В связи с активным обсуждением последних событий в ПАСЕ не могли бы вы объяснить читателям — действительно ли эта организация так важна для Украины? Каков ее реальный вес на международной арене? Ведь многие почему-то считают ПАСЕ чуть ли не органом ЕС, хотя к союзу эта структура не имеет никакого отношения.
Николай Дилетников, Херсон
Реальный вес ПАСЕ как международной организации в Украине сильно преувеличивался в последние годы — поскольку там наша дипломатия демонстрировала определенные успехи. Теперь это преувеличение обернулось второй стороной — неприятная неудача выглядит для обывателя планетарной катастрофой.
Действительно, Парламентская ассамблея Совета Европы не имеет прямого отношения к ЕС. Это орган Совета Европы — совсем другой материнской международной организации, созданной еще в 1949 г.
Про создание Совета Европы говорили много и давно, а локомотивом процесса стал еще во время Второй мировой Уинстон Черчилль. Он лоббировал модную в кругу евро-элиты идею создания «Соединенных Штатов Европы», первым шагом к чему стала бы международная организация.
Очень долго велись споры, кто и как должен представлять страны в этой организации — ограничиться участием правительств значило бы слишком сузить масштаб. В результате была принята очень удачная универсальная схема: Совет Европы состоит из Кабинета министров, где представлены министры иностранных дел всех членов, и Парламентской ассамблеи, где работают представители парламентов.
Изначально в Совет Европы вошли 10 государств, а сегодня их там 47 (сравните с 28 членами ЕС).
На заре деятельности Совет Европы ставил перед собой весьма амбициозные задачи. Но со временем оказалось, что как платформа для военного, экономического или политического сотрудничества такое широкое и аморфное образование не годится — время в середине XX в. было еще неподходящим для объединения в надгосударственную структуру.
Поэтому со временем Совет Европы стал чем-то вроде коллективного правозащитника. Недаром основным достижением органа стало принятие в 1950 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция конвенцией, но совету удалось по тем временам почти невозможное — построить работающий орган по защите прав человека! Им стал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который рассматривает индивидуальные(!) иски. Это очень круто, когда вы можете засудить собственное государство. И многие украинцы уже воспользовались данной возможностью. ЕСПЧ не входит в СЕ, но работает при нем.
Во время «холодной войны» СЕ концентрировал усилия на критике Советского Союза и Восточного блока — впрочем, было за что. Украина вошла в СЕ в 1995 г. и стала 37-м членом организации.
Теперь о ПАСЕ. Это не руководящий, а лишь консультативный орган организации! ПАСЕ довольно пестрая площадка. Дело в том, что каждая национальная делегация (ее размер зависит от численности населения государства) должна включать представителей всех политических партий в действующем национальном парламенте.
Фактически в рамках одной делегации порой собираются лютые недруги — что уж говорить о калейдоскопе, где партийные и национальные интересы пересекаются и схлестываются самым непредсказуемым образом. От Украины в ПАСЕ работают 12 депутатов. От Германии, например, 18.
ПАСЕ, по большому счету, очень большая и дорогостоящая трибуна. Она создана для налаживания связей между парламентариями разных стран. Реальных полномочий, кроме производства резолюций и рекомендаций, у ПАСЕ почти нет. У нее нет дивизий, и она не распределяет миллиарды финансовой помощи. Едва ли не единственная имеющая «силовое» значение функция — выборы судей ЕСПЧ.
Так что вес ПАСЕ в большинстве своем медийный, реальных рычагов давления у структуры нет, ни экономических, ни политических. Даже в сфере защиты прав человека роль ПАСЕ не слишком мощная. Например, когда в стенах ассамблеи в 2007 г. прозвучал доклад швейцарского сенатора Дика Марти о секретных тюрьмах ЦРУ в Европе, где пытали людей, дело закончилось... ничем! А ведь в скандальном и архигромком докладе подробно описывалась ответственность за работу нелегальных тюрем даже глав государств — Александра Квасьневского, Иона Илиеску, Траяна Бэсеску.
Микроскопический косвенный результат: Европейский суд по правам человека в 2014-м и 2018 г. по делам двух жертв пыток признал факты нарушения прав человека в секретных тюрьмах ЦРУ на территории Польши, Румынии и Литвы и присудил им компенсацию.
Поэтому разговоры о том, что сегодня «Европа сняла санкции с России» — не соответствуют действительности. Единственные санкции, которые были доступны ПАСЕ, — это лишить делегацию права голоса. Россию, кстати, лишали права голоса в ПАСЕ в 2000 г. в связи с Чеченской войной. Во время войны с Грузией такого казуса удалось избежать.
Несмотря на то, что ПАСЕ — довольно безобидная структура, не имеющая доступа к экономическим процессам, и здесь имеется политическая коррупция. Связанная, конечно, все с тем же высоким медийным статусом.
Так, режим Азербайджана давно сталкивается с кризисом в восприятии его на международной арене — и серьезной критикой за нарушение прав человека. Богатое государство решило подправить имидж и подкупило ряд депутатов ПАСЕ из тайного фонда Ильхама Алиева. На взятки, согласно утверждениям расследователей, было направлено свыше 2,8 млрд. долл. — грандиозная сумма.
В результате ПАСЕ провалила в 2013 г. принятие доклада, где власти Азербайджана подвергались ожесточенной критике. Совет Европы начал расследование по данному делу, но оно вяло угасло.
ПАСЕ со временем признала, что практики подкупа были и ранее неоднократно использованы другими странами—членами Совета Европы.
Попался и сам президент ПАСЕ Педро Аграмунт, а его роскошные вояжи прозвали «икорной дипломатией». Однако никакого реального наказания этот деятель не понес, его всего лишь лишили права членства в ассамблее на 10 лет.
Не удивительно, что авторитет ПАСЕ сравнительно низок и не идет ни в какое сравнение, например, с Европарламентом.
Из всего этого следует два вывода: в медийном поле Украины слишком много внимания придается «дипломатическому поражению» в ПАСЕ. И слишком мало — реальным причинам произошедшего. Дело ведь совсем не в том, что Совету Европы нужны взносы РФ на содержание раздутого штата — хотя именно такой тезис превалирует сегодня в украинских СМИ. Этот фактор имеет значение, но отнюдь не такое серьезное.
Ведь решение о возвращении РФ в ПАСЕ принимали не функционеры СЕ, а парламентарии 47 государств. Вот об этом Киеву стоило бы говорить громко: ведь России с помощью сложного комплекса мер удалось привлечь союзников в законодательных органах многих европейских государств.
Москва с помощью аффилированного бизнеса и медиа-тяжеловесов оказалась серьезным игроком на внутриевропейской сцене. Без Москвы не обходятся ни одни выборы ни в одном государстве — она умеет находить самых неожиданных союзников, зачастую предлагая помощь маргиналам. Идеологический кризис в Европе, успех гипер-популистов переформатирует парламенты — и там находится место для новых игроков с интересными друзьями на востоке.
Вялая украинская дипломатия пока что не умеет играть в такую динамическую шахматную партию без правил. Заточенность МИДа на обслуживание и оправдание правящей группировки до сих пор не позволяла вести системную и интенсивную работу, в т. ч. и на уровне межпарламентского сотрудничества. Сами наши партии всегда были сконцентрированы на войне за экономические ресурсы страны и практически никогда даже не пытались работать с коллегами из соседних стран.
Вот этот масштабный кризис и должен вызывать обеспокоенность Украины, а не мелкий эпизод из жизни ПАСЕ.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Венгрия предложит план всеобъемлющего экономического сотрудничества с Украиной: 50...
Саша Боровик -- юрист, экономист, предприниматель, прозападный технократ,...
Выборы в Европарламент сигналят о конце эпохи
Уже состоявшиеся выборы депутатов Европарламента войдут в историю, в частности...
Привычный градус Rammstein смогли сохранить, а то и повысить. Отмахнуться от себя они не...
Сохранение статус-кво в вопросе реформы налоговой системы лишь усугубляет репутацию...
Позиции Киева и Берлина сближаются — причем в наиболее выгодной для Украины форме
Комментарии 0