По пути упрощения: реформирование высшего образования в Украине

№47 (884) 23 — 29 ноября 2018 г. 21 Ноября 2018 4.7

В Украине реформирование все больше охватывает систему среднего и высшего образования. В публикациях, посвященных преобразованиям в системе высшего образования, внимание уделяется преимущественно проблемам управления высшими учебными заведениями (теперь — заведениями высшего образования). Речь идет об обеспечении их административной и финансовой автономии, присвоении ученых степеней и званий и т. п. При этом отсутствует оценка преобразований в организации учебного (теперь — образовательного) процесса, их влияния на его эффективность и качество подготовки специалистов с высшим образованием, в то время как такие преобразования далеко не всегда положительно влияют на этот процесс.

В контексте Болонского процесса

Снижение качества высшего образования в независимой Украине, как это ни странно, связано с ее присоединением к т. н. Болонскому процессу, направленному на сближение и гармонизацию с системами образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Формально начало Болонскому процессу положили два документа: Сорбоннская декларация «О гармонизации европейской системы высшего образования», подписанная 25 мая 1998 г. министрами образования Великобритании, Германии, Италии и Франции, и Совместная декларация министров образования Европы «Европейское пространство в сфере высшего образования» (Болонская декларация), принятая 19 июня 1999 г. на специальной конференции в Болонье министрами образования 29 европейских государств. В дальнейшем межправительственные встречи регулярно проходили в различных городах европейских держав. Болонская декларация открыта для присоединения других государств. В мае 2005 г. в Бергене ее подписал министр образования Украины. По месту принятия декларации был назван соответствующий интеграционный образовательный процесс.

В данной статье нет необходимости анализировать Болонскую декларацию и принятые в последующем в ее развитие документы. Отметим только, что Болонский процесс предусматривает, в частности, внедрение двухуровневой системы высшего образования: базового (бакалаврат) и полного (магистратура); доступ ко второму уровню требует завершения первого. Степень, присвоенная после окончания первого уровня, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.

Ступенчатая система высшего образования является общепринятой европейской практикой. Украина, интегрируясь в «европейское пространство в сфере высшего образования», внедрила такую двуступенчатую систему у себя: бакалаврат (три-четыре года обучения) и магистратуру (полтора-два года обучения). Тем самым прежний пятилетний срок дневного обучения в вузе был разорван на две части, по сути одно полное высшее образование заменили двумя неполными.

Пятилетний срок обучения в высшем учебном заведении в СССР был апробирован многими десятилетиями. В течение пяти лет на естественнонаучных и технических специальностях студенты овладевали фундаментальными знаниями в области естественных наук и получали основательную общетеоретическую специальную подготовку. Специальная практическая подготовка осуществлялась преимущественно на старших — IV и V — курсах.

Фундаментальная общетеоретическая подготовка выпускников была общепризнанным, в том числе и за рубежом, достоинством советской высшей школы, в то время как недостаточная подготовка их к выполнению конкретных видов работ по специальности — ее недостатком. Однако, оказываясь в какой-либо конкретной производственной обстановке, требующей узкоспециальных знаний и навыков, выпускники советских вузов, имея фундаментальную общетеоретическую подготовку, относительно быстро и легко адаптировались к ней и поэтому высоко ценились как в своей стране, так и за рубежом.

Выпускники средних специальных учебных заведений (техникумов) со сроком обучения два года на базе полного среднего образования и четыре года на базе неполного среднего образования получали основательную профессиональную подготовку за счет специальных дисциплин и обширной практики непосредственно на производстве.

Украинские вузы, сохраняя на образовательном уровне «бакалавр» фундаментальную общетеоретическую подготовку, в то же время за четыре, а тем более за три года обучения не обеспечивают выпускникам бакалаврата надлежащей практической подготовки (раньше она осуществлялась преимущественно на старших курсах). Поэтому в Украине, как и в других постсоветских государствах, образовательный уровень бакалавра, особенно со сроком обучения три года (пока еще), воспринимается как неполноценное высшее образование, что усложняет трудоустройство выпускников с дипломом бакалавра. В случае сокращения объема общетеоретической и увеличения объема практической подготовки на образовательном уровне «бакалавр» высшее образование фактически превратится в среднее специальное, т. е. вузы по сути превратятся в техникумы.

Проблему общетеоретической и практической подготовки выпускников вузов призвано решить продолжение обучения на образовательном уровне «магистр». Однако проблема эта может быть успешно решена только в том случае, если обучение в магистратуре осуществляется по той же специальности, что и в бакалаврате. Первоначально так оно и происходило — в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» от 17 января 2002 г. №2984-III, которым на законодательном уровне была закреплена ступенчатая система высшего образования. Кроме всего прочего, в соответствии с этим законом техникумы и многие профучилища превратились в вузы, что означало снижение высшего образования до уровня среднего специального и профессионально-технического и его девальвацию.

В плену евроинтеграционных иллюзий

Новый Закон Украины «О высшем образовании» от 1 июля 2014 г. №1556-VII, принятый уже после присоединения нашей страны к Болонской декларации и с учетом ее рекомендаций, предусмотрел возможность т. н. перекрестного поступления в магистратуру. Лицо, получившее диплом бакалавра по одной специальности, может поступить в магистратуру по другой специальности и по окончании обучения получить по этой специальности диплом магистра: «Прием на основании степени бакалавра на обучение для приобретения степени магистра осуществляется по результатам вступительных испытаний. Лицо может поступить в высшее учебное заведение для приобретения степени магистра на основании степени бакалавра, приобретенной по другой специальности, при условии успешного прохождения дополнительных вступительных испытаний с учетом среднего балла документа о высшем образовании бакалавра» (п. 10 ст. 44).

Реализация второго положения этой нормы закона неизбежно приведет (уже приводит) к дальнейшему упрощению высшего образования и дискредитации магистратуры, девальвации высшего образования в целом. В соответствии с новым законом «перекрестное поступление» означает, что выпускник бакалаврата по специальности, к примеру, «математика», «физика», «химия» или «биология» может поступать в магистратуру по специальности, допустим, «право», «экономика», «социология» или даже «медицина». Необходимо только, чтобы такой бакалавр «успешно прошел дополнительные вступительные испытания» (в условиях, когда вузы принимают всех подряд для обучения на платной основе, такие «испытания» для поступающего не составят особого труда) и был «учтен средний балл [его] документа о высшем образовании» (как именно такой средний балл должен учитываться, в законе не уточняется).

Лицо, получившее в результате 1,5—2-летнего обучения в магистратуре по другой специальности диплом магистра, — это магистр без профильного базового образования. Такой магистр не сможет быть высококвалифицированным специалистом по этой специальности. Базовые знания по той или иной специальности приобретаются именно на уровне бакалавра путем изучения истории соответствующей профильной науки, ее основного содержания, методологии, понятийно-категориального аппарата, формирования на его основе профессионального мышления, навыков практического применения приобретенных знаний и т. п. На основе базовой профильной науки изучаются специальные дисциплины. Это осуществляется на протяжении трех-четырех лет обучения в бакалаврате, но никак не путем полностью самостоятельной подготовки. На уровне магистра происходит только углубление приобретенных в бакалаврате знаний, осуществляется специализация, формируются навыки практического применения приобретенных новых знаний.

Выпускник бакалаврата по какой-либо гуманитарной специальности вряд ли пойдет в магистратуру по естественнонаучной или технической специальности — к обучению в такой магистратуре он просто не сможет подготовиться самостоятельно, а вот движение в обратном направлении обретает все больший размах: желание получить диплом магистра по той или иной гуманитарной специальности нередко изъявляют математики, физики, химики и др.

Но больше всего «перекрестных поступлений» происходит между гуманитарными специальностями, особенно на специальности «право», «международное право», «международные отношения», «экономика», «социология», «психология», «политология». «Дополнительные вступительные испытания» при поступлении в магистратуру стали сильно напоминать оставшиеся в прошлом вступительные экзамены в вузы с их коррупционной составляющей. Пришлось и при поступлении в магистратуру вводить внешнее независимое оценивание. По гуманитарным специальностям это уже сделано на специальностях «право» и «международное право».

Конечно, у многих людей с высшим образованием в процессе их трудовой деятельности со временем возникает потребность в знаниях по иной, чаще всего — смежной, специальности. Однако такие знания должны приобретаться путем переподготовки или через обучение в бакалаврате, а не в магистратуре с получением диплома магистра (без профильного базового образования). В тех странах, где допускается обучение в магистратуре по иной специальности, подготовка в бакалаврате имеет не узкопрофильный, как в Украине, а более-менее универсальный характер, предполагающий возможность продолжения обучения в магистратуре по какой-либо одной из смежных специальностей (естественнонаучной, технической, гуманитарной).

Еще одно новшество, узаконенное новым законом «О высшем образовании» в процессе интеграции в «европейское пространство в сфере высшего образования», — возможность обучения одновременно по нескольким специальностям, даже в разных вузах, в т. ч. на стационаре. В соответствии с законом лица, которые обучаются в высших учебных заведениях, имеют право на:

«...16) обучение одновременно по нескольким образовательным программам, а также в нескольких(!) высших учебных заведениях, при условии приобретения только одного высшего образования по каждой степени за средства государственного (местного) бюджета» (ст. 62).

Существующие нормативы учебного времени, в соответствии с которыми студент стационара должен работать восемь часов в учебный день (при годичном объеме учебного времени 1800 часов — 60 кредитов Европейской кредитно-трансфертной системы (ЕКТС), без учета каникулярных периодов), не предусматривают возможности одновременного обучения на стационаре по нескольким специальностям. Сочетание дневного обучения с заочным по другой специальности также не позволит приобрести полноценное образование ни по одной из них, ибо обучаться с полной отдачей можно только по какой-то одной специальности. Реально одновременное обучение, особенно дневное, является свидетельством низкого уровня организации образовательного процесса, незагруженности студентов учебной работой, их отсутствия на аудиторных занятиях, нетребовательности преподавателей к знаниям студентов на экзаменах и зачетах. Как показывает практика, обучающийся одновременно по нескольким специальностям студент не имеет надлежащих знаний ни по одной из них.

Новым законом «О высшем образовании» максимальная учебная нагрузка научно-педагогического работника была снижена с 900 часов (по прежнему закону о высшем образовании) до 600 часов на учебный год: «Максимальная учебная нагрузка на одну ставку научно-педагогического работника не может превышать 600 часов на учебный год» (ст. 56).

Казалось бы, такое снижение надо только приветствовать, так как в результате преподавателям предоставляется больше времени для научной работы, написания учебников и учебных пособий, подготовки к учебным занятиям, повышения квалификации. Однако на практике это отрицательно отразилось на образовательном процессе. Дело в том, что в заключительных и переходных положениях закона «О высшем образовании» указано, что «уменьшение максимальной учебной нагрузки на одну ставку научно-педагогического работника до 600 часов на учебный год не является основанием для увеличения численности штатных единиц» (п. 7).

Выходит, максимальная учебная нагрузка каждого преподавателя на учебный год была уменьшена на треть, и в то же время численность преподавателей не может быть увеличена. Поскольку общий объем учебного времени на каждом уровне высшего образования определен законодательно (в соответствии с законом «О высшем образовании» объем образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра должен составлять 180—240 кредитов ЕКТС, магистра — 90—120 кредитов ЕКТС) и не может быть уменьшен, то проблему обеспечения образовательного процесса наличным составом научно-педагогических работников вузам пришлось решать путем уменьшения объема аудиторных занятий и увеличения объема самостоятельной работы студентов, которая планируется, но руководство которой в учебную нагрузку преподавателей не включается. Сокращение объема аудиторных занятий было осуществлено за счет уменьшения количества часов, отводимых на лекции и практические занятия с соответствующим увеличением количества часов на самостоятельную работу студентов по каждой дисциплине и отведения одного-двух дней в неделю для самостоятельной работы студентов.

С принятием закона «О высшем образовании» перестала применяться норма Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования №161 от 02.06.1993 г., согласно которой учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента, должно составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины (п. 3.10.2). Теперь объем самостоятельной работы студентов не регламентируется и может быть каким угодно. При всей важности и необходимости самостоятельной работы она (даже если студенты действительно работают самостоятельно) все же является менее эффективной, чем работа непосредственно с преподавателем, и в случае чрезмерного увеличения ее объема дневная форма обучения приближается к заочной.

Важная составляющая образовательной подготовки всех специалистов с высшим образованием — гуманитарная подготовка. Представители старшего поколения украинцев помнят, что в СССР во всех вузах на всех специальностях обязательными были дисциплины «История Коммунистической партии Советского Союза», «Марксистско-ленинская философия», «Политическая экономия» и «Научный коммунизм». При всей заидеологизированности этих дисциплин, очевидной уже из их названий, они все же давали студентам и объективные знания о политической истории страны, экономической, социальной, политической и духовной сферах общественной жизни.

Философия необязательна

В ходе начавшейся в СССР в середине 80-х годов перестройки, а особенно в первые годы независимости Украины, руководители отечественных вузов и их структурных подразделений вполне обоснованно исключили эти дисциплины из учебных планов, однако при этом не всегда находили им равноценную по объему научных знаний замену и нередко перераспределяли учебное время в пользу профильных дисциплин. Тем самым они, как говорят в подобных случаях философы, «вместе с водой выплеснули из ванны и ребенка» — вместе с идеологизированными дисциплинами исключили из учебных планов и те научные знания об общественной жизни, которые они в какой-то мере давали.

Правда, тогда руководство образовательной сферы вовремя спохватилось. Министерство образования инструктивным письмом «О преподавании социально-гуманитарных дисциплин» №1/9-64 от 19.05.1993 г. утвердило перечень из 11 обязательных социально-гуманитарных дисциплин для подготовки специалистов с высшим образованием с указанием минимального количества учебных часов, которое должно отводиться на изучение каждой из них. При этом было установлено, что изучение гуманитарных и социально-политических дисциплин (для обозначения всех таких дисциплин используется различная терминология, кроме общественных дисциплин к ним относят также украинский и иностранные языки и физическое воспитание) должно составлять от 20 до 35% (в зависимости от специальности) от общего объема учебного времени.

В дальнейшем этот перечень МОН неоднократно переутверждал с незначительными изменениями, но всегда в нем содержались такие общественные дисциплины, как «История Украины», «Философия», «Основы экономической теории», «Политология», «Социология», «Украинская и зарубежная культура», «Правоведение».

Так продолжалось до издания Министерством образования и науки приказа «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента» №642 от 09.07.2009 г., которым был установлен перечень из пяти нормативных (обязательных) дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки для бакалавров всех специальностей: «Украинский язык», «История Украины», «Иностранный язык» (их в средней школе изучают едва ли не с первого и до выпускного класса), «История украинской культуры», «Философия», а все остальные гуманитарные дисциплины были объявлены выборочными (необязательными). Общий объем учебного времени дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки для бакалавров при этом был уменьшен с прежних 20—35% до 10—15% (24—36 кредитов ЕКТС) в зависимости от специальности.

Приказом №642 фактически было положено начало даже не упрощению, а разрушению системы гуманитарной подготовки и дегуманитаризации высшего образования. Фундаментальные дисциплины «Основы экономической теории», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Психология» стали необязательными для такой подготовки. Из-за упразднения гуманитарных дисциплин в качестве обязательных значительно уменьшились объемы учебной нагрузки по этим дисциплинам, в вузах начали закрывать или объединять соответствующие кафедры, сокращать или принудительно отправлять на пенсию преподавателей.

Окончательно система гуманитарной подготовки в вузах Украины была разрушена приказом МОН №1392 от 25.11.2014 г. «О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Украины от 09.07.2009 №642». В результате действия этого приказа теперь ни одна гуманитарная дисциплина, даже «Философия», не является обязательной для изучения студентами, не определен минимальный объем учебного времени, которое должно отводиться на гуманитарную подготовку студентов.

Руководство каждого украинского вуза по своему усмотрению решает, какие именно гуманитарные дисциплины и в каком объеме должны обязательно изучать студенты, часть гуманитарных дисциплин, что вполне оправданно, они могут изучать по собственному выбору. Не последнюю роль в определении обязательных гуманитарных дисциплин стали играть научная специализация и личные симпатии руководства вузов, способность самого руководства и приближенных к нему лиц преподавать те или иные гуманитарные дисциплины.

На философию, правда, пока что вроде никто не осмеливается «поднимать руку» — в вузах она обычно остается в числе обязательных дисциплин, чего нельзя сказать об остальных социально-гуманитарных дисциплинах. Вместо фундаментальных социально-гуманитарных дисциплин учебные планы некоторых вузов предписывают студентам обязательно изучать беспредметные (непонятно что изучающие) дисциплины с такими экзотическими как для украинской науки и высшей школы названиями, как «Введение в университетские студии», «Социально-политические студии», «Научный образ мира» и т. п. Даже среди самих преподавателей таких дисциплин нет единства мнений относительно их предмета и содержания. Да и студенты воспринимают такие дисциплины весьма критически, не понимая, что именно они изучают.

Вследствие разрушения системы социально-гуманитарной подготовки студентов происходит дегуманитаризация высшего образования. Конечно, найдется немало скептиков, в т. ч. и среди лиц с высшим образованием, считающих изучение социально-гуманитарных дисциплин на естественнонаучных и технических специальностях вузов излишним. Однако без знаний по таким дисциплинам выпускник вуза не может считаться образованным человеком.

Можно было бы рассказать и о других небесспорных новшествах, внедренных оторванными от реального образовательного процесса депутатами и чиновниками с подачи грантоедов от образования в украинскую систему высшего образования в процессе ее евроинтеграции: компетентностном подходе к определению целей образования; кредитно-модульной системе организации образовательного процесса; рабочих программах учебных дисциплин; стобалльной шкале оценивания знаний студентов, превращающей преподавателя в бухгалтера-учетчика «учебных достижений» студента; двойном дипломировании и некоторых других.

Но пока ограничимся выводом о том, что в независимой Украине система высшего образования движется по пути (скажем помягче) упрощения условий и оснований его получения и снижения уровня знаний (подготовки) выпускников вузов.

В качестве первостепенных шагов по исправлению сложившегося положения следовало бы исключить возможность «перекрестного поступления» в магистратуру (чтобы не выпускать дилетантов — магистров без профильного базового образования), одновременного обучения по нескольким специальностям (дабы не снижать уровень знаний выпускников). Установить минимальный объем обязательных аудиторных занятий на стационаре (т. е. не превращать дневное обучение в заочное), определить минимальный обязательный объем учебного времени на гуманитарную подготовку студентов и перечень обязательных дисциплин такой подготовки (с тем чтобы избежать дегуманитаризации высшего образования).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Николаевщина: без изменений

Вечером 26 ноября, во время затянувшегося перерыва в заседании Верховной Рады,...

Картинки из Харькова

Наверное, впечатление от режима военного положения в Харькове проще всего...

Праздник для спекулянтов

Многие налогоплательщики, активные инвесторы и вкладчики украинских банков еще не...

«Щедрик» открыли, но не спели

В райцентре Тульчин начало работать креативное пространство под открытым небом...

Страх, плавно переходящий в панику

Военное положение (хоть и в относительно мягкой форме) способно серьезно подорвать...

В серой зоне: обыденная жизнь в регионе украинского...

В «Записках из мертвого дома» — повествовании Достоевского о впечатлениях от...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка