Сколько будет горбов у транспортного «верблюда»?

№40(962) 20 – 26 ноября 21 Ноября 2020

Летом владельцы дорогих авто изрядно переполошились, узнав о том, что с 1 января 2021 г. транспортный налог для них могут существенно увеличить.

Сегодня можно сказать, что их опасения небеспочвенны, но вряд ли им придется раскошелиться в начале следующего года, в лучшем случае это может произойти во второй половине 2021-го.

Нестабильная модель

19 июня аж 45 народных депутатов подали в ВР законопроект №3704 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упорядочения структуры акцизного налога».

Согласно предложенным изменениям, объектом налогообложения станут не только легковые автомобили и мотоциклы, но и яхты, суда, моторные катера и другие лодки. Но только в том случае, если после года их изготовления прошло не более восьми лет (включительно) и среднерыночная их стоимость превышает 200 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2020-м — 944,6 тыс. грн.).

Ставка налога составит шесть размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) периода. Сегодня она составляет 25 тыс. грн., а если бы изменения вступили в силу, то в 2021-м возросла бы до 28,3 тыс. грн.

При этом полная ставка должна уплачиваться за транспортные средства не старше пяти лет, а по годам их изготовления от восьми до пяти лет устанавливается понижающий коэффициент 0,5 (т. е. в 2020-м это соответственно 28 338 и 14 169 грн.).

Сюрприз ожидает и хозяев железного секонд-хенда. Если ввезенные в Украину машины не соответствуют стандарту «Евро-4», то придется проводить техосмотр в течение трех месяцев со дня их государственной регистрации и в дальнейшем раз в два года.

Список лиц и учреждений, освобождаемых от уплаты налога, довольно обширен. Это машины специального и специализированного назначения, в т.ч. скорой медицинской помощи, а также учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного и местного бюджетов. Авто военных и правоохранительных органов. Транспортные средства домов-интернатов и санаториев для граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью, пансионатов и реабилитационных центров для детей и инвалидов, заведений соцзащиты, приютов и приемников-распределителей системы МВД, а также многодетных семей (пять и более детей).

Не будут платить налоги спортивные центры, если они являются неприбыльными, а также предприятия, в штате которых не менее 50% инвалидов, а в фонде оплаты на них предусмотрено не менее 25% расходов. Под закон не попадут пассажирские, грузовые, транспортные и специальные суда, если они используются для различных государственных нужд.

В качестве бонуса авторы законопроекта предложили до 31 декабря 2020 г. (включительно) освободить от обложения акцизным налогом операции по ввозу на таможенную территорию Украины в режиме импорта транспортные средства личного пользования с полной массой не более 3,5 т и прицепов к ним в количестве не более одной единицы.

Отсрочку хотят предоставить инвалидам и членам их семей, имеющим право на получение автомобиля бесплатно или на льготных условиях, чернобыльцам, участникам боевых действий и ветеранам войны. Льгота не действует, если машина была выпущена до 1 января 1995 г., стоит более 200 размеров минимальной зарплаты или происхождением из государства-агрессора.

В случае ввоза больше одной машины освобождение от уплаты акцизного налога применяется только к одной единице — по выбору лица.

В пояснительной записке указано, что за период своего существования модель налогообложения акцизным налогом транспортных средств в Украине системно претерпевала существенные изменения. Это свидетельствует о нестабильности этой модели и о необходимости ее отмены для выполнения Соглашения об ассоциации.

Введенные государством меры по противодействию COVID-19 привели к остановке значительного количества субъектов хозяйствования, особенно малого и среднего бизнеса, сокращению рабочих мест, значительному увеличению уровня безработицы, а потому нужно создать условия для поддержки наиболее активных слоев населения.

Актуальна и проблема евробляхеров. Можно констатировать, что их легализация обременительна, сложна и несет коррупционные риски. Между тем в 2018 г. в Украине находилось 1,5 млн. автомобилей иностранной регистрации. Для окончательного решения этого вопроса представляется необходимым принять решение об освобождении таких машин до конца 2020 г. от уплаты акцизного налога (в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию).

При этом в переходных положениях появится пункт, согласно которому такой порядок оформления будет применен при условии уплаты причитающихся таможенных платежей и добровольной уплаты в госбюджет физическим лицом суммы в 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 грн.). В итоге при осуществлении таможенного оформления среднестатистического транспортного средства европейской регистрации (автомобиль стоимостью 2 тыс. евро, 2,5 куб. см, дизель, 2003 г. выпуска) владельцем будет уплачено в госбюджет налогов в размере 785,5 евро (пошлина — 200 евро, НДС — 398 евро и добровольная уплата — 8500 грн.).

Из расчета следует, что при таможенном оформлении 750 тыс. автомобилей иностранной регистрации, находящихся в Украине, в т.ч. 500 тыс. — с несоблюдением сроков и условий таможенных режимов временного ввоза или транзита, в госбюджет дополнительно поступит 17 365 216 400 грн.

С целью повышения самостоятельности местных бюджетов, увеличения их доходов и возможностей необходимо пересмотреть действующие нормы по транспортному налогу. Так, в 2015 г. доходы от него составляли 434 млн. грн., в 2016-м — 247 млн. грн., в 2017-м — 246 млн. грн., в 2018-м — 315 млн. грн.

Законом о госбюджете на 2020 г. запланированы поступления от уплаты акцизного налога от произведенных в Украине транспортных средств в размере 89 млн. грн. От ввезенных в страну иностранных машин (кроме помещенных в таможенный режим временного ввоза или транзита с 1 января 2015 г. и до сих пор не растаможенных) — 3984 млн. грн., а с ввезенных кузовов — 7 млн. грн. Общая ожидаемая сумма поступлений составляет 4080 млн. грн.

Реализация указанной в законопроекте нормы о таможенном оформлении ввезенных в Украину автомобилей с иностранной регистрацией увеличит поступления госбюджета на 17,36 млрд. грн.

А про самолеты забыли

Несмотря на столь солидные обоснования, специалистам Главного научно-экспертного управления ВР законопроект не понравился. Освобождение некоторых лиц от налогов при ввозе авто может привести к их перепродаже, поскольку в документе отсутствуют механизмы контроля.

Что касается взыскания транспортного налога не только с легковых авто, как сегодня, но и с плавсредств, то следует отметить, что такой способ налогообложения — это своеобразный «налог на роскошь». Почему в таком случае в документе отсутствуют летательные аппараты? Снижение среднерыночной стоимости транспортных средств до 200 размеров минимальной зарплаты (944 600 грн.) приведет к налогам на авто среднего класса, не являющихся предметами роскоши.

В проекте отсутствует обоснование предлагаемого налога — шесть размеров минимальной зарплаты (28 338 грн.), а также целесообразности повышения по сравнению с действующей ставкой (25 тыс. грн.).

Подход, при котором реализация политики повышения социальных стандартов автоматически приводит к росту налогового давления на граждан, ошибочен. Особенно в условиях, когда размеры государственных социальных стандартов не соответствуют их объективным величинам и в связи с этим должны постоянно повышаться. Это вызывает необходимость критической оценки существующего сегодня подхода по установлению критерия привязки ставок отдельных налогов, в первую очередь имущественных, к минимальной зарплате, по крайней мере, в период доведения размеров социальных стандартов до объективных значений.

В законопроекте устанавливаются дополнительные преимущества для иностранных производителей, что не соответствует принципу равенства всех плательщиков перед законом.

Норма обязательного техосмотра б/у легковых автомобилей, не соответствующих стандарту «Евро-4», не содержит механизма практической реализации, отсутствуют контроль и ответственность владельцев авто. Экологический стандарт не может быть единственным критерием для обязательности проведения технического контроля, год выпуска транспортного средства также должен учитываться.

Коррупцию отправят в нокдаун

Как это случается в последние годы, не успели юристы раскритиковать вышеуказанный законопроект, как в ВР внесли альтернативный, с аналогичным названием под номером 3704-1.

Авторы предложили установить единую ставку акцизного налога на уровне 0,1 евро и ставку ввозной пошлины на уровне 0,75 евро за 1 куб. см. объема цилиндров двигателя для моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей. По их мнению, такой подход дает возможность более четко рассчитывать начисления в доходной части госбюджета и остановит многочисленные коррупционные схемы при растаможке авто.

В пояснительной записке указано, что украинская модель автомобильного рынка формируется под действием хаотических ситуативных воздействий, не основываясь на программных принципах. Этот фактор считается одним из ключевых, именно он определяет низкую инвестиционную привлекательность страны для иностранных инвесторов. Целью принятого в 2018 г. закона было введение акцизного налога на легковые транспортные средства, ликвидация дисбаланса в установленных ставках в зависимости от объема цилиндров двигателя и возраста авто, стимулирование к приобретению более новых машин и создание условий для растаможивания авто с иностранной регистрацией.

За 2019 г. акцизный налог от импорта легковых автомобилей составил 7828,8 млн. грн., а от евробляхеров — 4066,3 млн. грн. В 2020-м поступления составили соответственно 2734,4 млн. грн. и 948,6 тыс. грн. Т.е. новая модель не стала эффективным инструментом для уменьшения налогового бремени и уменьшения напряженности в обществе.

По состоянию на 1 мая 2020 г. на территории Украины в режиме временного ввоза (от года до 60 дней) или транзита находилось 750 тыс. авто иностранной регистрации. Значительная часть из них, до 500 тыс., не соблюдала сроки и условия таможенных режимов временного ввоза или транзита. Поэтому для окончательного решения вопроса их легализации представляется необходимым упростить систему налогообложения.

Юристы ВР законопроектом остались недовольны. В нем нет четких экономических обоснований предлагаемых размеров ставок акцизного налога и ввозной пошлины. Кроме того, отсутствует информация о прогнозных величинах бюджетных потерь и дополнительных поступлений, которых можно ожидать в результате его принятия.

Специалисты также отметили, что в ВР на рассмотрении находятся два законопроекта об упорядочении структуры акцизного налога и один — о ввозе транспортных средств на таможенную территорию Украины. Поэтому все поданные в парламент проекты законов целесообразно рассматривать вместе.

Учитывая, что ни один из законопроектов даже не дошел до стадии одобрения профильным комитетом ВР, можно предсказать, что у народных депутатов, собирающихся навести порядок в сфере легкового транспорта, впереди много работы. И как скоро они управятся, предсказать невозможно. Да и непонятно, что получится на выходе: трехгорбый, двугорбый или одногорбый «верблюд».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лучше нету интернета

Новый закон имеет много минусов, баланс смещен в пользу крупных игроков и полномочий...

Бузишь — ударим током

С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...

Минус реиндустриализация всей страны

Общие проекты модернизации инфраструктуры могут стать серьезным драйвером роста...

Работа — не волк, а средство обогащения

Правительство снова пытается протолкнуть идею трудового рабства, но под другим соусом

Неоспоримое требование

На Западе хорошо понимают, к чему может привести ломка Конституции Украины через...

Судебная коррупция — последнее убежище суверенности

Отсыл к набору кадров в судебную систему «по принципу отбора судей в...

Тайные ветераны войны

Даже опосредованное подчинение органов досудебного расследования президенту Украины...

Самогон вместо молока

Вместо того чтобы всерьез поднимать молочную отрасль, крестьянам предлагают...

Ошибиться с выбором нельзя

Две третьих ОТО созданы директивным методом — без учета каких-либо...

Красные флажки для медиа

В законопроекте не заложен механизм реального влияния на иностранных субъектов, в т. ч....

Гони деньги — и никакой судебной волокиты

Одной из причин обнищания населения и роста бедности в Украине является...

Закон о медиа: новый заход

В свете местных выборов особое значение обретает возможность контроля за...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка