Солнце на спицах

№24 (910) 14 — 20 июня 2019 г. 12 Июня 2019 2

Оборудование и технологии винницкая компания Kness PV приобрела у Китайского института солнечной энергетики

Как густонаселенный украинский город ищет доступ к свежему воздуху

Винница территориально меньше Киева в семь раз. Тем не менее плотность заселения там почти такая же, как и в столице — более трех тысяч человек на один квадратный километр: легко почувствовать себя килькой в консервной банке. В погоне за производственными показателями — потерять экологический комфорт. А вот как его восстанавливают в городе сейчас, выяснял корреспондент «2000».

Владислав Скальский

Руководители Винницы давно заявляли об амбициозных планах превратить город в климатически безопасное и экологически дружественное место для жизни. По словам зампредседателя горсовета Владислава Скальского, еще в 2011 г. Винница присоединилась к международной инициативе «Соглашение мэров», обязавшись сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 20% к 2020 г. Тогда же началась работа по созданию «Плана действий устойчивого энергетического развития». Его основным вектором является снижение и разумное использование энергии городом (энергоэффективность).

Украинский трамвай с белорусскими технологиями

План обновляется, в документ добавляют климатический компонент: будут предусмотрены шаги не только по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии, но и этапы по адаптации города к изменениям климата.

Отдельно рассмотрим опыт города по реализации транспортной реформы. Руководству города приходилось принимать в т. ч. тяжелые и непопулярные решения. Так, в Виннице функционировало огромное количество маршрутных такси частных перевозчиков. При этом коммунальный транспорт перевозил преимущественно воздух.

Прежде всего был установлен приоритет муниципального транспорта (трамваи, троллейбусы и автобусы большой пассажирской вместимости). Частным перевозчикам запретили дублировать городские маршруты — им отвели роль обслуживания отдаленных районов города, куда не добирались трамвай или троллейбус. Следовательно, маршрутки доставляли пассажиров только до пункта пересадки в муниципальный транспорт. Понятно, что стоимость проезда с пересадками для жителей отдаленных районов возросла.

Поэтому сейчас реализуется проект единого электронного билета, что даст возможность пассажирам гибко менять вид транспорта по собственному желанию в течение одного маршрута. После всех административных процедур на средства ЕБРР уже начаты выпуск пластиковых карточек и установка валидаторов (приборов считывания карт) в транспорте для быстрой оплаты проезда. Такая инновация распространяется и на машины частных перевозчиков.

«Мы выбрали концепцию компактного города. Обновляем отдаленные промышленные районы Винницы, делаем их приятными для местных жителей и туристов и наращиваем процент пассажиров, пользующихся постоянными видами транспорта. Благодаря реализации транспортной стратегии более половины горожан ежедневно добираются в место назначения общественным транспортом», — подчеркивает Скальский.

Еще в 2008 г. подписан меморандум со Швейцарским государственным секретариатом по экономическим вопросам (SECO). Тогда город получил б/у трамваи из Цюриха. Впрочем, этот транспорт находится в прекрасном состоянии и функционирует до сих пор.

А в 2015-м презентован проект нового винницкого трамвая VinWay, созданного на базе шасси чешского вагона Tatra KT4SU. Но его основу составляет украинское оборудование, использованы белорусские технологии. Он оснащен энергоэффективным двигателем, автоматикой и видеокамерами. Осенью 2018-го на маршрут вышел уже 10-й такой трамвай.

В прошлом году город подписал второй меморандум с SECO, который касался реформы энергопотребления. В одном из отдаленных микрорайонов заменили восемь километров теплосетей, модернизировали газовую котельную и установили рядом твердотопливные мощности, которые будут обеспечивать устойчивость теплоснабжения.

Это технологическое решение обеспечило целый микрорайон тепловой энергией нового качества и горячей водой без сжигания дорогостоящего природного газа. В многоквартирных домах установили индивидуальные тепловые пункты и обновили теплосети. Это значительно сократило нерациональное использование газа и потери тепла в сетях.

«Чтобы Украина стабильно развивалась, следует обратить внимание на регионы. Ведь именно там происходят быстрые трансформации. Изменения в небольших городах не нуждаются в слишком большой политической воле, масштабных капиталовложениях, как в городах-миллионниках. Чтобы любой населенный пункт стал успешным, необходим политический консенсус. Именно его не хватает стране для действенных реформ», — заключает зампредседателя горсовета.

Городской чиновник на экологичном транспорте

Андрей Сорокин

Кроме планов по развитию коммунального транспорта, в Виннице действует комплексный проект по развитию велосипедной инфраструктуры. «Это альтернатива автомобильным пробкам и загазованности, — говорит специалист департамента транспорта, энергетики и связи горсовета Андрей Сорокин. — Сейчас в городе насчитывается уже 59 км велодорожек, 38 велопарковок на 720 мест, общественные велостанции для всех желающих, включая местных служащих. Ежедневно в Виннице арендуют около 400 велосипедов. И это только начало».

Винницкий велопроект при поддержке Швейцарского бюро сотрудничества стартовал в 2016 г. Тогда на развитие велосипедной инфраструктуры выделили 8 млн. грн. Был разработан план, который включал четыре компонента: общественный велопрокат; общественные велопарковки; велостанция для городских служащих; муниципальная велошкола в центральном парке под открытым небом (ведь не все чувствовали себя уверенно на велосипеде).

За все время работы проката украли всего один велосипед

В октябре 2017-го было установлено 15 велостанций со 120 велосипедами. Преимуществом такого велопроката является то, что человек может взять велосипед в любом месте и после пользования оставить его на ближайшей станции. Цель — упростить передвижение на коротких дистанциях, в частности на работу и обратно. За первые два месяца работы станций ими воспользовались 4 тыс. уникальных пользователей, осуществивших 8 тыс. операций аренды велосипедов. Интересно, что за все время украли только один велосипед.

38 велопарковок на 720 мест функционируют в т. ч. возле горсовета, больниц, учреждений образования и т. д. Но, уверяет Сорокин, к развитию велокультуры привлекают частные предприятия, которые за собственные средства устанавливает дополнительные велопарковки. С частным бизнесом горсовет подписывает договор-сервитут в рамках благоустройства территории города (установление ими велопарковки является обязательным).

Чтобы увеличить мобильность сотрудников Винницкого горсовета, чья работа связана с частым передвижением по городу, приобретено 40 велосипедов, из них — восемь электробайков украинского производства. Чиновничьи велосипеды обеспечены в т. ч. отделением для документов. Парковка находится под навесом и под постоянным видеонаблюдением. Велосипед можно взять, просканировав пропуск сотрудника горсовета.

Велотранспорт — признанная альтернатива частному авто. Исследования показали, что ежедневная поездка на велосипеде на расстояние в 2,5 км экономит в год до 180 л бензина и сокращает выброс CO2 на 495 кг. При этом выбросы вредных газов автомобилей занимают до 80% загрязняющих веществ в воздухе, не считая проблему безопасности на дорогах и шум от авто.

Самой велосипедной страной в мире считаются Нидерланды, где этот вид транспорта признан приоритетным на государственном уровне. Также одними из лидеров велодвижения являются Дания, Франция, Китай, Япония и Великобритания. А в Германии регулярно ездят на велосипедах 77% жителей страны. В Украине статистика пользователей велотранспортом не ведется.

Отечественный завод с китайской начинкой

В феврале этого года в Виннице заработало первое в нашей стране предприятие по производству солнечных панелей — Kness PV. Инвестиции в завод площадью 6,6 тыс. кв. м, построенный с нуля, составили 5 млн. евро. В год предприятие способно производить солнечные панели общей мощностью 200 МВт.

Производство автоматизировано на 95%. Цех №1 — детализированного сбора. Робот берет по одной заготовке и кладет на транспортер. После этого на поверхность стекла наносится специальная термостойкая пленка EVA, которая в процессе ламинирования становится полностью прозрачной и склеивает все необходимые детали между собой. В производстве используется специальное закаленное стекло, которое не нагревается в процессе эксплуатации. Его состав обеспечивает максимальное поглощение солнечных лучей.

На винницком заводе по производству солнечных панелей одна рабочая смена из 40 человек трудится 12 часов

Роботы всего за 1 мин. 40 секунд формируют полную заготовку из 72 элементов. За одну рабочую смену завод производит 620 единиц готовой продукции, за сутки — около 1,3 тыс. панелей. Мощность готового модуля зависит от пожеланий заказчика (подбирается соответствующий набор элементов в панели) — максимальная составляет 390 Вт.

Важное подразделение — участок контроля. Там проводят два теста фотомодулей перед заключительным ламинированием. Фото каждой панели выводится на монитор, и оператор внимательно осматривает изделие. Сегодня коэффициент брака на производстве — 0,03% общего количества продукции. Иными словами, в 10 модулях лишь одна ячейка может быть с трещиной. Бракованные панели не выбрасывают, а оставляют на предприятии для различных экспериментов.

Процесс производства непрерывный. Административный персонал — 15 сотрудников. На заводе одна рабочая смена из 40 человек трудится 12 часов. Переработки компенсируются в денежной форме. Пока работают три бригады, четвертая — в процессе комплектации.

Олег Довбощук

«Основные требования к соискателям — техническая грамотность и живой интерес к производственной сфере завода. Всему остальному научат более опытные коллеги. Поэтому уровень образования претендентов не является главным критерием при приеме на работу», — поясняет директор завода Олег Довбощук.

Оборудование и технологии винницкая компания приобрела у Китайского института солнечной энергетики. Основные комплектующие и расходные материалы также завозятся из Поднебесной.

«Партнеры из КНР предлагают большой ассортимент, объективные цены и гарантию качества, — рассказывает Довбощук. — Но мы постоянно ищем варианты поставщиков из других стран, стремимся больше сотрудничать с украинскими фирмами. Например, закаленное стекло закупаем в Константиновке (Донецкая обл.), рамки для панелей — у винницкого предприятия, флюс везем из Черкасс. В перспективе хотим перейти на отечественные комплектующие. Искренне надеемся, что государство будет поддерживать украинское производство солнечных панелей для роста доли возобновляемых источников энергии в стране».

Было бы странно, если бы предприятие, выпускающее солнечные панели, не планировало использовать чистую энергию для собственных нужд. «Отдел внутренних инвестиций уже разработал соответствующий проект, осталось его реализовать. Крыша нашего завода будет генерировать энергию в общую электросеть, а потреблять ее мы будем в ночные смены, когда солнца нет», — подытожил директор предприятия.

Винницкая свалка с немецкими инвестициями

В Виннице проживают почти 372 тыс. человек. Понятно, что такое количество людей оставляют после себя горы бытовых отходов. Только один полигон в селе Стадница, рядом с областным центром, принимает около 150 тыс. т мусора в год. Из такого количества отходов можно ежегодно получать до 1 МВт электроэнергии, добывая биогаз.

Весь мусор на полигоне имеет до 40% органики, именно этот компонент в процессе распада высвобождает большое количество данного парникового газа в атмосферу, является взрывоопасным и вредным для климата и здоровья людей.

Неправильное обращение с мусором — главная экологическая беда всех городов Украины. Стадницкий полигон отходов в данный момент находится на первом этапе рекультивации. Все вторичное сырье здесь отделяют на сортировочной линии. Тем не менее более 80% мусора остается перегнивать на земле.

С 2008 г. немецкий инвестор начал здесь установку мощностей для сжигания метана, чтобы предотвратить взрывы на полигоне. А уже с декабря 2011 г. до конца 2018-го было собрано и сожжено около 19 млн. куб. м метана. Положительным эффектом в сборе свалочного газа является то, что тело полигона начало уменьшаться в объемах в три раза быстрее, чем прежде.

Факельные установки собирают со свалки не только метан, но и сопутствующие опасные газы, что значительно облегчило жизнь соседним селам, ведь это нейтрализовало и ядовитые запахи. Сегодня со Стадницкого полигона метан откачивается через 31 скважину глубиной до 40 м.

В 2015 г. немецкий инвестор построил на полигоне электростанцию для преобразования метана в электроэнергию. Стартовые вложения в объект составили 2 млн. евро. По расчетам, они окупятся через семь лет. Мощность биогазовой станции в 2018 г. достигла 6 млн. кВт. Она генерирует 800 кВт энергии в час. Такая ее эффективность позволяет говорить, что Винницкая станция входит в ТОП-10 подобных объектов в Европе.

Йорг Майсснер

Директор предприятия Йорг Майсснер отмечает, что потенциал биогаза в Украине фантастический. Подобные станции уже существуют в Киевской, Полтавской, Днепропетровской и Житомирской областях, однако этот экологический бизнес только набирает обороты.

«Существуют и серьезные риски, — говорит предприниматель. — Главный — коррупция в государственных и местных органах власти, так как они не заинтересованы в экологии и привыкли зарабатывать на мусоре иными способами».

Редакция «2000» выражает благодарность Украинской климатической сети и движению 350.org за организацию поездки в Винницу.

Справка «2000»

Украинская климатическая сеть: www.climategroup.org.ua, ucn@climategroup.org.ua, тел.: +38(063) 483-5122, +38 (099) 929-9794

350.org — международное движение за внедрение на планете возобновляемой энергии и полное прекращение использования ископаемого топлива. www.350.org, svitlana@350.org, julia.pashkovska@350.org, iryna.sopilniak@350.org, inna@350.org, тел.: +38(050) 273-8909, +38(099) 984-9841, +38(050) 247-8770, +38(063) 155-1932

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В Винницкой области в ДТП погибли четыре человека,...

15 июня в Тростянецком районе Винницкой области столкнулись два автомобиля, в...

В ответ — камни и дымовые шашки: в Виннице при захвате...

Вчера поздно вечером в Виннице была пресечена попытка захвата аграрного предприятия

Порошенко в Виннице: камни, фаеры, «Нацкорпус»

Трое протестующих задержаны за нарушение общественного порядка

Порошенко привез томос об автокефалии в Винницу

Президент Петр Порошенко в сопровождении правительственной делегации привез томос об...

Загрузка...

Аграрная супердержава-неудачник

Железнодорожное сообщение в селе — как безвиз для Украины

Привязаны к местности

В Украине завершился учебный год. Учитывая неоднозначное отношение к современным...

Сорочинская ярмарка — у памятника Ришелье

В Мариуполе открыли сезон на единственном в стране пляже для людей с инвалидностью. Он...

Бюджет города — зеркало его развития

Город должен самостоятельно зарабатывать деньги, трансформироваться из объекта...

Просто о мудреном: либертарианство

Благодаря новому президенту Зеленскому в наш активный политический словарь входит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка