Память über allen

02 Апреля 2019 4.5

Едва ли не самым заметным явлением мировой массовой культуры прошлой недели стал релиз Deutschland от культовой немецкой индастриал-металл группы Rammstein. Вниманию публики сразу был представлен видеоклип -- собственно, и вызвавший самые большие споры.

Предыдущий альбом (там новой была всего одна песня) группа выпустила еще в 2011 г., а предыдущий видеоклип -- причем кавер-версию своего хита 2001 г. -- в 2012-м. Новая песня, как и видеоряд к ней, просто нашпигована отсылами к предыдущим хитам (что, впрочем, также не новость), мелодикой во многом развивает направление сайд-проекта солиста группы Lindemann -- но при этом смотрится достаточно оригинально.

Рекомендовать новый клип к просмотру не приходится. Преданные фанаты группы уже успели оценить его. Но многим, даже тем, кто группу «любит не за это», видеоряд может не то что показаться непонятным -- вызвать отвращение на уровне физиологии. Привычный градус Rammstein смогли сохранить, а то и повысить. А просто отмахнуться от себя они не дадут: слишком много серьезных проблем ставит их новое произведение.

Закат Европы

Если коротко, то перед нами проходят все наиболее яркие моменты истории Германии -- начиная с отстаивания германскими племенами своей независимости от Римской империи. Тевтонские рыцари, Империя германской нации, инквизиция, войны Фридриха Великого и объединение Германии, Веймарская республика, противостояние коммунистов с нацистами и установление нацистской диктатуры, концлагеря и ракеты «Фау», ГДР и «Фракция красной армии», мульткультурализм и неопределенное будущее… Список неполон, да и вряд ли может быть таким: слишком неоднозначны разбросанные в видеоряде намеки.

Фантасмагоричная скоростная смена кадров, к тому же выстроенных с сознательным отказом от хронологической последовательности, парадоксально вписывается в достаточно целостное, притом трагическое, повествование. Воплощающая Германию темнокожая актриса (понимайте это как символ мультикультурализма, черного орла с герба Германии или как хотите еще) выступает то жертвой, то агрессором, то наблюдателем жестокости -- и никакой надежды на качественную альтернативу нет.

Вообще потускневшее от частого использования слово «безысходность» как нельзя лучше характеризует настроение клипа. Позитивные варианты отсутствуют. Либерализм и мультикультурализм оборачиваются уличными погромами и неизбежным сползанием к полицейскому государству.

Левые идеи в клипе воплощают карикатуризированная (хотя и сравнительно спокойно выглядящая на общем фоне) ГДР и берущие в заложники Германию террористы «Фракции красной армии».

Религия… Католическая церковь стала одной из главных мишеней клипа (вполне возможно, не случайно выпущенного во время Великого поста): кардиналы и монахи жгут костры инквизиции (от них прямой путь к книжным кострам нацистов) и предаются всяческим (в стиле Rammstein смакуемым) излишествам.

Можно списать на то, что происходящие из традиционно протестантской, а ныне преимущественно атеистической Восточной Германии музыканты развивают традиции антикатолической полемики -- вот только та все же подразумевала позитивную альтернативу. А ее нет. Европейский протестантизм, пытаясь угнаться за «повесткой дня», абсолютно растворяет себя в ней. И болезненная для Германии тема религиозных войн (одна из немногих) в клипе не раскрыта. Общество секуляризуется, и чудес не ждет.

А земных альтернатив на этом фоне остается только две. Либо крайне неуютная новая версия тоталитарно-имперской Германии, либо улетающий в космос хрустальный гроб с ней. В неожиданно продолжительных титрах зрителя дразнят мелодичным фортепианным кавером на песню Sonne -- в которой как раз произошло воскрешение красавицы в хрустальном гробу. Но нет. Ende.

Две политики памяти

В любом постсоветском государстве само появление такого вольного обращения с историей своей страны уже стало бы крупным скандалом. В Германии же, в силу базисных для ФРГ принципов «национальной памяти», общественно неприемлемым скорее будет считаться излишнее возвеличивание своей нации. Ну и какие-либо внешние проявления нацизма, разумеется. В которых немедленно попытались обвинить клип Deutschland.

Претензии в первую очередь вызвали сцены в концентрационном лагере (там сперва вешают узников, а затем уже узники расстреливают своих палачей), а также использование рефрена «Германия превыше всех» -- лишь одной строкой отличающегося от ставшего в ХХ веке печально известным «Германия превыше всего».

Между тем клип, в общем-то, сжато, но достаточно четко декларирует неприятие нацизма. В нем режим Гитлера рождается из драк нацистов с коммунистами на фоне «эпохи джаза» -- а немецкая буржуазия весело вбрасывает в это деньги и помогает восстанавливаться между раундами загримированному под Гитлера (в образе времен Первой мировой) солисту группы. Последующие технические достижения (в клипе -- ракета «Фау») основаны на страданиях узников концлагерей: евреев, политических противников, сексуальных и религиозных меньшинств.

В общем, вполне классическая версия и для ГДР, и для западного мейнстрима (до правого поворота 80-х годов; вспомним хотя бы классическое «Кабаре») версия. Но в особенности «политики памяти» ФРГ не укладывающаяся. Ее основой стало безусловное чувство коллективной вины нации -- и вытекающий отсюда негласный запрет на приближение к тем болезненным событиям.

Однако забвение ран не излечивает. С каждым очередным общественным кризисом к невыученным урокам приходится возвращаться. И в этом, пожалуй, главный урок релиза.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Жители Будапешта ночь напролет были вынуждены...

Населению кварталов столицы Венгрии, прилегающих к стадиону «Ференц Пушкаш»,...

Фронтмена группы Rammstein вместе с Потапом заметили в...

Солиста немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна застали в компании украинского...

Загрузка...

Венгрия предлагает восстановление отношений

Венгрия предложит план всеобъемлющего экономического сотрудничества с Украиной: 50...

ПАСЕ как родинка

Реальный вес ПАСЕ как международной организации в Украине сильно преувеличивался в...

Опасный демарш

Саша Боровик -- юрист, экономист, предприниматель, прозападный технократ,...

Мэй уходит, а Брекзита все нет

Выборы в Европарламент сигналят о конце эпохи

Первые итоги европейских выборов

Уже состоявшиеся выборы депутатов Европарламента войдут в историю, в частности...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка