Украина как водородная «ячейка» европейского сообщества

10 Сентября 2020

Внедрение водородных технологий, которые называют наиболее перспективными технологиями XXI в., уже в обозримом будущем преобразит индустриальный ландшафт планеты. Так, эксперты Hydrogen Council — глобальной организации, созданной энергетическими, транспортными и промышленными компаниями, полагают, что уже к 2050 г. водород займет порядка 18% всей мировой энергетики.

Водород будет использоваться для опреснения воды, в качестве топлива на транспорте, в тяжелой промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.

Уже сейчас в США, Японии и странах Скандинавии с помощью водородных топливных элементов питают крупные общественные здания, бизнес-центры и жилые дома.

В Японии действует госпрограмма реализации бытовых автономных водородных станций для населения.

Австрийские металлургические компании переходят с угля на водород при производстве стали, а нефтеперерабатывающий завод Schwechat поблизости от Вены занят строительством установки для производства водорода методом электролиза.

В Германии уже два года эксплуатируются первые в мире водородные поезда Coradia iLint, произведенные французской Alstom.

Два предсерийных поезда курсируют на ж/д линии протяженностью почти 100 км между Куксхафеном, Бремерхафеном, Бремерверде и Букстехуде (Нижняя Саксония). И уже в 2021 г. ожидается, что Alstom поставит Deutsche Bahn еще 14 водородных составов Coradia iLint — иными словами, начнется эра серийного использования водородного ж/д транспорта.

Германия первой среди стран ЕС в июне 2020 г. утвердила Национальную водородную стратегию, предполагающую, что водородные технологии займут ключевую роль в декарбонизации сталелитейной, химической промышленности и транспорта, а также станут центральным направлением экспорта германских технологий.

Предполагается, что до 2023 г. на развитие водородной энергетики будет выделено более о10 млрд., в т. ч. л7 млрд. на создание рамочных условий и стимулирование внутреннего спроса, е2 млрд. — на международное сотрудничество и еще к1 млрд. — на внедрение водородных технологий в промышленности.

Украина пока не может считаться емким рынком для внедрения водородных технологий. Однако возможность беспошлинной торговли с ЕС, дешевая и вместе с тем квалифицированная рабочая сила, а также развитая промышленность и энергетика могут стать отправной точкой для развития их в нашей стране, в т. ч. с точки зрения экспортного потенциала.

Так, в прошлом месяце большой резонанс вызвало сообщение пресс-службы днепровского «Южмаша» о готовности чешского концерна Witkowitz инвестировать минимум 50 млн. евро в развитие нового направления, связанного с переводом на водород железнодорожного транспорта.

До конца нынешнего года инвестор якобы готов создать на мощностях бывшего ракетостроительного гиганта три производственные зоны: цех по ремонту колесных пар с объемом инвестиций в г 10 млн. евро, цех по ремонту вагонов с объемом до о 2 млн. евро и цех по ремонту локомотивов — до 10 млн. евро. Кроме того, планируется формирование торговой площадки авторизованного дилера концерна Witkowitz.

В перспективе чешским концерном в сотрудничестве с «Южмашем» могут быть созданы авторизованные сервисные центры по обслуживанию локомотивов и дизельных двигателей, а также центр по капитальному ремонту вагонов и колесных пар. В дальнейших планах — завод по производству оборудования для изготовления водорода и центр по переоборудованию локомотивов.

На первый взгляд, выход бывшего ракетостроительного гиганта в нишу производства и модернизации ж/д техники выглядит странновато. Украина, как и Чехия, имеют незагруженные мощности локомотиво- и вагоностроительных заводов и депо, где можно было бы развернуть подобное производство.

Впрочем, как рассказал «2000» источник на «Южмаше», предприятие, в лучшие годы производившее до 100 межконтинентальных ракет и отправлявшее их в места базирования по железной дороге, имеет огромные пустующие территории, две собственные железнодорожные станции, разветвленную ж/д сеть, просторные цеха, способные вместить и локомотивы, и вагоны, и всю необходимую инфраструктуру.

Кроме того, сотрудники «Южмаша» имеют хорошие навыки работы со стальными оболочками, собственные сварочные технологии, используемые для производства агрегатов ракетной техники. Помимо тракторов и троллейбусов, предприятие выпускало даже единичные образцы вагонов метрополитена.

Witkowitz ранее также не была представлена на рынке ж/д техники. Группа компаний, созданная на базе одного из крупнейших машиностроительных заводов в г. Острава (Чешская Силезия), известна производством стальных резервуаров, используемых для хранения удобрений, водоочистки, производства биогаза и других целей. Предприятие также занимается ремонтом и производством разнообразного машиностроительного оборудования, наладкой и обслуживанием технологических линий, чем, собственно, занимаются и многие украинские машиностроительные заводы.

Поэтому напрашивается вывод, что  с помощью «Южмаша» чехи хотят выйти на новый для себя рынок.  Так, еще в апреле в Днепре зарегистрировано ООО «Витковиц Южмаш», 100% бенефициаром которого является гражданин Чехии Мартин Улчак.

В августе чехи побывали на «Южмаше», а в Киеве встречались с руководителем Государственного космического агентства  Владимиром Усовым.

Впрочем, само по себе это не гарантирует успешность проекта. Так, эксперт по ракетно-космическим технологиям Александр Левенко считает, что анонсированный «Южмашем» совместный проект с Witkowitz направлен на перспективу и может быть реализован, если новому вице-премьеру Олегу Урускому  и ГКАУ удастся провести намеченные реформы по созданию холдинговой компании с условным названием «Аэрокосмические системы».

«В настоящее время отсутствуют эффективная система государственного управления и производственные возможности. Пока сохраняются советские принципы хозяйствования, в целом в Украине не работает экономическая система стимулирования развития производства: нет работающего кредитного агентства для финансирования зарубежного заказчика, не работает государственная инновационная компания», — считает эксперт.

Прежде всего речь идет о корпоратизации и акционировании таких предприятий, как «Южмаш». На первом этапе государство будет иметь 100% акций холдинга «Южный» («Южмаш» как самостоятельная структура ГКАУ исчерпал свои возможности). Это позволит создавать и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Пока «Южмаш» как стратегическое госпредприятие (к слову, не имеющее постоянного госзаказа) не имеет права самостоятельно создавать дочерние и совместные предприятия. По каждому такому решению требуется постановление Кабмина.

Кроме того, продукция, выпущенная предприятием, оказывается очень дорогой для рынка, поскольку включает накладные расходы, связанные с содержанием огромного неэффективного хозяйства и инфраструктуры, строившейся для серийного производства межконтинентальных баллистических ракет. Это цеха, складские помещения, неработающая ТЭЦ, система водоснабжения и канализации, социальная инфраструктура. Затраты на ее содержание сопоставимы с расходами на обеспечение небольшого города.

Аудитор-консультант «Южмаша» Михаил Крапивко  согласен с тем, что высокие накладные расходы являются препятствием для развития «Южмашем» совместных проектов. Однако он не может согласиться с тем, что предприятие в нынешнем виде не может их реализовать.

Если те же чехи готовы взять на себя финансовую часть, а «Южмаш» предоставляет для проекта помещения, квалифицированный персонал и технологии — а для водородной энергетики интересны технологии сварки особо прочных резервуаров, — то почему бы и нет!

Защита бизнеса в Украине

Инициатива создания учреждения бизнес-омбудсмана обеспечит внешним силам...

Карманная полиция

Украина является унитарным государством и не может содержать муниципальные...

Как городская власть строить и жить помогает

Жители столицы оценивают работу служб и городской власти в целом

В батраки к полякам?

Аграрной стране нужны слесари, грузчики, трактористы и комбайнеры, а юристов и...

Как сшить «большой Донбасс»

«Инвесторы» и «эффективные частные собственники» — два ключевых...

Арифметика дырявых труб

Практика вычисления тарифов на тепловую энергию на стадии ее отпуска приводит к...

Донбасское поле экспериментов

Важно разработать и внедрить сбалансированные инструменты, которые создадут новые...

...И плюс контракт на три самолета. А дальше?

Хочется верить, что государственное руководство наконец обратило внимание на...

Первомайск – столица стратегических ракетчиков...

В рамках мероприятий, проводимых в честь 76-летия освобождения Украины от...

К 25-летию выхода на пенсию Чернобыльской АЭС

Стоимость схемы «чернобыльской денуклеаризации» сложно переоценить – в...

Аромат зимы и детства

Для меня — как бы модно и нарядно ни была украшена елка, она останется холодной без...

«Мотор Сич» может стать «налогом» на десуверенизацию...

Украинская власть действует с рефлекторной оглядкой на Запад

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка