Гони деньги — и никакой судебной волокиты

28 Сентября 2020 0

ВР нынешней осенью собирается рассмотреть два законопроекта, посвященных взиманию долгов за услуги ЖКХ с населения.

Списание или реструктуризация?

Первый проект закона под названием «О внесении изменений в некоторые законы Украины о совершенствовании порядка погашения задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг» подготовили нардепы от фракции «Слуга народа» Михаил Лаба, Игорь Кривошеев и Анатолий Костюх.

В ст. 1 говорится, что задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 1 октября 2020 г. подлежит обязательной реструктуризации перед соответствующим управляющим или исполнителем путем рассрочки их уплаты сроком до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату реструктуризации.

Для реструктуризации задолженности потребители заключают договоры о ежемесячном равномерном ее погашении при своевременной уплате текущих платежей. Потребитель имеет право на досрочное погашение долга. На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей, вносимых потребителями в качестве текущей платы и реструктуризированной задолженности, не должна превышать 25% доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20% — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи. Если доходов потребителей не хватит на полное погашение задолженности, срок действия договора продлевается до полного погашения долга. Такая же схема предусматривается и для должников по алиментам.

Если взысканные с должника алименты и задолженность за услуги ЖКХ не были перечислены взыскателю, судебный исполнитель письменно сообщает ему о размере образовавшейся задолженности и разъясняет права на обращение с иском к предприятию, учреждению, организации, предпринимателю или физическому лицу, которые выплачивают должнику зарплату, пенсию, стипендию или иные доходы.

В пояснительной записке указано, что на 1 мая 2020 г. задолженность населения за услуги ЖКХ составила 63,1 млрд. грн. Недополученные доходы не позволяют предприятиям выполнять возложенные на них обязательства, своевременно рассчитываться за энергоносители, выплачивать зарплату, платить налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты всех уровней.

Вместе с тем предприятия ЖКХ не могут обеспечивать население услугами надлежащего уровня и качества, не имеют возможности осуществлять мероприятия по модернизации и энергосбережению, инвестиционному развитию. Нарушаются права тех потребителей, которые оплатили услуги своевременно и в полном объеме. Наличие задолженности создает неравные условия для участников рынка жилищно-коммунальных услуг и повышает социальную напряженность в обществе. Это приводит к дестабилизации работы предприятий отрасли.

Сегодня одним из средств воздействия на должников является обращение предприятий жилищно-коммунального хозяйства в суд, который обычно выносит решение об уплате долга потребителем частями в течение нескольких лет, т. е. в рассрочку. При этом необходимо возместить уплату судебного сбора и расходов исполнительного производства. В то же время с учетом размеров ставок судебного сбора для физических и юридических лиц при обращении в суд большинство предприятий не имеют финансовой возможности вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги. По информации Минюста, в 2018 г. в органах государственной исполнительной службы находилось 252,2 тыс. исполнительных документов о взыскании с граждан задолженности за коммунальные услуги на сумму 1,8 млрд. грн.

Поэтому распространение практики обязательной реструктуризации жилищно-коммунальных долгов позволило бы избежать лишней судебной волокиты, ненужной ни потребителю, ни исполнителю услуг. Вместе с тем для последних упрощается процедура подачи в суд исков к должникам, которые не заключат договоры реструктуризации, а судебные исполнители получат дополнительные механизмы воздействия на таких должников.

Реализация закона позволит ускорить решение проблемы погашения задолженности населения за услуги ЖКХ и предотвратить рост количества неплательщиков среди платежеспособных категорий граждан.

При этом следует отметить, что малообеспеченные слои населения пользуются субсидией и оплачивают услуги вовремя, поскольку наличие задолженности в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан на день обращения за назначением жилищной субсидии является основанием для отказа в ней на следующий период.

Второй законопроект имеет длинное название — «О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке реструктуризации и списания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и защите граждан от негативных последствий повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги» и разработан депутатами от ОПЗЖ Натальей Королевской и Юрием Солодом.

В документе говорится, что задолженность по квартирной плате (услуги по управлению многоквартирным домом, плата за содержание жилья) и платы за коммунальные услуги нанимателей жилых помещений и собственников жилых домов или квартир реструктуризируется на срок до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату реструктуризации.

Подлежит списанию задолженность населения за природный газ, централизованное отопление и снабжение горячей водой и за поставки электроэнергии, сформировавшаяся по состоянию на 1 января 2020 г. Действие закона распространяется на субъекты хозяйствования независимо от их форм собственности.

Списание задолженности населения за газ, централизованное отопление и снабжение горячей водой осуществляется путем взаимозачета за потребленный природный газ перед Национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины», а за потребленную электроэнергию — за счет госбюджета.

Неустойка (штраф, пеня) в случае несвоевременности платежей за ЖКХ потребителю на сумму долга не начисляется.

До до 1 января 2030 г. — мораторий на принудительное выселение и взыскание жилья при исполнении решений судов о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Эти процедуры, начатые до вступления в силу данного закона, подлежат прекращению.

Педагогическим работникам учреждений образования, работающим в сельской местности и в поселках, а также пенсионерам, которые раньше были педагогическими работниками в этих населенных пунктах и проживают в них, государство в соответствии с законодательством обеспечивает бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.

В пояснительной записке говорится, что с 2014 г. в Украине сформировался устойчивый тренд существенного снижения уровня жизни и социальной защищенности населения. По данным ПРООН, в настоящее время за чертой бедности находится 60% украинцев, тогда как в 2013 г. этот показатель был примерно в три раза меньше. Приведенные МВФ данные показывают, что по результатам 2019 г. по критериям номинальных величин ВВП на душу населения и среднемесячной зарплаты Украина признана самым бедным государством Европы.

По данным Государственной статистической службы Украины, на начало 2020-го 65,9% украинских домохозяйств страдали от бедности. Среди лиц в возрасте 16 лет и старше 42,5% не могли себе позволить приобрести две пары обуви, 44,7% — купить новые вещи, а 68,6% — отдыхать или развлекаться вне дома.

По итогам 2019 г. 3 млн. 737 тыс. украинских домохозяйств (25%) не могли самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги или приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива и были вынуждены оформлять субсидии. Еще пять лет назад таких семей было в два раза меньше.

Одной из причин обнищания населения и роста бедности в Украине является антисоциальная правительственная практика шокирующего повышения коммунальных тарифов и цен на энергоресурсы. В 2014—2019 гг. тарифы на природный газ для населения выросли в 8,6 раза, на горячее водоснабжение — в 4,2 раза, на отопление — в 11,5 раза, на электроэнергию — более чем в 3,2 раза.

При этом реальные доходы населения сократились, значительно выросли уровень безработицы и задолженность по зарплате работникам. Это привело к более чем четырехкратному увеличению задолженности населения за ЖКХ — с 11,9 млрд. грн. на начало 2014-го до 63,7 млрд. грн. — на начало 2020-го. Эта негативная тенденция сохраняется и в текущем году и, учитывая реальную угрозу масштабного экономического кризиса, обусловленного распространением пандемии коронавируса, может приобрести неконтролируемый характер уже в ближайшем будущем.

Существуют значительные риски ухудшения и дальнейшего обнищания населения через заложенный правительством дальнейший рост цен и тарифов на услуги ЖКХ. Продолжение антисоциальной практики шокирующего роста тарифов и цен в сфере ЖКХ несет реальную угрозу дальнейшего сокращения доходов и благосостояния украинских граждан, ухудшения их платежеспособности и потребительских расчетов, обострения кризиса неплатежей и социального положения в государстве.

Не мытьем, так катаньем

Какой из этих двух законопроектов будет принят в ВР, догадаться несложно. При этом нельзя забывать об уже действующем законе «О жилищно-коммунальных услугах» от 2017 г. с новыми изменениями, которые нынешней весной внесли все те же «Слуги народа», безоговорочно выполняя требования МФВ. В него они заложили самые настоящие «мины», которые могут взорваться к концу нынешнего года или в начале 2021-го.

Для непосвященных в таинства юриспруденции чтение закона — одно удовольствие. Например, в ст. 3 говорится, что госполитика в сфере жилищно-коммунальных услуг основывается на принципах обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития населенных пунктов; создании и поддержании конкурентной среды, обеспечении функционирования предприятий ЖКХ, регулировании цен/ тарифов и т. п.

И вот вам «мина». В ст. 7 («Права и обязанности потребителей») появилось дополнение — пеня за «несвоевременные платежи за жилищно-коммунальные услуги». К ст. 8 («Права и обязанности исполнителей коммунальных услуг и управляющих») наши «слуги» побоялись притронуться — это святое.

Новая версия ст. 26 гласит: «В случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга».

В СМИ было много страшилок относительно нововведений в закон о ЖКХ, и они имели под собой основания, поскольку первоначальный вариант законопроекта «слуг» выглядел форменным издевательством над народом.

Предполагалось, что за трехмесячную задолженность поставщики смогут по упрощенной процедуре получить судебное решение и начинать автоматически высчитывать на погашение долга 50% зарплаты должника. Если должник не платит год, то к сумме задолженности могли прибавить 20% штрафа, два года — 30%, а за три года долг мог вырасти в полтора раза. И это без учета пени, которая должна была начисляться каждый день и могла по объему доходить до суммы долга. Судебные исполнители получили бы право взыскивать задолженность до полного ее погашения без применения срока давности; удерживать до 50% зарплаты должника; обращать взыскание на его имущество, т. е. на его жилье.

В итоге «слуги» ограничились полумерами, хорошо понимая, что если в Украине за долги по ЖКХ начнут массово изымать квартиры, то народ попросту сметет эту власть. Отсюда и нынешний их законопроект — обязать население выплатить долги путем их обязательной реструктуризации.

Как говорится, не мытьем, так катаньем. Прощать долги никто не собирается.

И тут есть один нюанс — именно самые малообеспеченные по большей части вносят деньги исправно, а вот богатеи не платят вполне осознанно. И в этом большой минус законопроекта Королевской и Солода. Простите, но где социальная справедливость? Зачем же списывать долги всем скопом — и бедным, и богатым? Почему должны пострадать те законопослушные граждане, которые исправно платили за услуги ЖКХ? Закладывается очередная «мина» на будущее: обиженные граждане, у которых сегодня нет долгов, перестанут платить и будут правы. Так что оба законопроекта не соответствуют нынешним реалиям.

Именно о них мы и поговорим. Киевский международный институт социологии в прошлом году провел опрос и выяснил, что 42% украинцев тратили на оплату услуг ЖКХ менее трети дохода семьи. При этом у каждой пятой украинской семьи на оплату коммуналки уходило больше половины доходов. Исследование Госстата, проведенное в августе 2020-го, показало, что 65,3% украинцев считают себя бедными, 33,6% граждан не смогли определиться, бедны ли они или представляют собой средний класс. К последнему отнесли себя только 1,1% граждан.

Т. е. в Украине наблюдается колоссальное неравенство — подавляющая часть населения пребывает в нищете, а всеми благами пользуется ничтожная прослойка. «Forbes Украина» опубликовал список 100 богатейших украинцев. Их совокупный капитал оценили в $31,4 млрд. В среднем участники рейтинга более чем в 35 тыс. раз богаче рядового украинца. В список десяти богатейших людей Украины вошли Ринат Ахметов ($2,8 млрд.), Виктор Пинчук ($1,4 млрд.), Петр Порошенко ($1,4 млрд.), Александр и Галина Гереги ($1,3 млрд.), Геннадий Боголюбов ($1,2 млрд.), Юрий Косюк и Константин Жеваго ($1,1 млрд.), Игорь Коломойский ($1 млрд.), Вадим Новинский ($810 млн.) и Александр Ярославский ($725 млн.).

Цинизм ситуации не в том, что в нищей Украине вопиющее количество миллиардеров и миллионеров, а в полной неспособности власти обеспечить более или менее достойную жизнь рядовых граждан, отсюда и нарастающие долги за услуги ЖКХ. Народ просто не в состоянии их оплачивать.

В связи с этим полезно вспомнить высказывание главы Жилищного союза Украины Александра Скубченко, который утверждал, что долги ЖКХ — это частная задолженность людей коммерческим предприятиям вследствие грабительских тарифов. Они снова превысят миллиарды гривен, если их простить. Он утверждал, что виновны в долгах не люди, а государство, которое хочет сделать их крайними: «Вместо того, чтобы навести порядок в ЖКХ, снизить тарифы для всех и разобраться со злостными неплательщиками, у Зеленского пошли иным путем: непомерно повышать тарифы, принуждать всех к их оплате и выбивать долги со всех без разбору». Между тем «Нафтогаз» декларирует огромные прибыли по той причине, что многократно завышенные тарифы покрывают все. Как отмечает Скубченко, «Нафтогаз» превратился в «государственного рэкетира», продавая людям газ и превратив цену на него «в налог на жизнь». Он заявил, что необходимо вводить конкретные меры как к предприятиям, так и к физлицам.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко несколько лет назад заявлял, что кризис неплатежей в недалеком будущем неминуемо приведет к техногенной катастрофе. Если у людей нет денег на услуги ЖКХ, то как они смогут оплатить еще и пени и штрафы? При этом никто долгие годы не занимался капремонтом теплосетей, водопроводов и канализации, а коммунальные предприятия стабильно показывали одни лишь убытки и массовые задолженности абонентов. Вся инфраструктура ЖКХ бедствует, нет средств ни на ремонт старых труб, ни на закупку нового оборудования и сырья.

Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко в комментарии одному из украинских изданий говорил, что в действительности украинские предприятия сферы ЖКХ были рентабельными еще до резкого повышения цен на энергоносители, однако прибыли разворовывались госчиновниками и связанными с ними бизнес-структурами: «вся жилищно-коммунальная отрасль научилась изображать из себя крайне убыточных, воруя колоссальные деньги на этих убытках». Кучеренко утверждал, что ни о каком повышении тарифов нельзя говорить до тех пор, пока не будет прозрачной тарифной методологии, стимулирующей экономику.

Получается, что поставщикам услуг ЖКХ наводить порядок в этой сфере невыгодно, поскольку они за счет населения извлекают из дырявых труб огромные деньги. Однако запас прочности такой системы давно исчерпан. Президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе в начале нынешнего года предупредил о росте прорывов и аварий, поскольку инженерные сети городов изношены более чем на 80%. По его словам, «городские власти должны системно решать эту проблему, привлекая целевые кредиты и выбирая инновационные технологии и новые материалы».

Одна из таких инноваций — бестраншейный метод реконструкции трубопроводных систем, который позволяет проложить новые трубопроводы внутри существующих без раскопки и демонтажа старых. По этой технологии уже реконструирован канализационный коллектор по Оболонскому проспекту между станциями метро «Минская» и «Оболонь». Суть нового метода: в трубу, подлежащую реконструкции, вводится гибкий полимерный рукав из стеклопластика, который после затвердевания представляет собой новую сверхпрочную трубу, которая полностью принимает на себя все нагрузки.

Поскольку, как мы писали выше, поставщики услуг ЖКХ заниматься этим не хотят, то единственный выход — подвигнуть их на модернизацию путем принятия соответствующего закона. Но «Слуги народа» с упорством, достойным лучшего применения, берут под козырек перед МВФ и выжимают из народа последние копейки. Чем это может закончиться, предсказать несложно — коллапсом всей системы ЖКХ и исчезновением из городских труб не только тепла, но и питьевой воды.

Но есть и приятная новость для украинцев — скандальный крепостнический законопроект «О внесении изменений в статью 6 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» относительно временного ограничения права на выезд из Украины в связи с налоговой задолженностью» депутата от партии «Слуга народа» Дарьи Володиной отозван. Документ предполагал запрет выезда за границу должникам по уплате налогов.

Кроме того, следует обратить внимание на недавнее решение Верховного Суда, который пришел к выводу, что новый владелец имущества не обязан возвращать долги предыдущего, в т. ч. за услуги ЖКХ, если суд установит, что он не брал на себя обязанность по их уплате.

Договоры о предоставлении услуг не отягощают имущества, поэтому при отсутствии соответствующего условия в договоре об отчуждении недвижимого имущества суд должен отказывать в удовлетворении исковых требований к новому владельцу, поскольку надлежащим ответчиком является предыдущий.

Самогон вместо молока

Вместо того чтобы всерьез поднимать молочную отрасль, крестьянам предлагают...

Ошибиться с выбором нельзя

Две третьих ОТО созданы директивным методом — без учета каких-либо...

Красные флажки для медиа

В законопроекте не заложен механизм реального влияния на иностранных субъектов, в т. ч....

Закон о медиа: новый заход

В свете местных выборов особое значение обретает возможность контроля за...

Спасение рядового Мазурика

Соблюдение законов должно стать товаром и предметом открытой формы купли-продажи, и...

Два Дениса в одной упряжке

Передача права держать людей в заключении в руки частной компании, имеющей целью...

Реформы без содержания

Богатеть надо вместе с государством, а не за его счет. В противном случае мы все станем...

Неконституционный закон должен быть отменен

Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» определены...

Долг факторингом красен

Должник может не выплачивать долг новому кредитору до предоставления доказательств...

Далекі від інтересів держави та суспільства

У «2000» звернувся начальник установи «28 управління начальника робіт»...

Квартири військовим не потрібні?

Начальник установи «28 управління начальника робіт» Володимир Геращенко був у...

Отсидел срок — иди в младшие бакалавры

Выпускников профессиональных колледжей трудоустраивать никто не собирается

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка