Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Сделать их всех разом

От децентрализации к феодализации

№14 (902) 5 – 11 апреля 2019 г. 03 Апреля 2019 4.8

Помимо триады «Армія. Віра. Мова», Петр Порошенко активно использует в целях самопиара реформу децентрализации. Региональные его поездки зачастую выстраивались в два этапа: как его агитационное турне в качестве кандидата в президенты и как предварительные заседания на форумах регионального развития в роли действующего главы государства. В отличие от митингов, где Петру Алексеевичу зачастую портили настроение вопросами о коррупции и бедности в стране, форумы развития превращались в теплую и комфортную ванную, где местные чиновники наперебой славословили гаранта и гениальность «президентской» реформы децентрализации.

Количество комплиментов в адрес Петра Алексеевича на региональных форумах порой удивляло и даже вызывало в некоторой степени отвращение. Так, в одной из последних региональных поездок в Хмельницкую обл. губернатор региона Вадим Лозовой, заканчивая похвальный спич в адрес гостя, вместо уже привычного «Слава Україні!» с надрывом провозгласил: «Слава президенту!». От такой лести покраснел бы, пожалуй, даже дорогой Леонид Ильич. Впрочем, рассмотрим, за что же столь неистово «дякують» президенту местные чиновники, и так ли успешна реформа децентрализации.

Неудачное равнение на Польшу

Воплощая реформу децентрализации, отечественные идеологи по большей части ориентировались на опыт Польши. Однако уже с первого взгляда становится понятно, что украинские реформаторы пренебрегли, пожалуй, тремя ключевыми факторами польского опыта реформирования: быстрота, комплексность и директивность.

Главной и определяющей чертой украинской реформы стало то, что власть решила проводить ее на добровольной основе. В этом есть некий демократизм, но реально такое решение стало причиной того, что реформа превратилась в вялотекущий, агонизирующий процесс с туманными последствиями. Впрочем, определяя формат объединения как добровольный, власть не ориентировалась на демократизм — ей просто не хватило смелости и морального авторитета в обществе, чтобы действовать решительно. Политическая целесообразность и мышление рейтингами на следующий политический срок все же взяли верх над объективной необходимостью реальных преобразований.

Формат добровольности растянул административно-территориальные изменения во времени, закономерно законсервировав реформу как вещь в себе, совершенно оторванную от других процессов. Скажем, поляки не выделяли децентрализацию в отдельную реформу, это было одним из элементов системных перемен в комплексе с другими мерами. В Украине, как водится, все дробят в подразделы и направления — вот и получается, что правая рука не знает, что делает левая.

К сожалению, отечественные реформаторы зачастую впадают в две крайности. Они либо пытаются слепо копировать зарубежный опыт в условиях украинских реалий, либо изучают примеры, но делают все с точностью до наоборот, упуская ключевые моменты.

По данным Министерства регионального развития, почти 70% украинцев уже живут в объединенных территориальных громадах. Несмотря на достаточно высокий процент объединения, процесс крайне неравномерен. На фоне лидеров децентрализации (Хмельницкая, Житомирская и Запорожская обл.) выделяются явные аутсайдеры (Киевская, Закарпатская, Винницкая). И хотя объединение громад на большинстве территории страны состоялось, выстраивание инфраструктуры собственного самообеспечения и самостоятельного функционирования только начинается.

Финансовая недостаточность

Адепты реформы часто бравируют показателями возросших собственных доходов громад, чем аргументируют безусловную победу реформы. Действительно, благодаря изменениям в бюджетном кодексе часть налогов генерируется на местах. Дополнительным инструментом в развитии громад стало и решение о предоставлении им полномочий самостоятельно распоряжаться землей. ОТГ уже торгуют правами на аренду земельных участков через электронную систему СЕТАМ.

В структуре собственных доходов ОТГ более 50% составляет доход от налога на землю, еще около 40% формируется за счет единого социального взноса, остальные источники доходов не превышают 3% в общем балансе. Государственное финансирование направляется на развитие инфраструктуры громад. Ремонтируются школы, садики, дороги, больницы, закупаются школьные автобусы и коммунальная техника. В селах проводят освещение и водопровод. Безусловно, с помощью госфинансирования ОТГ смогли улучшить состояние инфраструктуры и решить некоторые проблемные вопросы, копившиеся долгие годы.

Но даже с учетом всех положительных моментов такого подхода и финансирования инфраструктуры ключевой проблемой становится дальнейшая самостоятельность громад. Государство уже уменьшает финансирование региональных программ, а спустя несколько лет оно полностью прекратится. Есть большой риск, что после приостановки помощи из госбюджета развитие громад остановится, и самодостаточными они останутся только на бумаге.

Имея текущие доходы и уровень собственного финансового ресурса, ОТГ могут только обеспечивать свою жизнедеятельность (и то весьма скромно). Говорить о серьезных проектах на местных уровнях без помощи центрального бюджета не приходится вовсе. В лучшем случае у громад будет достаточно финансовых ресурсов, чтобы поддерживать жизнедеятельность отреставрированной социальной инфраструктуры.

Хмельнитчина, один из лидеров децентрализации, наглядный тому пример. Из 39 созданных ОТГ только пять являются бездотационными. 26 громад зависимы от дотаций на 10% и более. И все это — несмотря на достаточно внушительные финансовые инструменты, которые были отданы в их распоряжение.

Инфраструктура голодного села, дороги в никуда и показуха

В условиях «самостоятельности» реформы и оторванности ее от других социально-экономических процессов децентрализация дает весьма неоднозначные результаты. С одной стороны, выделение денег на инфраструктуру и обустройство социальной сферы в отдаленных селах и поселках, безусловно, является позитивом. С другой — наличие уличного освещения в богом забытом селе, где отродясь не было света, никак не решает проблемы этого вымирающего, стареющего поселка. Ведь там по-прежнему нет никакой работы и возможностей для местных жителей обеспечивать себя. Логика финансирования инфраструктуры не предусматривает решения острейших социальных проблем, а также самого важного — создания новых рабочих мест.

Инфраструктурные проекты рассчитаны на некую визию и сказку о старом-добром инвесторе, который когда-то придет в отсталое село, где спустя 27 лет наконец отремонтировали дорогу и вкрутили лампочки на столбах. Такой подход выглядит весьма странно. Дороги (даже хорошо отремонтированные), которые ведут в пустые села, и лампочки, освещающие вымерший поселок, — это не назовешь успешной реформой. И уж точно — прогрессом.

Немаловажным моментом является и то, что при составлении перспективных планов развития громад слабо просчитывались перспективы самостоятельного функционирования и самофинансирования отдельных ОТГ. В Хмельницкой обл., например, есть несколько достаточно перспективных громад, феномен успешности которых заключается только в том, что на их территории остались крупные промышленные и перерабатывающие предприятия или высокая концентрация заправочных станций (они платят неплохие налоги в местные бюджеты). Такая ОТГ есть в Каменец-Подольском р-не (Гуменецкая), на ее территории расположен один из самых крупных налогоплательщиков области и промышленных объектов — Каменец-Подольский цементный завод.

С другой стороны, есть такие ОТГ, как Старосинявская и Новоушицкая. Эти громады созданы на базе старых административно-территориальных районов: дробить их на громады было бессмысленно из-за их крайне низкой социально-экономической базы. В Старосинявском р-не, например, нет ни одного промышленного предприятия. Как этот аграрный район будет развиваться дальше и в чем его перспективы, совершенно неясно, и децентрализация ответов на эти вопросы не дает.

Конечно, успешные ОТГ рекламируют где только можно, подчеркивая на их примере исключительный успех реформы. Но все это напоминает старый добрый рассказ советского писателя Пантелеймона Романова «Белая свинья». В канун приезда в деревню представителей Союзмяса для контрактации свиней селяне вырезали всех хрюшек, опасаясь, что их просто отберут. На всю деревню осталась только одна свинья, которую таскали из двора во двор, демонстрируя ее чиновникам, и те составили удовлетворительный отчет: мол, с такими деревнями завалим мясом всю страну.

Беспорядочность реформы подчеркивается и тем, что в районах установилось фактическое двоевластие: при наличии и покрытии всего района созданными ОТГ продолжают функционировать райадминистрации и райсоветы. Эти органы, практически уже ни на что не влияя, продолжают потреблять бюджетные средства на свое содержание.

Непоследовательность реформы создает и вовсе забавные прецеденты. В Шепетовском р-не на Хмельнитчине среди созданных ОТГ осталось село, которое решило никуда не присоединяться. Вокруг него возникли дополнительные конфликты между райсоветом и ОТГ, желающими включить село в свой состав. Подогревая конфликт, райсовет не желает терять контроль над селом, а значит — и смысл своего существования и поглощения бюджетных средств.

Бесконтрольные финансы

Поскольку реформа децентрализации превозносится властью как безоговорочный успех, то говорить о злоупотреблениях на местах не очень принято — дабы не очернять весь процесс. Хотя, откровенно говоря, контроль за этими потоками государственных средств нужен самый пристальный. Руководители ОТГ не просто получили серьезное финансовое подспорье и распределяют деньги из центрального бюджета на местные проекты, они обрели большее влияние и полномочия.

Но в нынешних условиях создается не настоящее самоуправление, а скорее, новые центры вертикального влияния на регионы. Этот формат децентрализации предусматривает появление сильных (в плане полномочий и ресурсов) глав ОТГ, которые в подавляющем большинстве самостоятельно принимают решения и управляют громадой в ручном режиме. В то же время они остаются зависимыми и контролируемыми со стороны властной вертикали — посредством бюджетных дотаций.

С использованием бюджетных средств на местах случаются самые казусные истории. Резонанс вызвал весьма показательный случай в Летичевской ОТГ на Хмельнитчине. По итогам ревизии Государственной службы аудита было установлено, что руководство громады причинило материальный ущерб на 1,7 млн. грн. Для небольшой ОТГ это солидная сумма. Возможно, данный эпизод не получил бы большой огласки, если бы не одна особенность.

Обычно, распределяя деньги на местах, руководство громад «договаривается» со «своими» фирмами, завышая стоимость работ по проектам, например, при ремонте школы. Подрядчик экономит на стройматериалах, не выполняет часть работ, или же заказчик изначально раздувает смету. Это хорошо известные и старые методы «заработка» на тендерах.

В случае с Летичевской ОТГ аудиторы зафиксировали ряд нарушений на строительстве водопровода, укладке тротуара и ремонте дорог. Оказалось, что работы по тендеру более чем на 700 тыс. грн. (ремонт дорожного покрытия на одной из улиц) вообще не выполнены. Подрядчик просто положил деньги в карман. Виртуальный ремонт вполне реальной улицы, конечно, вызвал резонанс, и за дело даже взялись правоохранители.

Как сообщили нам в Госаудитслужбе, по результатам их ревизии Управление по борьбе с экономическими преступлениями в Хмельницкой обл. завело уголовное дело. Правда, плодотворность правоохранителей по части раскрытия именно экономических преступлений не вселяет особого оптимизма в отношении законности и справедливости.

Хуже ругательства

Именно такое восприятие реформ преобладает. А все потому, что власть не провалила реформы, она их имитировала, прикрывая этим термином не просто коррупцию, а откровенный грабеж и мародерство.

Децентрализация не стала исключением, несмотря на весь пафос властной верхушки и адептов нынешнего режима. Ожидание реальных и качественных перемен обернулось тотальным разочарованием, недоверием, апатией, агрессией и, в конце концов, электоральным феноменом Владимира Зеленского, который стал символом отвращения к нынешней политико-экономической системе, ее краха и ничтожности.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Захвати пса на выборы – селфи с бюллетенем уже не в...

Сегодня многие британские избиратели, следуя примеру премьера Бориса Джонсона,...

Парижский саммит – послесловие

Зеленский и его коллеги-руководители, пожалуй, нуждаются в более качественном...

Фото ребенка на больничном полу – неприглядный...

«Эмоции - валюта социальных сетей, будь то возмущение, любовь или сарказм. Именно...

Необходим отказ от логики и умопостроений...

Для эффективного проведения саммита Зеленскому следует отказаться от умопостроений,...

«Власть — кредиторам! Земля — латифундистам! Долги —...

Полноценное развитие собственного АПК лежит по другую сторону «безальтернативного...

Загрузка...

Пожар в Одессе — вопросов очень много

Главные темы сегодняшнего обзора: мужественные спасатели и очень плохие дороги. Ну,...

Границы «особого статуса»

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — публикации изданий Донецкой,...

Хозяева бесхозяйственности

Способность власти доводить до конца начатые ею проекты позволяет судить о ее...

Учеба с удобствами во дворе

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — самое интересное со страниц изданий...

Заробитчане в Польше: вторая трагедия за полгода

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — материалы, подготовленные нашими коллегами...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка