Все еще космическая держава: «благодаря» или «вопреки»?

№12(978) 25 – 31 марта 24 Марта 2021

В один из недавних мартовских дней в Государственном космическом агентстве Украины состоялось небезынтересное мероприятие, официальное наименование которого — «Публичный отчет председателя ГКАУ за 2020 год».

Мероприятие это — традиционное для ГКАУ, проводится ежегодно. Причем речь идет не только о сделанном и об имеющихся проблемах, но и о перспективах на текущий год и о важнейших предстоящих событиях в космической сфере.

Помимо специалистов отрасли доклад слушали и представители различных государственных учреждений, общественных организаций и средств массовой информации, проявляющие интерес к изучению космического пространства и к возможностям его использования для нужд науки, экономики и других целей.

Особенностью публичного отчета о деятельности ГКАУ за 2020 г. стало то, что с докладом выступал новый председатель Государственного космического агентства Украины Владимир Тафтай, 24 февраля 2021 г. назначенный Кабмином на эту должность и в начале марта представленный коллективу ГКАУ.

Со второй попытки

Владимир Тафтай родился в 1974 г. В 1997-м окончил Днепропетровский государственный университет.

До Тафтая ГКАУ возглавляли Владимир Усов (с января 2020 г. — немногим более десяти месяцев), а потом Михаил Лев (в статусе и. о. главы ГКАУ с ноября 2020 г. — чуть более трех месяцев), ранее никогда не работавшие в этой специфической сфере и являвшиеся для нее, так сказать, людьми со стороны, что вряд ли способствовало пользе дела. Новый руководитель ГКАУ в космической отрасли — не чужак: он выходец из днепропетровского ПО «Южмаш» им. А. М. Макарова, где работал после вуза с 1997-го по 2009 г., в т. ч. в течение нескольких лет участвовал в реализации международной космической программы «Морской старт».

Незадолго до назначения на должность председателя ГКАУ Владимир Тафтай руководил управлением, координировавшим космическую деятельность, в департаменте экономики сектора обороны и безопасности Министерства развития экономики и торговли Украины. И, как сказал Владимир Владимирович в преамбуле своего выступления, он внимательно следил за работой предприятий и учреждений ракетно-космической отрасли и самого' космического агентства, а потому в курсе дел и проблем, существующих в трудовых коллективах и в ГКАУ.

Кстати, на свой нынешний пост председателя ГКАУ Владимир Тафтай попал со второй попытки: он в числе нескольких претендентов участвовал в аналогичном конкурсе в 2019 г., но тогда Кабинет Министров (уж не знаем, по каким причинам) отдал предпочтение кандидатуре Владимира Усова.

Очень хотелось бы надеяться, что на этот раз сделанный правительством выбор окажется более удачным и более эффективным, чем два предыдущих.

До сих пор без 6-й программы. Но на пути к ней

Срок действия рассчитанной на пять лет (2013—2017) 5-й Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины завершился 31 декабря 2017 г. К тому времени в ГКАУ уже должны были бы разработать, согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами, утвердить в Кабинете Министров, а затем в Верховной Раде 6-ю космическую программу Украины (на 2018—2022 гг.). Однако, увы, этого не произошло ни в 2018-м, ни в 2019-м, ни в 2020-м, что во многом было вызвано чехардой с частыми сменами в руководстве ГКАУ.

Но не только по этой причине. Поневоле складывалось небезосновательное впечатление, что «наверху» разные высокие руководители были не очень-то озабочены состоянием дел в отечественной космической отрасли, которая, судя по всему, не относилась к числу приоритетных для власть имущих.

В 2021-м ситуация в этой сфере, кажется, немного сдвинулась с мертвой точки. Во время презентации публичного отчета председателя ГКАУ было сообщено, что в январе 2021 г. Кабмин своим распоряжением №15-р одобрил разработанную в 2020-м концепцию Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021—2025 гг. Начата разработка проекта закона об утверждении упомянутой космической программы.

Этот законопроект и сама 6-я общегосударственная целевая программа на 2021—2025 гг. должны пройти по непростому пути согласования, одобрения и утверждения: из Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности (к его сфере ныне относится космическая отрасль) — в правительство, оттуда — в парламент. Без такого закона нет общегосударственной космической программы, а значит, нет и ее госбюджетного финансирования, чем, по вполне понятным причинам, тормозится надлежащее (т. е. подкрепленное бюджетными ассигнованиями) проведение научных космических исследований и создание новой космической техники.

Что же касается тех важнейших задач космической отрасли Украины, которые реализовывались в 2020 г., то, как следует из публичного отчета председателя ГКАУ, госбюджетное финансирование выделялось только на задания в интересах национальной безопасности и обороны. Причем из предусмотренной на эти цели суммы ассигнований в 95 млн. грн. фактически было профинансировано 69 млн. грн. (около 73%).

Наша техника — в американских «Антаресах» и европейских «Вегах»

В 2020 г. предприятия и организации космической отрасли Украины изготовили основные конструкции первых ступеней для двух американских ракет-носителей «Антарес» (Antares), с помощью которых с островного космодрома Уоллопс, расположенного вблизи восточного (атлантического) побережья США, выводятся на околоземную орбиту — к Международной космической станции — грузовые корабли со всем необходимым для функционирования МКС.

В 2020-м в Украине были изготовлены и блоки маршевых двигателей четвертой ступени для двух европейских ракет-носителей «Вега» (Vega).

Напомним, что и основные конструкции первых ступеней для «Антаресов», и двигатели четвертых ступеней для «Веги» разработаны в государственном КБ «Южное», а произведены на ПО «Южмаш» (с участием ряда других украинских предприятий).

Украинские специалисты в 2020 г. также участвовали в обеспечении двух пусков ракет-носителей «Антарес» и двух пусков ракет-носителей «Вега» (с расположенного в приэкваториальной зоне Южной Америки космодрома Куру Европейского космического агентства).

Новый спутник — к юбилею независимости

В 2020 г. в КБ «Южное» проводились и ныне продолжаются работы, направленные на завершение создания и изготовления, сборку и подготовку к наземным испытаниям летного образца космического аппарата «Січ-2-1», предназначенного для осуществления разнообразных задач дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Причем создание этого спутника, как и ряда других перспективных космических аппаратов семейства «Січ» («Січ-2М», «Січ-3-О» и т. д.), осуществляется, к сожалению, не за счет госбюджетного финансирования, а за собственные средства КБ.

Не так давно космический аппарат «Січ-2-1» с легкой руки президента Владимира Зеленского обрел новое — судя по всему, предназначенное для широких народных масс — наименование «Січ-2-1-30»: глава государства озвучил задачу выведения этого космического аппарата на околоземную орбиту в честь 30-летия государственной независимости Украины.

Что и говорить, любят у нас — еще с советских времен — космические старты и прочие свершения приурочить к юбилейным и другим знаменательным датам.

А поскольку собственного космодрома в Украине нет, а те, с которых раньше осуществлялись запуски созданных у нас ракет-носителей (космодромы «Байконур» и «Плесецк»), уже несколько лет недоступны, как и закрытая россиянами международная программа «Морской старт» в Тихом океане, актуализировался оперативный поиск зарубежных партнеров, имеющих космодром и стартующую с него ракету-носитель, способную вывести на околоземную орбиту «Січ-2-1» (он же «Січ-2-1-30»).

Как нам стало известно, вариант, на который ориентируются в Украине, — использование для этих целей ракеты-носителя, созданной компанией Илона Маска. Правда, точно к отмечаемой праздничной дате, 24 августа, запустить на околоземную орбиту космический аппарат не получится, поскольку в программе компании Маска «окно» для запуска есть только в конце 2021 г. (дата возможного старта — 26 декабря).

В этой связи возникает потребность в оперативном согласовании всех (технических, финансовых, организационных и пр.) вопросов с потенциальным партнером. Необходимо также столь же оперативно изыскать в госбюджете средства для обеспечения работ по завершению создания в КБ «Южное» летного экземпляра «Січ-2-1» и решения технических аспектов его размещения на ракете-носителе; для финансирования доставки украинского спутника из Днепра на космодром; для проведения самого пуска ракеты-носителя с выведением космического аппарата на околоземную орбиту. Финансовые средства потребуются и на осуществление в Украине — в системе ее Национального центра управления и испытаний космических средств — всех действий по управлению полетом спутника «Січ-2-1» после выведения его на космическую орбиту. Ведь создание современного космического аппарата, его изготовление, выведение на орбиту и последующая эксплуатация — все это, вместе взятое, стоит недешево, а потому такой космический пуск не может осуществляться лишь в перечне юбилейных мероприятий.

Вопрос по всему упомянутому комплексу необходимого финансирования работ, связанных с ожидаемым запуском космического аппарата «Січ-2-1» («Січ-2-1-30»), корреспондент «2000» адресовал Владимиру Тафтаю. Глава ГКАУ сказал, что по перспективам госбюджетного финансирования работ, связанных с обеспечением запуска спутника ДЗЗ в 2021 г., найдено взаимопонимание с Комитетом ВР по вопросам экономического развития, который возглавляет Дмитрий Наталуха. И это позволяет надеяться, что упомянутые финансовые аспекты будут решены. Конкретные же суммы предстоящих госбюджетных ассигнований на эти цели пока не были озвучены. Между тем, как нам стало известно, эта цифра варьирует в диапазоне от 140 до 240 млн. грн.

Завершение создания космического аппарата «Січ-2-1» и его ожидаемое выведение на околоземную орбиту до конца 2021 г. — не единственный пример деятельности в этой сфере: флагманом космической отрасли Украины — КБ «Южное» ведутся (также за счет средств самого предприятия) работы по созданию еще нескольких спутников для дистанционного зондирования Земли. Как отметил Владимир Тафтай, предполагается, что в дальнейшем будет запускаться ежегодно по одному новому космическому аппарату из семейства «Січ» — с целью создания до 2026 г. эффективно функционирующей орбитальной спутниковой группировки для решения комплекса задач по ДЗЗ.

Полезная информация — с космических аппаратов разных стран

После прекращения функционирования спутника «Січ-2» уже в течение ряда лет на околоземных орбитах нет украинских космических аппаратов аналогичного назначения. В связи с этим обеспечение различных министерств и ведомств нашей страны и других государственных потребителей данными ДЗЗ осуществляется за счет сведений, поступающих на входящие в систему ГКАУ наземные станции приема информации — с космических аппаратов других стран, принадлежащих различным компаниям, с которыми заключил соответствующие контракты Национальный центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС)*.

В частности, по контракту между НЦУИКС и корпорацией China Great Wall Industry Corporation в минувшем году был выполнен комплекс мероприятий по планированию, приему, обработке и распространению данных ДЗЗ сверхвысокого пространственного разрешения — с космических аппаратов Super View-1 (номера 01, 02, 03 и 04) — на общей площади 488499 кв. км, охваченной съемкой.

А по контракту между НЦУИКС и компанией SmageSat International N. V. в 2020 г. была принята, обработана и распространена информация по данным ДЗЗ сверхвысокого пространственного разрешения, полученным с космического аппарата EROS-B, — на охваченной съемкой общей площади 18526 кв. км.

Кроме того, в 2020 г. на украинских наземных станциях приема информации обеспечивались получение и обработка данных ДЗЗ с таких иностранных спутников, как TERRA и SUOMI-NPP, а также с иностранных космических аппаратов серии NOAA.

Приемом информации с различных спутников и обработкой полученных данных ДЗЗ обеспечивалось функционирование в системе ГКАУ тематического сервиса по мониторингу состояния посевов в различных регионах Украины, высоты снежного покрова и вероятностей снеготаяния, ледовой обстановки на Азовском море и водохранилищах Днепровского каскада, по прогнозированию количества осадков, паводковых ситуаций и наводнений, пылевых бурь, пожароопасности (очагов возгорания и пожаров), по формированию карт вымерзания сельскохозяйственных культур, фиксированию различных геофизических природных явлений и техногенных взрывов.

На этой основе в течение 2020 г. различным министерствам, ведомствам и организациям Украины по результатам обработки данных ДЗЗ были переданы 3923 документа, в т. ч. 313 информационно-аналитических справок и 3610 тематических карт.

Среди потребителей информации ДЗЗ — Министерство энергетики и угольной промышленности, Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, Министерство экономики, торговли и сельского хозяйства, Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, Госагентство лесных ресурсов, Госслужба геологии и недр, Государственная экологическая инспекция, Киевская городская госадминистрация, Донецкая, Житомирская, Киевская, Луганская, Одесская, Черниговская областные госадминистрации, Администрация морских портов Украины и другие структуры. А в секторе национальной безопасности и обороны — такие потребители информации ДЗЗ, как Министерство обороны, МВД, СБУ, Госпогранслужба, СНБОР, Госслужба по чрезвычайным ситуациям и др.

Также обеспечивалось участие Украины в работе Межправительственной группы по наблюдениям Земли из космоса — GEO (Group of Earth Observation) и в Комитете спутникового наблюдения за Землей — CEOS (Committee on Earth Observation Satellites). Завершается создание украинского комитета GEO-UA и уточняется состав представительства Украины в GEOS.

С целью обеспечения трансфера космических технологий наблюдения Земли в реальный сектор экономики Украины и создания промышленных технологий обработки данных продолжаются работы по совершенствованию украинского сегмента GEO-UA в международной системе GEOSS (в частности, ведомственного портала ГКАУ и НЦУИКС). Он дополнен актуальной тематической информацией с иностранных спутников ДЗЗ и обновленным специальным программным обеспечением для тематической обработки оптических и радарных космических снимков.

Отработаны направления расширения участия Украины в европейской программе по наблюдениям Земли Copernicus, в т. ч. по услугам этой программы относительно полного, свободного и открытого доступа к данным с будущих создаваемых в Украине перспективных спутников ДЗЗ, и содействие доступу к данным наземных наблюдений, полученных от метеорологических комплексов Главного центра специального контроля ГКАУ и Регионального центра специального контроля НЦУИКС, включая информацию об атмосферном давлении, температуре воздуха, направлениях и скорости ветра, относительной влажности, интенсивности осадков, их типах и количестве.

Продолжается совершенствование новой методики в интерферометрии с использованием данных ДЗЗ со спутников Sentiel программы Copernicus и удовлетворяются запросы украинских потребителей на данные ДЗЗ с этих космических аппаратов — для разработки и внедрения собственных информационных продуктов в интересах государства и общества.

Совершенствуются космические системы навигации

В космической отрасли Украины осуществляется эксплуатация и расширение системы координатно-временного и навигационного обеспечения, в состав которой входят два центра контроля навигационного поля и сеть контрольно-корректировочных станций.

В 2020 г. количество таких станций увеличилось на семь, а общая их численность достигла 42, что обеспечило покрытие ими около 42% территории нашей страны.

Кроме того, обеспечивается эксплуатация модернизированной аппаратуры электронной регистрации оптических наблюдений и телескопа АЗТ-28 квантово-оптической станции «Сажень-С» и двух станций оптико-электронного наблюдения — в интересах поддержки каталога космических объектов системы контроля и анализа космической обстановки.

К сожалению, задание «Совершенствование космических систем телекоммуникации и навигации» в 2020 г. из госбюджета не финансировалось, а выполненные в этой сфере работы обеспечивались за счет специального фонда Национального центра управления и испытаний космических средств.

Земные проблемы — в Днепре и Павлограде

Уже довольно долго крупнейшее предприятие космической отрасли — ПО «Южный машиностроительный завод» в Днепре — находится в очень тяжелом финансово-экономическом положении. Учитывая такую сложную ситуацию, предпринимаются меры по финансовой поддержке предприятия. Как отметил председатель ГКАУ, на эти цели — для погашения задолженности по заработной плате работникам «Южмаша», оплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и отдельных налогов и сборов — из госбюджета в 2020 г. было выделено 342 млн. 63,9 тыс. грн.

Есть у отечественной космической отрасли и такие земные проблемы, которые связаны с хранением и утилизацией ракетного топлива (как твердого, так и жидкого), оставшегося в наследство еще со времен функционирования ракетных войск стратегического назначения СССР, среди которых были различные типы баллистических ракет, созданных на предприятиях, расположенных на территории Украинской ССР.

В течение ряда лет в Павлограде (Днепропетровская обл.) на госпредприятии — НПО «Павлоградский химический завод» с помощью функционирующей там специальной установки постепенно осуществляется утилизация хранящегося там твердого ракетного топлива.

В 2020 г. на эти цели из госбюджета было выделено 30 млн. 949 тыс. грн. (и столько же реально профинансировано). На эти средства утилизировано 8,9 т твердого ракетного топлива. Также были выполнены неотложные мероприятия для обеспечения безопасности при хранении этого топлива и во время утилизации снаряженных корпусов ракетных двигателей, топлива и продуктов его переработки. На начало 2021 г. на «Павлоградхимзаводе» оставалось на хранении 1612,7 т твердого ракетного топлива, которое еще предстоит утилизировать.

Сопоставляя два цифровых показателя — 8,9 т и 1612,7 т, нетрудно прикинуть, что при нынешних темпах утилизации, зависящих от размеров госбюджетного финансирования, на полное завершение этого длящегося уже довольно долго процесса потребуется примерно 181 год.

На том же предприятии в Павлограде осуществляются и работы по выполнению другой программы, предусматривающей предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера и осуществление мер по утилизации твердого ракетного топлива из тех ракетных двигательных установок, в которых топливо не соответствует конструкторской документации. Для реализации этой программы в 2020 г. из госбюджета было выделено 133 млн. 452 тыс. грн. На НПО ПХЗ утилизировали 180,7 т твердого ракетного топлива из корпусов двигательных установок, в которых топливо не соответствует конструкторской документации.

А в Днепре — на «Южмаше» — в течение ряда лет хранятся 36,7 т гептила — жидкого ракетного топлива, в свое время переданного в систему ГКАУ из системы Минобороны. На обеспечение хранения гептила (весьма ядовитого химического вещества, требующего особых условий обращения с ним) в 2020 г. из госбюджета было выделено 15 млн. 109 тыс. грн., а фактически профинансировано на сумму 10 млн. 227 тыс. (т. е. 67,7%). Хранение упомянутого жидкого ракетного топлива на «Южмаше» продолжается. А до утилизации гептила, учитывая более чем скромное финансирование, пока, как говорится, руки не дошли...

Экспорт и импорт

В публичном отчете председателя ГКАУ приведены и данные, по которым можно оценивать экономическую эффективность работы космической отрасли. Ее предприятиями в 2020-м было произведено товарной продукции на сумму более 2,8 млрд. грн.; общий объем валовой продукции — свыше 3,2 млрд. грн., а реализовано ее почти на 2,8 млрд. грн.

Основную часть продукции, реализованной в 2020-м предприятиями, входящими в сферу управления ГКАУ, составляет ракетно-космическая техника (49,4% общего объема), а также спецзаказы для сферы обороны и безопасности (28,4%), тогда как на долю продукции, именуемой в отчетности «гражданской», приходится 12,6%, остальное — это различные услуги и товары народного потребления.

Одним из следствий коронавирусной пандемии стали негативные явления в экономике, приведшие в отечественной космической отрасли к снижению объемов производства товарной продукции (в сопоставимых ценах) на 23,9% и к уменьшению объемов ее реализации на 25,1%. Примерно на треть упали объемы экспорта продукции космической отрасли, что произошло из-за вызванного карантинными ограничительными мероприятиями существенного замедления сотрудничества и переноса сроков выполнения контрактов, заключенных ранее украинскими предприятиями с зарубежными партнерами.

Почти две трети продукции космической отрасли идет на экспорт, тогда как объем продукции, реализуемой по госзаказам в Украине, чрезвычайно мал: в 2020 г. по прямым госзаказам было поставлено лишь 2,1% всей продукции отрасли.

Космическая отрасль по-прежнему продолжает оставаться экспортно ориентированной: даже несмотря на падение в 2020-м общих объемов ее экспорта он в девять раз превышает объемы импорта.

Основными коммерческими направлениями, по которым реализуется продукция предприятий, принадлежащих к сфере управления ГКАУ, являются США (36,4% общего объема экспорта отрасли), Саудовская Аравия (34,0%), Китай (9,9%), Республика Корея (8,4%), страны Европейского Союза (5,7%) и др.

Векторы международного партнерства

В 2020 г. ГКАУ реализовывало различные формы международной деятельности по разным ее векторам с целью продвижения интересов Украины в космической сфере, в т. ч. путем расширения и активизации сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, а также с отдельными иностранными компаниями. При этом многие деловые контакты, как и участие в международных конгрессах, конференциях и симпозиумах, проводились в онлайн-режиме.

Например, помимо сотрудничества ГКАУ и Европейского космического агентства (ESA) в рамках программы Copernicus, можно упомянуть и о том, что в 2020 г. состоялся первый раунд переговоров, посвященный обсуждению вопросов подготовки соглашения между Украиной и Евросоюзом о расширении европейской спутниковой навигационной системы EGNOS на территорию нашей страны.

Кроме того, в ГКАУ действует контактный пункт европейской программы «Горизонт 2020». ГКАУ подписало соглашение в консорциуме COSMOS2020plus, присоединилось к европейской сети контактных пунктов программы «Горизонт 2020» и осуществляет реализацию двух ее проектов.

В 2020 г. подписаны договоренности с американскими партнерами в рамках программы NASA «Артемида» — относительно принципов сотрудничества в исследовании и использовании в мирных целях Луны, Марса, комет и астероидов.

Состоялось и очередное, уже шестое, заседание украинско-китайской подкомиссии по вопросам сотрудничества в космической сфере, была подписана его программа на 2021—2025 гг., включающая 69 пунктов: ракетостроение, спутниковые технологии, ДЗЗ, спутниковая навигация и др.

Подписан меморандум с Moon Village Association («Ассоциация Лунной деревни») — с целью возможного участия Украины в международном сотрудничестве, направленном на перспективы создания на Луне базы для ее исследования и освоения.

В ходе заседания рабочей подгруппы по науке и инновациям рабочей группы по науке и образованию ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) ГКАУ были внесены предложения по сотрудничеству в сфере космической деятельности, в частности — по созданию в рамках ГУАМ совместной региональной интегрированной структуры, которая могла бы обеспечить эффективное использование ресурсов каждой из стран-участниц и получение максимальной отдачи как в национальных программах, так и в будущих общих проектах.

В течение 2020 г. ГКАУ проведены встречи и телеконференции с представителями космических ведомств и других государственных органов и учреждений различных стран. По результатам этих контактов созданы экспертные рабочие группы, изучающие возможность развития практического сотрудничества в космической сфере. А именно: с Турцией, Республикой Корея, Казахстаном, Азербайджаном, Нигерией, Кенией, Мексикой и другими государствами. Ведется подготовительная работа к подписанию межведомственных соглашений о сотрудничестве с соответствующими государственными органами, ведающими деятельностью в космической сфере в таких странах, как Италия, Португалия, Египет, Вьетнам, Малайзия, Япония.

ГКАУ продолжает активно участвовать в работе международных организаций, в т. ч. Комитета ООН по космосу, органов Режима контроля за ракетными технологиями и др.

Взгляд в будущее — с оптимизмом

— Мы ставим перед собой сложные задачи по реформированию ряда предприятий и нашей космической отрасли в целом, а также по привлечению к выполнению задач космической программы Украины не только государственных, но и частных предприятий и различных бизнес-структур. Необходимо превратить отечественную космическую отрасль в сферу инновационных проектов и высокотехнологичных разработок. При надлежащей поддержке со стороны государства в сочетании с частными инвестициями наша отрасль, обладающая высоким научным, конструкторско-инженерным и технологическим потенциалом, имеет все возможности для того, чтобы вернуться на высокие позиции в мировом рынке космических услуг и обеспечить Украине надлежащее место среди космических держав мира, — на оптимистичной ноте завершил свое выступление председатель ГКАУ Владимир Тафтай.

*После аннексии Крыма Украина потеряла входивший в систему ГКАУ расположенный вблизи Евпатории комплекс Национального центра управления и испытаний космических средств. Новый НЦУИКС был воссоздан на материковой территории страны на базе имеющихся там объектов наземной инфраструктуры космической отрасли.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Экономия на еде как норма жизни

66% украинцев вынуждены экономить на питании

Табачные империи

Поучения насчет реформаторских премудростей в исполнении коллективного Запада...

Теневой оборот «Укрспирта»

Даже с учетом того, что спиртзаводы работали в 2020-м, условно, только две трети рабочего...

Мурал раздора

Считать, что муралы являются неким абстрактным предметом «чистого искусства», не...

Службова недбалість на мільярди

При передачі майнових комплексів у відання Української республіканської ради...

Новая «Катька» окупится за 5—6 лет

С 2017 г. количество лиц в местах лишения/ограничения свободы ежегодно уменьшается на...

Какой ценой обойдется Украине Донбасс?

Хочется верить, что государственное руководство, осознавая всю опасность сложившейся...

Военное бюро добрых услуг

Уклонение от призыва на военную службу наказывается лишением свободы на срок от трех...

Воспитание Масков по вызубренной методичке

Каким образом менеджерские навыки и понимание корпоративного управления соотносятся...

Защита бизнеса в Украине

Инициатива создания учреждения бизнес-омбудсмана обеспечит внешним силам...

Карманная полиция

Украина является унитарным государством и не может содержать муниципальные...

Как городская власть строить и жить помогает

Жители столицы оценивают работу служб и городской власти в целом

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка