Как выйти на рынок такси и не умереть

27 Июня 2018 5

Весной в Украине с новой силой разгорелись споры, нуждается ли рынок такси в реформировании или государству следует сохранять позицию стороннего наблюдателя.

95% в тени

С одной стороны, украинцам грех жаловаться на недостаток таксистов на улицах. В 2016 г. к крупнейшему отечественному оператору Uklon, работающему с 2013 г., присоединились Uber (самый популярный во всем мире сервис) и «Яндекс Такси» (через год служба попала под санкции, но продолжает работать).

В нынешнем году рынок основательно подрос. В мае учредитель компании Veterano Group Леонид Остальцев открыл ветеранский сервис такси Veterano Cab. Только за неделю после старта проекта было перевезено более 6 тыс. пассажиров (700–800 заказов в день). Работать водителями могут все, а не только ветераны АТО. Остальцев утверждает, что водитель не просто перевозит пассажира, а создает комфортные условия, чтобы человек получил от поездки удовольствие. Это то, чем никто не занимается. По его словам, бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы, из-за отсутствия средств на рекламу. Пока что сервис работает только в Киеве, но есть планы запустить его и в других городах.

В начале июня повторно зашел в Украину основанный в Эстонии в 2013 г. сервис для заказа поездок Taxify (в 2016-м он не выдержал конкуренции со стороны Uber и Uklon). В нынешнем году Taxify привлек $175 млн вложений от группы инвесторов во главе с концерном Daimler и надеется закрепиться на нашем рынке. К слову, сегодня более 10 млн человек пользуются Taxify, а в ряде европейских стран сервис стал главным конкурентом Uber. Приложение работает в Киеве, на очереди — Днепр и Львов. Тарифы такие же, как и у конкурентов, — 25 грн посадка, 4,5 грн/км, 1,15 грн за минуту пути.

Фирма работает с десятками автопарков Киева. Заработок человека за рулем — до 8 тыс. грн в неделю, количество зарегистрированных водителей превысило 3 тыс. По словам гендиректора Taxify Маркуса Виллига, рынок такси в Украине еще на ранней стадии развития, у него большие перспективы, в странах Центральной и Восточной Европы количество таких служб увеличивается на 20–25% в год.

Казалось бы, чиновникам остается только радоваться, но они выражают крайнее неудовольствие. Особенно резко по этому вопросу высказывается министр инфраструктуры Владимир Омелян, утверждающий, что вне правового поля работают около 95% перевозчиков. Среди них и те, кто работает по приложению, и так называемые информационные диспетчерские, которые сотрудничают с частниками и получают от них процент за заказы.

В свою очередь председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк заявил следующее: «В 2017 г. был проведен ряд общегосударственных мероприятий по выявлению на рынке пассажирских перевозок перевозчиков, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров без оформления соответствующих документов. Речь идет о так называемых нелегальных перевозчиках, которых обнаруживаем каждый день, в частности на рынке такси. Я неоднократно уже говорил и снова обращаюсь к обществу, бизнесу, что вне правового поля на рынке такси работают около 95% перевозчиков».

По его словам, сейчас контролировать работу диспетчерских центров невозможно, они регистрируются как информационные агентства, которые предоставляют услуги информационного характера, и привлечь их к ответственности по действующему законодательству нельзя.

Ноняк подчеркнул, что есть ряд законопроектов, которые урегулируют рынок и позволят увидеть, как он легализуется: начнут выплачиваться налоги, а таксомоторные организации и диспетчерские центры будут нести ответственность. По неофициальным данным, ежегодный объем рынка такси составляет 40 млрд грн, но большинство средств находится в тени.

Создатель профсоюза таксистов Александр Серебряник утверждает, что 5% легальных участников рынка — это в основном компании с собственным автопарком. В крупных городах осталось по две-три таких службы, в Киеве — около десяти. Это приблизительно 30% рынка заказов. Но количество машин в их автопарках уменьшается — зачем платить налоги и соблюдать строгие правила, когда можно пойти работать по приложению.

Новый закон не нужен

Говоря о законодательстве, глава Госслужбы по безопасности на транспорте в первую очередь имеет в виду законопроект № 3107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб». Документ был зарегистрировано в ВР в сентябре 2015 г., в 2016 г. его доработали, но положили под сукно. И вот теперь его снова хотят рассмотреть.

В пояснительной записке авторы указали, что численность лиц, задействованных в таксомоторных перевозках, составляет 200 тыс. Примерно такое же количество составляют транспортные средства, используемые в процессе данного вида перевозок. Денежный оборот рынка в масштабах страны превышает 20 млрд грн в год. Вместе с тем около 85% его участников осуществляют свою деятельность за пределами правового поля.

Кроме того, из числа информационно-диспетчерских служб, деятельность которых в подавляющем большинстве неразрывно связана с услугами такси, только 10% зарегистрированы в установленном законодательством порядке как субъекты хозяйствования, предоставляющие соответствующие услуги.

В результате бюджеты разных уровней недополучают (или вообще не получают) причитающиеся налоговые платежи, значительное количество работников официально не трудоустроено, нарушаются требования безопасности перевозок, потребитель не получает услуг надлежащего качества и пр.

Причинами негативных последствий, а именно теневой деятельности субъектов хозяйствования, а во многих случаях и физических лиц, выступает ряд факторов, в частности отсутствие закрепления в законе такого предприятия, как информационно-диспетчерская служба.

Доработанный проект закона №3107 призван ликвидировать этот пробел и определить правовой статус информационно-диспетчерских служб на уровне закона и установить одну из их обязанностей: «Подавать в орган доходов и сборов по основным местам учета информацию об автомобильных перевозчиках по вызову и по стоимости осуществленных перевозок пассажиров».

Однако Комитет по вопросам транспорта ВР в сентябре 2016 г., рассмотрев этот вариант, рекомендовал вернуть проект на доработку. В апреле 2017 г. свое мнение высказало Главное научно-экспертное управление ВР. Вот на что оно обратило внимание.

«Дело в том, что любые перевозки грузов и пассажиров осуществляются по договорам перевозки, общие требования по заключению и содержанию которых определяются в Гражданском кодексе и других законодательных актах и подзаконных нормативно-правовых актах, издаваемых в соответствии с ними.

Попутно отметим, что на сегодняшний день действуют Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабмина № 176 от 18.02.1997 г. В них определены порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа автобусами, такси, легковыми автомобилями на заказ, а также обслуживания пассажиров на автостанциях. Они являются обязательными для выполнения организаторами регулярных перевозок, заказчиками транспортных услуг, автомобильными перевозчиками, автомобильными самозанятыми перевозчиками, персоналом автомобильного транспорта, автостанциями и пассажирами.

...Правилами, среди прочего, определены особенности перевозок на такси и легковыми автомобилями на заказ, а также урегулированы вопросы заказа услуг такси с помощью дистанционных средств связи, предоставление информационно-диспетчерских услуг при пользовании такси и легковыми автомобилями на заказ, установлены права и обязанности участников транспортного процесса. Учитывая это, возникает сомнение, что принятие законопроекта обеспечит детенизацию рынка перевозок пассажиров.

Поэтому есть достаточные основания полагать, что вопросы работы такси и легковых автомобилей на заказ в достаточной степени уже урегулированы в действующем законодательстве».

Ложные представления

Казалось бы, вопрос решен, однако в нынешнем году законопроект №3107 снова приобрел актуальность. Причем в третий раз, похоже, дорабатывать его не собираются.

Между тем еще в конце прошлого года директор компании Uklon Павел Лысенко заявил, что Минифраструктуры не регулирует рынок перевозок — например, запрещенное «Яндекс Такси» спокойно работает. Как же чиновники собираются контролировать лицензионные перевозки легальных служб, если даже не могут справиться с нелегалами?

Директор по маркетингу компании Uklon Даниил Ваховский обратил внимание на коррупционные риски законопроекта. В документе прописан штраф в 17 тыс. грн за малейшее нарушение комплектности документов и 10 400 грн — за вождение в нетрезвом виде. Водители начнут откупаться, и это приведет к росту вымогательства на дорогах. Жесткое регулирование рынка и коррупция приведут к росту тарифов. К тому же лицензированным автомобилям начнут присваивать желтые номерные знаки, которые позволяют ездить по полосе общественного транспорта и останавливаться на остановках. Это неминуемо приведет к транспортному коллапсу в городах, поскольку появятся еще тысячи желающих получить желтые номера. По мнению Ваховского, законопроект создаст проблемы легальным перевозчикам и никак не повлияет на нелегальных.

Представитель службы такси «Оптимальное» Вячеслав Авраменко считает законопроект морально устаревшим. Мининфраструктуры предлагает водителям выдавать пассажирам бумажный чек, иметь бумажную страховку, а участники рынка должны хранить письменные договоры с водителями за три последних года. Водители должны иметь механические таксометры. Это уровень 90-х годов. Для получения лицензии водители должны подавать номера и серии таксометров, средняя цена прибора — 7–10 тыс. грн.

Пресс-секретарь Ассоциации ответственных перевозчиков Александр Дьяченко утверждает, что в законопроекте отражены все ложные представления о современном такси. Подходы к регулированию также не соответствуют тем, которые требует современность. В документе прописаны сложные административные процедуры и высокий уровень налогообложения. Приоритеты государства должны включать максимальное количество водителей, простой и легкий вход на рынок, фиксированный платеж для каждого водителя и самое главное — саморегулирование рынка.

В проекте закона три основных требования. Существенное увеличение штрафов (сейчас штраф за перевозку в такси без таксометра составляет 510 грн, по предлагаемому законопроекту — 3107–8500 гр.). Обязательное налогообложения доходов таксистов (каждый водитель будет вынужден платить или подоходный налог 18% и военный сбор 1,5%, или налоги как предприниматель от 6 до 14% заработанных средств. Диспетчерские службы обяжут регистрироваться в отдельном реестре и отчитываться налоговой службе, сколько поездок совершили водители и сколько они заработали. По мнению Дьяченко, в рамках реформы и существующего законопроекта 90% такси легальными не станут.

Он также отметил, что единственный нелегальный элемент по отношению к рынку перевозок заключается в том, что водитель по действующему налоговому законодательству должен заплатить столько налогов, что его деятельность теряет смысл. Должна увеличиться стоимость проезда на 85%, чтобы водитель сохранил текущий уровень зарплаты.

Улучшить ситуацию на рынке перевозок можно, если внести изменения в законодательство  — в регулирование деятельности перевозчиков такси и их налогообложение. Стоит ввести фиксированный годовой платеж для водителей в размере 5 тыс. грн вместо налога, который водители обязаны платить сейчас. Если принять во внимание количество водителей такси — 200 тыс. — это один миллиард гривен, которые государство сейчас недополучает, а может получать даже при разовом платеже.

Главная задача эффективно использовать транспорт. Если в машине есть четыре пассажирских сиденья, то ехать должно четверо пассажиров. Это выгоднее и полезнее для окружающей среды. Все водители хотят работать легально. Но для этого вход на рынок должен быть максимально упрощенным и с приемлемой ценой налогообложения, — утверждает Дьяченко.

Любопытное мнение высказал житель Горловки Богдан Мирошников в Фейсбуке: «Помню, как до войны в нашем городе больше 10 лет функционировала служба — с медосмотром водителей, техосмотром перед выездом, с официально оформленными водителями (или частниками, которые работали, отдавая часть выручки), с механическими счетчиками. Тарифы были самыми низкими в городе. Все машины были обклеены, с шашечками, с зелеными/красными сигналами, с рациями и диспетчерской (а не «информационной службой»). И это им не мешало работать, конкурировать и занимать 30% рынка в 300-тысячном городе.
Поэтому считаю, что законопроект наконец-то наведет порядок».

А вообще представители рынка считают, что самыми успешными службами такси в новых условиях станут те, кто вообще не собирается платить налоги и работать в легальном поле. После нововведений вне закона окажутся водители по вызову, которые пойдут работать в нелегальные сервисы.

Эксперты считают, что оптимальный вариант  создание муниципальных такси по образцу английской службы, которая полностью отвечает за весь процесс. У нее есть не только диспетчерская, автопарк и СТО, но и врачи, которые проверяют водителей перед выездом. В Украине нет ни одной такой компании. Еще один вариант выдача только корпоративных лицензий, когда частник не может получить разрешение на перевозку пассажиров. Кроме того, наказание за некачественные услуги должно быть жестким: лишение лицензии за два нарушения. Чтобы ее получить, компания должна пройти весь курс восстановления с нуля. Такая система работает практически во всех странах Европы.


Загрузка...

Выйти на рынок такси и не умереть

Стоит ввести для водителей фиксированный годовой платеж в размере 5 тыс. грн. Если...

Где в Киеве заказать такси в Борисполь

Оптимальное такси в Киеве обладает массой преимуществ

В Киеве столкнулись маршрутка, такси и грузовик:...

В субботу, 3 марта, в Киеве произошло масштабное дорожно-транспортное происшествие. На...

Загрузка...

Нелегалы рвутся в Украину

Чтобы остаться на нелегальном положении или потом незаконно перейти границу с...

Наши «рекорды»

Суды рассматривают дела нетрезвых водителей

800 нелегалов не попали в Украину

В Украине с 24 апреля под координацией Госпогранслужбы проходит масштабная...

Право на права никто не отбирал

В Украине ежемесячно происходит 11 тыс. ДТП, в которых погибает 180 человек

Суд и пересуды

7 июня Верховная Рада приняла законопроект «О Высшем антикоррупционном суде»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка