Конец «прописке» или выстрел в пустоту?

19 Мая 2021

Наши народные избранники последнего созыва напринимали немало законов, не только осложняющих жизнь украинцев, но и зачастую противоречащих национальным интересам страны.

Сегодня мы расскажем о двух законопроектах, которые свидетельствуют о том, что в ВР еще остались депутаты, думающие не только о собственных карманах.

Единственный источник

Законопроект №5446 называется «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно размера минимальной пенсии по возрасту и по случаю потери кормильца».

В ст. 28 нынешнего закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» указано, что минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Авторы законопроекта считают это несправедливым и предлагают заменить словосочетание «прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность» новым определением: «не менее двух прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность».

Они указали на то, что минимальная пенсия растет очень медленно и не соответствует элементарным потребностям человека. С 1 января 2021 г. прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, равен 1934 грн. в месяц, а минимальная зарплата – 6 тыс. грн. Поэтому предлагается с 1 января 2022 г. увеличить минимальную пенсию по возрасту до 3868 грн. в месяц (если брать расчетный размер 1934 грн.).

Пенсия в связи с потерей кормильца должна будет назначаться в таких размерах. На одного нетрудоспособного члена семьи – 50% пенсии по возрасту умершего кормильца, но не менее двух прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность. На двух и более нетрудоспособных членов семьи – 100% пенсии по возрасту умершего кормильца, но не менее двух прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность.

Детям-сиротам пенсия в связи с потерей кормильца составляет 50% пенсии по возрасту умершего кормильца, но не менее двух прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность.

В пояснительной записке говорится, что одним из ключевых конституционных прав в соответствии со ст. 48 Основного Закона является право каждого гражданина на достаточный жизненный уровень.

Экономический кризис, низкий уровень жизни и сверхвысокие темпы инфляции обусловили высокий уровень обнищания населения Украины. Рост потребности в социальной защите происходит в периоды обострения экономических проблем и социальной напряженности в обществе.

В зависимости от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, размаха общественных движений в разных странах на разных этапах государство берет на себя решение тех или иных проблем социальной защиты населения, стабилизации общественного развития.

Пенсия – единственный источник для жизнедеятельности лиц пенсионного возраста для покупки еды, лекарств и одежды, оплаты коммунальных услуг, и размер пенсии, равный прожиточному минимуму, не может обеспечить нормальное существование.

В случае принятия законопроекта реализация его положений потребует дополнительных расходов из госбюджета в следующем году. Следует обратить внимание на то, что уровень смертности пожилых людей достигает почти 17%.

Речь идет о недопущении сужения содержания и объема существующих прав и свобод украинских граждан. А это – конституционная норма и обязанность государства перед своими гражданами.

По мнению депутатов, принятие законопроекта будет способствовать улучшению социально-экономического положения пожилых людей, которые имеют стаж работы более 30 лет.

Можно заранее предсказать, что «Слуги народа» законопроект не поддержат. Сошлются, например, на то, что после того как расходы Пенсионного фонда за январь–апрель текущего года превзошли доходы, его дефицит достиг 7,6 млрд. грн. Тому есть вроде бы объективная причина: в стране насчитывается 11,3 млн. пенсионеров против 10,5 млн. работающих легально людей, за которых работодатели платят ЕСВ.

Хитрость в том, что еще 15 лет назад ПФ вменили в обязанность выплачивать пенсии всем силовикам, денежное обеспечение которых не облагалось налогом, т.е. никаких отчислений в бюджет Пенсионного фонда не производилось. По сути пенсии им должны выплачиваться из госбюджета. А если учесть, что за все годы независимости страны зарплаты в конвертах никуда не делись, то можно сделать однозначный вывод: в плачевном состоянии ПФ виноваты не пенсионеры, а государство.

30 дней на регистрацию

Законопроект №5463 «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине» касается всех граждан нашей страны, лиц без гражданства и иностранцев.

Его главное нововведение – из закона «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» полностью исключены все нормы, касающиеся обязательной регистрации места жительства. Вместо этого вводится декларирование и регистрация места жительства/ проживания.

Факт декларирования места жительства не является основанием для получения лицом права владения, пользования и распоряжения жильем (в т.ч. не является основанием для вселения или признания за лицом права на проживание или пользования жильем), находящимся по адресу, о проживании в котором оно сообщило.

Местом жительства/проживания может быть задекларировано жилье, которое находится в частной, общей долевой или совместной собственности, а также общежития, жилища в воинских частях, пункты временного размещения беженцев, специализированные социальные учреждения.

Декларирование места жительства/проживания не является подтверждением права на пользование жильем, вселения или выселения из него, возможной приватизации, приобретения по наследству или факта аренды, установления или прекращения любых прав и обязанностей других лиц, проживающих в жилье.

Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение 30 дней после прибытия на новое место жительства задекларировать или зарегистрировать его.

Родители (усыновители), опекуны, попечители или иные законные представители обязаны зарегистрировать или задекларировать место жительства/проживания новорожденного ребенка в течение трех месяцев со дня регистрации его рождения.

Детей в возрасте до 14 лет регистрируют или декларируют по месту жительства/проживания их законные представители или один из них, с кем они проживают, с согласия других представителей.

За регистрацию/декларирование места жительства, снятие с регистрации места проживания или смену места жительства взимается административный сбор в размере 2,5% прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. На 1 января 2021 г. этот показатель составляет 2270 грн. Т.е. заплатить предлагается 56,75 грн. Если срок будет нарушен, то плата возрастет до 113,5 грн.

Совершеннолетнее лицо декларирует место своего проживания самостоятельно. Это касается и лиц в возрасте от 14 до 18 лет, они это могут сделать по месту проживания своих законных представителей.

Если лицо не достигло 14-летнего возраста, признано судом ограниченно дееспособным или недееспособным, декларирование места жительства осуществляется одним из законных представителей с согласия другого представителя.

Для декларирования места жительства/проживания надо подать следующую информацию: ФИО, дата и место рождения; сведения о гражданстве; адрес места, которое декларируется; прежнее место жительства, контактные данные, реквизиты паспортного документа (для ребенка – свидетельства о рождении), номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии), номер учетной карточки плательщиков налогов. Военнообязанный также должен указать номер записи в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов или сведения, указанные в военно-учетном документе.

Внесение информации в реестр территориальной общины о задекларированном месте жительства/проживания осуществляется в день предоставления лицом документов (в т.ч. в электронной форме) или на следующий рабочий день.

Лицо, декларирующее свое место жительства/проживания в жилье, которое не является его собственностью, подает согласие собственника (сособственников, уполномоченных лиц) жилья и других жилых помещений.

Отказать в регистрации могут по целому ряду причин.

Наличие в Государственном реестре обременений на жилье, которое лицо декларирует как место проживания (запрет на пользование или проживание). Сведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество не совпадают с теми, которые были представлены, или в связи с неполной/недостоверной информацией, недействительным паспортом. Откажут лицу, не достигшему 14 лет, а также в случае, если жилье не имеет адреса.

Бездомные и другие лица, не имеющие постоянного места жительства, декларируются по адресу специализированного социального учреждения.

Место жительства сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, декларируется по адресу дошкольных учреждений, детского дома семейного типа или по адресу проживания приемной семьи.

В стране создадут реестры территориальных общин в электронной форме, на которые возложат задачи хранения и обработки данных, предоставления административных услуг в сфере декларирования, регистрации места проживания, взаимодействия с другими государственными информационными ресурсами.

Информационно-телекоммуникационная система общины должна обеспечивать непрерывное обслуживание автоматизированных сервисов в интерактивном режиме реального времени, разграничение прав доступа и предоставление контролируемого доступа пользователям системы.

Право на доступ к своим персональным данным, внесенным в реестры территориальных общин, получит каждый человек. Владелец (совладельцы) жилья смогут бесплатно получать информацию от органа регистрации о лицах, которые задекларировали свое место жительства в принадлежащем ему (им) жилье, а также получат право на исправление, изменение или отмену ошибочных данных.

Выписку, подтверждающую регистрацию или декларацию места жительства/проживания, можно получить, подав заявление в электронной форме, или во время личного посещения органа регистрации. Для удостоверения личности субъекта обращения предъявляется паспорт.

Выписки, полученные в электронной или бумажной форме, имеют одинаковую юридическую силу и используются в соответствии с законодательством.

В ст. 80 закона «О пенсионном обеспечении» появится такая норма: «Заявление о назначении пенсии подается по месту обращения и независимо от места работы или места жительства заявителя». Назначенная пенсия должна выплачиваться, «независимо от задекларированного или зарегистрированного места жительства пенсионера».

Опыт Польши и Эстонии

В пояснительной записке указано, что административная услуга по регистрации места проживания является одной из самых популярных, но в то же время она архаична и осложнена. Необходимо собрать 3-5 документов и согласований и прибыть с ними в орган регистрации или центр предоставления административных услуг.

Закон «Об административных услугах» предусматривает право граждан на их получение в электронной форме, но это не относится к регистрации места проживания.

Такая услуга станет доступной при условии надлежащей наполненности и взаимодействии всех национальных электронных информационных ресурсов.

Проблемы учета населения обостряются из-за того, что реестры территориальных общин являются автономными, имеют различное программное обеспечение и не взаимодействуют между собой. Кроме того, только часть реестров ведется в электронной форме или имеет связь через систему электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов с ведомственной информационной системой центрального органа исполнительной власти.

Поэтому не только регистрация, но и получение информации из реестров (например, сведений о месте жительства) превращается для гражданина в длительный процесс, тогда как эту информацию можно было бы за считанные секунды получать с помощью программных средств.

Существующее положение дел с регистрацией места жительства также нарушает положенный в основу государственной политики принцип рациональной минимизации количества документов и процедурных действий, которые требуются для получения административных услуг.

Поскольку основанием регистрации является не фактическое проживание в жилье, а только наличие права на проживание в нем, граждане регистрируются не там, где они фактически проживают, а там, где могут документально подтвердить право на проживание.

Связь регистрации места проживания с правом проживания в жилье также создает условия для манипулирования с имущественными и жилыми правами на жилье. Т.о. возникла насущная необходимость реформирования действующего механизма учета населения в Украине и введение института декларирования места жительства.

По словам министра цифровой трансформации Михаила Федорова, закон в случае его принятия закрепит на уровне государства декларативную «прописку» и упростит ее. Минцифры при разработке документа ориентировалось на успешный опыт Польши и Эстонии.

Однако г-н Федоров почему-то забыл упомянуть о том, что в Польше регистрация бесплатная не только для граждан страны, но и для тех, кто приезжает из других государств ЕС. В Эстонии за регистрацию тоже не надо платить, а из документов нужна только ID-карта.

По словам Михаила Федорова, до миллиона украинцев ежегодно смогут менять свое место жительства онлайн, не выходя из дома. Им не нужно будет тратить время на хождение по кабинетам чиновников, это экономия собственного времени и средств. После вступления в силу подготовленных нормативных изменений менять место регистрации онлайн смогут как владельцы ID-карт, так и паспортов-книжечек.

Г-н Федоров заявил, что также будет отменен штамп в паспорте о прописке, отпадет надобность в справке «формы 13» о подтверждении регистрации места жительства. Жители Украины, проживающие на неподконтрольных территориях Донбасса, смогут оформлять документы, не привязываясь к месту регистрации.

По его словам, единственный недостаток законопроекта в том, что в нем не прописано, что государство гарантирует безопасность персональных данных и всей информации на каждое отдельное лицо.

Однако далеко не все эксперты расценивают законопроект как прогрессивный. Юристы обращают внимание на то, что саму процедуру регистрации не упростили, людям придется указывать реквизиты тех же документов, которые у них собирают и сегодня. Фактически в Украине будут параллельно существовать «регистрация места жительства» и «декларирование места жительства/проживания». Единственный плюс – получение услуги в электронном виде.

В законопроекте отсутствует основополагающий европейский принцип –

уведомительная система, которая предполагает только сообщение заявителем адреса своего проживания без предоставления дополнительных документальных подтверждений. А это означает, что так и не удастся решить проблему несоответствия информации, имеющейся у государства и органах местного самоуправления, о месте проживания граждан.

Тем не менее нельзя говорить, что законопроект о «прописке» – выстрел в пустоту. В Украине 12% населения живут не по месту регистрации, как минимум 3,3 млн. взрослого населения. Если закон примут, для многих граждан он существенно облегчит регистрацию по месту проживания.

Сел за руль в пьяном виде – 12 лет тюрьмы

Каждые 5 минут полицейские выявляют пьяного водителя, ежегодно по вине таких лиц...

Продать за 60 секунд

Никакого отраслевого, секторального деления госактивов не будет ввиду их мизерного...

Съезд судей Украины в рамках концепта судебной...

XVIII съезд судей Украины, который прошел в «Президент отеле» в Киеве 9-11 марта 2021 г....

По пути вытеснения

Вопрос о языке (языках) образовательного процесса в вузах политики не должны решать,...

Правова шизофренія

Хімічні речовини на робітників України діють благотворно. На відміну від Європи

Как бы не дождаться контрсанкций

Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...

Проблемы индейцев

Избыточная доходность добытчиков газа формируется за счет завышенных цен и тарифов,...

День душегуба

Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...

Накопи себе сам

Закономерным результатом реформы станет то, что накопительные пенсионные ресурсы...

На руинах правопорядка

 Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...

Один ствол и не более 20 патронов в магазине

МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного и гладкоствольного оружия для...

Слежка в частных руках

Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка