Минус реиндустриализация всей страны

№40(962) 20 – 26 ноября 21 Ноября 2020

Итак, продолжим тему правительственных «Векторов экономического развития 2030» и ознакомим уважаемых читателей с содержанием данного документа.

Аналитические выкладки экспертов Кабмина представлены в качестве «образа развития украинской экономики с определением направлений и стратегических целей, которые позволят раскрыть потенциал Украины». «Векторы развития» содержат описание ситуации и путей трансформирования двадцати различных направлений — от макроэкономической политики и управления госсобственностью до регионального развития и цифровой экономики.

Проанализируем блок, касающийся одного из самых важных направлений в экономике — промышленной политики. Поскольку эта отрасль является базовой, а планирование ее преобразования представляется наиболее сложной и масштабной задачей, по качеству промышленного вектора можно судить и о качестве всего правительственного документа.

Цели и приоритетные шаги

В правительственном документе блок промышленной политики озаглавлен вполне рациональным лозунгом: «Промышленность — катализатор экономического роста и опора устойчивого развития Украины». Общее видение преобразований промышленного сектора описывается в форме триады «стратегических достижений», «стратегических целей» и «приоритетных шагов».

Стратегическое достижение №1 предписывает: «Обеспечить рост потребления промышленной продукции на внутреннем рынке и стимулирование экспорта».

Стратегическими целями, обеспечивающими достижение №1, указаны: прирост потребления промышленной продукции на внутреннем рынке за счет обновления инфраструктуры; прирост потребления отечественной промышленной продукции за счет модернизации государственной транспортной инфраструктуры на 30%; увеличение доли экспорта товаров средне- и высокотехнологичной переработки в общей структуре экспорта до 25%.

Приоритетными шагами на этом пути являются: обеспечение формирования спроса на украинскую промышленную продукцию на внутреннем рынке путем оживления жилищного строительства, обновления фондов ЖКХ и модернизации инфраструктуры, обеспечения эффективного использования внутреннего ресурсного потенциала и диверсификации импортных поставок; обеспечение свободного доступа украинской промышленной продукции на глобальные рынки и содействие наращиванию экспорта промышленной продукции.

Стратегическое достижение №2: «Обеспечить конкурентоспособность украинской промышленной продукции путем модернизации производственных мощностей с внедрением ресурсо- и энергоэффективных технологий».

Цели-индикаторы достижения: увеличить долю добавленной стоимости высокотехнологичного и среднетехнологичного секторов в общей добавленной стоимости; обеспечить модернизацию 25% основных производственных фондов; повысить уровень утилизации промышленных отходов до 60%; обеспечить привлечение инвестиций в обновление производственных мощностей в объеме 40 млрд. долл.

Приоритетные шаги: стимулирование обновления основных производственных фондов перерабатывающей промышленности; стимулирование использования ресурсо- и энергоэффективных технологий в производстве; стимулирование повышения производительности труда в обрабатывающей промышленности.

И, наконец, стратегическое достижение №3: «Стимулировать создание новых производственных мощностей и интенсификацию инновационной деятельности предприятий».

Цели в цифрах и структурных индикаторах: создание 3 млн. новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности; увеличение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в высокотехнологичную и среднетехнологичную промышленность до 25% совокупного объема ПИИ; привлечение 30 млрд. долл. инвестиций через механизм индустриальных парков.

Шаги на пути к целям: создание благоприятных условий для релокации производственных мощностей; стимулирование реализации RD проектов (Research and Development — получение инновационных знаний и их практическое применение при создании нового изделия-товара); интенсификация сотрудничества оборонно-промышленного комплекса с другими секторами экономики; создание индустриальных парков и развитие кластерного сотрудничества.

Да простят читатели автора за столь скрупулезное цитирование всех трех «стратегических достижений» и их компонентов, но без этой детализации невозможно в полной мере оценить ход экономической мысли правительственных стратегов. Очевидно, что сквозной идеей всей вышеописанной конструкции является привлечение инвестиций. Это автоматически отсылает нас к набившей оскомину национальной экономической мифологии о чудотворном потоке иностранных инвестиций, решающем все проблемы.

Однако вопреки здоровому скептицизму, который испытывает автор этих строк в отношении задатков к экономическому планированию действующей властной команды, следует отметить несколько принципиально важных моментов. И эти замечания можно записать в актив правительственным стратегам.

Правительственный позитив

Во-первых, необходимо отметить, что, помимо глобального расчета на приток инвестиционного капитала, в стратегию развития промышленности правительство закладывает и внутренний ресурс. Упомянутый выше пункт о наращивании спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке Кабмин намерен обеспечивать в том числе за счет наращивания спроса со стороны государства.

Общие проекты модернизации инфраструктуры могут стать серьезным драйвером роста индустриального производства, если обеспечить этот процесс государственными капиталовложениями. С этой целью Кабмин предусматривает изменение политики расходования бюджетных ресурсов. В частности, предлагается: «Ввести неценовые критерии оценки тендерных предложений при проведении публичных закупок: стоимость затрат, связанных с приобретением, использованием, обслуживанием, завершением пользования, и экологических издержек, срок службы предмета закупки».

В этом отношении важной инициативой является уже принятый в первом чтении законопроект №3739 «О внесении изменений в закон Украины «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности». По сути этот документ создает протекционистские механизмы защиты внутреннего производителя, направляя бюджетные средства в первую очередь на продукцию отечественной маркировки. Проблема заключается только в том, что «западные партнеры» выступают категорически против этой инициативы, и перспективы принятия законопроекта во втором чтении выглядят весьма туманно.

В контексте протекционистской политики также весьма рациональным является предложение относительно контроля за показателем импорта. «Ввести режим критического импорта — верхнюю границу для доли импорта из одной страны в общем импорте каждой группы товаров», — указано в документе.

Во-вторых, в промышленном блоке «Векторов развития» предлагается создать механизмы для поддержки экспорта промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости. В этом отношении особая роль отводится многострадальному экспортно-кредитному агентству.

В перечне мероприятий по экспортной поддержке указаны следующие шаги: «Расширить функции экспортно-кредитного агентства; увеличить государственное финансирование для страхования и кредитования экспортных контрактов по производству товаров с высокой добавленной стоимостью; обеспечить государственную поддержку участия в промышленных выставках; активизировать работу торговых представительств для стимулирования экспорта».

Однако и в этом вопросе робкие инициативы украинских стратегов наталкиваются на реалии «хотелок» обобщенного Запада. Полноценное функционирование экспортно-кредитного агентства Украины является одним из камней преткновения в переговорном процессе с ключевыми внешними игроками. Например, в предыдущем тексте меморандума с Международным валютным фондом Украине прямым текстом запрещалось иметь полноценно функционирующее кредитно-экспортное агентство.

Украинское агентство (вопреки позиции «партнеров») было формально создано, но уровень его финансирования, в т.ч. и в проекте бюджета на 2021 г., обеспечивает его работу в формате «стол-стул-кабинетик».

В-третьих, нужно отметить в плане смыслового выхода за рамки инвестиционной мантры предложение формировать базу развития промышленности на основе государственно-частного партнерства. В этом отношении весьма конструктивными выглядят предложения по развитию инструмента создания индустриальных парков.

«Способствовать развитию индустриальных парков как инвестиционных площадок со всей необходимой инженерно-технической инфраструктурой, включая путем государственно-частного партнерства; обеспечить необходимые стимулы для резидентов индустриальных парков; создать межведомственную координационную комиссию; обеспечить использование региональных программ развития сети индустриальных парков».

В контексте реализации этого направления в правительстве предлагают создать специальные экономические зоны. Также в Верховную Раду уже внесены несколько законопроектов о порядке функционирования и поддержке создания индустриальных парков.

В-четвертых, в рамках промышленной политики правительство отводит особую роль оборонно-промышленному комплексу (ОПК) и отводит государству ключевую роль в его стимулировании, развитии и модернизации: «Обеспечить финансовую стабильность предприятий ОПК; обеспечить долгосрочное планирование и инвестиции государства в инновации; обеспечить государственную поддержку оборонных научно-технических исследований; стимулировать внедрение современных технологий в ОПК; предоставить гранты на реализацию технологий ОПК в других отраслях».

В целом все инициативы в промышленном блоке «Векторов развития», которые можно занести в актив правительства, выходят за рамки привычного концепта «інвестор прийде, порядок наведе». Осознанное прописывание главенствующей роли государственных капиталовложений в развитии той или иной отрасли можно только приветствовать. За этими робкими тезисами просматривается генеральная мысль — роль государства в экономике должна существенно вырасти.

А эта мысль очень опасна для модели экономического развития, которую продвигают воинствующие либералы, — «меньше государства, больше невидимой руки рынка».

Однако, к сожалению, нужно констатировать, что до полного осознания того, что экономическое развитие несовместимо с принципом либерально-рыночного рукоблудия, очень и очень далеко.

Гранд-Каньон в логике причинно-следственных связей

Вопреки вышеперечисленным позитивным аспектам «Векторов развития» и еще ряду весьма рациональных инициатив промышленного блока общее представление о стратегическом развитии индустриального сектора страны в исполнении Кабмина сложно назвать удовлетворительным.

Во-первых, инструментарий промышленной стратегии, рамка которой охватывает целых 30 лет, выписан без надлежащей конкретики, а зачастую описан и вовсе примитивными формулировками-пожеланиями.

Во-вторых, в вопросе защиты внутреннего рынка и отечественного производителя промышленной продукции нет четкой концепции протекционистских мероприятий. Даже упомянутый выше законопроект №3739 или другие схожие законодательные инструменты в документе не упоминаются напрямую. Правительственными аналитиками не дана четкая и внятная стратегия по проведению политики условной реиндустриализации в контексте мобилизации внутренних ресурсов.

В-третьих, план стратегических мероприятий расписан практически без учета секторальной составляющей. В документе почти нет полноценных отраслевых концепций развития экономики. Отдельные направления если и упоминаются, то только в рамках описания существующих проблем, к которым не прилагаются структурированные рецепты их решений.

В-четвертых, в вопросе наращивания экспортного потенциала промышленной продукции нет понятных отсылок к специализации и указания приоритетных товарных направлений, по которым можно нарастить объемы поставок на внешние рынки. Также нет анализа рынков сбыта для этого типа продукции.

В-пятых, планирование промышленной политики рассматривается исключительно в рамке «безальтернативности евроинтеграции». Нет структурных оценок негативного влияния на промышленный сектор Украины действующего варианта Соглашения об ассоциации с ЕС. Без полноценного анализа итогов действия соглашения невозможно разработать полноценную стратегию «промышленного рывка». Даже те ограниченные позитивные инициативы, которые мы отметили выше (протекционистские меры, контроль уровня критического импорта, кредитно-экспортное агентство), прямо противоречат нашему «цивилизационному выбору».

Не стоит уже и говорить о том, что правительственные аналитики не разработали даже гипотетического сценария относительно перспектив экономического роста в контексте возобновления взаимоотношений с Российской Федерацией. Также нет никаких намеков на оценки перспектив возвращения неподконтрольных территорий в единое экономическое пространство. Не хочется разочаровывать отечественных ура-патриотов и ультрамилитаристов, но напряженные отношения Украины и России вряд ли будут столь же статично-негативными в течение последующих 30 лет.

В целом, вопреки ряду позитивных факторов, которые, несомненно, присущи «Векторам развития», концептуальность документа является весьма ущербной. Эта общая особенность правительственного документа предопределена глобальным «безальтернативным» условием евроинтеграционной и евроатлантической рамки (в контексте геополитики и геоэкономики) и либерально-рыночными подходами (в контексте набора экономического инструментария).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Бузишь — ударим током

С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...

Сколько будет горбов у транспортного «верблюда»?

Подход, при котором повышение социальных стандартов автоматически приводит к росту...

Работа — не волк, а средство обогащения

Правительство снова пытается протолкнуть идею трудового рабства, но под другим соусом

Неоспоримое требование

На Западе хорошо понимают, к чему может привести ломка Конституции Украины через...

Судебная коррупция — последнее убежище суверенности

Отсыл к набору кадров в судебную систему «по принципу отбора судей в...

Тайные ветераны войны

Даже опосредованное подчинение органов досудебного расследования президенту Украины...

Самогон вместо молока

Вместо того чтобы всерьез поднимать молочную отрасль, крестьянам предлагают...

Ошибиться с выбором нельзя

Две третьих ОТО созданы директивным методом — без учета каких-либо...

Красные флажки для медиа

В законопроекте не заложен механизм реального влияния на иностранных субъектов, в т. ч....

Гони деньги — и никакой судебной волокиты

Одной из причин обнищания населения и роста бедности в Украине является...

Закон о медиа: новый заход

В свете местных выборов особое значение обретает возможность контроля за...

Спасение рядового Мазурика

Соблюдение законов должно стать товаром и предметом открытой формы купли-продажи, и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка