В облаках витать или аэропорты строить

№41 (878) 12 — 18 октября 2018 г. 10 Октября 2018 4.7

Национальная транспортная стратегия Украины Drive Ukraine, разработанная транспортным ведомством и утвержденная Кабмином, предполагает строительство до 2030 года 50 новых аэропортов, из которых как минимум 5 претендуют на статус международных хабов, еще 20 будут обеспечивать международное сообщение, а остальные — работать на внутренние перевозки. Велика ли вероятность реализации этих планов с учетом нынешнего состояния авиаперевозок, или это только прожекты главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна, вопрос риторический.

Пока современные и надежные воздушные ворота имеют не все города-миллионники. К примеру, власти Днепра, который входит в пятерку крупнейших городов Украины, добиваются реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы и строительства нового терминала посредством написания петиций президенту.

В последних числах сентября на сайте президента зарегистрирована петиция №22/047048-еп, предлагающая «осуществить финансирование из государственного бюджета реконструкции и модернизации действующей или строительства новой взлетно-посадочной полосы аэропорта в городе Днепр».

Инициатор обращения — сотрудница управления правового обеспечения Днепровского горсовета Анна Подольная. Вскоре причастность к документу признали в коммунальном предприятии «Агентство развития Днепра», а затем и мэр Днепра Борис Филатов призвал горожан проголосовать за петицию.

«Я прошу вас объединить усилия и продемонстрировать всем, что Днепру нужен аэропорт. Тысячу раз я говорил, что это — позор для любой власти, когда город-миллионник является, наверное, единственным в мире, где нормально не функционирует аэропорт, а взлетно-посадочная полоса находится в неудовлетворительном состоянии. Скажите теперь и вы свое веское слово. Покажите, что нам надо. Попросите об этом друзей, родственников, коллег», — отметил Борис Филатов на своей странице в Facebook.

После такого призыва меньше чем за 10 дней петиция Анны Подольной собрала 16 675 голосов из 25 тыс. необходимых. 5 октября на президентском сайте зарегистрировано еще одно аналогичное заявление от имени некоей Ларисы Шалдаисовой. Женщина с таким именем и фамилией работает заведующей амбулаторией в центре первичной медицинской помощи №8 Днепра.

Эту петицию местные массмедиа назвали фейковой, а мотивом регистрации — «чтобы рассеять голоса за настоящее электронное обращение». Кто стоит за второй петицией и действительно ли она фейковая, сказать трудно. Но до окончания голосования более двух месяцев, и за это время жители Днепра, небезразличные к судьбе своего аэропорта, при желании могут без труда добрать недостающие электронные подписи.

Вопрос авиасообщения для днепрян действительно крайне актуален. Много лет аэропорт является вотчиной авиакомпании «Днеправиа» Игоря Коломойского и бортов близких ей МАУ и «Розы ветров». Тогда как крупных международных перевозчиков из него методично выдавливали.

Менеджеры «Днеправиа» неоднократно конфликтовали с конкурирующими компаниями, в т.ч. с Lufthansa и Turkish Airlines (обе входят в старейшее и крупнейшее мировое объединение авиаперевозчиков Star Alliance).

Споры велись вокруг времени и периодичности рейсов. Аэропорт мог неожиданно отказать «чужакам» в обслуживании по техническим причинам. Иностранным авиакомпаниям создавали проблемы и давали понять, что здесь они незваные гости. Те и не особо стремились задержаться в Днепре надолго.

Поэтому из Днепра можно улететь бортами МАУ и «Розы ветров» (обе, как считается, входят в альянс авиакомпаний бывшего владельца «ПриватБанка»). Прямые рейсы этих авиакомпаний ограничены направлениями — Киев, Анталия, Бургас, Шарм-эль-Шейх, Ираклион и Тель-Авив.

Из иностранцев аэропорт Днепра сотрудничает с Austrian Airlines, которые ежедневно летают в Вену и обратно, а также с греческой Ellin Air, по четвергам и воскресеньям совершающей рейсы в Салоники.

Все это, конечно же, сказывается и на стоимости перевозок, и на деловом климате. Днепряне летают за границу в основном через Борисполь или аэропорт соседнего Запорожья. Иностранцы, посещающие город на Днепре, вникая в ситуацию с авиаперевозками, делают вывод, что прозрачно вести бизнес в этом городе (и в стране в целом) не получится.

Украинские власти это тоже прекрасно понимают. Еще весной 2017 г. по иску Фонда госимущества Хозяйственный суд Днепропетровской области постановил вернуть государству 94,5% акций ПАО «Авиационная компания «Днеправиа», которые были проданы структурам Игоря Коломойского в 2009 г. в ходе приватизации. Мотив — невыполнение инвестиционных обязательств.

Вслед за этим прошлой осенью стартовало банкротство и самой авиакомпании. Иск к «Днеправиа» подала дружественная ей «Укртатнафта». Авиакомпания оказалась должна ей 163,3 млн. грн. за авиатопливо.

По опыту ведения судебных дел в Украине споры, подобные тем, которые ведутся вокруг ПАО «Днеправиа» и арендованного ею Международного аэропорта «Днепр», могут тянуться сколько угодно долго.

Однако летом стало известно, что выступить посредником в конфликте между Игорем Коломойским и государством готов крупнейший харьковский бизнесмен Александр Ярославский.

Последний заявил, что договорился о переуступке аэропорта и намерен построить в Днепре новый аэровокзал, подобный тому, который его холдинговая компания DCH построила в Харькове к Евро-2012.

Свое обещание он еще раз повторил на Х Международном экономическом форуме «Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы», проходившем в первой столице в конце сентября.

В присутствии президента Петра Порошенко и главы бюджетного комитета ВР Андрея Павелко Александр Ярославский заявил о готовности вступить с государством в партнерство в вопросе строительства в Днепре нового авиатерминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы.

«В аэропорт Днепра сейчас стыдно летать. Я прилетел, колеса чуть не отвалились. Все мы знаем, что там необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу. Я предлагал, чтобы этот проект был сделан по примеру Харькова — частно-государственное партнерство. Государство строит полосу, которая является стратегическим объектом. На эти цели необходимо порядка $120 млн. Я строю терминальный комплекс. Это $70 млн. То есть всего порядка $190 млн. Для реализации проекта необходимо будет 2—2,5 года, и мы получим современный инфраструктурный объект, в котором нуждается город-миллионник Днепр и Днепропетровская область, в которой проживают более 3 млн. человек», — заявил владелец группы DCH и организатор форума «Харьковские инициативы».

Присутствовавший на форуме первый вице-премьер-министр Степан Кубив тоже вроде бы не против такого развития событий. Он обещал донести это предложение до членов Кабмина на ближайшем правительственном совещании. Впрочем, в Кабмине и так давно знают о «харьковской инициативе» бизнесмена в отношении аэропорта соседнего областного центра. Тем более что Ярославского в Днепропетровской области уже трудно назвать чужаком: с недавних пор он является там одним из крупнейших инвесторов.

За последние годы бизнесмен купил в Днепропетровской области сразу несколько крупных промышленных предприятий, в т.ч. ГОК «Сухая Балка» в Кривом Роге и металлургический завод им. Петровского в Днепре. Продавцом обоих выступил российский бизнесмен Роман Абрамович.

Проблема, по-видимому, только в том, что у государства нет лишних 3,5 млрд. грн. на реконструкцию ВПП днепровского аэропорта. Во всяком случае в проекте госбюджета-2019 данной строчки расходов не оказалось.

Судя по всему, именно с этой целью днепровские власти накануне утверждения главного финансового документа и решили пойти в «психическую атаку» на Кабмин, регистрируя петиции к президенту и задействовав для этих целей политических лоббистов типа Олега Ляшко.

На прошлой неделе лидер Радикальной партии также проникся сочувствием к жителям Днепра и заявил о готовности своей партии поддержать выделение средств на нужды днепровского аэропорта, «если в проекте госбюджета на 2019 год будет предусмотрена такая статья».

«Радикальная партия поддерживает, чтобы в Днепре был современный и комфортный аэропорт, куда будут прилетать не по три рейса в день, а по 30—40. Днепру нужен современный аэропорт и снижение цен на билеты, чтобы люди могли летать и не платить по 500 долларов за билет в одну сторону. Сейчас люди платят космические суммы за билет из Киева в Днепр, хотя за эту сумму можно слетать в Америку и обратно», — заявил Ляшко днепровскому информагентству «Мост-Днепр».

Ранее министр инфраструктуры Владимир Омелян заявлял, что его ведомство убеждает правительство с 2019 года выделять ежегодно по 10 млрд. грн. на строительство взлетно-посадочных полос, чтобы в течение ближайших пяти лет построить по меньшей мере 20 аэропортов и отдать их в концессию.

«Бизнес после построит терминалы, терминалы заполнятся пассажирами, рейсами. Это бизнес-модель, которая будет работать успешно», — уверял глава профильного министерства. Для днепровского аэропорта уже есть и концессионер. Существует и острая необходимость в расширении перевозок.

Впрочем, по данным осведомленных источников, прежде чем реконструировать ВПП и строить новый терминал, власти Днепра должны решить некоторые застарелые земельные вопросы с Новоалександровским сельсоветом: в его состав ранее входил пос. Авиаторское, на территории которого находится аэропорт.

Сам поселок, расположенный на месте бывшей военной части и военного городка №45, передается городу уже больше десятилетия. Но власти города и области этот процесс не завершали. Многие объекты поселка до сих пор находятся на балансе области. Верховная Рада еще не голосовала за передачу Авиаторского областному центру.

Известный днепровский журналист Виталий Теплов на своей страничке в Facebook написал: «на сегодняшний день вообще никак не решены вопросы землеотвода и инвентаризации имущества... этими вопросами город не занимается — или не умеет, или не хочет. Один к одному повторяется ситуация с целостным имущественным комплексом метростроя, которую решала для мэрии ДнепрОГА».

«Там бюрократической волокиты года на полтора», — уверяет главный редактор сайта gazeta.dp.ua и газеты «Горожанин». Но строить аэропорт необходимо уже сегодня.

Ближайшие месяцы покажут, удастся ли мэру Днепра Борису Филатову и губернатору области Валентину Резниченко выбить деньги на еще один крупный инфраструктурный проект.

Для этого им надо показать Киеву, что деньги, выделенные на достройку днепровского метрополитена под гарантию правительства (а это более 300 млн. евро), осваиваются успешно. Ну и, конечно, убедить Кабмин и президента, что в регионе готовы сообща и в самые короткие сроки решить все земельные вопросы, связанные с проектированием и строительством нового аэропорта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Николаевщина: без изменений

Вечером 26 ноября, во время затянувшегося перерыва в заседании Верховной Рады,...

Картинки из Харькова

Наверное, впечатление от режима военного положения в Харькове проще всего...

Праздник для спекулянтов

Многие налогоплательщики, активные инвесторы и вкладчики украинских банков еще не...

«Щедрик» открыли, но не спели

В райцентре Тульчин начало работать креативное пространство под открытым небом...

Страх, плавно переходящий в панику

Военное положение (хоть и в относительно мягкой форме) способно серьезно подорвать...

В серой зоне: обыденная жизнь в регионе украинского...

В «Записках из мертвого дома» — повествовании Достоевского о впечатлениях от...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка