспортным компаниям в ущерб отечественному перевозчику.

Из-за такой политики украинские водители работают во многих странах Европы, отчаявшись в развитии отечественной транспортной отрасли. Поэтому первоочередная задача министерства в том, чтобы прописать такие программы и нормативные документы, которые позволят нашим водителям чувствовать себя достойно.

Нина Демиденко: «Нас хотят поставить в полную зависимость от прихоти чиновников»

— Как и пассажиры, мы тоже недовольны качеством услуг, которые они получают, — говорит представитель инициативной группы автоперевозчиков Киевской области Нина Демиденко. — Хотели бы обновить подвижной состав, чтобы предоставить более комфортный транспорт, но нам нужны четкие правила игры. А нас хотят поставить в полную зависимость от прихоти чиновников.

По ее словам, старые правила для пассажирских перевозок были на протяжении десяти лет. В них было указано, что транспортное предприятие должно купить автобусы отечественного производителя, соответствующие сертификационным требованиям. Также надо было вкладывать средства в развитие предприятия. Для перевозчиков это были очень большие деньги. Чтобы их выполнить, они закладывали свое имущество в банки для получения кредитов.

По неофициальным сведениям, нелегальный теневой рынок перевозок оценивается примерно в 40—50 млрд. грн. в год. Легальный бизнес платит налоги, которые государство направляет на поддержку бюджетной сферы. Но Мининфраструктуры своими действиями хочет загнать всех отечественных перевозчиков в тень.

Убытки вместо прибыли

Нелишне будет отметить и тот факт, что Мининфраструктуры взялось за реформирование железной дороги, что привело к значительному оттоку подвижного железнодорожного состава.

— Добивают тепловозную и электровозную тягу, уничтожается вагонный парк, — рассказывает ветеран-железнодорожник Василий Веранюк. — В результате все грузы пойдут на автотрассы. Загруженные под завязку фуры разбивают дороги, которые были построены с нарушениями, поэтому и не в состоянии выдерживать такие нагрузки. Так мы никогда не построим качественные дороги, потому что их тут же будут разрушать. Железная дорога — это единственный выход для перевозки грузов по стране и за ее пределы.

Еще хуже обстоят дела с портами.

— Украина располагает четырьмя морскими рыбными портами: Ильичевский, Севастопольский, Керченский и Мариупольский, — говорит председатель Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков. — Севастопольский и Керченский в 2016 г. были временно закрыты. Ильичевский (Черноморский) и Мариупольский в связи с резким сокращением поступления рыбной продукции в Украину почти полностью переключились на переработку тех же грузов, что и торговые порты. Этим же активно стали заниматься многие судостроительные и судоремонтные заводы, испытывающие недостаток заказов на основную работу.

Александр Чистяков: «Мининфраструктуры не принимает меры, чтобы хоть как-то оживить отечественные рыбные порты»

В списке госпредприятий, которые в этом году намерен продать Фонд госимущества, значится ГП «Украинское Дунайское пароходство».

Оно осуществляет речные грузоперевозки по Дунаю (25% общего объема) и морские. Основу грузов составляет металлургическое сырье, поставляемое в придунайские страны. Также осуществляет пассажирские перевозки. В январе—июне 2017 г. пароходство получило 12,8 млн. грн. убытка против 2,01 млн. грн. прибыли за аналогичный период прошлого года.

— Сначала основной акцент при строительстве порта был сделан на рыбную продукцию, — продолжает г-н Чистяков. — В Вилково находится большой рыбокомбинат, который и перерабатывал рыбу, привезенную из Черного и Средиземного морей. Сегодня он разорен. Рыбу никто не везет. Тысячи людей, работавших в рыбном порту и на производстве, чтобы кормить семьи, вынуждены идти ловить рыбу на Дунай. И далеко не все стали легальными рыбаками, многие занимаются браконьерством.

Особенно ощутимый масштаб нелегального вылова наблюдается во время хода по Дунаю сельди. Нагулявшись в море, жирная сельдь весной направляется на нерест. Вот здесь и ждут ее браконьерские сети. Незаконный вылов дунайской сельди, по неофициальным данным, составляет 400 т. Дунай — одно из мест, где можно еще встретить в дикой природе стерлядь и осетра. Браконьеры в погоне за сиюминутным заработком не брезгуют ничем, чтобы выловить эту ценную рыбу.

Поскольку рыбный порт умер, регион обрушился. Дороги в выбоинах и ямах. Мининфраструктуры не принимает меры, чтобы хоть как-то оживить отечественные рыбные порты. Оно просто наблюдает за их гибелью. Пора наконец перейти от разговоров к действиям, запустить полноценные речные перевозки крупногабаритных грузов и сельскохозяйственных культур.

Кроме того, по словам г-на Чистякова, в реестр портовых операторов вопреки закону «О портах» были внесены коммерческие структуры, не имеющие на территории портов мощностей для перевалки и не вкладывающие деньги в их развитие. Это привело к многомиллионным потерям при осуществлении морскими портами грузовых услуг.

В заключение необходимо отметить, что транспортники не только раскритиковали Мининфраструктуры, но и представили конкретные предложения по выходу из сложившейся ситуации в отрасли. В частности, предложили разработать госпрограмму по поддержке отечественных перевозчиков, в которой должны быть предусмотрены льготы на закупку новых транспортных средств.

А профсоюзы в свою очередь также потребовали разработать и принять государственную программу по обеспечению безопасности на транспорте. Согласно справке, предоставленной Всемирным банком, ущерб от аварий и травматизма на отечественных дорогах составляет $4,5 млрд. в год. Сегодня Украина занимает в Европе первое месте по авариям на дорогах. У нас каждый день погибают от 7 до 15 человек, а 30—40 становятся калеками. В настоящее время нет государственного видения по уменьшению аварий.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Drive в драйвe, или Карго-культ Омеляна

Политики выступают медиаторами между просителями и высшими силами, играя роль...

Омелян оправдывается, объясняя, почему его жена...

«Рождение в США нами не планировалось», и платить за медобслуживание не...

Эксперт: контроль над ПАО «Укрзализныця» постепенно...

«Укрзализныцю» готовят к приватизации под видом корпоратизации

Польский рок-н-ролл мертв, а Укрзализныця?

Зарплата Войцеха Балчуна могла составлять до полутора миллионов долларов в год

Загрузка...

Иезуиты и изгои

В настоящее время на новом витке государственного строительства Украины...

Музыка отца и сына

Мультфильм по мотивам народной сказки «Как лев утонул в колодце» и творчества...

Сколько жизней уносят полицейские

В июле 2015 г. была завершена реформа органов МВД, в ходе которой милиция реорганизована...

Выйти на рынок такси и не умереть

Стоит ввести для водителей фиксированный годовой платеж в размере 5 тыс. грн. Если...

Учиться будем до пенсии

Выпускники, которым по 16,5—17 лет, слишком юны, чтобы самостоятельно выбрать...

Морская держава или государство у моря?

Согласно геополитической концепции, изучающей контроль за территориями и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка