Кабельное отлучение от России

№43 (435) 24 - 29 октября 2008 г. 24 Октября 2008 0

После того как отечественные кабельные операторы по всей Украине стали отключать российские каналы, на «2000» обрушился поток писем, в которых читатели выражают свое возмущение и просят редакцию объяснить, что им делать в этой ситуации.

Вернуть практически невозможно

Прежде всего отметим, что операторы выполняют решение № 1738 от 1 октября 2008 г. Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Звучит оно так:

1. Констатувати факт невиконання провайдерами програмної послуги рішень Національної ради № 652 від 02.04.2008, № 1175 від 02.07.2008, № 1595 від 10.09.2008, № 1647 від 24.09.2008 та статей 40, 42 Закону України «Про телебачення і радіомовлення» у частині надання документальних підтверджень адаптації змісту іноземних програм до вимог законодавства України.

2. Провайдерам програмної послуги, у т. ч. ліцензії яких переоформлено чи продовжено після 29.02.2008, з моменту прийняття цього рішення припинити ретрансляцію іноземних програм, зміст яких потребує адаптації до вимог законодавства України і які суперечать рішенням Національної ради № 652 від 02.04.2008, № 1175 від 02.07.2008, № 1595 від 10.09.2008, № 1647 від 24.09.2008.

3. Представникам Національної ради в областях, у містах Києві та Севастополі, керівникам регіональних секретаріатів посилити нагляд за дотриманням провайдерами програмної послуги рішень Національної ради.

4. Контроль за виконанням цього рішення покласти на першого заступника голови Національної ради І. Куруса, департаменти: контрольно-аналітичної роботи, ліцензійний та юридичне управління».

Кстати, под понятие «не адаптированные» попали почему-то исключительно российские каналы, такие как ОРТ, РТР, Ren TV и др. Глава Нацсовета Виталий Шевченко заявил, что 1 марта текущего года прошло три года с тех пор, как руководимая им организация потребовала от провайдеров соблюдения норм отечественного законодательства при ретрансляции иностранных телеканалов.

Однако многие кабельные операторы расценили данное решение Нацсовета как незаконное и заявили, что не будут его выполнять. Конечно же, не обошлось и без тех, кто с радостью бросился отключать «клятих москалів». К примеру, во Львове каналы ОРТ, РТР и Ren TV ушли с экранов в начале октября.

Президент ассоциации «Западно-Украинской гильдии операторов кабельного телевидения» Василий Волокитин объяснил это тем, что все компании были подвергнуты жесткому мониторингу, и процитировал строчки из письма, разосланного директором департамента контрольно-аналитической работы Нацсовета В. Сокуром от 1.10.2008 г. представителям этой организации в Крыму, Киеве, Севастополе и в областях. «По устному распоряжению первого заместителя головы Национальной Рады И. Куруса просим представителей Национального Совета с 1 октября 2008 года каждый час информировать свое управление об отключении не адаптированных российских каналов ОРТ, РТР, RenTV, поскольку департамент должен два раза в день — в 10.00 и 16.00 — сообщать руководству о ситуации с отключением. Когда мы после отключения каналов дали своим абонентам номер телефона Нацсовета, чтобы они звонили туда по интересующим их вопросам, им отвечали: «Спрашивайте у своих провайдеров, которые не адаптировали свои каналы и не заключили соответствующие договора», — отметил г-н Волокитин.

После Львова остались без российских каналов Запорожье, Умань и Чернигов. Правда, депутаты Запорожского горсовета отреагировали адекватно и 9 октября на внеочередной сессии обязали операторов и провайдеров программных услуг возобновить ретрансляцию российских каналов в объеме, который был до 1 октября нынешнего года. Депутаты предупредили, что если их решение проигнорируют, кабельщикам придется не только забыть о расширении сетей, но и подыскивать другие (не коммунальные) помещения для аренды. Свои действия они объяснили тем, что решение Нацсовета «нарушает конституционные права граждан Украины, приводит к росту социального напряжения и провоцирует общество к расколу по национальным и языковым признакам». После долгих размышлений сдалась и киевская компания «Воля-кабель», на чью долю приходится 80% абонентов столицы. Она объявила, что с 1 ноября намерена исключить из своих пакетов неадаптированные российские телеканалы «Первый канал. Всемирная сеть», Ren TV, «РТР-Планета» и TVCI (международная версия «ТВ-Центр»). По словам директора компании «Торсат» (дистрибьютора «Первого канала», «РТР-Планеты» и «ТВ-Центра») Анатолия Сальника, вернуть каналы в кабельные сети будет практически невозможно, так как в законодательстве не прописано понятие «адаптация». Но поскольку правообладатели, а также владельцы авторских и смежных прав никаких претензий не предъявляли, «Торсат» намерен обжаловать решение Нацсовета в суде.

15 октября 2008 года первый зампредседателя Нацсовета Игорь Курус на брифинге заявил, что около 60% провайдеров выполнили решение № 1738, и он надеется, что до 1 ноября подтянутся и остальные.

Поэтапное вытеснение

Каковы же причины «наезда» на российские каналы? Сами операторы считают, что главная — политическая. И в этом с ними нельзя не согласиться. Глава государства и СНБО не раз требовали обеспечить «информационную безопасность страны». А главной угрозой, по их мнению, являются российские телеканалы, транслирующие информацию, которую не увидишь на украинских. Это стало особенно показательно, когда россияне обнародовали информацию, согласно которой Украина поставила гору оружия Грузии. За редким исключением украинские каналы освещали события однобоко, и противоположную сторону можно было услышать только в репортажах российских журналистов, работающих на каналах, которые сегодня попали в число «неадаптированных».

Вторая причина также связана с политикой: устранив из кабельных сетей российских конкурентов, можно заставить население страны смотреть тот же эфирный «Интер», где много программ на русском языке, а также другие отечественные каналы, которые легально крутят по большей части развлекательные российские программы, фильмы и сериалы и не лезут в политику.

В-третьих, почему бы и не подыграть иностранцам, которые сегодня активно скупают отечественных кабельщиков, в частности американской Sigma Bleyzer, чешской PFI или венгерской Fibernet? Если региональные операторы уберут из своих сетей российские каналы, они очень быстро окажутся у черты банкротства (сегодня тысячи людей отказываются от их услуг) и тогда их можно скупить по смешной цене.

Политические партии в этой ситуации предпочитают отмалчиваться, за исключением КПУ и ПР. В частности, глава КПУ Петр Симоненко охарактеризовал языковую политику Нацсовета как антиконституционную.

— Компартия считает, что Нацсовет нарушает конституционные права граждан на свободное получение информации, его действия направлены на сознательную эскалацию напряжения в отношениях с Россией и направлены на раскол Украины по языковому и этническому признаку, — сказал он.

Г-н Симоненко также обратил внимание на то, что украинский эфир перенасыщен программами, пропагандирующими жестокость, насилие, расизм и ксенофобию, идеологию религиозных сект. Нацсовет «вместо того, чтобы убрать грязь и разврат», лишил людей возможности смотреть и слушать передачи на родном для миллионов граждан русском языке. Отметим также, что в свою очередь ивано-франковское представительство общественного движения «Русская община» напомнило, «что телевизионный сигнал по кабельному телевидению оплачивается гражданами Украины, при этом в форме предоплаты». «ОРТ-международное» и Ren TV не нарушали положений части 3 статьи 34 Конституции Украины, кроме того, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Украины цензура в Украине запрещена», — подчеркнула «Русская община».

16 октября генконсул РФ во Львове Евгений Гузеев письменно обратился к главе Львовской горгосадминистрации Николаю Кмитю с просьбой защитить права говорящих на русском языке граждан на свободное получение информации из России. Он написал, что МИД РФ и посольство России в Украине выразили серьезную озабоченность в связи с запретом российских телеканалов, поскольку русскоязычные граждане в Украине имеют право самостоятельно выбирать, на какие телевизионные каналы им подписываться.

Г-н Гузеев отметил, что в Украине наблюдается поэтапное вытеснение русского языка и российской культуры, и это наносит вред обеим странам. Кроме того, Украина нарушает международные обязательства в рамках конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, а также ныне действующий договор о стратегическом партнерстве между РФ и Украиной.

Эротика — превыше всего

Нацсовет во всех своих информационных сообщениях для общественности подчеркивает, что речь не идет о языке или содержании зарубежных телевизионных передач. К примеру, 7 октября председатель Нацсовета Виталий Шевченко заявил: «Наши требования к зарубежным каналам не связаны ни с содержанием программ, ни с языком, а с элементарным выполнением норм национального законодательства. Мы требуем соблюдения требований закона об авторских и смежных правах, о рекламе, о защите прав потребителей, о телевидении и радиовещании и ряда других законов».

8 октября пресс-служба Нацсовета распространила следующее сообщение: «Національна рада закликає всі політичні сили України не політизувати питання, що стосуються рекламної діяльності, захисту прав споживачів, у тому числі у сфері суспільної моралі, прав відповіді на інформацію, яка поширюється іноземними телеканалами (ст. 8 Європейської конвенції про транскордонне телебачення), а також захисту прав вітчизняних телерадіоорганізацій. Інформуємо, що з 83 програм, які рекомендовано Національною радою для ретрансляції провайдерами програмної послуги, 59 программ ретранслюються російською мовою, 15 — англійською, 5 — французькою, 3 — німецькою, по одній італійською і польською».

Любой желающий может зайти на сайт Нацрады и выяснить, что же, по мнению этого уважаемого органа, должны смотреть жители Украины. Дабы нас не упрекнули в необъективности, приведем все российские каналы из этого списка: «Комедия ТВ», «Настоящее смешное телевидение», «Настоящее страшное телевидение», «Русский иллюзион» (все под рубрикой кинопоказ), из познавательных — «Школьник ТВ», «Oxoта и рыбалка», «Ретро», «Здоровое телевидение», Drive, «Усадьба-ТВ», «Ностальгия», «Мать и дитя», «24 техно» и «Телевизионный дамский клуб». К ним также добавлены музыкальный А-ONE (украинская версия), спортивный Footschool TV и бизнес-канал «РБК-ТВ2.

На этом список российских каналов исчерпывается. Нет в нем ни одного информационного или аналитического. Зато все жители Украины от мала до велика, включая грудных детей, без всяких ограничений с соизволения Нацсовета могут смотреть два эротических канала — Spice (Голландия) и Adult Channel (Великобритания), а также религиозный СNL TV (США). Комментарии излишни.

Держава не чинить перепон?

Теперь рассмотрим сугубо юридический аспект, касающийся решения № 1738. Сначала попробуем уяснить, что же Нацсовет понимает под термином «адаптация». 13.10.2006 г. зампредседателя Нацсовета Игорь Курус в интервью газете «Известия в Украине» на вопрос, что же такое адаптация, заметил, что «это положение пункта 2 статьи 40 закона «О телевидении и радиовещании».

— Но на сегодняшний день мы сами не совсем понимаем, что такое адаптация, скажем, иностранного продукта. Поэтому не делаем резких движений для быстрого регулирования этой деятельности, — признался г-н Курус.

Получается, что 2 года назад Игорь Курус не совсем понимал, что означает слово «адаптация». Но что изменилось сегодня?

Откроем закон Украины «О телевидении и радиовещании», в частности ст. 42, на которую ссылается Нацсовет в своем решении № 1738. Часть первая гласит: «Ретрансляція телерадіопрограм та передач, зміст яких відповідає вимогам Європейської конвенції про транскордонне телебачення, на території України не обмежується. Порядок ретрансляції регулюється цим Законом». Вторая часть звучит так: «Суб'єкт господарювання, який перебуває під юрисдикцією України, має на меті здійснювати ретрансляцію і отримав на це дозвіл від правовласника (виробника), який не підпадає під юрисдикцію країни, що входить до Європейського Союзу, або країни, яка ратифікувала Європейську конвенцію про транскордонне телебачення, зобов'язаний адаптувати зміст призначених для ретрансляції програм до вимог законодавства України».

Обратите внимание — нигде в этом законе нет четкой расшифровки, что же такое адаптация. Тот, кто думает, будто это упущение законодателей, ошибается. Если этот термин юридически разъяснить, то как же изгонять из эфира каналы, которые по той или иной причине не нравятся власть имущим? Яркий пример тому — события, которые произошли в Донецке. Здесь 15 июля 2008 г. Нацсовет лишил лицензии кабельного оператора «Надежда» за нежелание убирать из сетки вещания российские телеканалы. Его гендиректор Вадим Погоржельский заявил: «Нам, открытым текстом объяснили, что ретрансляция российских каналов РТР, Ren TV, «Первый канал. Всемирная телесеть» и ряда других весьма «нежелательна», поскольку они якобы «не адаптированы» для просмотра, то есть не переведены на украинский язык». Подобная участь постигла кабельных операторов Одессы и Южного после того, как провайдеры обратились в Нацсовет за переоформлением лицензии. В новом документе в пакете для вещания «пророссийских» телеканалов уже не было. Получается, что чиновники Нацсовета понимают под адаптацией титрование и перевод на украинский язык, но, повторюсь, это их личное мнение, поскольку в законе этот термин не определен. Так что обвинения в адрес провайдеров в том, что они нарушают ст. 42 закона «О телевидении и радиовещании», безосновательны.

Что касается ст. 40, которую также вменяют в вину операторам, то речь в ней идет исключительно о порядке лицензирования. Однако и здесь чиновники Нацрады проявляют самоуправство. Часть 7 этой статьи гласит: «Ліцензію провайдера програмної послуги може бути анульовано в судовому порядку за поданням Національної ради у зв'язку з систематичними порушеннями ним вимог цього Закону, законодавства України про захист суспільної моралі, законодавства України про авторські та суміжні права». Нацсовет же лишает операторов лицензий без всякой судебной волокиты. Кроме того, как упоминалось выше, ни один из российских телеканалов не обращался с исками в украинские суды по поводу нарушения их авторских прав.

Однако это далеко не все законы Украины, которые игнорирует Нацсовет. В ст. 3 Конституции сказано: «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Ст. 10 в свою очередь гласит: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Ст. 15 предусматривает, что «никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена».

Ст. 22 недвусмысленно указывает на то, что «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Согласно ст. 24, «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам».

Коль речь зашла о языке, следует вспомнить, что существует рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств ETS № 157 от 1 февраля 1995 г., ратифицированная Украиной 26 января 1998 г. В соответствии со ст. 10 этого документа, страны, ее подписавшие, обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно, в частной жизни и публично.

Нелишне будет напомнить чиновникам Нацсовета и о том, что в «Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств» есть специальная ст. 12 о «культурных мероприятиях и средствах их обеспечения». В этой статье говорится, что «в отношении культурных мероприятий и средств их обеспечения — в особенности библиотек, видеотек, культурных центров, музеев, архивов, высших учебных заведений, театров и кинотеатров, а также литературных произведений и кинопродукции» государства, ратифицировавшие хартию, обязаны на территории, где используются такие языки, «содействовать развитию различных средств доступа к произведениям на этих языках».

Кроме того, в хартии записано, что ее участники «обязуются гарантировать свободу прямого приема радио- и телевизионных передач из соседних стран на языке, используемом в форме, идентичной или близкой региональному языку или языку меньшинства, и не препятствовать ретрансляции радио- и телевизионных передач на таком языке из соседних стран». Поскольку международное законодательство имеет приоритет над украинским, то комментарии здесь излишни.

Обратимся к закону «О телевидении и радиовещании», который так нравится чиновникам Нацрады. Часть 4 ст. 4 предусматривает: «Держава не чинить перепон прямому прийому телевізійних і радіопрограм та передач з інших країн, які транслюються мовою національної меншини або подібною до неї регіональною мовою».

В ч. 5 этой же статьи сказано: «Держава встановлює дієві обмеження щодо монополізації телерадіоорганізацій промислово-фінансовими, політичними та іншими групами чи окремими особами, а також гарантує захист телерадіоорганізацій від фінансового і політичного тиску з боку фінансово-політичних груп та органів державної влади і органів місцевого самоврядування».

Еще больший интерес представляет ст. 5 вышеупомянутого закона. Часть 1 гласит: «Цензура інформаційної діяльності телерадіоорганізації забороняється», а ч. 2 недвусмысленно указывает на то, что «телерадіоорганізація є незалежною у визначенні змісту програм та передач».

— Официальный текст указанного решения отсутствует на официальных сайтах госорганов, кроме сайта самого Нацсовета, а также отсутствует информация об официальном обнародовании указанного решения, — говорит адвокат «2000» Александр Покутний. — Данный фактор существенно отягощает возможность обжалования указанного решения в судах. Нацсовет, вынося свое решение, действительно не разъяснил, что же является «адаптацией содержания иностранных программ требованиям украинского законодательства». В действующем законодательстве также отсутствует определение. Такая широкая формулировка допускает ее применение фактически как угодно, что, собственно говоря, и происходит.

— Нацсовет избрал фактически наиболее действенный метод «усмирения непокорных», имея полномочия выдавать лицензии на такой вид деятельности как предоставление услуг кабельного телевидения. Он просто-напросто не предоставляет лицензии «непокорным», а осуществление хозяйственной деятельности без лицензии является составом преступления, предусмотренного ст. 202 УК Украины (нарушение порядка ведения хозяйственной и банковской деятельности).

Что касается последствий практического исполнения указанного решения, то оно действительно стало причиной нарушения всех демократических положений современного украинского законодательства, которое регулирует правоотношения в сфере предоставления услуг кабельного телевещания, в т. ч. и Конституции.

Спутники пока еще доступны

А теперь пора ответить на вопрос, который волнует наших читателей: что же делать?

Существует три варианта действий.

Первый: обращаться с исками в суд. Все нарушения международного и отечественного законодательства приведены выше. Следует только иметь в виду, что само решение Нацсовета не является нарушением законодательства Украины — противоречит законам нашей страны его применение.

Второй: смотреть каналы по интернету, набрав в строке поиска «интернет-телевидение» и выбрав понравившийся сайт (intv-inter.net, webtv.org.ua, wnet.ua, ecosvit.org, ip-tv.kiev.ua). Однако для этого нужно иметь выделенную линию, просматривать телепрограммы с помощью обычного модемного соединения, имеющего слишком низкую скорость передачи данных, — удовольствие для любителей, поскольку полученная картинка будет периодически «замораживаться».

Третий: установить спутниковую тарелку, благо сегодня в любом регионе Украины есть фирмы, которые могут это сделать за несколько часов. Конечно, придется изрядно потратиться, поскольку единовременные денежные вложения по сравнению с кабельным телевидением намного выше (от 800 грн.), зато после этого ничего платить не надо. Дело в том, что на территорию Украины вещают целых четыре спутника, с которых можно бесплатно смотреть сотни телепередач на разных языках мира. Для тех, кого интересуют программы российского производства, подойдут два: Hot Bird и Eutelsat W4.

Первый транслирует более 80 каналов, в первую десятку которых входят RU TV, VESTI, RTR, ADJARA TV, TBN RUSSIA, PLANETA SPORT и EURONEWS. На этом же спутнике множество каналов для любителей музыки, спорта, моды и пр. С Eutelsat W4 можно снимать сигнал компании Tricolor TV, которая в бесплатном пакете вещает телеканалы «Первый», «Вести», «Россия», НТВ, ДТВ, «Культура», ТВ-3, ТНТ, ТВ-Центр, «Спорт», «Муз-ТВ», «Звезда» и Ren TV.

С него же можно ловить и НТВ+, однако за это придется ежемесячно платить. Полная установка всего комплекта для приема НТВ+ вместе с лицензионной карточкой стоит примерно 360 долл., а с HotBird — от 200 до 250 долл.

Нужно учитывать и следующий момент: установка НТВ+ не может быть совмещена с несколькими спутниками на одну антенну, это касается и Tricolor TV. Если вы захотите присовокупить к ним Hot Bird, то придется покупать вторую антенну. Более детальная информация обо всех спутниках и каналах изложена на сайте www.lyngsat.com.

Кроме того, украинская цифровая телесеть Maximum TV, являющаяся национальной телекомпанией многоканального эфирного вещания, предоставляет возможность просмотра 124 телеканалов ведущих украинских, российских и международных телекомпаний и вещает посредством наземных передатчиков в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Николаеве, Луцке, Хмельницком, Полтаве, Житомире, Ровно, Черкассах и Чернигове. Комплект оборудования стоит 588—609 грн. За все 125 каналов придется ежемесячно платить 179 грн. Из российских в пакет входят РТР-Планета, НТВ-Мир, РБК-ТВ, RTVI, ТРК «Мир» и Ren TV, а также такие познавательно-развлекательные, как «Детский мир», «Школьник ТВ», «Теленяня», «Комедия ТВ» и др.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Битва против старой мафии и старых казнокрадов

На финальном этапе обязательно должны летать вертолеты, грозно ходить люди с оружием и...

Грядет «Блокада-2»?

Какой новый закон подпишет президент, на чем будут настаивать «ястребы» и как...

Махинаторам не поздоровится

В Украине появится единый центр, который возьмет все полномочия по борьбе с...

Суд — виртуальный, иски — реальные

В провинции Британская Колумбия (Канада) в прошлом году заработал необычный суд —...

Грядет круговая неразбериха

Многие автолюбители считают закон абсурдным

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка