В батраки к полякам?

№4(970) 28 января – 3 февраля 27 Января 2021

Украина — одна из немногих стран, где Основной Закон действует только на бумаге. Согласно ст. 35 Конституции, «каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях».

Однако уже в нынешнем году многие украинские школьники после окончания 9 класса могут оказаться на улице.

О чем «гудят» родители и учителя

В январе нынешнего года житель Киева Александр Крикунов в группе «Батьки SOS» в Фейсбуке написал, что случайно узнал о плане трансформации сети учреждений общего среднего образования Дарницкого р-на Киева на 2021—2024 гг. Согласно документу 25 общеобразовательных школ с 2021 г. будут лишены права набирать учеников в 10—11 классы и трансформируются в гимназии І—ІІ ступеней обучения, т. е. учить детей с 1-го по 9-й класс.

Принимать детей в 10—11 классы будет разрешено только 10 лицеям района, по специальным программам обучения. А они сегодня под завязку заполнены учениками и принять выпускников 9-х классов еще из 25 школ просто не в состоянии.

По его словам, такая же ситуация в остальных столичных районах, учителя и родители «уже гудят в преддверии грядущих перемен».

«Куда идти учиться после 9-го класса «лишним детям», и где получать предусмотренное законом полное среднее образование, — тайна, которая станет проблемой родителей уже в мае этого года. Особенно тех, кто запланировал учить детей после школы в вузах, а не в ПТУ.

Попасть в переполненный лицей можно будет только по конкурсу, и, очевидно, не только знаний, но и толщины кошелька родителей. Обучение в большинстве лицеев платное, как официально, так и неофициально. А поступить учиться в колледж при вузе, с учетом наплыва желающих, можно будет только на платной основе.

Глядя на такую трансформацию, меня не покидает ощущение, что образованные дети в Украине больше не нужны. После такой реформы высшее образование станет привилегией детей очень обеспеченных и обладающих правильными связями родителей. А две трети выпускников 9-х классов будут направлены для получения рабочих специальностей в техникумы и ПТУ. Хотя мест для них там тоже нет.

Вот такая трансформация школьного образования ждет нас в 2021—2024 гг. в Киеве. Назвать ее иначе чем аферой не могу. Потому что освобождать места в действующих школах для начальных классов за счет сокращения учеников старших классов, которых сегодня выгоняют фактически в никуда, вместо того чтобы строить новые школы, безнравственно и преступно».

Еще одна киевлянка Tanya Kostyria написала, что в школе №316 Дарницкого р-на объявили об обучении только с 1-го по 9-й класс. Желающие продолжить учебу «должны идти в колледжи или лицеи, где учеба платная и сумасшедший конкурс. Дарницкий район — это огромная территория, около 400 тыс. жителей. Вопрос: «А как же с законом о бесплатном и всеобщем среднем образовании? И почему мой ребенок обязан куда-то идти, помимо его успехов в школе? Он элементарно не знает еще, кем он хочет быть. Что я могу сделать в этой ситуации?»

ПТУ — и никаких гвоздей

Вопросом, что делать, ближе к весне зададутся миллионы родителей, поскольку реформа образования в нынешнем году начнется во всех уголках страны. После того как ВР в прошлом году приняла закон «О полном общем среднем образовании», родители школьников промолчали, никаких акций протестов не наблюдалось.

Процитируем нововведения от «Слуги народа», касающиеся школьного образования.

В ст. 4 указано, что полное общее среднее образование можно получить постепенно. Первый уровень — начальный. Второй — базовое среднее образование. Третий — профильное среднее. Согласно ст. 6, «каждому обеспечивается доступность и качество полного общего среднего образования».

Что касается образовательного процесса, то в ст. 10 он разбит на циклы. Первый — адаптационно-игровой (1—2 года обучения). Второй — основной (3—4 года). Первый цикл базового среднего образования — адаптационный (5—6 лет обучения). Второй — базовое предметное обучение (7—9 лет). Первый цикл профильного среднего образования — профильно-адаптационный (10-й год обучения). Второй — исключительно профильный (11—12-й годы).

Попросту говоря, останутся начальные школы (1—4 классы), гимназии (5—9 классы) и лицеи (10—12 классы).

Количество учеников в классе (наполняемость) государственного, коммунального заведения не может составлять менее 5 учеников. В случае если количество учащихся не позволяет создать класс, ученики могут продолжить обучение в этом учебном заведении по одной из других (кроме очной) форм обучения или в другом учебном заведении с обеспечением территориальной доступности (ст. 12).

Согласно ст. 35, получение полного общего среднего образования обеспечивают начальная школа (начальное образование), гимназия (базовое среднее образование) и лицей (профильное среднее образование). Начальная школа функционирует как отдельное юридическое лицо или структурное подразделение гимназии. Гимназия и лицей функционируют как отдельные юридические лица. Как исключение по решению учредителя лицей может также обеспечивать получение базового среднего образования.

Получение общего среднего образования также могут обеспечивать учреждения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования и другие учебные заведения, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Интерес представляет ст. 32, в которой говорится, что решение о создании, реорганизации, ликвидации или перепрофилировании учреждения общего среднего образования принимает его учредитель. Сеть заведений общего среднего образования формируется в соответствии с законодательством с учетом социально-экономической и демографической ситуации, а также в соответствии с культурно-образовательными и другими потребностями территориальной общины или общества.

Развитие сети коммунальных начальных школ и гимназий обеспечивают районные, городские, сельские и поселковые советы. Развитие сети коммунальных лицеев планируют и обеспечивают областные и городские советы городов с населением более 50 тыс. жителей.

Сегодня предъявлять претензии к директорам школ по поводу реорганизации учебного процесса было бы несправедливо, они всего лишь выполняют требования закона. На явные дискриминационные нормы надо было обращать внимание еще весной прошлого года. Например, требование о наполняемости школ напрямую бьет по небольшим селам, в которых даже для получения начального образования ученикам придется ездить в ближайший райцентр.

Удивляет норма, согласно которой советы всех уровней могут создавать школы и гимназии, а что касается лицеев, то это исключительно прерогатива населенных пунктов с численностью жителей более 50 тыс. По сути школьников небольших городов лишают возможности учиться в 10—11 классах. Теоретически их могут доставлять на автобусах, а на практике, смогут ли такие лицеи вместить всех желающих? Якобы для таких учеников будут организовывать общежития, что в украинских реалиях выглядит откровенным издевательством.

Например, Винница — единственный город в области, в котором население превышает 50 тыс. Т. е. выпускники 9 классов всего региона должны будут уезжать в Винницу, чтобы продолжить обучение в 10 классе. Изначально ясно, что город принять столько школьников не в состоянии. И такой абсурд по всей стране.

Собственно говоря, идея реформы образования заключается в том, что старая советская система якобы безнадежно устарела. Зачем человеку получать полное общее среднее образование, если он дальше учиться не собирается. После 9 класса он может пойти в профессиональное училище или в колледж, где заодно со средним образованием еще и специальность получит. А остальные пусть учатся в лицеях (академических или профессиональных), куда их лучше отбирать по конкурсу, чтобы отсеять «некачественный товар».

Непонятно, в чем новизна реформы. И в советское время существовали профтехучилища, а вот общее среднее образование тогда считалось основой развития подрастающего поколения. Существовали специализированные школьные учебные заведения с углубленным изучением физики, математики и других предметов.

Узкое место тогдашних школ — отсутствие специализации на уровне 9—10 классов, хотя факультативные занятия (математика, физика, биология, общественно-гуманитарные предметы) тогда присутствовали. Для того чтобы восполнить этот пробел, не надо было ломать через колено всю образовательную систему, достаточно было на основе уже существующих школ образовать специализированные классы, а недостающих учителей подготовить в вузах. При такой системе девятиклассник, не определившийся с будущей профессией, смог бы проучиться еще два года и за это время определиться, кем он хочет стать.

Но маховик реформы уже запущен, и в итоге мы получили дискриминацию школьников и армию будущих безработных учителей. В соцсетях родители бьют тревогу. «Нашей стране не нужны дети, хотя все кричат, что они — наше будущее. Непонятно, что их ждет через год. За рубежом, наверное, будет легче учиться, чем у себя дома». «Будут две трети детей учить в девятилетках, а потом сразу в батраки к полякам». «У наших детей путем сворачивания старших классов отобрали право на образование. Дальше оставят семилетку, такое в истории уже было».

Многие родители уже сегодня обеспокоены тем, что им придется искать школу, где примут их детей, и не факт, что она окажется поблизости. А это означает, что подросткам придется каждое утро преодолевать несколько километров. Если прибавить к этому стресс (потеря школьных друзей, экзамены, новые люди и правила), то среди подростков следует ожидать взрыв психических и психологических заболеваний. Да и как будут объяснять получающие нищенские зарплаты родители своему ребенку, почему он должен идти в ПТУ, а его одноклассник, которого привозили в школу на дорогой иномарке, будет учиться в престижном лицее?

Пока что встревоженные родители изливают недовольство в социальных сетях и на кухнях, но весной—летом нынешнего года, когда после окончания учебного процесса выяснится, что их детям дорога в 10 класс перекрыта, вслед за тарифным майданом может начаться образовательный, с протестами и перекрытием дорог. Однако образовательную реформу вряд ли упразднят, достаточно вспомнить медицинскую, когда власти громогласно признавались в ее ошибочности, но так и не отменили. Логика проста: аграрной стране нужны дворники, слесари, грузчики, трактористы и комбайнеры, а юристов и экономистов и так с избытком.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Табачные империи

Поучения насчет реформаторских премудростей в исполнении коллективного Запада...

Теневой оборот «Укрспирта»

Даже с учетом того, что спиртзаводы работали в 2020-м, условно, только две трети рабочего...

Мурал раздора

Считать, что муралы являются неким абстрактным предметом «чистого искусства», не...

Службова недбалість на мільярди

При передачі майнових комплексів у відання Української республіканської ради...

Новая «Катька» окупится за 5—6 лет

С 2017 г. количество лиц в местах лишения/ограничения свободы ежегодно уменьшается на...

Все еще космическая держава: «благодаря» или...

Космическая отрасль, обладая высоким научным, конструкторско-инженерным и...

Какой ценой обойдется Украине Донбасс?

Хочется верить, что государственное руководство, осознавая всю опасность сложившейся...

Военное бюро добрых услуг

Уклонение от призыва на военную службу наказывается лишением свободы на срок от трех...

Воспитание Масков по вызубренной методичке

Каким образом менеджерские навыки и понимание корпоративного управления соотносятся...

Защита бизнеса в Украине

Инициатива создания учреждения бизнес-омбудсмана обеспечит внешним силам...

Карманная полиция

Украина является унитарным государством и не может содержать муниципальные...

Как городская власть строить и жить помогает

Жители столицы оценивают работу служб и городской власти в целом

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка