Украина в НАТО — реальные последствия

№10 (405) 7 - 13 марта 2008 г. 07 Марта 2008 0

В споре сторонников и противников вступления Украины в НАТО вместо аргументов преобладают эмоции. Между тем экономические и социальные последствия вступления Украины в альянс вполне поддаются объективной оценке.

Прямые экономические последствия включают: расходы на перевооружение и переобучение вооруженных сил Украины в соответствии со стандартами НАТО; потери военных заказов украинских предприятий от российского Минобороны; разрыв кооперационных связей между украинскими и российскими предприятиями военно-промышленного комплекса; ликвидацию базы Черноморского флота России в Севастополе; резкое сокращение миграционных потоков и поездок граждан между Украиной и Россией вследствие введения визового режима; прекращение экспорта военной техники и военно-технического сотрудничества с Ираном и, частично, с Китаем и арабскими странами.

Косвенные экономические последствия включают: свертывание отношений свободной торговли с Россией, а также с Белоруссией и Казахстаном, формирующих общий Таможенный союз; переход на европейские цены за импортируемый природный газ; изменение торгового и платежного балансов (снижение доли СНГ и увеличение доли стран НАТО); попадание в полную технологическую зависимость от Запада, перевод производства на отверточные технологии и как следствие — утрата инжиниринга, т. е. возможности разрабатывать, создавать и производить промышленную продукцию; прекращение совместных с Россией проектов в сфере высокотехнологической промышленности; активизацию транснациональных корпораций стран НАТО в поглощении украинских предприятий и освоении украинского рынка.

И прямые, и косвенные последствия вступления Украины в НАТО сводятся с большим негативным сальдо для экономики Украины. Может быть, именно поэтому минэкономики и ведущие экономические институты НАН Украины стараются «не замечать» этой темы. Вместо объективных количественных оценок политической элите и народу преподносятся «гадания на кофейной гуще» с туманными рассуждениями о притоке иностранных инвестиций, финансовой помощи и прочей манны небесной.

На самом деле, как уже показал опыт недавно вступивших в НАТО государств Восточной Европы, основная часть расходов по перевооружению армии ляжет на украинский бюджет. Потеря российских оборонных заказов, а также экспортных контрактов по поставкам военной техники в Иран и некоторые другие государства, в отношении которых НАТО применяет санкции, не будет компенсирована. Напротив, вследствие развала кооперационных связей российских и украинских предприятий ВПК украинская оборонная промышленность фактически прекратит свое существование, и вооружение для ВСУ придется импортировать.

В первом приближении, прямые потери ВПК бюджета Украины вследствие вступления в НАТО составят от 3 до 7 млрд. долл. в год. Они лишь незначительно будут компенсированы весьма скромной технической помощью со стороны государств НАТО. Другие прямые экономические потери будут включать: потерю доходов граждан, выезжающих на работу в Россию, снижение доходов курортно-рекреационного комплекса Крыма и Азовского побережья вследствие сокращения туристов из СНГ. Эти потери оцениваются в размере от 2 до 5 млрд. долл. в год и затронут в основном доходы граждан, которые компенсированы не будут.

Итак, общие прямые экономические потери Украины вследствие вступления в НАТО составят от 5 до 12 млрд. долл. в год в зависимости от интенсивности процесса присоединения.

Косвенные последствия от вступления в НАТО для экономики Украины определяются главным образом резким ухудшением торгово-экономического режима сотрудничества с Россией и другими государствами ЕврАзЭС, образующими Таможенный союз.

Во-первых, вступление в НАТО сделает невозможным образование ЕЭП с Россией и другими государствами СНГ. Выпадение Украины из единого экономического пространства с РФ объективно приведет к переходу на мировые цены в торговле природным газом и другими экспортируемыми из России энергоносителями, что повлечет за собой резкое снижение рентабельности и конкурентоспособности украинских металлургических, химических, машиностроительных и продовольственных товаров.

По имеющимся оценкам, большинство предприятий химико-металлургического, агропромышленного и машиностроительного комплексов станут банкротами, лишатся работы более миллиона человек, многие регионы Украины окажутся в глубокой депрессии.

Во-вторых, произойдет прекращение выпуска значительной части высокотехнологической продукции вследствие разрушения кооперационных связей в авиационной, ракетно-космической, судостроительной, приборостроительной и других отраслях наукоемкой промышленности.

Это — вследствие закрытия соответствующих сегментов российского рынка и разрыва кооперационных связей с российскими предприятиями — приведет к остановке наиболее перспективных машиностроительных предприятий Украины, в стоимости готовой продукции которых около половины составляют российские комплектующие, и основной рынок сбыта которых находится в России. Развалятся весьма перспективные совместные проекты — например, «Морской старт» или «АН-70». Украинская экономика утратит перспективы развития в передовых направлениях НТП.

В-третьих, в среднесрочной перспективе повышение цен на газ до европейского уровня приведет к убыточности химико-металлургического комплекса, металлообработки, некоторой части машиностроения и пищевой промышленности. Это вызовет резкое (в 1,5—2 раза) снижение украинского экспорта при одновременном существенном удорожании импорта. Ухудшится платежный баланс Украины, дефицит которого после перехода к мировым ценам в торговле энергоносителями и свертывания отношений свободной торговли с Россией может превысить 10 млрд. долл.

Неизбежная в результате этого девальвация гривны (на первом этапе на 25-40%) даст мощный толчок инфляции, остановить которую украинские власти смогут только за счет резкого снижения уровня жизни. Он упадет не менее чем вдвое, учитывая, что наряду с 1,5-кратным подорожанием импортных товаров еще больше вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Ожидаемое снижение ВВП составит при этом не менее 15%.

В-четвертых, Украина потеряет значительные возможности экономического роста, которые предоставляет ЕЭП. Следует понимать: если Украина находится внутри ЕЭП с Россией, внутри Таможенного союза, значит, она получает все правовые основания требовать поставки газа по внутренним российским ценам, потому что рынок становится общим. Но если Украина отказывается входить в ЕЭП, значит, у Газпрома нет никаких оснований продавать нам газ по цене, отличной от той, по которой покупают его страны Евросоюза.

По проведенным расчетам, при реализации сценария полномасштабного создания ЕЭП в перспективе до 2015 г. ВВП Украины увеличится на 84%, конечное потребление возрастет на 82%, инвестиции в основной капитал возрастут на 75%. В период до 2010 г. чистый эффект от интеграционного процесса составит 18,6% современного уровня ВВП (50,5 млрд. грн.), к 2015 г. — 34% современного уровня ВВП (92 млрд. грн.). Это даст к 2010 г. 19,2% (40,4 млрд. грн.) прироста фактического уровня конечного потребления, а к 2015 г. — 33,6% (70,8 млрд. грн.), а также дополнительные инвестиции в основной капитал к 2010 г. 19,3% (12,6 млрд. грн.) от современного уровня, а к 2015 г. — 32,3% (21,2 млрд. грн.). Всего упущенная выгода вследствие вступления Украины в НАТО и отказа от создания ЕЭП к 2015 г. составит более 770 млрд. долл.

В-пятых, возникновение визового барьера для передвижения граждан создаст дополнительные трудности в трудовой миграции и нанесет серьезный ущерб туризму и связанным с ним украинским предприятиям сферы услуг.

Сторонники вступления Украины в НАТО сулят выгоду в будущем при вступлении в ЕС. Но перспективы вступления Украины в ЕС остаются призрачными и в любом случае — выходящими за пределы 10-летней перспективы.

Призывы к вхождению Украины в НАТО в случае принятия подобного решения не снимут этой неопределенности, но сделают невозможным участие Украины в ЕЭП, ставя под угрозу сохранение отношений свободной торговли с Россией.

Участие же Украины в ЕЭП дает украинским потребителям возможность неограниченного доступа на российский рынок, свободной торговли товарами и услугами без каких-либо таможенных пошлин, нетарифных барьеров и пр.

В интересах Украины — как можно скорее завершить процесс формирования ЕЭП, предусмотрев все необходимые механизмы эффективного функционирования институтов единого общего рынка, включая механизмы ценообразования, разрешения хозяйственных споров, проведения торговой политики. Государствам-участникам ЕЭП следует незамедлительно согласовать условия присоединения к ВТО, гарантировав сохранение отношений свободной торговли между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном, полноценное функционирование институтов ЕЭП после этого присоединения.

Следует также понимать, что вступление в НАТО означает фактический отказ от национального суверенитета в военно-политической сфере, а в перспективе — и в экономике. В результате этого решения Украина потеряет большую часть промышленности и утратит национальный контроль над собственной экономикой. Банковский сектор, крупные промышленные предприятия перейдут под контроль иностранных собственников.

Именно в этом направлении намерена двинуться Украина, приняв условия присоединения к ВТО, неприемлемые для отечественных товаропроизводителей.

Мы знаем условия, на которых вступает Украина, они существенно жестче тех, которых добивается Россия. После ратификации протокола о присоединении нельзя будет согласовать с партнерами по СНГ таможенные тарифы и условия доступа на рынки услуг этих стран. Это означает, что Украина не сможет войти в Таможенный союз с Россией и в ЕЭП.

Баланс минусов и плюсов вхождения Украины в НАТО настолько очевиден, что вызывает недоумение такое легкомысленное поведение украинского руководства. В случае этого решения Украину ждет социально-экономическая катастрофа, потому что, во-первых, переход к оплате поставляемого из России газа на европейские цены будет означать банкротство ведущих отраслей украинской экономики, которые формируют платежный баланс страны по экспорту.

Во-вторых, сильное ухудшение платежного баланса будет означать неизбежную девальвацию гривны, может быть, и в два раза.

В-третьих, это вызовет резкое повышение стоимости жизни из-за повышения стоимости коммунальных услуг, где тепло и электроэнергия играют доминирующую роль. Безработица вырастет. На фоне экономического роста в России это будет означать, что уровень жизни в Украине станет ниже российского раза в три. И что дальше? Что Европа сможет предложить в данном случае? Только спрос на рабочие руки из Украины? Да и то, разговор о том, что украинских рабочих ждут с распростертыми объятиями, представляется крайне сомнительным.

Результаты вхождения Украины в ЕЭП или в НАТО можно оценить следующим образом. В первом случае — продолжение экономического роста с темпом 6-12% ежегодного прироста ВВП и реальных доходов населения в зависимости от успехов в развитии высокотехнологических отраслей.

Во втором случае — остановка большинства предприятий химико-металлургического и машиностроительного комплексов, существенное сокращение производства в агропромышленном комплексе, что в совокупности приведет к снижению ВВП на 15—20%, к ликвидации более 3 млн. рабочих мест, двукратному снижению уровня жизни большинства населения.

Чтобы выяснить это, нужно просто посчитать экономические последствия, а не голоса «за» и «против» на референдуме. Во втором случае есть риск стратегической ошибки по следующим причинам.

Первое: референдум проводится не до выполнения процедур вхождения Украины в НАТО, а после. То есть украинское руководство хочет вначале поставить Украину на дорогу в НАТО, а затем формально добиться утверждения этого решения на референдуме. И дело здесь не только в пропагандистской кампании с целью добиться соответствующего общественного мнения. Населению вступление в НАТО будет преподноситься как уже решенный вопрос, что существенно ослабит влияние противников такого решения — после драки кулаками не машут.

И второе, более существенное. Само политическое решение планируется принимать не референдумом, а по итогам референдума украинским руководством. Это позволяет последнему вынести на референдум туманную двусмысленную формулировку, которую затем проинтерпретировать нужным образом.

А вхождение Украины и России в ЕЭП, исходя из принципов мирового права и общепринятой практики международной торговли, может стать долгосрочной основой для предотвращения кризиса и успешного экономического развития наших стран. Нормативные документы, определяющие восстановление ЕЭП, уже подготовлены.

Необходима только политическая воля украинского руководства, отсутствие которой уже длительное время тормозит завершение переговоров.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка