«Рынок насыщен, насколько это позволяют наши доходы»

№6(853) 9 — 15 февраля 2018 г. 07 Февраля 2018 5

Директор государственного методико-технологического центра «Аквакультура» Юрий ШАРИЛО — о перспективах любимого дела

— Юрий Евгеньевич, в нашей стране налицо все предпосылки для развития рыбной отрасли и аквакультуры. Имеются ли какие-то заслуживающие внимания и достоверные рейтинги, позволяющие оценить место Украины в Европе и в мире по производству искусственно выращенной рыбы?

— Действительно, у нас огромные запасы водных ресурсов, более 50 тыс. искусственных водных объектов, большие водохранилища Днепровского и Днестровского каскадов, территорию омывают Черное и Азовское моря. Аквакультура в Украине была наиболее развитой в сравнении с другими республиками Советского Союза. Имелось все необходимое для производства рыбы и морепродуктов; все составляющие производственных циклов выпускались на Украине: была создана система региональных рыбных хозяйств, налажена индустрия переработки продукции аквакультуры, проводилась работа по возобновлению водных биоресурсов, существовала система подготовки кадров для отрасли.

Все это наши конкурентные преимущества, которые могут стать для украинской аквакультуры ключом к мировым рынкам. Но говорить об украинском рыбохозяйственном комплексе как о серьезном игроке на международном рынке рыбопродукции преждевременно. Тут существует ряд объективных и субъективных факторов.

Во-первых, современная рыбная отрасль переживает структурные изменения, связанные с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. Этот процесс, к сожалению, очень затянулся. Он привел к отмене субсидий в аквакультуре, уменьшению объемов производства рыбопродукции, ухудшению материально-технической базы и биотехнологий. А в результате мы имеем неконкурентоспособную индустрию, которая, за исключением отдельных хозяйств и направлений, не может выйти на мировые рынки.

Проблемы, не позволяющие конкурировать c мировыми производителями, известны: тяжелый бизнес-климат в среде аквакультуры, устаревшие биотехнологии, нехватка высококвалифицированного персонала, практически отсутствие системы кредитования и государственной поддержки и др.

Интерес к украинской аквакультуре в Европе определенно есть. Но плотное сотрудничество с представителями Европейского Союза и международных организаций в сфере аквакультуры появилось только в последние годы. Европейские партнеры изучают украинский рынок рыбной продукции, возможности сектора аквакультуры. В прошлом году, например, проводили работы по определению возможностей развития марикультуры* в прибрежной зоне Черного и Азовского морей.

По инициативе Норвегии был подготовлен и обнародован аналитический материал — дорожная карта «Развитие аквакультуры в Украине», в котором отражены аналитика современной аквакультуры, проблематика и пути их решения. Также следует отметить, что Европейский банк реконструкции и развития определил аквакультуру как одно из трех направлений сельского хозяйства, которое банк намерен кредитовать по льготным ставкам.

— Приходилось встречать данные, что у нас более половины объема потребляемой рыбы завозится из других стран. Меняется ли как-то ситуация, в т. ч. с помощью аквакультуры?

— По данным статистики, порядка 80% потребляемой украинцами рыбы является импортом. Но в этом нет ничего удивительного. Если разобраться в структуре импорта, то это традиционные и такие любимые всеми нами сельдь, скумбрия, минтай, хек, форель, ставрида и другие виды, которые Украина не может производить или вылавливать на своей территории. Следовательно, мы не можем рассчитывать на их импортозамещение.

Импорт может быть вытеснен только украинской конкурентоспособной продукцией, которая будет выше по качеству и дешевле, чем импортные аналоги.

Еще один фактор, который также может помочь влиять на ситуацию на внутреннем рынке, — это расширение ассортимента. Исследования мировой аквакультуры показывают, что объемы производства на данном этапе стагнируют, их увеличение возможно только в сегменте выпуска новых видов продукции. Думаю, что этот тренд актуален и для нашей страны. А это возможность для украинской аквакультуры культивировать новые объекты.

— Если отечественный производитель не в состоянии насытить внутренний рынок, наверное, есть смысл говорить о государственной поддержке?

— Внутренний рынок насыщен настолько, насколько позволяет покупательная способность наших граждан. В последние годы субъекты производства аквакультуры жалуются на невозможность продать выращенную ими рыбу. В то же время дефицита свежей, охлажденной или замороженной рыбы на рынках Украины не наблюдается.

Следует отметить, что рыбохозяйственный комплекс Украины направлен на обеспечение внутреннего рынка традиционной продукцией. Это карп, белый амур, пестрый и белый толстолоб. Производство этих видов уже который год находится практически на одном уровне — приблизительно 20 тыс. т ежегодно.

Благодаря евроинтеграции в последние годы активно развивается производство других объектов аквакультуры: радужной форели, тиляпии, клариевого сома и др. Но чтобы эта продукция стала народной, нужны ее популяризация, реклама. На эти мероприятия у производителей денег нет. Ситуацию могли бы решить ассоциации производителей — но с ними в Украине пока не сложилось.

— Можно ли рассматривать рыбоводство и аквакультуру как отрасль, приносящую стране валюту?

— В прошлом году Украина экспортировала небольшое количество черной икры, также в списках экспорта значатся судак и карп. Чтобы отрасль стала экспортно ориентированной, необходимо искать рынки сбыта. Но для завоевания рынков нужны очень серьезные маркетинговые исследования, разработка стратегии, которые Украина сегодня себе позволить не может.

Но это все равно вторично. Самое главное — конкурентоспособная продукция, которую невозможно производить без обновления материально-технической базы, внедрения современных биотехнологий и всецелой поддержки государства.

— Домашний ставок — идеальный вариант для многих личных хозяйств, которые находятся неподалеку от природных водоемов. Можно ли рассматривать подобные проекты с точки зрения бизнеса или это больше хобби и развлечение?

— Домашний пруд, небольшая рециркуляционная система в гараже или подвале дома, семейное рыбное хозяйство — это скорее источник рыбной продукции для собственных потребностей, подсобное хозяйство. Даже хобби или развлечение, но не бизнес. Успешность бизнеса обеспечивают параметры эффективности производства: себестоимость продукции и ее качество. И если в малых объемах выпуска качество можно обеспечить, то себестоимость — очень сложно. К тому же маловероятно, что субъект аквакультуры будет применять средства интенсификации производства вблизи своего жилища.

— Сегодня энтузиастам развития аквакультуры предлагают достаточно интересные технологии, речь также идет и об экзотических видах рыб, в т. ч. тропического происхождения. Какие из них, по-вашему, наиболее перспективные?

— В Законе Украины «Об аквакультуре» определены виды, формы и направления этой сферы деятельности. Одно из наиболее интересных — садковая аквакультура. Данное направление широко представлено во многих странах. Например, знакомые нам норвежская семга и форель выращиваются в садковых хозяйствах во фьордах. Для украинского бизнеса это наиболее экономичный проект рыбного хозяйства.

Еще одно направление, динамично развивающееся в Украине, — рециркуляционные системы аквакультуры или установки с замкнутым водоснабжением. Это наиболее высокотехнологичные проекты, которые требуют значительных капиталовложений и специальной подготовки кадров. Но в результате формирования такой системы создается замкнутая производственная система, полностью контролируемая субъектом аквакультуры. Что значительно уменьшает производственные риски, которым подвержены прудовая или садковая аквакультура.

Кроме того, в рециркуляционной системе возможно изменение параметров обитания гидробионтов, что дает возможность выращивать и экзотические виды рыб, ракообразных, моллюсков. Индустриальная аквакультура — перспективное направление.

— Есть ли у нас действительно успешные проекты высокотехнологичной индустриальной аквакультуры?

— Это производство осетровых (в т. ч. черной икры), радужной форели, тиляпии, клариевого сома.

Могу назвать некоторые из хозяйств, которые серьезно заявляют о себе на рынке: научно-производственный центр «Форель» на Волыни, ООО «Лаурсен Аквакультура» (Ровенская обл.), ООО «Аква-Топ» (Одесская обл.) и другие. Практически все рыбные хозяйства, появившиеся на рыбном рынке, применяют высокотехнологичные инновации, маркетинговую политику и современный менеджмент. Еще одна особенность их развития — минимальное влияние государства и частная собственность на средства производства. Как правило, это собственный земельный участок, на котором строится рециркуляционное хозяйство.

*Марикультура — направление аквакультуры по разведению морских гидробионтов — водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб, иглокожих и т. д.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Гасите известь прямо в озере

В дачных прудах лучше всего выращивать неприхотливых карасей и карпов

Загрузка...

К дискуссии по статье И.М. Трахтенберга и И.А. Тарабана

О месте, значении медицинской науки в преобразовании медицины в нашей стране

В продолжение открытого разговора

Еще к мнению коллег о медреформе и не только

Хватит реформировать, давайте строить

Для начала реформаторам нужно понять, что подлежит изменению не система Семашко, а...

Хроника желтого унитаза

Чтобы два раза не вставать, давайте отменим машины. От желтого светофора гибнут...

Военно-морская бездомность

Из 184 казарм улучшенной планировки, которые в этом году построят в Украине, почти...

Международный терминал «Борисполя» — под офисы

Транспортный парк Национальной полиции в Николаевской обл. пополнился патрульным...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка