Выйти на рынок такси и не умереть

№27 (866) 6 — 12 июля 2018 г. 04 Июля 2018 0

Нам пишут

Представители служб такси заявляют, что кое-кто при помощи новых законопроектов собирается подмять под себя всю отрасль. Что вообще происходит на украинском рынке такси? «Яндекс Такси» вроде бы ушло с рынка, а машины все-таки ездят. Это как? Основатель компании Veterano Group Леонид Остальцев громко заявил о запуске Veterano Cab и пообещал много. Но пока никаких ветеранских такси на улицах не видно. «Уклон» активно развивает свои сервисы в других городах.

А вот недавно эстонский такси-оператор объявил, что заходит в Украину. Интересно, во сколько эксперты оценивают рынок такси в стране. Какие обещают перспективы? Нужно ли, чтобы государство лицензировало такси или вообще как-то контролировало эту деятельность? Или это пережиток прошлого и надо дать рынку развиваться стихийно?

Валерий ПРИХОДЬКО, Винница

Весной нынешнего года в Украине с новой силой разгорелись споры, нуждается ли рынок такси в реформировании или государству следует сохранять позицию стороннего наблюдателя.

95% в тени

С одной стороны, украинцам грех жаловаться на недостаток такси на улицах. В 2016 г. к крупнейшему отечественному оператору Uklon, работающему с 2013-го, присоединились Uber (самый популярный во всем мире сервис) и «Яндекс Такси» (через год служба попала под санкции, но продолжает работать).

В нынешнем году рынок существенно подрос. В мае основатель компании Veterano Group Леонид Остальцев открыл ветеранский сервис такси Veterano Cab. Только за неделю после старта проекта было перевезено более 6 тыс. пассажиров (700—800 заказов в день). Работать водителями могут все граждане без исключения, а не только ветераны АТО. Г-н Остальцев утверждает, что водитель не просто перевозит пассажира, а создает комфортные условия, чтобы человек получил от поездки удовольствие. Это то, чем никто не занимается. По его словам, бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы, из-за отсутствия средств на рекламу. Пока что сервис работает только в Киеве, но есть планы запустить его и в других городах.

В начале июня повторно зашел в Украину основанный в Эстонии в 2013 г. сервис для заказа поездок Taxify (в 2016-м он не выдержал конкуренции со стороны Uber и Uklon). В нынешнем году Taxify привлек $175 млн. инвестиций от группы инвесторов во главе с концерном Daimler и надеется закрепиться на украинском рынке. К слову, сегодня более 10 млн. человек пользуются Taxify, а в ряде европейских стран сервис стал главным конкурентом Uber. Приложение работает в Киеве, на очереди — Днепр и Львов. Тарифы такие же, как и у конкурентов, — 25 грн. посадка, 4,5 грн./км, 1,15 грн. за минуту пути.

Фирма работает с десятками автопарков Киева. Заработок за рулем — до 8 тыс. грн. в неделю, зарегистрированных водителей — свыше 3 тыс. человек. По словам гендиректора Taxify Маркуса Виллига, рынок такси в Украине на ранней стадии развития, у него большие перспективы. В странах Центральной и Восточной Европы количество таких служб увеличивается на 20—25% в год.

Казалось бы, чиновникам остается только радоваться, но они выражают крайнее неудовольствие. Особенно резко по этому вопросу высказывается министр инфраструктуры Владимир Омелян, утверждающий, что вне правового поля работают около 95% перевозчиков. Среди них и так называемые информационные диспетчерские, которые сотрудничают с частниками и получают от них процент за заказы.

В свою очередь председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк заявил: «В 2017 г. был проведен ряд общегосударственных мероприятий по выявлению на рынке пассажирских перевозок перевозчиков, которые предоставляют услуги по перевозке без оформления соответствующих документов. Речь идет о т. н. нелегальных перевозчиках, которых обнаруживаем каждый день, в частности на рынке такси. Я неоднократно говорил и снова обращаюсь к обществу, бизнесу, что вне правового поля на рынке такси работают около 95% перевозчиков».

По его словам, сейчас контролировать работу диспетчерских центров невозможно, они регистрируются как информагентства, которые предоставляют услуги информационного характера, и привлечь их к ответственности, согласно действующему законодательству, нельзя.

Г-н Ноняк подчеркнул, что есть ряд законопроектов, которые урегулируют этот рынок и позволят увидеть, как он легализуется, начнут выплачиваться налоги, а таксомоторные организации и диспетчерские центры будут нести ответственность. По неофициальным данным, ежегодный объем рынка такси составляет 40 млрд. грн., но большинство средств находится в тени.

Создатель профсоюза таксистов Украины Александр Серебряник утверждает, что 5% легальных участников рынка — это в основном компании с собственным автопарком. В крупных городах осталось по две-три таких службы, в Киеве — около десяти. Это приблизительно 30% рынка заказов. Но количество машин в их автопарках уменьшается — зачем платить налоги и соблюдать строгие правила, когда можно пойти работать по приложению?

Новый закон не нужен

Говоря о законодательстве, глава Госслужбы по безопасности на транспорте в первую очередь имеет в виду законопроект № 3107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб». Документ зарегистрирован в ВР в сентябре 2015 г., в 2016-м его доработали, но положили под сукно. И вот теперь его снова хотят рассмотреть.

В пояснительной записке авторы указали, что сегодня в таксомоторных перевозках задействовано 200 тыс. лиц и используется примерно столько же транспортных средств. Денежный оборот рынка в масштабах страны превышает 20 млрд. грн. в год. Вместе с тем около 85% его участников осуществляют деятельность за пределами правового поля.

Кроме того, из числа информационно-диспетчерских служб, деятельность которых в подавляющем большинстве случаев неразрывно связана с услугами такси, только 10% зарегистрированы в установленном законодательством порядке как субъекты хозяйствования, предоставляющие соответствующие услуги.

В результате бюджеты разных уровней недополучают (или вообще не получают) причитающиеся налоговые платежи, значительное количество работников официально не трудоустроены, нарушаются требования безопасности перевозок, потребитель не получает услуг надлежащего качества и пр.

Причинами негативных последствий, а именно теневой деятельности субъектов хозяйствования, во многих случаях и физических лиц, стал ряд факторов, в частности отсутствие закрепления в законе такого предприятия, как информационно-диспетчерская служба.

Доработанный проект закона №3107 призван ликвидировать этот пробел, определить правовой статус информационно-диспетчерских служб на уровне закона и установить одну из их обязанностей: «Подавать в орган доходов и сборов по основным местам учета информацию об автомобильных перевозчиках по вызову и по стоимости осуществленных перевозок пассажиров».

Однако Комитет ВР по вопросам транспорта в сентябре 2016 г., порекомендовал вернуть этот вариант на доработку. В апреле 2017-го мнение высказало Главное научно-экспертное управление ВР. Вот на что оно обратило внимание.

«Дело в том, что любые перевозки грузов и пассажиров осуществляются по договорам перевозки, общие требования по заключению и содержанию которых определяются в Гражданском кодексе и других законодательных актах и подзаконных нормативно-правовых актах, издаваемых в соответствии с ними.

Попутно отметим, что на сегодняшний день действуют Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабмина № 176 от 18.02.1997 г. В них определен порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа автобусами, такси, легковыми автомобилями на заказ, а также обслуживания пассажиров на автостанциях. Они являются обязательными для выполнения организаторами регулярных перевозок, заказчиками транспортных услуг, автомобильными перевозчиками, автомобильными самозанятыми перевозчиками, персоналом автомобильного транспорта, автостанциями и пассажирами.

Настоящими правилами определены также особенности перевозок на такси и легковыми автомобилями на заказ; урегулированы вопросы заказа услуг такси с помощью дистанционных средств связи, предоставление информационно-диспетчерских услуг при пользовании такси и легковыми автомобилями на заказ; установлены права и обязанности участников транспортного процесса. Учитывая это, возникает сомнение, что принятие законопроекта обеспечит детенизацию рынка перевозок пассажиров.

Поэтому есть достаточные основания полагать, что вопросы работы такси и легковых автомобилей на заказ в достаточной степени уже урегулированы в действующем законодательстве».

Ложные представления

Казалось бы, вопрос решен, однако в нынешнем году законопроект №3107 снова обрел актуальность. Причем в третий раз, похоже, дорабатывать его не собираются.

Между тем еще в конце прошлого года директор компании Uklon Павел Лысенко заявил, что Мининфраструктуры не регулирует рынок перевозок. Например, запрещенное «Яндекс Такси» спокойно работает. Как же чиновники собираются контролировать лицензионные перевозки легальных служб, если даже не могут справиться с нелегалами?

Директор по маркетингу компании Uklon Даниил Ваховский обратил внимание на коррупционные риски законопроекта. В документе прописан штраф в 17 тыс. грн. за малейшее нарушение комплектности документов и 10 400 грн. за вождение в нетрезвом состоянии. Водители начнут откупаться, это приведет к росту вымогательства на дорогах. Жесткое регулирование рынка и коррупция станут причиной роста тарифов. К тому же лицензированным автомобилям начнут присваивать желтые номерные знаки, которые позволяют ездить по полосе общественного транспорта и останавливаться на остановках. Это неминуемо приведет к транспортным коллапсам в городах, поскольку появятся тысячи дополнительных желающих получить желтые номера. По мнению г-на Ваховского, законопроект создаст проблемы легальным перевозчикам и никак не повлияет на нелегальных.

Представитель службы такси «Оптимальное» Вячеслав Авраменко считает законопроект морально устаревшим. Мининфраструктуры предлагает водителям выдавать пассажирам бумажный чек, иметь бумажную страховку, а участники рынка должны хранить письменные договора с водителями за три последних года. Водители должны иметь механические таксометры. Это уровень 90-х гг. прошлого века. Для получения лицензии водители должны подавать номера и серии таксометров, средняя цена прибора 7—10 тыс. грн.

Пресс-секретарь Ассоциации ответственных перевозчиков Александр Дьяченко утверждает, что в законопроекте отражены все ложные представления о современном такси. Подходы к регулированию также не соответствуют современным. В документе прописаны сложные административные процедуры и высокий уровень налогообложения. Приоритеты государства должны включать максимальное количество водителей, простой и легкий вход на рынок, фиксированный платеж для каждого водителя и самое главное — саморегулирование рынка.

В проекте закона три основных требования. Существенное увеличение штрафов (сейчас штраф за перевозку в такси без таксометра составляет 510 грн., по закону 3107—8500 грн.). Обязательное налогообложение доходов таксистов (каждый водитель будет вынужден платить или подоходный налог 18% и военный сбор 1,5%, или налоги как предприниматель от 6% до 14% заработанных средств). Диспетчерские службы обяжут регистрироваться в отдельном реестре и отчитываться налоговой службе о том, сколько поездок совершили водители и сколько они заработали. Г-н Дьяченко считает, что в рамках реформы и существующего законопроекта, скорее всего, такси легальными не станут.

Он также отметил, что единственный нелегальный элемент по отношению к рынку перевозок заключается в том, что водитель по действующему налоговому законодательству должен заплатить столько налогов, что его деятельность теряет смысл. Чтобы водитель сохранил текущий уровень зарплаты, стоимость такси должна быть увеличена на 85%.

По словам г-на Дьяченко, улучшить ситуацию на рынке перевозок можно, если внести изменения в законодательство в части регулирования деятельности перевозчиков такси и их налогообложения. Стоит ввести для водителей фиксированный годовой платеж в размере 5 тыс. грн. вместо налога, который они обязаны платить сейчас. Если принять во внимание количество водителей такси — 200 тыс., это 1 млрд. грн., которые государство сейчас недополучает, а может получать даже при разовом платеже.

Главная задача — эффективное использование транспорта. Если в машине четыре пассажирских сиденья, то там должны ехать четверо людей. Это выгоднее и полезнее для окружающей среды. Все водители хотят работать легально. Но для этого вход на рынок должен быть максимально упрощенным и с приемлемой ценой налогообложения, — утверждает г-н Дьяченко.

Любопытное мнение высказал житель Горловки Богдан Мирошников в Фейсбуке: «Помню, до войны в нашем городе более 10 лет функционировала служба — с медосмотром водителей, техосмотром перед выездом, с официально оформленными водителями (или частниками, которые работали, отдавая часть выручки), с механическими счетчиками. Тарифы были самыми низкими в городе. Все машины были обклеены, с шашечками, с зелеными/красными сигналами, с рациями и диспетчерской (а не «информационной») службой. И это им не мешало работать, конкурировать и занимать 30% рынка в 300-тысячном городе. Поэтому считаю, что законопроект наконец-то наведет порядок».

А вообще представители рынка уверены, что самыми успешными службами такси в новых условиях станут те, кто вообще не собирается платить налоги и работать в легальном поле. После нововведений вне закона окажутся водители по вызову, которые пойдут работать в нелегальные сервисы.

Эксперты считают, что оптимальный вариант — создание муниципальных такси по образцу английской службы, которая полностью отвечает за весь процесс. У нее есть не только диспетчерская, автопарк и СТО, но и врачи, которые проверяют водителей перед выездом. В Украине нет ни одной такой компании. Еще один вариант — выдача только корпоративных лицензий, когда частник не может получить разрешение на перевозку пассажиров. Кроме того, наказание за некачественные услуги должно быть жестким: лишение лицензии за два нарушения. Чтобы ее получить, компания должна пройти весь курс восстановления с нуля. Такая система работает во всех странах Европы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Иезуиты и изгои

В настоящее время на новом витке государственного строительства Украины...

Музыка отца и сына

Мультфильм по мотивам народной сказки «Как лев утонул в колодце» и творчества...

Сколько жизней уносят полицейские

В июле 2015 г. была завершена реформа органов МВД, в ходе которой милиция реорганизована...

Учиться будем до пенсии

Выпускники, которым по 16,5—17 лет, слишком юны, чтобы самостоятельно выбрать...

Морская держава или государство у моря?

Согласно геополитической концепции, изучающей контроль за территориями и...

Прекращен выпуск фейковой «летающей тарелки...

18 июня компания Revell (известный немецкий производитель сборных моделей) сообщила о...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка