Украина как водородная «ячейка» европейского сообщества

10 Сентября 2020 0

Внедрение водородных технологий, которые называют наиболее перспективными технологиями XXI в., уже в обозримом будущем преобразит индустриальный ландшафт планеты. Так, эксперты Hydrogen Council — глобальной организации, созданной энергетическими, транспортными и промышленными компаниями, полагают, что уже к 2050 г. водород займет порядка 18% всей мировой энергетики.

Водород будет использоваться для опреснения воды, в качестве топлива на транспорте, в тяжелой промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.

Уже сейчас в США, Японии и странах Скандинавии с помощью водородных топливных элементов питают крупные общественные здания, бизнес-центры и жилые дома.

В Японии действует госпрограмма реализации бытовых автономных водородных станций для населения.

Австрийские металлургические компании переходят с угля на водород при производстве стали, а нефтеперерабатывающий завод Schwechat поблизости от Вены занят строительством установки для производства водорода методом электролиза.

В Германии уже два года эксплуатируются первые в мире водородные поезда Coradia iLint, произведенные французской Alstom.

Два предсерийных поезда курсируют на ж/д линии протяженностью почти 100 км между Куксхафеном, Бремерхафеном, Бремерверде и Букстехуде (Нижняя Саксония). И уже в 2021 г. ожидается, что Alstom поставит Deutsche Bahn еще 14 водородных составов Coradia iLint — иными словами, начнется эра серийного использования водородного ж/д транспорта.

Германия первой среди стран ЕС в июне 2020 г. утвердила Национальную водородную стратегию, предполагающую, что водородные технологии займут ключевую роль в декарбонизации сталелитейной, химической промышленности и транспорта, а также станут центральным направлением экспорта германских технологий.

Предполагается, что до 2023 г. на развитие водородной энергетики будет выделено более о10 млрд., в т. ч. л7 млрд. на создание рамочных условий и стимулирование внутреннего спроса, е2 млрд. — на международное сотрудничество и еще к1 млрд. — на внедрение водородных технологий в промышленности.

Украина пока не может считаться емким рынком для внедрения водородных технологий. Однако возможность беспошлинной торговли с ЕС, дешевая и вместе с тем квалифицированная рабочая сила, а также развитая промышленность и энергетика могут стать отправной точкой для развития их в нашей стране, в т. ч. с точки зрения экспортного потенциала.

Так, в прошлом месяце большой резонанс вызвало сообщение пресс-службы днепровского «Южмаша» о готовности чешского концерна Witkowitz инвестировать минимум 50 млн. евро в развитие нового направления, связанного с переводом на водород железнодорожного транспорта.

До конца нынешнего года инвестор якобы готов создать на мощностях бывшего ракетостроительного гиганта три производственные зоны: цех по ремонту колесных пар с объемом инвестиций в г 10 млн. евро, цех по ремонту вагонов с объемом до о 2 млн. евро и цех по ремонту локомотивов — до 10 млн. евро. Кроме того, планируется формирование торговой площадки авторизованного дилера концерна Witkowitz.

В перспективе чешским концерном в сотрудничестве с «Южмашем» могут быть созданы авторизованные сервисные центры по обслуживанию локомотивов и дизельных двигателей, а также центр по капитальному ремонту вагонов и колесных пар. В дальнейших планах — завод по производству оборудования для изготовления водорода и центр по переоборудованию локомотивов.

На первый взгляд, выход бывшего ракетостроительного гиганта в нишу производства и модернизации ж/д техники выглядит странновато. Украина, как и Чехия, имеют незагруженные мощности локомотиво- и вагоностроительных заводов и депо, где можно было бы развернуть подобное производство.

Впрочем, как рассказал «2000» источник на «Южмаше», предприятие, в лучшие годы производившее до 100 межконтинентальных ракет и отправлявшее их в места базирования по железной дороге, имеет огромные пустующие территории, две собственные железнодорожные станции, разветвленную ж/д сеть, просторные цеха, способные вместить и локомотивы, и вагоны, и всю необходимую инфраструктуру.

Кроме того, сотрудники «Южмаша» имеют хорошие навыки работы со стальными оболочками, собственные сварочные технологии, используемые для производства агрегатов ракетной техники. Помимо тракторов и троллейбусов, предприятие выпускало даже единичные образцы вагонов метрополитена.

Witkowitz ранее также не была представлена на рынке ж/д техники. Группа компаний, созданная на базе одного из крупнейших машиностроительных заводов в г. Острава (Чешская Силезия), известна производством стальных резервуаров, используемых для хранения удобрений, водоочистки, производства биогаза и других целей. Предприятие также занимается ремонтом и производством разнообразного машиностроительного оборудования, наладкой и обслуживанием технологических линий, чем, собственно, занимаются и многие украинские машиностроительные заводы.

Поэтому напрашивается вывод, что  с помощью «Южмаша» чехи хотят выйти на новый для себя рынок.  Так, еще в апреле в Днепре зарегистрировано ООО «Витковиц Южмаш», 100% бенефициаром которого является гражданин Чехии Мартин Улчак.

В августе чехи побывали на «Южмаше», а в Киеве встречались с руководителем Государственного космического агентства  Владимиром Усовым.

Впрочем, само по себе это не гарантирует успешность проекта. Так, эксперт по ракетно-космическим технологиям Александр Левенко считает, что анонсированный «Южмашем» совместный проект с Witkowitz направлен на перспективу и может быть реализован, если новому вице-премьеру Олегу Урускому  и ГКАУ удастся провести намеченные реформы по созданию холдинговой компании с условным названием «Аэрокосмические системы».

«В настоящее время отсутствуют эффективная система государственного управления и производственные возможности. Пока сохраняются советские принципы хозяйствования, в целом в Украине не работает экономическая система стимулирования развития производства: нет работающего кредитного агентства для финансирования зарубежного заказчика, не работает государственная инновационная компания», — считает эксперт.

Прежде всего речь идет о корпоратизации и акционировании таких предприятий, как «Южмаш». На первом этапе государство будет иметь 100% акций холдинга «Южный» («Южмаш» как самостоятельная структура ГКАУ исчерпал свои возможности). Это позволит создавать и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Пока «Южмаш» как стратегическое госпредприятие (к слову, не имеющее постоянного госзаказа) не имеет права самостоятельно создавать дочерние и совместные предприятия. По каждому такому решению требуется постановление Кабмина.

Кроме того, продукция, выпущенная предприятием, оказывается очень дорогой для рынка, поскольку включает накладные расходы, связанные с содержанием огромного неэффективного хозяйства и инфраструктуры, строившейся для серийного производства межконтинентальных баллистических ракет. Это цеха, складские помещения, неработающая ТЭЦ, система водоснабжения и канализации, социальная инфраструктура. Затраты на ее содержание сопоставимы с расходами на обеспечение небольшого города.

Аудитор-консультант «Южмаша» Михаил Крапивко  согласен с тем, что высокие накладные расходы являются препятствием для развития «Южмашем» совместных проектов. Однако он не может согласиться с тем, что предприятие в нынешнем виде не может их реализовать.

Если те же чехи готовы взять на себя финансовую часть, а «Южмаш» предоставляет для проекта помещения, квалифицированный персонал и технологии — а для водородной энергетики интересны технологии сварки особо прочных резервуаров, — то почему бы и нет!

Заложник глобальной схватки

Европейский и американский рынки ревностно защищают собственных производителей, и...

Хаос и полумеры: украинские школы открыли двери

Из Фонда борьбы с COVID-19 для общеобразовательных средних школ не выделено ни копейки

Маленькие заботы о минимальной зарплате

Решение о повышении МЗП не может поколебать макроэкономическую стабильность, но имеет...

Не работаешь — не рожай

Если одинокая мать не работает и не состоит на учете в центре занятости, то скатертью...

Патриот в сознании столичной молодежи

Накануне Дня Независимости центр социологических исследований «Социс 2000»...

Подарочный сертификат в СИЗО

Платные камеры — «дискриминация по признаку имущественного состояния» и...

Абромавичусские страдания

За деньги, выплаченные за полгода членам правления и набсовета «Укрзалізниці»,...

У Марины Лазебной закончились бэби-боксы

Посредством монетизации «пакунка малюка» получатели смогут приобрести в...

Медузы атакуют Киев

В Днепровских водохранилищах морская рыба игла и мелкая медуза стали привычными...

Опасная вода

Почему на Западную Украину обрушилось жуткое наводнение? Чтобы более менее полно...

Нейтральная Украина: «за» и «против»

Многочисленные сложные проблемы, которые на протяжении последних лет безуспешно...

Кому нужна суверенность

«Байденгейт», не являясь сенсацией, дал новую пищу к размышлениям о...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка