Время проката

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 5

Пункты проката самых разных предметов обихода возвращают свою популярность.

Куда бы пристроить ненужное?

Герой известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино» говорил: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное». В годы относительной экономической стабильности многие представители среднего класса не особо задумывались над приобретением некоторых вещей, которые впоследствии оказались покупкой не самой первой необходимости.

Теперь их продажа вряд ли достойно пополнит личный или семейный бюджет. Но можно рассмотреть возможность сдачи в аренду или проката.

В канувшем в Лету СССР услуги прокатных пунктов пользовались большим спросом, потому что многие товары были в дефиците, а представители распространенных «кочевых» профессий, таких как военные, геологи, нефтяники и т. д., прежде чем осесть на одном месте, много лет колесили по стране. Приобретать дорогие товары, которые могли не выдержать переезда, им не хотелось. Достаточно было просто взять их в аренду.

С распадом Союза развалилась и система государственных, кооперативных прокатных пунктов. Более того, арендовать товары стало непрестижно, поскольку в моду вошел культ собственника, подпитываемый обилием невиданных ранее благ общества потребления и доступностью потребительских кредитов.

Тем не менее сейчас прокат возвращает свои позиции. Способствует этому снижение доходов населения: все меньше людей имеют возможность приобретать те или иные вещи, и все больше появляется желающих сдать в аренду купленную ранее, но не используемую технику или оборудование.

Немаловажный фактор — уверенность в завтрашнем дне. Приобретая товар длительного срока эксплуатации, вместе с ним мы покупаем нематериальную частицу уверенности. Если мы не знаем, что будет со страной, экономикой, ценами на недвижимость или курсом валюты, дом или авто лучше взять в аренду.

Свой вклад привносят и общемировые тенденции. К примеру, футурологи утверждают, что появление на рынке автомобилей, оснащенных системой самоуправления, управление которыми производится с минимальным участием человека, неизменно приведет к понижению статуса средств передвижения.

Из предмета личного обожания такие авто превратятся в лично-кооперативные. Пока хозяин работает в офисе или на предприятии, его автономный автомобиль сможет перевозить других пассажиров, зарабатывая деньги своему владельцу.

Подобные новации можно считать уже внедренными. Вопрос только в разумной степени автоматизации автомобилей и участии человека в его управлении, наличии автомагистралей, которые смогут работать в подобном режиме, и оценке страхового риска, которому подвергаются техника и пассажиры.

В далеком, но вполне обозримом будущем самоуправляемые системы оптимизируют количество автомобилей в мегаполисах, а это позволит держать под контролем экологическую ситуацию в крупных городах. Значительный парк авто будет иметь коммунальный или лично-кооперативный статус.

Отсюда недалеко и до революционных, вполне коммунистических, изменений в отношении к собственности. Уже сегодня во многих американских и европейских вузах практикуется совместное владение предметами. Например, можно взять в аренду музыкальный центр, предложив взамен фотокамеру.

Расчетными единицами при таких обменах зачастую выступают электронные или суррогатные деньги, позволяющие получить те или иные услуги на территории, ограниченной небольшим городком или студенческим кампусом.

Сегодняшнее подрастающее поколение украинцев, несомненно, знает об этих тенденциях. Хотя пока что не приходилось слышать о суррогатных университетских валютах. В ходу больше доллары, гривни или веб-мани.

Как бы то ни было, практически во всех крупных городах уже появились специализированные прокатные центры, а интернет-порталы забиты частными объявлениями на эту тему.

В некоторых сегментах производства доля проката или аренды может быть весьма значительна. Хотя точные данные на этот счет отсутствуют. В первую очередь это аренда тяжелой строительной техники, которой, как правило, пользуются молодые строительные фирмы. А таких на рынке немало.

Традиционно много автомобилей продается в лизинг. Еще одна форма аренды с выкупом. Но с уверенностью можно говорить о том, что в каждом из этих сегментов вращаются миллионы долларов США.

Богатство выбора

Посетив популярный сайт объявлений olx.ua, в разделе «Услуги, прокат товаров» можно встретить немало объявлений об аренде или прокате строительных лесов и мотоциклов, лодочных моторов и дизель-генераторов, свадебных платьев и карнавальных костюмов. Наверняка найдет своего клиента объявление об аренде толщиномера (прибора, с помощью которого можно проверить состояние автомобиля). Много предложений о прокате детских вещей и строительных инструментов.

В Киеве прокатом широкого ассортимента бытовой техники занимается компания «Домфорт». Ее директор и соучредитель Алексей Юзвяк рассказал «2000», что идея сдавать в аренду эти товары родилась в конце 2014 г., когда банки прекратили кредитование частных лиц на приобретение электроники, а магазины были заинтересованы в том, чтобы реализовать купленные ранее товары по приемлемым ценам.

Имея в наличии капитал в 3,5 млн. грн., компания приобрела разнообразную бытовую технику вплоть до беговых дорожек и начала предлагать ее в аренду.

На сегодняшний день услугами компании «Домфорт» пользуются как коренные киевляне, так и приехавшие в столицу на работу. Приезжие составляют 10—15% клиентов фирмы.

Среди клиентов компании Алексея Юзвяка есть частные предприниматели, которые берут напрокат кофемашины и микроволновые печи. А большие компании и учреждения предпочитают арендовать беговые дорожки и другие спортивные тренажеры, понимая, что оборудование спортзала может стать хорошим соцпакетом дополнительно к основной заработной плате сотрудников.

С сохранностью инвентаря, как правило, проблем не возникает. Взятой напрокат бытовой техникой клиенты почти всегда пользуются столь же бережно, как своей собственной. Тем более что в отличие от гарантийного ремонта негарантийный делается за счет клиента. А за нарушение договора проката предусмотрены штрафные санкции.

С учетом популярности велосипедных прогулок можно попытаться заработать на велопрокате.

К примеру, велопрокат на Березняках предлагает «покатушки» по цене 60 грн./час и 40 грн. — следующие часы. Ночная велопрогулка обойдется в 175 грн., а суточная аренда — в 250 грн.

Еще один прокатный пункт в столице предлагает аренду велосипедов по цене 65—100 грн./час, и также имеет гибкий график тарифов в зависимости от времени и продолжительности катания.

В обоих случаях, прежде чем арендовать двухколесный, вам придется оставить в залог какой-то документ (паспорт Украины, загранпаспорт, военный билет или водительское удостоверение), а также некоторую сумму.

В одних случаях это 400—700 грн., в других — 1500—2500 грн., иногда даже 20 тыс. (эквивалент $800), если речь идет о недельной аренде, а клиент по каким-то причинам не может оставить в залог свои документы.

Большим спросом пользуется прокат строительной техники и инструмента. В этом сегменте можно найти объявления о сдаче в аренду самосвалов, автокранов или опалубки. Но находится место и для владельцев разнообразного инструмента, который легко можно купить в обычных строительных супермаркетах.

Технологии строительства постоянно совершенствуются, а вместе с ними растет количество специализированного инструмента, иметь в собственности который подавляющему большинству хозяйств явно не по карману. Зато можно арендовать на время ремонта.

Судя по объявлениям в украинском сегменте интернета, прокат лобзиков, незаменимых в процессе укладки ламината, обойдется от 50 грн./сутки, болгарки, шуруповерта или перфоратора — от 100 грн., отбойного молотка — от 150 грн., бетонолома — от 350 грн., а дизельного генератора — от 400 грн. в сутки.

Владелец одного из таких прокатных пунктов Роман рассказал «2000», что услуги предоставляются при предъявлении паспорта с местной (в данном случае полтавской) регистрацией. При выдаче оборудования арендодатель и клиент подписывают типовой договор проката. Арендатор оставляет залог. По закону он не может превышать стоимости предмета проката. Например, залоговая стоимость компрессора составляет 500 грн.

В общем, в аренду сегодня можно взять все, что душа пожелает, — от свадебного платья или просто шикарного наряда для фотосессии до оборудования для проведения дискотеки или кальяна для вечеринки.

Несколько лет назад журнал «Фокус» рассказал историю крымчанки Елены Фетисовой, которая начала бизнес с проката детских весов, потратив на их покупку 350 грн. Клиенток она находила через врачей детских поликлиник. Спустя год Елена уже сняла офис и расширила перечень товаров проката — детскими качелями, шезлонгами, стульчиками для кормления. Далее расширение ассортимента пошло в направлении детских игрушек. На момент публикации фирма Babyservice предлагала клиентам более 100 детских товаров.

С учетом нынешней экономической ситуации прокат товаров различного назначения будет и дальше развиваться. Все больше граждан пытаются извлечь выгоду из купленных предметов не самой первой необходимости. Благо, технически это сделать нетрудно. Надо выбрать популярный сайт объявлений, зарегистрироваться, указав предмет проката, регион и контактные данные. И ждать тех, кому понадобятся ваши товары.

При этом надо понимать, что согласно украинскому законодательству для заключения полноценного договора проката, в котором оговорены права и обязанности сторон, арендодатель должен иметь как минимум статус физлица-предпринимателя. Заключив договор проката, арендодатель без статуса ФЛП фиксирует свое правонарушение и факт неуплаты налога.

Пока что фискальная служба закрывает глаза на нарушения подобного рода. Однако вопросы наполнения бюджета даже мелкими плательщиками становятся все более актуальными.

Об этом свидетельствует недавнее разъяснение ГФС, выданное по просьбе одного из резидентов, согласно которому даже проданная через комиссионный магазин поношенная вещь, бытовая техника или мебель считается дополнительным доходом.

Как сообщает UBR, магазин-продавец является налоговым агентом и обязан удержать из выплаченных владельцу средств от продажи налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный сбор. Информацию о выплаченных доходах и удержанных сборах он должен отражать в своих налоговых отчетах.

Владельцам прокатных пунктов стоило бы это учесть, ибо недалек тот день, когда у фискалов дойдут руки и до рынка проката.

Частники не могут быть защищены и от обычных аферистов. Хотя эта опасность, скорее всего, преувеличена. Ведь преступники предпочитают иметь дело с деньгами, а не с предметами, легко сбыть которые не всегда представляется возможным.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Скорбный туризм

Корреспондент The Independent Оливия Алабастер отправилась в Украину в поисках ответа на...

«Його викинули, як пса»

Сегодня в рубрике: польская трагедия с заробитчанином с Ивано-Франковшины,...

Овцы сыты, волки — целы

Сделав в начале века ставку на масштабную приватизацию, Украина отдала в частные руки...

Война для комбайнеров, но не для менеджеров

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — публикации изданий Николаевской, Одесской...

Почувствуйте себя партизаном

«Это не к нам туристы валят, а мы валим отсюда»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка