Продать за 60 секунд

№11(977) 18 – 24 марта 19 Марта 2021

Може, чаєш оновлення? Не жди тії слави! Твої люде окрадені, А панам лукавим... Нащо здалась козацькая Великая слава?!..
Тарас Шевченко

В начале марта Кабмин утвердил «Национальную экономическую стратегию на период до 2030 года». Без преувеличения этот документ можно назвать судьбоносным для Украины.

Пожалуй, мы еще неоднократно будем обращаться к этому важнейшему и эпичнейшему документу. Для начала попробуем разобраться в том, как в стратегии изложены вопросы госсобственности, приватизации и роли государства в экономике. Все это достаточно детально описано в разделе «Стратегический курс в управлении государственной и коммунальной собственностью».

Почему и каким образом будут приватизированы или отданы в концессию 90% всех государственных и коммунальных предприятий и зачем долю госсектора в экономике планируют снизить до 1%?

Сегодня слушаешь джаз, а завтра завод продашь

Политика государства в сфере управления собственностью описывается в документе выполнением «триады» стратегических целей. Первая цель«повышение институциональной способности органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за стратегическую реформу управления собственностью».

За этой витиеватой формулировкой скрывается простая задача — продать все что только можно, причем в буквальном смысле. Для этого будет произведен институциональный апгрейд Фонда государственного имущества, который обеспечат надлежащим финансированием для «реализации технических, инфраструктурных, кадровых и других нужд». Кроме того, ФГИ предоставят больше полномочий, чтобы ускорить процесс приватизации и расширить возможности передачи различных государственных и коммунальных активов в концессию (т. е. долгосрочное, бесплатное управление).

Главным лозунгом государственной политики в вопросе собственности будет «минимальное вмешательство государства в рыночные отношения». Рамки этого «минимального вмешательства» ограничиваются только «стратегическими сферами и природными монополиями». Для управления теми немногими активами, которые останутся в госсобственности, будет создана отдельная институция по централизованному управлению государственными предприятиями. Иными словами, никакого отраслевого, секторального деления госактивов уже не будет ввиду их мизерного количества.

Для этого, кроме усиления функциональной базы ФГИ, будут приняты дополнительные законы, позволяющие избежать блокирования продажи крупных госактивов, чтобы в целом ускорить процесс «большой приватизации». При этом руководство госпредприятий будет получать определенный процент от продажи управляемой ими собственности в качестве стимулирующих премиальных «за успешный кейс приватизации».

Теперь за распродажу госсобственности будут еще и премии давать. Вполне предсказуемо, что премиальные окажутся в карманах самых известных и «эффективных» младореформаторов.

Определенным ноу-хау является кардинальный пересмотр политики в отношении коммунальной собственности, которая находится в распоряжении местных органов самоуправления. Будет составлен некий перечень «разрешенных видов деятельности коммунальных предприятий», а также внедрена унифицированная система отчетности коммунальных компаний.

Но самая жесткая новация предусматривает «внедрение механизма, который даст возможность в принудительном порядке начинать процесс обоснованной ликвидации, реорганизации или приватизации коммунальных предприятий».

Де-факто центральная власть будет решать, сколько и какие именно коммунальные предприятия (КП) останутся в распоряжении региональных властей. Более того: «В коммунальной собственности только обоснованные политикой собственности КП. Новые КП создаются в соответствии с законодательно описанными сферами деятельности».

Во-первых, такие неоднозначные формулировки создают неограниченное поле для трактовки определения «обоснования политики собственности», в которое могут «не вписаться» весьма лакомые сегменты коммунальной собственности, представляющее интерес для бизнеса (например, эксплуатация теплокоммунэнерго).

Во-вторых, такой подход, мягко говоря, вступает в противоречие с логикой проводимой политики децентрализации. При этом, как будет понятно в дальнейшем, в управлении местных элит останется до 10—20% нынешнего коммунального фонда.

Продадим все, кроме совести: последняя сдается в концессию

Собственно, масштаб и размах распродажи коммунальной и государственной собственности сформулирован в индикаторах второй цели«Сокращение органов государственной власти и органов местного самоуправления как собственников хозяйствующих субъектов».

В первую очередь планируется провести масштабную инвентаризацию, проанализировать эффективность компаний, решить проблемы с долгами и другими тяжбами и рассчитать итоговую стоимость всех экономически активных государственных и коммунальных предприятий. Кроме неактивных компаний, которые подлежат ликвидации, абсолютное большинство коммунальных и государственных активов будет распределено по трем спискам: на приватизацию; в концессию; в аренду.

Предписано снять приватизационные ограничения даже с категории «собственность национальных учреждений». Иначе говоря, разрешить приватизацию имущества учебных, культурных и научных заведений, например, вузов, театров или подразделений Национальной академии наук Украины.

Целевые индикаторы наглядно описывают масштаб пересмотра вопроса собственности:

— формирование и утверждение исчерпывающего перечня государственных предприятий, которые не подлежат приватизации;

— приватизация 100% перечня государственных предприятий, которые не включены в перечень не подлежащих приватизации;

— передача в концессию 90% предприятий, которые запрещены для приватизации;

— передача в аренду 100% нестратегического или экономически необоснованного имущества и коммунальной собственности.

Комментарии здесь излишни — «индикаторы» говорят сами за себя. Приведем лишь несколько общих статистических показателей, которые беспристрастно, но очень ярко дополнят картину. Общая доля государственного сектора в структуре экономики Украины в 2019 г. составляла 8,3%. В отдельных отраслях госсектор занимает: транспорт — 30%; профессиональная, техническая и научная деятельность — 57%; доставка электроэнергии и газа — 32%; искусство, спорт и развлечения — 36%; промышленность — 12%; добывающая промышленность — 6%.

Всего насчитывается около 3,6 тыс. госпредприятий, около 40% из которых функционируют «лишь на бумаге», как указано в документе. Общее количество коммунальных предприятий оценивается приблизительно в 14 тыс. (авторы стратегии указывают на отсутствие надлежащего учета КП и отчетности об их деятельности).

Также приведены общие расчеты влияния госпредприятий и коммунальных учреждений на бюджет (см. инфографику).

Вся власть набсоветам!

Те предприятия, которые не подпадают под тотальный приватизационный и концессионный блицкриги, будут трансформированы в рамках третьей цели«Повышение эффективности управления хозяйствующими субъектами, которые остались в государственной и коммунальной собственности».

В первую очередь это продолжение и углубление процесса корпоратизации управления государственными предприятиями. Весьма показательно, какие именно в стратегии приводятся позитивные примеры благотворного влияния корпоратизации государственных предприятий (ГП).

«Показатели прибыльности ГП улучшились после реформирования организационной структуры. Убытки НАК «Нафтогаз» в 2012 году составляли 10,3 млрд. гривен, в 2019 году прибыль — 50,7 млрд. гривен. Прибыль «Укрпочты» выросла до 496 млн. гривен (с 40,5 млн. гривен в 2012 году)».

Очень хочется быть максимально объективным и беспристрастным в обзоре данной темы, но когда в документе столь серьезного — стратегического — уровня встречается подобная ересь, трудно воздержаться от красочных эпитетов и эмоциональных определений.

Иными словами, авторы стратегии убеждают всех, что прибыльность «Нафтогаза» — это не результат кратного повышения цены на газ в течение последних восьми лет, а заслуга мудрого и дорогостоящего менеджмента компании в лице Андрея Коболева и «импортного» наблюдательного совета. О 17 млрд. грн. убытков, которые «Нафтогаз» получил по итогам 2020 г., можно скромно умолчать.

Прибыльность «Укрпочты» в 2019 г. сформировалась вовсе не потому, что Пенсионный фонд дополнительно перечислил госкомпании 500 млн. грн. ввиду откровенного шантажа руководства почтового оператора, угрожавшего прекратить доставку пенсий, уволить персонал и закрыть большинство сельских отделений в связи с их «нерентабельностью». Нет, это все заслуга дорогого — во всех отношениях — гендиректора компании Игоря Смелянского и иностранцев в набсовете.

Кроме уже достигнутых результатов в корпоратизации госпредприятий, в стратегии описан алгоритм «углубления» реформы. Отбор руководящих кадров и членов наблюдательных советов должен будет проводиться «с применением гендерного подхода и гендерного баланса».

Кроме того, предполагается внести соответствующие законодательные изменения, которые «передадут полномочия наблюдательным советам в отношении назначения и увольнения руководителей государственных предприятий, утверждения финансовых и стратегических планов государственной компании».

Предписания о подготовке госкомпаний к размещению акций на международных финансовых площадках и внедрение механизма «регулярного внешнего аудита финансово-хозяйственной деятельности» целостно дополняют реформу под девизом «Вся власть наблюдательным советам!»

Исходя из параметров реформы управления госпредприятиями, мягко говоря, не совсем понятна принципиальная разница между приватизацией и корпоратизацией государственных активов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Съезд судей Украины в рамках концепта судебной...

XVIII съезд судей Украины, который прошел в «Президент отеле» в Киеве 9-11 марта 2021 г....

По пути вытеснения

Вопрос о языке (языках) образовательного процесса в вузах политики не должны решать,...

Правова шизофренія

Хімічні речовини на робітників України діють благотворно. На відміну від Європи

Как бы не дождаться контрсанкций

Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...

Проблемы индейцев

Избыточная доходность добытчиков газа формируется за счет завышенных цен и тарифов,...

День душегуба

Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...

Накопи себе сам

Закономерным результатом реформы станет то, что накопительные пенсионные ресурсы...

На руинах правопорядка

 Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...

Один ствол и не более 20 патронов в магазине

МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного и гладкоствольного оружия для...

Слежка в частных руках

Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...

Лучше нету интернета

Новый закон имеет много минусов, баланс смещен в пользу крупных игроков и полномочий...

Бузишь — ударим током

С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка