Тайные ветераны войны

30 Октября 2020

В ВР внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины». Документ весьма любопытный, и жителям страны полезно будет с ним ознакомиться.

В Админкодексе появится новая статья 18514, согласно которой за невыполнение требований сотрудника СБУ, отказ от предоставления информации, подачу ее в ложном или неполном виде предусматривается штраф от 15 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Из закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» будут исключены две статьи, в которых речь идет о передаче полицией и СБУ оперативной информации специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Т. е. два ведомства собираются бороться с бандитами автономно, независимо друг от друга.

Особый интерес представляют изменения в закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Согласно документу, к участникам боевых действий будут относиться «лица, привлеченные к конфиденциальному сотрудничеству, гласные и негласные внештатные работники, которые принимали непосредственное участие на территории государств, где в этот период велись боевые действия, и защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины». К ним отнесены и те, кто способствовал «отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях». Предоставление им статуса ветерана войны будет осуществляться «в порядке и способом, которые делают невозможным раскрытие факта их конфиденциального сотрудничества со Службой безопасности Украины».

Закон касается и тех внештатных сотрудников СБУ, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, а также членов семей в случае их гибели. Все затраты — за счет госбюджета.

Контрразведка СБУ будет включать в себя следующие мероприятия. Визуальное наблюдение за лицом, вещью или местом. Снятие информации с телекоммуникационных сетей, ее отбор и фиксация без ведома лица, взятого в оперативную разработку. Обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица, которое заключается в негласном проникновении и, при необходимости, фиксации сведений и данных об указанных объектах. Установление местонахождения лица путем локации мобильника в сетях операторов и провайдеров без раскрытия содержания передаваемых данных. Обзор корреспонденции лица путем ее негласного обзора.

В ходе контрразведки сотрудники СБУ и внештатные сотрудники будут внедряться во враждебные структуры и действовать «согласно легенде прикрытия».

«Подразделения, осуществляющие контрразведывательную деятельность, могут материально и морально поощрять лиц, участвующих или оказывающих помощь. Имущественный ущерб таким лицам возмещается за счет средств государственного бюджета».

Операторов телекоммуникаций обяжут за собственные средства устанавливать технические средства, необходимые для осуществления соответствующими органами оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий, и обеспечивать их функционирование. Операторы должны будут в пределах своих полномочий содействовать проведению таких мероприятий и не разглашать организационные и тактические приемы. Их также обяжут обеспечивать защиту указанных технических средств от несанкционированного доступа.

В пояснительной записке к законопроекту авторства СБУ указано, что он подготовлен в сотрудничестве с консультативной миссией ЕС и ее представительством в Украине, а также офисом связи НАТО в Украине с учетом особенностей отечественной безопасности среды.

Главное научно-экспертное управление ВР отметило, что в законопроекте сохраняется статус СБУ как органа досудебного расследования, подчиненного непосредственно президенту, а меры по борьбе с преступностью осуществляет Кабмин.

Конституционный Суд отметил, что пребывание органов досудебного расследования даже под опосредованным подчинением президента Украины создает угрозу их независимости и приводит к концентрации власти у главы государства. В свою очередь это нарушает баланс конституционных полномочий между президентом и Кабмином и фактически создает параллельную исполнительную власть, подчиненную главе государства. В итоге такая концентрация власти ослабляет конституционные гарантии прав и свобод.

Рассматривая рекомендации иностранных партнеров по демилитаризации СБУ, нужно также учитывать, что ни одна из стран НАТО или ЕС не находится в состоянии сдерживания и противодействия иностранной вооруженной агрессии и оккупации ее территорий.

Практика принятия таких законов является неоправданной, поскольку их неоднократное изложение в новой редакции усложняет дальнейшее внесение изменений.

Добавленное к законопроекту финансово-экономическое обоснование не соответствует требованиям регламента ВР. В тексте документа приводятся только общие цифры прогнозируемых расходов бюджета в целом, однако невозможно понять, каким образом вычислены эти цифры.

Юристы ВР высказали три десятка замечаний к законопроекту и пришли к выводу, что он по результатам рассмотрения в первом чтении нуждается в существенной доработке. В итоге документ до сих пор дорабатывается.

Между тем в парламент был подан альтернативный законопроект, в котором предлагалось запретить оперативным подразделениям органов безопасности осуществление следственных (розыскных) действий во время досудебного расследования уголовного преступления. До 1 ноября эти функции должно было взять на себя Государственное бюро расследований. Однако проект закона был отклонен.

Одна из причин — возражение Главного научно-экспертного управления ВР, в котором было отмечено, что законопроектом фактически предусматривается сокращение общего количества состава СБУ с 31 тыс. человек до 14 тыс.

Такой переход должен проводиться постепенно, в т. ч. с учетом необходимости соблюдения социальной защиты увольняемых лиц и обеспечения их адаптации в новых условиях. А массовое увольнение приведет к существенной финансовой нагрузке на госбюджет в связи с необходимостью выплаты значительных средств.

Подводя итоги, можно констатировать, что законопроект, предложенный СБУ, пусть и с изменениями и дополнениями, будет принят парламентом, причем его основополагающие принципы вряд ли изменятся.

Правова шизофренія

Хімічні речовини на робітників України діють благотворно. На відміну від Європи

Как бы не дождаться контрсанкций

Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...

Проблемы индейцев

Избыточная доходность добытчиков газа формируется за счет завышенных цен и тарифов,...

День душегуба

Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...

Накопи себе сам

Закономерным результатом реформы станет то, что накопительные пенсионные ресурсы...

На руинах правопорядка

 Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...

Один ствол и не более 20 патронов в магазине

МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного и гладкоствольного оружия для...

Слежка в частных руках

Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...

Лучше нету интернета

Новый закон имеет много минусов, баланс смещен в пользу крупных игроков и полномочий...

Бузишь — ударим током

С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...

Сколько будет горбов у транспортного «верблюда»?

Подход, при котором повышение социальных стандартов автоматически приводит к росту...

Минус реиндустриализация всей страны

Общие проекты модернизации инфраструктуры могут стать серьезным драйвером роста...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка