Накопи себе сам

№4(970) 28 января – 3 февраля 28 Января 2021

Завершающий этап

Похоже, что в текущем году украинцам предстоит пережить еще больше испытаний, чем в злополучном 2020 г. Украину ждет безудержный и беспощадный калейдоскоп различных «реформ», и одной из ключевых реформаторских вех может стать пенсионная реформа.

Ее в Кабмине грозятся завершить уже в этом году. Премьер-министр Денис Шмыгаль недавно заявил о готовности запустить новую систему пенсионного обеспечения.

Камбэк пенсионной реформы и тактические схемы власти

В тексте меморандума, который Украина подписала с Международным валютным фондом под открытие новой кредитной программы stand-by в июне 2020 г., четко заявлена цель завершения пенсионной реформы.

Реформа была заложена в матрицу отношений с западными кредиторами еще со времен кризиса 2008—2009 гг. Тогда, в условиях тяжелой экономической ситуации на фоне мирового кризиса, Украина взяла на себя ряд обязательств, которые крайне болезненно сказывались на социально-экономических параметрах жизни рядовых украинцев.

Выполнение взятых на себя обязательств Украина растянула на несколько этапов, последний из которых в 2017 г. закончился очередным повышением пенсионного возраста и требований по минимальному стажу для гарантированного получения минимального пенсионного обеспечения.

«Реформа была направлена на защиту пожилых людей от бедности, замедление притока новых пенсионеров путем предоставления стимулов для более продолжительного пребывания в составе рабочей силы, применение единообразных правил выплат пособий независимо от профессионального уровня и обеспечение стимулов для участия и соблюдения взносов», — поясняется поднятие пенсионного возраста в тексте нового меморандума.

Точнее будет сказать, что пенсионная реформа в отечественном варианте направлена на замедление притока новых пенсионеров и защиту бедности от пенсионеров. А в ее основе, исходя из циничности методов, заложено физическое сокращение количества «паразитирующих» на бюджете, бесполезных пенсионеров, мешающих строительству «прогрессивного либерального общества».

Если в советское время понятие пенсии имело концептуальное выражение в формуле «выход на заслуженный отдых», то в текущих условиях уход на пенсию означает начало жутковатого квеста на выживание. В меморандуме с кредиторами украинские власти также взяли на себя обязательство воздержаться от «изменений, которые приведут к снижению фактического пенсионного возраста».

«Мы позаботимся о том, чтобы любые предлагаемые правовые правки, которые повысят пенсионные расходы, сопровождались среднесрочным анализом налогово-бюджетного воздействия и выявления соразмерных ресурсов», — указано в тексте документа.

На данный момент власть нацелилась на проведение завершающего этапа «пенсионной перестройки» — ликвидацию солидарной системы и внедрение накопительной пенсионной модели.

Вводные Шмыгаля и эксперт Третьякова

18 января в интервью «Интерфакс-Украина» премьер Денис Шмыгаль заявил о намерении принять законодательную базу для внедрения накопительной пенсионной модели в 2021 г.

«Мы с Министерством социальной политики полностью разработали стратегию введения накопительной пенсионной системы. Мы ее обсудили и согласовали все нюансы с профильным комитетом Верховной Рады. Сейчас этот вопрос находится в законодательной плоскости. Соответствующий проект закона подготовлен, будем просить парламентариев принять его как можно скорее, чтобы в этом году эта накопительная пенсионная система была введена», — отметил глава КМУ, подчеркнув неприемлемость того, что за 30 лет независимости в Украине так и не была введена накопительная система пенсионного обеспечения.

Второй важнейшей проблемой Шмыгаль назвал отсутствие в Украине полноценного фондового рынка.

«Еще одним преступлением, на мой взгляд, является отсутствие в Украине цивилизованного фондового рынка. Есть презентация, подготовленная Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовым рынкам совместно с USAID, ЕБРР и Американской торговой палатой. Они готовы выделить финансирование. Там огромный масштаб работы», — заявил премьер.

Работы действительно много, но как хорошо, что этот трудный путь Украине помогают преодолевать «стратегические партнеры» и «большие друзья» в лице Агентства США по международному развитию и наших «кредитных коллекторов» из ЕБРР. Впрочем, на вопросе фондового рынка и на некоторых других важных аспектах «пенсионной дилеммы Шмыгаля» мы подробнее остановимся в отдельном материале.

Помимо европейских кредиторов и представителей Американской торговой палаты, некоторые опасения вызывают законодательные «однодумці» Шмыгаля по продвижению пенсионной реформы в виде Комитета ВР по вопросам социальной политики. Точнее, непосредственно главы комитета, депутата от фракции «Слуга народа» и «гуманиста» с большой буквы Галины Третьяковой — эксперта по вопросам «некачественных детей».

Глава комитета Рады по соцполитике является соавтором и хедлайнером базового документа, который описывает общую схему внедрения обязательной накопительной пенсионной модели в Украине. Речь идет о законопроекте №2683 «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении». Данный документ был одобрен профильным комитетом Рады к прохождению первого чтения еще в середине июня прошлого года. На фоне активизации темы пенсионной реформы законопроект могут достать из-под сукна. Ранее Галина Третьякова высказывалась за принятие документа в текущем году, для того чтобы сформировать базу новой социальной системы и в 2023 г. запустить «пенсионную перестройку».

Либеральный фашизм в пенсионном обличье

В качестве аргументов в пользу проведения пенсионной реформы авторы законопроекта №2683 приводят удручающие данные демографического прогноза ООН по Украине.

«При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграций ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050 г. на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%», — указано в пояснительной записке к документу.

Проект закона предусматривает, что от начисленной работнику зарплаты на его индивидуальный пенсионный счет будет переводиться минимум 1% (по желанию процент может быть увеличен), а работодатель обязан будет перечислять на тот же счет 2% зарплаты. Законодатели предусматривают постепенное повышение процентов отчислений на пенсионный счет. В 2021 г. этот показатель будет составлять 3%, в 2030 г. — 4%, в 2040-м — 6%, а в 2050-м — 7%. Это второй этап реформы.

Аккумулироваться все пенсионные отчисления должны будут в созданном Пенсионном казначействе. В свою очередь, авторизованные компании по управлению активами Пенсионного казначейства или авторизованные негосударственные пенсионные фонды будут оперировать пенсионными средствами, инвестируя их в различные легальные виды деятельности. Проще говоря, получившие специальные лицензии компании и частные фонды будут использовать пенсионные деньги, инвестируя их в определенный бизнес.

Третьим этапом реформы станет внедрение системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан. Де-факто речь идет о постепенной ликвидации государственной функции пенсионного обеспечения и превращении ее в коммерческую услугу.

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады сделало ряд крайне важных критических замечаний к предлагаемой законопроектом модели общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения (ОНПО).

Cпециалисты указывают на весьма неблагоприятное время для внедрения подобных инициатив.

«Указанный процесс должен начинаться только после объективного определения факта роста экономики в Украине, что даст возможность эффективного размещения и использования средств накопительной пенсионной системы, поскольку в ином случае собранные средства не дадут желаемой для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования».

Эксперты подчеркивают, что исследования 14-летнего опыта существования в Украине негосударственной системы пенсионного обеспечения говорят о ее неэффективности. Это сопряжено с тем, что большинство населения Украины не откладывает деньги или не имеет возможности откладывать на пенсию, мало или совсем ничего не знает о негосударственных пенсионных фондах, плохо ориентируется в финансовых вопросах в целом и в инвестициях — в частности, а также не доверяет финансовым учреждениям.

Научно-экспертное управление считает, что предлагаемая модель накопительной системы нарушает Конституцию и требует более детального обоснования с точки зрения эффективности ее функционирования. Специалисты управления ВР приводят крайне интересные отсылки к опыту стран Восточной Европы, которые также пытались трансформировать модель солидарной пенсионной системы.

На примерах конкретных стран иллюстрируются неудачные попытки внедрения накопительных систем, которые впоследствии реконструировали обратно в рамки солидарной пенсионной модели.

При этом проблемы возникали с возвратом средств граждан. В Венгрии пенсионные накопления, осевшие в частных фондах, даже были национализированы государством. В 2016 г. Чехия и вовсе объявила о ликвидации второго уровня накопления, который просуществовал менее трех лет.

Эксперты также описывают опыт Прибалтики, более близкий Украине по уровню «зажиточности»: «В Литве и Латвии ставку взносов во второй уровень пенсионной системы в течение нескольких лет снижали до 2% от зарплаты, а в Эстонии свели к нулю».

Спецами из управления ВР приводится также крайне интересный опыт соседней Польши.

«В Польше в феврале 2014 г. из-за введенных государством ограничений на формы инвестирования фондами страхования последние начали получать негативную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции необходимо было безвозмездно вернуть государству для сокращения государственного долга). Впоследствии польское правительство дало гражданам срок в три месяца на возвращение в солидарную систему по молчаливому согласию, если не будет заявлено об отказе, и продолжает такую практику», — указано в отчете научно-экспертного управления.

Очень интересное примечание эксперты делают относительно распространения обязательной системы пенсионного накопления на граждан предпенсионного возраста. «Сомнительным выглядит предложение о введении обязательного участия в ОНПО всех категорий работающих лиц до достижения ими пенсионного возраста, особенно что касается лиц, которым до достижения пенсионного возраста осталось менее 10 лет, поскольку наступление для них положительного результата от участия в указанном виде пенсионного обеспечения проблематично».

Т.о. специалисты очень тонко намекают, что эта категория граждан останется без надлежащих выплат и «не вписывается» в параметры реформы. Впрочем, сложно ожидать какого-либо иного результата от адаптации в Украине экспериментальной модели либерального фашизма.

Лайт-версия «пенсионного пилота»

Впрочем, на данном этапе власть сосредоточена на принятии другого законопроекта — с подачи премьер-министра Шмыгаля продвигается ускоренное принятие законопроекта №4408 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы». В отличие от проекта закона Третьяковой, который в обязательном порядке переводит всех на систему пенсионной «копилки», этот документ можно считать «пилотным».

Законопроект № 4408 определяет создание и функционирование только одного из фрагментов всеобщей накопительной системы пенсионного обеспечения. Целевая аудитория «пенсионного пилота» — это лица в возрасте до 35 лет (по состоянию на 1 июля 2021 г.), имеющие право на льготное пенсионное обеспечение. Т.е. речь идет о работе на вредных производствах с тяжелыми условиями труда, а также о ряде других должностей и профессий, которые определены постановлением КМУ №24 от июня 2016 г. в Списке №1 и Списке №2.

В пояснительной записке к законопроекту (за подписью непосредственно главы Министерства социальной политики Марины Лазебной) достаточно подробно изложено видение, задачи и мотивация для его принятия.

Согласно действующему законодательству льготные пенсии финансируются за счет компенсационных средств, которые перечисляются Пенсионному фонду от предприятий и организаций, в которых трудились «льготники». Однако такой механизм финансового обеспечения весьма проблематичен, особенно в условиях перманентной экономической нестабильности в Украине и регуляторной немощности надзорных органов.

Предприятия банкротятся, сокращают штаты сотрудников или просто не платят компенсации в ПФУ, к тому же повсеместно возникают трудности с документальным подтверждением стажа работников и прочих данных, и «диджитализаторы» пока далеки от решения этого. Механизм финансирования профессиональных пенсионных выплат крайне чувствителен и зависим от любых более или менее значимых кризисных потрясений в национальной экономике.

«В течение последних 10 лет задолженность работодателей перед Пенсионным фондом Украины по возмещению льготных пенсий выросла более чем в 5 раз (с 2,6 млрд. до 14 млрд. гривен) и продолжает расти более чем на 1,5 млрд. гривен в год. Ежегодно работодателями не возмещается около 25% выплаченных льготных пенсий», — указано в пояснительной записке. Авторы документа также отмечают, что более чем из 10 тыс. предприятий, обязанных возмещать ПФУ льготные пенсии, свыше 8 тыс. имеют задолженность, из них более 2,5 тыс. являются экономически неактивными (находятся в состоянии банкротства или не имеют активов для погашения задолженности).

Это действительно весьма серьезная проблема, учитывая нестабильность существующих механизмов обеспечения льготных пенсий, а также из года в год стремительно растущую финансовую дыру в Пенсионном фонде, которую регулярно затыкают траншами из госбюджета.

Законопроект предусматривает, что до полного перехода на накопительную систему источником финансирования льготных пенсий станут страховые взносы, которые будут уплачиваться работодателями за счет повышенной ставки единого социального взноса (ЕСВ), который заменит механизм компенсаций.

В проекте закона описано введение трех профессиональных пенсионных программ:

— №1 дает право на получение пенсионных выплат по достижении 50 лет (Список №1);

— №2 дает право на получение пенсионных выплат при достижении 55 лет (Список №2; иные категории лиц, которые имеют право на пенсию на льготных условиях);

— №3 дает возможность добровольно приобрести право участия в накопительной профессиональной пенсионной системе на условиях, определенных в коллективных договорах, соглашениях, и на получение пенсионных выплат после достижения 55 лет.

В пояснительной записке указано, что в течение следующих трех лет удастся полностью сбалансировать расходы ПФУ по обслуживанию льготных пенсий. Для участников пенсионных программ №1—3 ставка ЕСВ будет увеличена на 15%, 7% и 3% соответственно.

По предварительным подсчетам авторов документа, за три года «выплаты от повышенной ставки единого взноса, вместе с поступлениями от рассрочки сумм задолженности по возмещению расходов на выплату и доставку льготных пенсий, составят более 19 млрд. гривен, при ожидаемых начислениях к возмещению расходов на выплату и доставку пенсий в 18,5 млрд. гривен».

«Грантоедам» виднее

Т. о. в отношении отдельно взятых категорий пенсионеров предлагается внедрить новые правила, согласно которым «будущие пенсионные выплаты работникам будут обеспечены пенсионными активами, отделенными от активов, которыми обеспечивается деятельность предприятий».

Оптимистичность реформаторов относительно расчетов накопительного эффекта от повышенной ставки по ЕСВ выглядит весьма сомнительно.

Дополнительная налоговая нагрузка вряд ли тянет на роль финансово-технического Wunderwaffe («чудо-оружия»), тем более что показатели поступлений от ЕСВ также зависимы от общей экономической конъюнктуры. Если экономика падает или продолжает скрестись по дну кризисной кривой, можно повышать налоги сколько угодно, их все равно никто не будет платить.

К слову, как указано в самой же пояснительной записке к законопроекту №4408, Министерство финансов весьма прохладно отнеслось к новеллам документа. Вопреки оптимистичным прогнозам законодателей в Минфине все же попросили предъявить долгосрочные расчеты к проекту закона.

Более того, «Министерством финансов высказано предостережение о том, что повышение ставки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование может привести к недовольству плательщиков единого взноса и ослаблению доверия к Правительству с учетом того, что сегодня политика государства направлена на поддержку бизнеса в период карантина...».

Действительно, поднятие налогов на фоне мегатонной риторики властной команды о поддержке и готовности порвать последнюю рубаху за благополучие бизнеса выглядит, мягко говоря, забавно. Впрочем, действующая власть уже давно заслужила «орден Сутулого 1-й степени» за принятие управленческих решений в стиле больного шизофазией.

В пояснительной записке Минфин со своими опасениями был прямым текстом отправлен в самокатное путешествие. Законодатели вообще в открытую проигнорировали практически все замечания и предостережения, которые были высказаны различными заинтересованными сторонами — от Всеукраинского союза лиц с инвалидностью и объединений профсоюзов до объединений работодателей и Минюста. Весьма прямолинейно была провозглашена ничтожность и других источников мнений.

«Проект акта не касается вопросов функционирования местного самоуправления, прав и интересов территориальных общин, местного и регионального развития, сферы научной и научно-технической деятельности и не требует проведения консультаций с уполномоченными представителями всеукраинских ассоциаций органов местного самоуправления и Научным комитетом Национального совета по вопросам развития науки и технологий», — указано в пояснительной записке.

Кому вообще интересны какие-то скучные научно-технические оценки «безупречного» законопроекта и позиция регионов! Ставка по ЕСВ ведь такой пустяковый индикатор, который почти никого не касается и ни на что не влияет. «Рынок все расставит на свои места». При этом законодатели особо подчеркнули крайнюю важность того факта, что проект закона «согласован без замечаний Общественным советом при Министерстве социальной политики Украины (протокол заседания №7 от 28.05.2020)».

Это прекрасная демонстрация истинной направленности пенсионной реформы. Безапелляционное одобрение кучки «профессиональных грантососов», которые и составляют кворум Общественного совета при Минсоцполитики, безусловно, куда важнее каких-то там оценок документа со стороны Нацсовета по развитию науки и техники.

Современная украинская наука — это вера в чудотворность неолиберальных реформ, а техническое развитие — это совершенствование социально-экономической «техники» мазохистского саморазрушения по методичкам западных «партнеров».

Запад нам накопит!

Внедрение накопительной системы и окончательная «десолидаризация» действующей модели пенсионного обеспечения — это последний шаг на пути к провозглашению торжества неолиберального принципа «помоги (накопи) себе сам». Однако крайне важно, кто и с помощью каких схем будет «накапливать» пенсии украинцев.

Оперировать пенсионными деньгами будут частные пенсионные фонды. «Страховые взносы за участников накопительной профессиональной пенсионной системы, которые поступят в Пенсионный фонд Украины, направлены им в негосударственные пенсионные фонды. Участники будут самостоятельно выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут направляться такие взносы (принцип «пенсионные средства ходят за участником»)», — указано в пояснительной записке к законопроекту №4408 премьера Дениса Шмыгаля.

Никаких промежуточных форм распоряжения пенсионными средствами, вроде специализированного государственного фонда инвестирования или некоего специального инвестиционного госбанка. Нет, реформаторы решили сразу пуститься во все тяжкие неолиберализма и отдать право распоряжаться пенсионными накоплениями украинцев пулу частных финансово-спекулятивных «лавочек».

Частные пенсионные страховщики и инвесторы спекулируют на единственном работающем в Украине инструменте для вложений — облигациях внутреннего государственного займа. Правительство Шмыгаля и власть в целом, предлагая де-факто отдать пенсионные вклады спекулянтам, с таким же успехом могли бы вложить их в МММ или обобщенные доткомы. Вполне закономерным результатом станет то, что накопительные пенсионные ресурсы Украины приберут к рукам западные финансовые структуры.

Впрочем, реалисты призывают не переживать относительно коллапса системы пенсионного обеспечения. По их мнению, намного быстрее рухнет украинская система здравоохранения, и пенсионные заботы будут уже «за горизонтом вечности» для абсолютного большинства граждан.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Как бы не дождаться контрсанкций

Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...

Проблемы индейцев

Избыточная доходность добытчиков газа формируется за счет завышенных цен и тарифов,...

День душегуба

Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...

На руинах правопорядка

 Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...

Один ствол и не более 20 патронов в магазине

МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного и гладкоствольного оружия для...

Слежка в частных руках

Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...

Лучше нету интернета

Новый закон имеет много минусов, баланс смещен в пользу крупных игроков и полномочий...

Бузишь — ударим током

С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...

Сколько будет горбов у транспортного «верблюда»?

Подход, при котором повышение социальных стандартов автоматически приводит к росту...

Минус реиндустриализация всей страны

Общие проекты модернизации инфраструктуры могут стать серьезным драйвером роста...

Работа — не волк, а средство обогащения

Правительство снова пытается протолкнуть идею трудового рабства, но под другим соусом

Неоспоримое требование

На Западе хорошо понимают, к чему может привести ломка Конституции Украины через...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка