Жемчужина у моря?!

10 Апреля 2019 5

Мы, одесситы, с детства привыкли восхищаться своим городом, искренне считая его неповторимым. И этому были и пока еще есть весомые основания: гармоничный архитектурный облик исторической части, плотность историко-архитектурных памятников, комфортная сомасштабность человека с городской застройкой — его улицами, бульварами, площадями, повсеместно засаженными роскошными платанами, акациями, катальпой.

И, конечно, море, в которое вливается каждая третья улица центральной части города. Слова из песни о городе — «но такого не найти нигде, как моя красавица Одесса» — воспринимались нами как аксиома.

Но истина познается в сравнении, в чем я убедился, возглавляя делегации в города-побратимы: Геную, Марсель, Валенсию, Йокогаму, Балтимор и др.

Там фасады в исторической части были ухоженны, без каких-либо пристроек, достроек или хаотично застекленных балконов. Никаких современных изменений, как правило, в них не вносилось со дня их возведения. Они стоят, как и было задумано архитекторами, в первозданном виде.

Во всех городах в то время (1983—1985 гг.) были созданы благоустроенные пешеходные зоны. Решения о любом строительстве, сносе или реконструкции зданий в исторической части принимались высшими органами самоуправления и только после общегородских дискуссий, результат которых являлся решающим.

Такое отношение к сохранению архитектурно-исторического наследия в городах-побратимах для всех членов делегации было открытием. В то же время мы видели, что в нашем городе того, что нужно сохранять и беречь, было гораздо больше. Но мы его эксплуатировали и содержали, не думая о последствиях.

У нас фасады домов, как правило, не содержались, а «освежались» по технологии, как говорили фасадчики, «под веник»: ведро раствора, палка и веник были основными их инструментами. Цвет раствора был практически одним для всех зданий и напоминал, как говорили классики, «цвет выстиранного белья времен промкооперации».

Наш город не может и не должен быть тусклой и серой «жемчужиной у моря», он должен переливаться всеми цветами радуги. И мы выработали конкретный план действий.

Системный подход — путь к решению проблемы

Первый масштабный и реализованный проект — восстановление аутентичности фасадов зданий по улице Пушкинской — от площади Привокзальной до площади Коммуны. И это не только фасадные работы, но и реконструкция всего крышного хозяйства домов, приведение в порядок подъездов и частично — дворовых территорий. Однако, начав фасадные работы, мы столкнулись с непредвиденными трудностями — непониманием происходящего вышестоящими организациями.

За два года реализации проекта на меня лично и на горисполком обрушалась лавина критики и упреков: «показуха», «потемкинская деревня», «лишняя трата денег» и т. д. С другой стороны, была полная поддержка архитектурной общественности, горожан.

Особенно отвлекали и тормозили работу бесчисленные вызовы в обком партии. Для объяснений мы ходили вместе с главным архитектором города В. И. Мироненко с рулонами разверток фасадов по ул. Пушкинской и доказывали, что именно таким должен быть тот или иной фасад, что необходимо вернуть ему изначальный вид. Это первое требование ЮНЕСКО для включения в перечень памятников архитектуры.

Пушкинская улица

Проект был успешно завершен в намеченные сроки, и улица Пушкинская предстала перед горожанами и гостями в первозданно ярком наряде.

Опыт реализации этого проекта определил и вектор наших дальнейших действий по сохранению архитектурного наследия города. В первую очередь необходимо было провести инвентаризацию и систематизацию всех ценных строений.

В решении этого вопроса нам здорово повезло: вышло постановление Совмина СССР о создании списка городов и архитектурных памятников в них, разделившее их на памятники союзного, республиканского и местного значения. Без получения статуса исторического города Союза войти в основной список строений под охраной ЮНЕСКО было невозможно. Именно вхождение памятников архитектуры нашего города в этот список было главной целью проводимой работы.

Для достижения поставленной задачи необходимо было проделать громадный объем работы. На то время в Одессе числилось лишь 68 памятников архитектуры, которые были включены в список еще в 1948 г. в результате обследования центральных кварталов после Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, необходимого количества профессионально подготовленных кадров для выполнения этой работы в городе не было.

Для преодоления возникшей проблемы было решено организовать в Одессе филиал Киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» (подобного филиала не было ни в одном городе Украины, кроме Львова, где функционировал отдел института). Понадобилось немало усилий и времени, командировок в Киев, многочисленных согласований на уровне министерств и госкомитетов. Наконец была сформирована и начала работать Одесская комплексная архитектурно-реставрационная мастерская при НИИ «Укрпроектреставрация». Возглавила ее настоящий профессионал в области архитектуры и реставрации, прекрасный организатор Наталья Николаевна Мотырева, переехавшая из Киева в Одессу.

Сложнейшая работа коллектива мастерской довольно быстро дала свои результаты — количество зафиксированных памятников архитектуры росло, каждый объект основательно обследовался, на него составлялся паспорт, в котором отображалась его история, а также предложения и рекомендации по его сохранению и дальнейшей реставрации (с указанием ориентировочной стоимости работ).

В 1985 г., когда реестр памятников архитектуры различной ценности достиг 750 объектов, по приглашению исполкома горсовета в Одессу прибыла комиссия Министерства культуры СССР. На заседании комиссии выступила с докладом Н. Н. Мотырева, убедительно доказав, что плотность архитектурно-исторических памятников Одессы превышает показатели Ленинграда и Москвы, не говоря уже о Киеве.

Решение комиссии было единогласным: Одессу включить в список городов исторического наследия Советского Союза, одобрить метод сохранения архитектурного наследия, предложенного специалистами мастерской, когда фасад здания остается аутентичным первозданному, а внутренняя планировка выстраивается по-новому.

Надо еще было увязать сделанное с разрабатываемым новым Генеральным планом Одессы до 2005 г. В конце 1987 г. был разработан Историко-архитектурный опорный план г. Одессы. В него вошла не только центральная часть города, но и территории, включающие Черноморку (Люстдорф) и поселок Котовского (Суворовский район), а также Проект зоны охраны памятников г. Одессы.

Генеральный план города до 2005 г., как и Опорный историко-архитектурный план, были утверждены Советом Министров Украины в 1989 г.

Параллельно были разработаны проекты сохранения и реконструкции ряда объектов, в т. ч. «Кирха», комплекс зданий в Красном переулке — греческий культурный центр «Фелеки Этерия». Международная группа архитекторов под руководством Е. И. Оленина начала работу над Проектом реабилитации исторического центра Одессы (проект «Одесса»).

Велась работа по отселению семей из аварийных и ветхих домов квартала между улицами Чижикова — Привозная и Преображенская — Екатерининская. К 1990 г. отселено в новые квартиры (вдумайтесь в это количество) 1626 семей. Аварийные и ветхие строения, которые не представляли никакой архитектурной ценности, были снесены. Фруктовый пассаж на Привозе, памятник архитектуры, был реставрирован. Привоз начал функционировать по своему прямому назначению — продаже сельхозпродукции.

Со стороны Екатерининской улицы на освобожденном от аварийного жилья месте началось строительство многоэтажного универмага.

В то время невозможно было представить, что жажда наживы, утоляемая решениями городских властей, превратит эту знаковую территорию в непроходимые джунгли торговых строений, наш легендарный Привоз — в чайна-таун самого низкого пошиба, а транспортную магистраль — Малую Арнаутскую — в сплошную транспортную пробку.

Без каких-либо преувеличений можно было констатировать, что работа по сохранению архитектурно-исторического наследия города нашла полную поддержку архитектурно-строительной, краеведческой и исторической общественности, поддержку многих тысяч неравнодушных горожан. Принцип «конкретные дела решают все споры и вопросы» действовал.

Опираясь на такую поддержку, исполком горсовета действовал уверенно и самостоятельно. Ни один архитектурно-исторический памятник города не был поврежден или снесен в 80-е — начале 90-х гг. прошлого столетия. Ни один панельный 9—16-этажный дом не появился в исторической части. А указаний и требований было предостаточно. Приведу только один пример.

Лето 1989 г., звонок из первой приемной обкома партии: «Вам необходимо срочно быть на ул. Петра Великого возле кирхи, вас ждет Ночевкин и начальство из Киева». Анатолий Петрович и киевское руководство (П. Е. Осипенко — зампредседателя Совмина Украины, Е. В. Кунда — заведующий строительным отделом ЦК Компартии, Н. Злобин — начальник Госстроя Украины) сообщают: «Мы приняли решение о необходимости снести кирху — зато получим дополнительные ассигнования на строительство 16-этажного панельного дома серии «ОГ» на этом месте».

Меня обдало горячей волной, я стал говорить, что внутри кирхи уже установлены фахверковые колонны для предотвращения обрушения ее стен. Но мои слова были напрасны.

И тогда я взорвался: «Пока я руковожу городом, кирха будет стоять!»

Кирха на Лютеранской

Затем меня срочно пригласили в обком к первому секретарю. Разговор шел на крайне повышенных тонах. А когда я возразил, что одесситы — не чистый лист бумаги, на который Анатолий Петрович переносит под копирку нелепые указания и решения вышестоящих организаций, я был назван хулиганом с Молдаванки (он сам из Макеевки), и мне было запрещено общаться с ним лично, кроме как в присутствии первого секретаря горкома партии, который все это время стоял молча. На этом мы с Русланом Борисовичем покинули кабинет А. П. Ночевкина, и я услышал единственное назидание от Руслана Борисовича: «Ну зачем ты их послал сразу всех?»

Я так подробно описываю этот эпизод (а их было много!), чтобы показать сегодняшним руководителям города: положительного результата можно добиться при любых обстоятельствах. Но — если ты убежден, что это правое дело, и у тебя есть поддержка большинства горожан.

Однако вернемся к вопросу, почему наш город так и не вошел в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда исчез историко-архитектурный опорный план «Одесса».

Управляемый хаос — механизм обогащения

После получения независимости первостепенной задачей власть предержащих в стране было уничтожение госсобственности. Основными аргументами в пользу этого процесса были: «так у них в Европе» и ложные заклинания: «частный собственник более эффективный управленец, чем государство». Для достижения поставленной цели были приняты законы, изданы указы президента, постановления Кабмина и ВР о сплошной корпоратизации всех предприятий страны, а затем — о т. н. «ваучерной приватизации» и т. д. Этот процесс можно охарактеризовать кратко — «грабь государственную (всенародную) собственность». Механизм управления этим процессом находился в Киеве.

Местная элита, появившаяся в процессе «разгула демократии», особенно городская, как бы осталась не у дел, без непосредственного доступа к «корыту» госсобственности. Но, адаптировавшись, нашла свой «клондайк» — землю в центральных и рекреационных зонах.

Напомню, что такой земли в Одессе было около 300 га, на которой после инвентаризации было зафиксировано около 1500 памятников архитектуры (все были внесены в Историко-архитектурный опорный план г. Одессы, утвержденный постановлением Совета Министров Украины в 1989 г. как неотъемлемая часть генплана нашего города).

Это был основной сдерживающий фактор в разделе ценной городской земли под застройку.

Но пришедшая в 1994 г. к власти в городе команда (каким путем — отдельная тема) под руководством Гурвица, используя, мягко говоря, гангстерские методы, преодолела это законодательное препятствие.

Буквально через несколько месяцев после «коронования» на пост мэра Гурвица одесская «Мастерская» НИИ Укрпроектреставрации Украины была ликвидирована. Ее специалисты, собранные в коллективах буквально поштучно, были выброшены на улицу. Руководителя мастерской, одного из авторов генплана Одессы, вывели из состава градостроительного совета. В помещении, которое выделил им горисполком еще в 1984 г., разместился филиал частного банка.

Но, пожалуй, самым знаковым актом вандализма и вседозволенности было уничтожение архива и всей документации, наработанной десятилетиями. Историко-архитектурный опорный план, материалы инвентаризации с историческими фотографиями, картами, паспортами объектов были вывезены не в Госархив, а на свалку и там сожжены...

Чтобы общественные организации своей гражданской и профессиональной позицией, многократными протестами не мешали процессу разграбления, был спровоцирован рейдерский захват здания, где располагалось Украинское общество охраны памятников истории и культуры. Оно перешло в собственность Р. Торпана. Но к чести многочисленного коллектива общества, он не распался, несмотря на лишение его всей материальной базы. Продуктивно и профессионально функционирует по сей день, приспособившись к форсмажорным обстоятельствам.

Общество издает серию «Уходящая Одесса» (авторы И.В. Арутюнов и В.В. Шерстобитов). Книги пропитаны болью, а порой и отчаяньем — в городе процветает вандализм в отношении архитектурно-исторического наследия.

С молчаливого согласия, скажем так, городской власти была разграблена, а затем приватизирована (за ваучеры) Одесская реставрационная мастерская, производственная база (на Пересыпи), которая была лучшей по сравнению с другими городами Союза. База, которая создавалась десятилетиями с помощью многих промышленных предприятий города. А ее специалисты профессионалы-реставраторы, которые приглашались в Москву, Ленинград, Киев для выполнения реставрационных работ на наиболее сложных и важных объектах, остались без работы.

Так сознательно была разрушена успешно функционирующая система сохранения и возрождения историко-архитектурной памяти города. Наступил период хаотичной, варварской застройки. Под циничными и лживыми лозунгами: «сохранение», «спасение», «воссоздание» застройщики всех мастей ринулись в историческую часть города. Разработанная методика поквартальной реконструкции была отброшена, восторжествовал принцип хаотичной точечной застройки. Но, как известно, хаос в строительстве и реконструкции — синоним разрушения сложившейся городской среды. Это был хорошо продуманный и управляемый властью хаос, цель которого — получение личной прибыли.

Снесенное здание на Греческой площади (фото начала ХХ в.)

Одной из первых жертв такой варварской политики стало снесение здания с колоннами на Греческой площади, одного из самых старых, простоявшего 176 лет. Это был единственный архитектурно-исторический памятник, оставшийся от греческого базара. Сносили без согласований и разрешений, не говоря уже об обсуждениях с общественностью...

На вопрос тогдашнему заместителю мэра Михаилу Кучуку, курирующему процесс «реконструкции» Греческой площади, как можно было допустить такой вандализм, ответ звучал так: «Здание действительно одно из старейших в городе, оно не является памятником архитектуры, сделано из известняка, срок службы которого давно истек, ничего страшного не случилось». В этом ответе сконцентрировано все: и аргументы в пользу своих действий, и прямая ложь, и абсолютная некомпетентность, и отсутствие какой-либо ответственности за свои поступки. Главное — положить дивиденды в карман.

Такая же участь постигла и круглый дом посреди Греческой площади — цинизм и гангстерские методы стали нормой. Теперь на этом месте возвышается бутафорно-эклектичная коробка, закрывающая вид на кафедральный Спасо-Преображенский собор.

Так же «сохранено» архитектурное наследия на нашей Дерибасовской, улице—легенде.

Гостиница «Спартак»

Гостиница «Большая Московская»

Гостиницы «Спартак» («Империал») и «Большая Московская» в соответствии с постановлениями КМ имели статус памятников архитектуры. Построенные в стилях неоренессанса (первая) и «модерн», своими фасадами, формами, масштабностью украшали нашу главную улицу. Но после приватизации и подсчетов владельца (Торпана), что выгодней не реставрировать здания, а на их месте возвести новострой, был принят второй вариант.

Теперь на месте гостиницы «Большая Московская» — недостроенный новострой, практически вдвое превышающий прежнюю четырехэтажную гостиницу и диссонирующий с другими зданиями Дерибасовской. На месте снесенной гостиницы «Спартак» — пустырь, используемый под непрезентабельный базар. И это на главной улице?!

Дом Руссова

Этой же участи ждет и знаменитый дом Руссова, который вот уже 15 лет находится в стадии т. н. «реставрации». Он дважды горел, все междуэтажные перекрытия и кровля обрушены. Нынешний основной владелец дома — все тот же Торпан — не скрывает, что ждет его обрушения. Власть безмолвствует — на кону большие деньги!

Между тем знаковых, высоко прибыльных участков земли в центральной части для всех жаждущих обогатиться не хватало. Тогда власть взялась за приморские — ценнейшие рекреационные земельные участки.

Современная Аркадия

Наша тенистая уютная Аркадия — благоустроенная Аркадийская балка с гротами, поросшими мхом и увитыми плющом, с фонтанами, склонами, засаженными деревьями, с десятками веерных пальм на центральной аллее, ведущей к морю... Одесская Аркадия, увы, ушедшая от нас, олицетворяла античное понятие Аркадии — идеальной страны, счастливой и беззаботной жизни.

Сегодня это забетонированная и покрытая тротуарной плиткой громадная площадь, превращенная в базар колониальных товаров с бесчисленными центрами общественного питания. Если раньше здесь все было напитано ароматами моря, то теперь — это аура зноя, насыщенная запахами дешевой кухни.

Французский бульвар

Французский бульвар: нескончаемые аллеи платанов и акаций. На красной линии — особняки, дворцы, санатории, многие из которых являются памятниками архитектуры. Красивейшая зона отдыха и рекреации, созданная в середине XIX в. на территориях, принадлежавших частным лицам и переданных городу безвозмездно для создания этого бульвара.

Ныне бульвар застраивается высотными домами, особняки и дворцы сносятся, зеленые зоны санаториев становятся строительными площадками. А сам бульвар превращается в узкий, глубокий городской каньон. Его проезжая часть стала одной из самых загруженных транспортных артерий города, аллеи платанов и акаций превращаются в сухостой. Но процесс строительства высотных монстров продолжается!

Печальный перечень уничтоженных или варварским методом «отреставрированных» памятников архитектуры и заповедных историко-архитектурных зон можно перечислять, к глубокому сожалению, долго — их количество растет из года в год. И это вопреки протестам горожан, обличительным статьям, «круглым столам» и научно-практическим конференциям, регулярно проводимым Одесской академией архитектуры и строительства. Но несмотря на недостаточную результативность этих мер, их надо продолжать.

Вспомним, что благодаря требованиям горожан в 2000 г. горисполком вынужден был заказать и оплатить — 2 млн. грн. (огромная сумма по тем временам) — создание нового Опорного историко-архитектурного плана г. Одессы. Правда, под давлением олигархов и при полном согласии власти он охватывает не 300 га городской территории (как было в сожженном плане), а всего 90 га. Количество зафиксированных памятников архитектуры сократилось на 60%. Но это действующий директивный документ, который ограничивает аппетит дельцов.

Реперные точки на пути сохранения статуса «жемчужины»

Исходя из опыта работы наших городов-побратимов — Марселя, Генуи, Валенсии, Йокогамы, Балтимора и других, где сохранение культурного наследия является важнейшим направлением деятельности властей города, необходимо весь этот сложнейший процесс вести в рамках существующего законодательного поля. Прежде всего обеспечить неукоснительное выполнение положений закона «Об охране культурного наследия». Властям необходимо помнить, что наказание за грабительское, варварское отношение к культурному наследию — это дамоклов меч над их головами.

Городское управление по вопросам охраны объектов культурного наследия, дающее соглашение и разрешение на проведение работ в зонах охраны памятников местного значения, должно быть укомплектовано специалистами-профессионалами с базовым образованием и только на конкурсной основе.

Управление охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА, уничтоженное политгастролером Саакашвили, должно быть восстановлено со статусом самостоятельной организации. Одесский горсовет должен наделить архитектурно-градостроительный совет города функциями не рекомендательного характера, а обязательными для выполнения их решений всеми без исключения застройщиками. В его состав должны входить представители профильных общественных организаций.

Названные органы государственного и местного самоуправления должны обеспечивать выполнение законов «Об охране культурного наследия», «Об архитектурной деятельности», «О регулировании градостроительной деятельности» в единой связке. Только тогда можно предотвратить своеволие в градостроительной политике, уничтожение памятников архитектуры.

И здесь я обязан рассказать об одной ситуации — в назидание на будущее. В мае 1994 г. постановлением КМ был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Старая Одесса», в состав которого было включено 915 памятников архитектуры. Между городской и областной властью разгорелся спор — кто будет управлять заповедником? Конфликт разрастался с каждым днем, и 25 сентября 1994 г. постановлением КМ заповедник «Старая Одесса» был ликвидирован. А суть конфликта проста — кто будет делить собственность и территорию заповедника.

Подобная постановка вопроса была бы невозможна при участии в этих вопросах организаций архитектурно-краеведческой общественности. Т. о. власти необходимо принять самое активное участие в организации и создании комфортных условий для их работы.

Одесская областная организация Украинского общества охраны памятников истории и культуры имеет свою славную историю по сохранению объектов культуры как в нашем городе, так и в области. Эта структура лишена арендуемого ею много лет помещения — в самый «горячий» момент раздачи охранных зон под застройку. Авторитетная организация больше десяти лет функционирует без помещения — фактически в подполье. Решение этого вопроса поможет УООПИК вернуть себе былое влияние, консолидировать свои ряды и стать надежной защитой памятников культуры от уничтожения.

Необходима повсеместная организация и проведение архитектурных конкурсов, общественных слушаний и обсуждений при застройке. Принятые на общественных обсуждениях решения должны быть не рекомендательными, а основным критерием для власти, принимающей решение о строительстве того или иного объекта.

Неповторимость нашего города, его историческое, культурное наследие признают все иностранные специалисты, но квалифицируют отношение к ним как преступление. На их вопрос, сможет ли Одесса сохранить статус «жемчужины у моря», я убежден, нужно отвечать утвердительно. Все предпосылки для этого имеются.

Первый многообещающий шанс — это предстоящая (необходимая по закону) корректировка Генплана города, при которой нужно использовать все многочисленные наработки «круглых столов» и научно-практических конференций на эту тему.

На базе скорректированного генплана разработать Стратегию сохранения историко-архитектурного наследия в городе. Для этого привлечь к подготовке документа профессионалов — кадры из Одесской архитектурно-строительной академии.

Стратегию сохранения архитектурного наследия тесно и органически увязать со Стратегией устойчивого развития города. Выполняя эти системные документы, можно реально решать вопросы по их финансовому обеспечению.


Загрузка...
Загрузка...

Вместо бала — «выпускное» путешествие

Сегодня в фокусе нашего внимания — наиболее интересные публикации СМИ Черновицкой,...

Из «Софиевки» сделают фэнтези-парк

Полсотни эксклюзивных скворечников и синичников смастерили ученики Черкасского...

Почему этнополитика в Украине не работает

Когда кто-то слишком громко кричит о патриотизме, будьте уверены – что-то где-то уже...

Полсотни «квартир»для аистов

Креативная выставка «Новая жизнь старых компьютеров» работает в интернет-центре...

От децентрализации к феодализации

Реформа не предусматривает создание реального самоуправления

«Российская пропаганда ужасна, но украинская — не...

Грустную круглую дату — пятилетие начала политического противостояния на востоке...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка