У Николаева было два друга — судостроение и флот

№49(799) 9 – 15 декабря 2016 г. 07 Декабря 2016 1 4.8

Диорама «Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX в.». 3D было еще в 1970-х, просто мы об этом не знали

Если по каким-либо причинам вы не попали в николаевский Музей судостроения и флота, то, считайте, в городе вы не были. Говорю вполне серьезно, ведь избалованные архитектурой киевляне, львовяне, черниговчане и жители прочих украинских областных центров, ведущих свою историю с раннего средневековья, вряд ли поймут дух и букву Николаева без осмотра экспозиции этого музея.

Учреждение фактически является музеем истории города. Ведь социально-экономическое развитие Николаева было подчинено интересам становления Черноморского флота. Достаточно сказать, что в 1788 г. в удобном месте устья реки Ингул князь Григорий Потемкин (1739—1791 гг.) основал судостроительную верфь. А годом рождения города считается 1789-й.

В населенных пунктах, построенных с учетом их целевого назначения, сложно отыскать архитектурную изюминку. Николаев должен был стать центром судостроения юга Российской империи — им он и стал. Отсюда и характерный дефицит красивых исторических зданий. Ведь для расселения вновь прибывших мастеровых, матросов, флотских офицеров и батальонных служителей возводили отнюдь не дворцы, а казармы и бараки.

Сейчас в центре города радует глаз архитектурный ансамбль Соборной пл. и здание музея на Адмиральской ул. На протяжении 1794—1900 гг. этот дом являлся жильем и канцелярией командиров Черноморского флота. Построен он по проекту архитектора Петра Неелова в конце XVIII в.

Здесь жили известные адмиралы Николай Мордвинов, Иван де-Траверсе, Алексей Грейг, Михаил Лазарев, Богдан фон Глазенап, Николай Аркас. После 1917 г. в резиденции адмиралов было общежитие для учителей Народного комиссариата просвещения, потом детский дом, затем ремесленные училище, после него — школа-интернат. Итог — дом пришел в полный упадок.

В 1972—1978 гг. по проекту специализированного научно-реставрационного производства Госстроя УССР здание полностью восстановили за деньги Николаевского областного общества охраны памятников, местного управления культуры и городских властей.

Сегодня это единственный в Украине музей судостроения. Его 12 залов ежегодно принимают 50 тыс. посетителей, проводится примерно тысяча экскурсий. Т. е. со дня основания в 1978 г. учреждение приняло 1,9 млн. человек и организовало около 38 тыс. экскурсий!

На обозрение выставлено 3 тыс. экспонатов, хотя в фондах учреждения их более 7 тыс. (80% — оригинальные). При этом горожане охотно представляют музею все новые артефакты. Перечислить все музейные богатства на газетной полосе невозможно. Поэтому я выделил тематическую подборку уникальностей, ради которых стоит приехать в Николаев.

Живите богато

Открывает музей экспозиция, посвященная античной греческой колонии Ольвия (с древнегреческого — счастливая, богатая). Город основали выходцы из древнегреческого Милета в первой четверти VI в. до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от нынешнего Николаева.

Представлена чернолаковая посуда (во время обжига путем спекания железосодержащих глин древние греки получали черное покрытие с блестящей, почти глянцевой поверхностью), первые в мире денежные единицы — борисфены (медные монеты Ольвии IV в. до н. э. — 245—230 гг. до н. э.) и ассы (древнеримские медные монеты), терракотовые статуэтки (терракот — обожженная цветная глина).

В этом же зале — уникальные находки археологов периода русско-турецких войн XVIII в., обнаруженные на территории Кинбурнской косы (песчаная коса в северо-западной части Кинбурнского полуострова между Днепровско-Бугским лиманом и Черным морем). Среди них — пушка-мортира, остатки деревянных кораблей и крепостных сооружений.

Часть экспозиции посвящена взятию турецкой крепости Очаков. Это казацкие люлька, кресало и пороховница, а также трофейный турецкий ятаган с рукоятью из слоновой кости.

Дело в том, что 17 июня 1788 г. в лимане возле Очакова казацкая флотилия под командованием Сидора Белого и российская парусная эскадра под руководством Джона Поль Джонса атаковали и разгромили турецкий флот.

«Эта победа получена малыми, нововыстроенными за небывалым калибром, судами из 200 малых суден, в каждом по 60 запорожцев, — докладывал князь Потемкин 19 июня 1788 г. Екатерине II. — Этими судами управляют запорожцы, которых теперь есть двадцать тысяч во главе с их атаманом Сидором Белым».

Османская эскадра была разбита, турки потеряли возможность доставки морем припасов и войск в Очаков. И накануне дня святого Николая — 17 декабря 1788 г. — в результате кровопролитного штурма крепость пала. Спустя год в память об этой победе в честь святого и был назван город Николаев.

Моделист-конструктор

В музее выставлено около сотни моделей кораблей, построенных в Николаеве. Экспозиция начинается с эпохи парусного судостроения на Черном море от первого корабля — фрегата «Святой Николай», выпущенного Ингульской верфью в 1791 г., до гражданских, научных и военных судов современности.

Все модели выполнили в масштабе и по чертежам специалисты Николаевского университета кораблестроения и судостроительного техникума.

«Святой Николай» пробыл в строю 12 лет. Для деревянного фрегата срок немалый. Более того, по окончании службы его продали туркам, а те ушло сторговали судно итальянцам за 11 тыс. золотых дукатов.

В зале с парусниками выставлен глобус звездного неба, привезенный в 1803 г. из Англии для курсантов Черноморского штурманского училища. В другом николаевском музейном комплексе «Старофлотские казармы» находится глобус, на котором еще нет Антарктиды.

Тем не менее в Музее судостроения и флота рисунок шестого континента имеется — на потолке над глобусом. В 1819—1820 гг. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный» фактически открыли современную Антарктиду.

Первый неоднократно посещал Николаев, второго в апреле 1833 г. назначили вице-адмиралом, а в декабре утвердили главным командиром Черноморского флота и всех портов на Черном море, а также военным губернатором Николаева и Севастополя.

Глобус звездного неба — едва ли не единственный древний экспонат, не огороженный ограничителями. На мой вопрос — почему такое беспечное отношение к артефакту, ведь некоторые люди могут и не постесняться написать на глобусе маркером что-то вроде «Здесь был я», ответили, что доступность экспонатов должна быть. А смотрители, которые есть в каждом зале, если что — быстро отобьют охоту хулиганить.

А вот модель знаменитого броненосца «Князь Потемкин Таврический», который известен тем, что его команда подняла восстание и поддержала революцию 1905 г. Он был первым электрифицированным кораблем империи.

Далее — линкор «Императрица Мария», участвовавший в боях Первой мировой войны. Мир, казалось, уже ничем нельзя было удивить. Германские самолеты атаковали Лондон, немцы применили первую газовую атаку возле бельгийского Ипра, 7 мая 1915 г. в Кельтском море недалеко от берегов Ирландии потоплен пассажирский пароход «Лузитания» в районе, где действовали германские подлодки...

Но причины гибели линкора, построенного в Николаеве, неизвестны до сих пор. Летом 1916 г. по решению императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. 20 октября 1916 г. на корабле взорвался пороховой погреб. Корабль затонул, погибли 225 человек.

Сам Колчак считал, что результатом катастрофы стало грубейшее нарушение правил техники безопасности. Современные исследователи, более склонные к теориям заговоров, считают, что то была диверсия.

Отдельная страница истории николаевского судостроения — сборка тяжелых авианосных крейсеров. В музее имеется модель авианосца «Киев» — красавца, способного нести на борту 36 самолетов с вертикальной посадкой. Всего в городе корабелов построили шесть авианосцев. Четыре из них после распада СССР оказались в Китае, один — в Индии, один — знаменитый сегодня «Адмирал Кузнецов» — в России.

История города в 12 залах

Художественная уборка

Интересно, что бриллиант музея не относится к эпохе каких-либо войн. Его создал в 1978 г. одесский художник Виктор Семернев. За диораму «Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX в.» Виктор Михайлович стал лауреатом Государственной премии им. Т. Шевченко.

Смесь рисунка и скульптурных фигур плюс использование в произведении металла, дерева, сухой травы, камней и бумаги создают тот самый современный 3D-эффект! Напомню, объемных кинотеатров в то время в СССР не существовало в принципе.

Диорама показывает, как строили корабли вручную. Распиливание и транспортировка дерева с использованием волов и лошадей, кузнец изготавливает мелкие детали оснащения судна. Видно процедуру килевания корабля (проводилась каждые 2—3 года с целью зачистки днища от налипания водорослей и ракушек).

Слева исторический центр Николаева — ул. Адмиральская и Набережная. Там же — дом главного командира Черноморского флота (напомню, это — сегодняшнее здание музея).

Как человека практичного меня заинтересовал вопрос уборки диорамы. Выяснилось, что пыли здесь много. А учитывая, что основной контингент посетителей музея — дети из школ, садиков, техникумов и университета, которые ведут себя активно и создают целые облака пыли, то для сохранения произведения искусства необходимы санитарные дни. Уборкой экспоната занимаются художники и декораторы.

Знаменитый понедельник

Подводная лодка в степях Украины

Отдельный зал сделан в виде подводной лодки. Не то чтобы он был полностью герметичен, но стены — полукруглые. В углу — знаменитые наковальня и кувалда весом два пуда (32 кг). Именно этой кувалдой рабочие клепали по 10—12 часов в сутки, соединяя листы металла. Они называли кувалду «понедельник». Вероятно, поэтому «понедельник — день тяжелый».

Позже на смену кувалде приходит пневматический молоток. А затем уроженец Херсонщины — Николай Бенардос (1842—1905) изобрел электрическую дуговую сварку (1881). Тем не менее тяжелыми молотками некоторые рабочие махали еще два десятилетия, так как сварка внедрялась постепенно.

В этом зале есть еще одна великолепная диорама — «Строительство подводных лодок типа «М» («Малютка») в Николаеве в 1930-е гг.». Создали эту красоту художники Семериев и Шевченко. Сюжет — испытание на герметичность.

Лодки серии «Малютка» погружались не глубже 60 м. На диораме — лодки заведены в док-камеру, напоминающую капсулу. Туда подавался сжатый воздух, и если шов выдерживал давление, подводка считалась пригодной для эксплуатации.

Вокруг здания бесплатного просмотра установлены памятные бюсты прославленных адмиралов-флотоводцев. На открытой площадке экспонируются адмиралтейские якоря и корабельные пушки разных времен.

Справка «2000». Музей судостроения и флота, 54001, Николаев, ул. Адмиральская, 4; тел.: (0512) 37-86-37, 37-85-98. Работает: 9.00—17.00, выходной — понедельник.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Половина картин в музее французского художника...

Более половины картин в музее знаменитого художника-импрессиониста Этьена Террюса в...

Киевсовет поддержал проект создания...

Борьба за создание музея на Почтовой площади, где при строительстве ТРЦ были найдены...

В день открытых дверей грех не посетить музей

Февраль в музеях Киева: время ознакомиться с сокровищами

СМИ: рисунок обнаженной женщины из музея во Франции...

Эксперты считают, что над эскизом и знаменитым шедевром работали параллельно

В Харькове открылся Музей программного обеспечения и...

Музей находится на втором этаже бизнес-центра «Капиталист», рядом со станцией...

Загрузка...

Пред ликом светлым города родного

На протяжении всей своей истории Киев не единожды подвергался нашествиям варваров. Не...

Эвтаназии быть или не быть?

Мнение жителей областного центра по решению проблемы бездомных собак разделилось. 48,7%...

Антикоррупционерам — тюрьмы!

Сегодня в поисках интересных публикаций заглянем в СМИ Ровенской, Черкасской и...

Спецназ в белых халатах

В следующем году наши Вооруженные cилы действительно будут иметь собственный спецназ...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Вася Пупкин
09 Декабря 2016, Вася Пупкин

забудьте.и стройте "чайки" для рагулей,первых мореходов плпнеты..

- 2 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка