Один ствол и не более 20 патронов в магазине

№45(967) 25 – 31 декабря 26 Декабря 2020

Общественность и понятия не имеет о том, какие подковерные страсти бушуют в ВР по поводу короткоствольного оружия.

Законопроекты множатся подобно грибам под теплым весенним дождичком, хотя на дворе натуральная зима.

Подзаконные акты вместо закона

Уже много лет вокруг пистолетов и револьверов ведутся споры, и становится понятно — власть боится собственных граждан. Оставим в стороне десятки похороненных в парламенте законопроектов об обращении с оружием и сразу перейдем к конкретике.

6 ноября в парламенте был зарегистрирован законопроект №4335 «Об обороте гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему», в числе авторов — 44 народных депутата, в основном «Слуги народа». Законопроект вызвал недовольство и у владельцев оружия, и у полиции. Дело в том, что этот проект закона — компромиссный, написан на основе двух предыдущих законопроектов (оружейной общественности и МВД), отклоненных парламентом.

В проекте закона гражданское огнестрельное оружие разделено на 5 категорий. А — автоматическое огнестрельное оружие. В — гладкоствольное короткоствольное (травматическое). С — короткоствольное. D — длинноствольное огнестрельное гладкоствольное оружие. Е — длинноствольное огнестрельное нарезное или комбинированное оружие.

В Украине будет создан Единый государственный реестр гражданского оружия. Порядок ведения и режимы доступа субъектов и пользователей определяются Кабмином, а его держателем — МВД.

Право собственности на оружие и боеприпасы приобретается исключительно при наличии удостоверения владельца. На каждый ствол выдается техпаспорт. Первое удостоверение выдается сроком на три года, а каждое следующее — на пять лет. Количество единиц оружия и боеприпасов, которые может приобрести в собственность физическое лицо, не ограничивается.

Удостоверение будут выдавать гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний и не судимым по УК. Под ограничение попадут лица, привлекаемые к админответственности за езду без прав или в пьяном виде, нарушившие правила обращения с оружием, его приобретения или продажи. Нельзя будет владеть стволом за хулиганство, стрельбу в непредназначенных для этого местах, неуплату алиментов, злостное сопротивление полиции и самоуправство. Удостоверение не получат те, кто незаконно пересек границу, а также иностранцы и лица без гражданства, нарушившие правила пребывания в Украине.

Право на получение оружия категории D имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, В — 21-летнего, Е — 25-летнего, С — 28-летнего. Удостоверение можно получить в МВД. Плату за него устанавливает Кабмин.

Хранение оружия и боеприпасов осуществляется физическими и юридическими лицами в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность и исключающих доступ посторонних лиц. В Украине ведется криминалистический учет пуль, гильз и патронов (пулегильзотека). Порядок его ведения определяется МВД.

Ношение оружия разрешается на охоте, в пределах мест его постоянного хранения, во время занятий по стрельбе или на спортивных мероприятиях в рамках стрелковых тиров и стрельбищ.

Физические лица могут применять имеющееся у них на законных основаниях гражданское огнестрельное оружие только в целях реализации права на необходимую оборону. Они обязаны заранее предупреждать тех, в кого собираются стрелять. Нельзя применять оружие против беременных женщин, несовершеннолетних, инвалидов, полицейских и военных.

Государственный контроль над огнестрельным оружием, которое находится в гражданском обороте, и боеприпасов к нему осуществляют органы Национальной полиции.

В статьи закона «Об охранной деятельности» добавлена фраза «гражданское огнестрельное оружие», а в законе «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» появится пункт об обязательном лицензировании тиров и стрельбищ, а также оружейных курсов.

В законе «Об охотничьем хозяйстве и охоте» появится пункт, запрещающий применять гражданское огнестрельное оружие, отнесенное к категориям А, В и С, а также к D или E без ограничителя, позволяющего заряжать не более двух патронов.

В пояснительной записке указано, что право человека на жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и личную безопасность принадлежат к естественным правам человека и должны защищаться всем массивом нормативно-правовых актов. Конституция страны это обеспечивает, но недостаточно. Один из путей решения данной проблемы — гражданское огнестрельное оружие.

Сегодня его оборот законодательно урегулирован специальными законами во всех европейских странах и в большинстве постсоветских государств. Украина — единственное государство в Европе, где этого нет. По данным МВД, на руках у граждан 1,3 млн. ед. огнестрельного оружия, однако правоотношения с ним до сих пор не урегулированы ни одним законом. Все вопросы решаются исключительно подзаконными нормативными актами МВД и других министерств и ведомств.

Более того, нормативные акты МВД, регулирующие оборот огнестрельного оружия, фактически дублируют основные положения бывшего советского законодательства. Подавляющее большинство норм являются анахронизмом и не регламентируют даже устоявшихся общественных отношений в сфере оборота оружия.

Также до сих пор отсутствует единый государственный реестр владельцев оружия, нет какой-либо его классификации. Отсутствие согласованной терминологии и классификации приводит к вольной трактовке и создает почву для роста коррупции в этой сфере.

Принятие законопроекта соответствует интересам государства и общества, учитывает европейское законодательство и опыт, дает возможность урегулировать на законодательном уровне вопрос приобретения и владения гражданским огнестрельным оружием. Он будет способствовать экономическому росту в области производства огнестрельного оружия и боеприпасов, положительно повлияет на создание новых рабочих мест и приведет к росту поступлений в госбюджет, — считают авторы законопроекта.

Между тем Украинская ассоциация владельцев оружия (УАВО) подвергла законопроект острой критике.

В нем есть вроде бы полезная норма, согласно которой пистолеты и револьверы относятся к гражданскому огнестрельному оружию. Однако непонятно, почему есть оговорка — купить их можно после 28 лет и только при условии 5-летнего стажа владения оружием другой категории.

Согласно законопроекту оружие должно храниться дома или транспортироваться способом, обеспечивающим безопасность для окружающих. Полный перечень требований для транспортировки оружия и боеприпасов для каждой модели устанавливает МВД. Причем в заключительных положениях указано, что ношение гражданского огнестрельного оружия категории С запрещается до появления отдельного закона. Когда он появится, неизвестно. О какой самозащите при таких условиях может идти речь? Чем защищаться?

Достаточно спорной является и норма, согласно которой удостоверение не получат граждане, привлекаемые к админответственности. Речь идет о двух статьях кодекса. В ст. 173 «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан» расцениваются как мелкое хулиганство. А в ст. 185 предусмотрены штрафы за «злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского при исполнении им служебных обязанностей, а также совершение таких же действий в отношении члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего в связи с их участием в охране общественного порядка».

На недавних акциях протеста у стен ВР на предпринимателей составили админпротоколы. Если закон вступит в силу, они лишатся права на приобретение оружия. А под злостное неповиновение полицейским, например, может подпасть любой гражданин, задержанный на улице без маски, если откажется пройти в отделение для установления личности.

Как отмечает глава УАВО Георгий Учайкин, самый большой недостаток законопроекта №4335 в том, что он не позволяет гражданам защищать себя на улицах с помощью пистолетов и револьверов. А что касается помещений, так в них и сегодня никто не запрещает пользоваться ружьями. Между тем именно на улицах люди чаще всего нуждаются в самозащите.

В разработанном ассоциацией законопроекте, который был отвергнут парламентом, предлагалось передать реестр владельцев оружия Минюсту, чтобы исключить коррупционную составляющую, присутствующую сегодня, когда исключительно МВД выдает разрешения, наградные пистолеты и пр. МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного или хотя бы гладкоствольного оружия для самозащиты, утверждает г-н Учайкин.

К слову, легализацию короткоствольного оружия в Украине считают преждевременной глава государства и председатель ВР Дмитрий Разумков. Такого же мнения придерживается глава Нацполиции Игорь Клименко: «Я считаю, что прежде нужно изъять незаконное оружие, а затем, возможно, провести анализ всех аргументов за и против, выслушать экспертов. Но все это — после того, как закончатся боевые действия и не будет постоянного источника поступления нелегального оружия, зато будет возможность надлежаще контролировать легальное». С ним солидарен и заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, который категорически против того, «чтобы был свободный оборот короткоствольного оружия».

Зоны, свободные от оружия

Пока общественность возмущалась, 24 ноября был зарегистрирован законопроект №4335-1 «О гражданском оружии и боеприпасах» авторства народного депутата от партии «Голос» Андрея Шараськина.

В документе указано, что техническим администратором Единого государственного реестра гражданского оружия должно быть государственное унитарное предприятие, определенное Минюстом. Оружие подразделяется на 4 категории. А — автоматическое огнестрельное. В — длинноствольное огнестрельное гладкоствольное оружие, пневматическое калибра более 4,5 мм и скоростью выстрела более 150 м/с. С — короткоствольное нарезное и гладкоствольное. D — длинноствольное огнестрельное нарезное и комбинированное.

Регистрации подлежит гражданское оружие категорий В, С и D. Минюст обеспечивает формирование государственной политики в сфере регистрации и учета оружия, его владельцев и пользователей, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование. Нацполиция обеспечивает внесение сведений в реестр оружия; определяет работников, уполномоченных на внесение в него информации и предоставление ее по запросу граждан и уполномоченных органов. Регистраторами Единого государственного реестра гражданского оружия должны стать нотариусы.

Законопроект предусматривает удостоверение владельца гражданского оружия категорий B, C и D и боеприпасов к нему. Права на получение удостоверения примерно такие, как в законопроекте №4335. Например, пистолеты могут приобретать граждане 25-летнего возраста и не менее пяти лет владеющие гражданским огнестрельным оружием.

Получить удостоверение можно в Нацполиции по месту регистрации или жительства. Хранение гражданского оружия и боеприпасов аналогично законопроекту №4335.

Есть и новинка — разрешается ношение оружия категории С за пределами постоянного хранения, но с ограничениями. Только один ствол, не более 20 патронов в магазине. Оружие должно носиться скрытым от окружающих способом, обеспечивающим безопасность и исключающим беспрепятственный доступ к нему посторонних лиц (кобура или оружейные сумки).

Безосновательная умышленная демонстрация носимого оружия запрещается. Владельцы гражданского оружия имеют право транспортировки в специально предназначенных для этого средствах (чехол, кейс и т. д.) таким образом, чтобы обеспечить безопасность самим себе и окружающим.

Интерес представляет и ст. 35, согласно которой лица, имеющие право владеть и пользоваться оружием, могут применять его для необходимой обороны и в случае крайней необходимости. Человек получит право привести оружие в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке может возникнуть необходимость в его применении. Стрелок при причинении вреда другому лицу обязан вызвать скорую помощь для пострадавшего и известить о происшествии органы Нацполиции.

Лицо, правомерно применившее гражданское оружие, не подлежит административной или уголовной ответственности и не обязано возмещать вред (моральный или материальный), причиненный в результате стрельбы. Обязанность по возмещению вреда возлагается на лицо, совершившее противоправные действия, которые привели к применению оружия, или на его наследников, в пределах стоимости принадлежащих им долей унаследованного от правонарушителя имущества.

Согласно ст. 37, в помещениях и на территории государственных, коммунальных предприятий, учреждений и организаций действуют зоны, свободные от оружия. В зданиях, помещениях, сооружениях и на территориях негосударственной формы собственности статус зоны, свободной от оружия, устанавливается по решению собственника. Все места входа в зоны, свободной от оружия, и/или границы ее территории должны быть обозначены соответствующими информационными знаками, расположенными на видном месте.

Законопроект предусматривает отстрел гражданского огнестрельного оружия для пулегильзотеки МВД, лицензирование тиров и стрельбищ, а также курсов по подготовке владельцев оружия. Государственный контроль находящегося в гражданском обороте оружия и боеприпасов к нему осуществляют органы Нацполиции.

В переходных положениях указано, что лица, награжденные знаками отличия «Именное огнестрельное оружие» и «Огнестрельное оружие», обязаны в течение года со дня вступления в силу закона получить удостоверение владельца оружия, соответствующую категорию и технический паспорт. Информация о таком оружии подлежит внесению в реестр.

В пояснительной записке указано, что насущной необходимостью является принятие закона, регулирующего вопросы обеспечения гражданами защиты с помощью огнестрельного оружия своей жизни и здоровья от преступных посягательств. Оно является вещью материального мира, на которую распространяется право частной собственности. При этом исключительно законами Украины определяется правовой режим собственности и основы предпринимательства.

Огнестрельное оружие является самым эффективным средством реализации гражданами конституционного права на самозащиту. Подавляющее большинство развитых стран мира с устоявшейся демократией обеспечили своим гражданам такое право, что способствовало уменьшению количества насильственных преступлений против личности и собственности.

Мировыми лидерами по владению населением огнестрельным оружием являются США, Швейцария и Финляндия с показателем от 88 до 45 ед. на 100 человек. В Украине он составляет 5,5 ед. Опыт стран Балтии, Грузии и Молдовы доказывает, что обеспечение гражданам права на самозащиту с помощью гражданского огнестрельного оружия в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 40—60%.

В то же время введение жестких правил и ограничений по владению гражданским оружием в Великобритании привело к стремительному росту количества преступлений: на 88% — с использованием насилия, на 101% — вооруженных ограблений, на 105% — изнасилований и на 24% — убийств (рост за 5 лет).

Сегодня оборот гражданского огнестрельного оружия законодательно урегулирован во всех странах Европы и в большинстве постсоветских государств, оборот короткоствольного оружия разрешен в большинстве стран Европы, в частности, в Эстонии, Латвии, Литве, Молдове и Беларуси. Опыт вышеупомянутых стран показывает, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от их общего количества.

Поскольку государство пока не в состоянии обезопасить своих граждан от преступных посягательств, владение огнестрельным оружием будет определяющим сдерживающим фактором для значительной части преступников. Кроме того, уже сегодня, по информации МВД, у граждан на руках 1,3 млн. ед. оружия.

В 2016 г. в Украине зафиксировано лишь 69 случаев с использованием легального оружия (включая неосторожное обращение и случаи применения для необходимой обороны), т. е. 0,000056% от его общего количества. Вместе с тем, по данным организации Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы обращения нелегального огнестрельного оружия в мире, в Украине в незарегистрированном обращении находится от 3 до 5 млн. ед. стволов.

Несмотря на это, правоотношения в стране с оружием до сих пор не урегулированы ни одним законом. До сих пор отсутствует единый государственный реестр владельцев оружия, не определены правовые основания деятельности стрелковых спортивных организаций, нет какой-либо классификации современного оружия и т. п. Отсутствует согласованная терминология, что приводит к вольным трактовкам и создает почву для роста коррупции.

Такое положение вещей не может ни обеспечить нормального урегулирования уже имеющихся общественных отношений, ни гарантировать гражданам обеспечение их конституционного права на защиту. В то же время необходимо учесть, что сосредоточение всех рычагов влияния в руках одного органа исполнительной власти — МВД создает почву для бюрократизма и роста коррупции в сфере оборота гражданского оружия. Отсутствие правового обеспечения режима контроля в сфере оборота огнестрельного оружия и боеприпасов и устаревшая нормативная база не позволяют гражданам законно реализовать свое право на защиту, а органам госвласти — эффективно контролировать эту сферу. Такая правовая ситуация также мешает развитию экономических отношений и стрелкового спорта в стране.

Автор считает, что законопроект вполне отвечает интересам государства и общества, учитывает европейское законодательство и опыт, дает возможность урегулировать на законодательном уровне вопрос приобретения и владения гражданами оружия для защиты своей жизни и здоровья, а также окружающих от преступных посягательств.

Реализация закона в случае его принятия существенно снизит уровень преступности в стране, в частности, позволит уменьшить количество тяжких преступлений и посягательств против собственности. Он будет способствовать экономическому росту в области производства военного оружия и боеприпасов, создаст благоприятные условия для торговли и услуг населению в этой сфере. Указанные факторы положительно повлияют на создание новых рабочих мест и рост поступлений в госбюджет, подчеркивает автор законопроекта.

Законопроект г-на Шараськина мало чем отличается от того, который предложила Украинская ассоциация владельцев оружия, а потому возникают сомнения относительно его одобрения депутатами ВР, где пока что первую скрипку играют «слуги народа». Тем не менее этот проект закона можно считать наглядным свидетельством того, каким может быть современное законодательство в сфере оружия.

В тюрьму на 10 лет

Наш обзор был бы неполным, если бы мы не упомянули о других оружейных законодательных инициативах. Речь идет о законопроекте №4336 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины для реализации положений Закона Украины «Об обращении гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему», который 6 ноября был зарегистрирован в ВР. Как видно из его названия, он дополняет проект закона №4335.

Авторы проекта закона №4336 предлагают за админнарушения лишать граждан права на владение гражданским оружием и боеприпасами к нему на срок от трех до пяти лет.

Нарушение гражданами порядка приобретения, хранения или продажи гражданского огнестрельного, холодного или пневматического оружия влечет наложение штрафа в 150—200 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) с конфискацией оружия. Утрата оружия и боеприпасов обойдутся в 200—400 НМДГ. Нарушение установленных сроков уведомления об изменении места постоянного хранения оружия влечет штраф в 50—70 НМДГ.

Хранение, приобретение, передача или сбыт огнестрельного оружия (кроме гражданского категории D и боеприпасов к нему), боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет. Нарушение установленного законодательством порядка ношения огнестрельного оружия наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Подводя итоги, можно отметить, что административные штрафы для владельцев оружия за нарушение норм нового законопроекта предлагается увеличить в 10—15 раз.

Андрей Шараськин в долгу не остался и подал альтернативный законопроект №4336-1 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины для реализации положений Закона Украины «О гражданском оружии и боеприпасах».

Согласно документу, за нарушение порядка пользования гражданским оружием и боеприпасами граждан будут лишать права на владение на срок до трех лет. За систематическое (три и более раз в течение года) нарушение — от трех до десяти лет. Потеря гражданского оружия по вине владельца обойдется в 100—200 НМДГ.

В Админкодексе должна появиться новая ст. 2661, предусматривающая обыск лица, осуществляющего транспортировку или ношение гражданского оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Переписана ст. 36 УК, согласно которой «каждый человек имеет право на необходимую оборону независимо от возможности избежать общественно опасное, противоправное посягательство или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

«Если в результате сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным, противоправным посягательством, лицо, которое защищалось, не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты, такое лицо не подлежит уголовной ответственности».

Не является уголовным правонарушением и исключает уголовную ответственность применение лицом любого оружия, любых других средств или предметов в следующих случаях.

Защита от нападения вооруженного лица или немедленное предотвращение реальной угрозы такого налета. То же самое касается наскока группы лиц или невооруженного правонарушителя, который физически превосходит субъекта нападения. Можно защищаться «от насильственного удовлетворения половой страсти в любых формах или проявлениях» и от лица, обнаруженного на месте преступления во время совершения тяжкого или особо тяжкого преступления и которое с применением силы или с угрозой его применения пытается скрыться.

Не подпадает под уголовную ответственность человек, попытавшийся предотвратить попытку противоправного завладения своим огнестрельным оружием, независимо от тяжести вреда, причиненного посягающему, а также тот, кто защищается от животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью людей.

Столь кардинальное переосмысление пределов самообороны, скорее всего, МВД не понравится, да и в парламенте найдутся противники. Как пишут в СМИ, большинство инициаторов законопроектов №4335 и №4336 — люди, далекие от юриспруденции, среди них есть предприниматели, телеведущие, строители, спортсмены, преподаватели, менеджеры, общественные активисты, аграрии и перевозчики.

Остается только надеяться, что под давлением общественности народные депутаты все же разработают итоговый законопроект об оружии, который удовлетворит все слои общества, а не только отдельных его представителей и силовиков.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сел за руль в пьяном виде – 12 лет тюрьмы

Каждые 5 минут полицейские выявляют пьяного водителя, ежегодно по вине таких лиц...

Конец «прописке» или выстрел в пустоту?

Граждане регистрируются не там, где они фактически живут, а там, где могут...

Продать за 60 секунд

Никакого отраслевого, секторального деления госактивов не будет ввиду их мизерного...

Съезд судей Украины в рамках концепта судебной...

XVIII съезд судей Украины, который прошел в «Президент отеле» в Киеве 9-11 марта 2021 г....

По пути вытеснения

Вопрос о языке (языках) образовательного процесса в вузах политики не должны решать,...

Правова шизофренія

Хімічні речовини на робітників України діють благотворно. На відміну від Європи

Как бы не дождаться контрсанкций

Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...

Проблемы индейцев

Избыточная доходность добытчиков газа формируется за счет завышенных цен и тарифов,...

День душегуба

Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...

Накопи себе сам

Закономерным результатом реформы станет то, что накопительные пенсионные ресурсы...

На руинах правопорядка

 Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...

Слежка в частных руках

Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка